Выборов и местных референдумов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выборов и местных референдумов



 

Муниципальное избирательное право, в целом, повторяет системы по выборам органов государственной власти. И в этом нет ничего удивительного: в основе и той и другой – федеральное законодательство.

Организация и проведение выборов в органы местного самоуправления представляют собой систему, установленных законодательством действий субъектов избирательного процесса, направленного на обеспечение конституционного права граждан избирать и быть избранным. Организация и проведение местных референдумов регламентированы в целях обеспечения права граждан на участие в референдумах.

Последовательность совершаемых мероприятий по организации муниципальных выборов и местных референдумов отражает основные этапы избирательной кампании:

- назначение выборов;

- образование округов и участков;

- формирование избирательных комиссий (комиссий по проведению местного референдума) и составление ими списков избирателей (участников местного референдума);

- выдвижение и регистрации кандидатов;

- предвыборная агитация;

- голосование и подведение итогов.

Характеризуя названные стадии, следует отметить, что они урегулированы законодательством, их осуществление строго регламентировано сроками выполнения, реализация указанных этапов связана с участием множества субъектов: органов государственной власти и местного самоуправления, избирательных комиссий, кандидатов, избирательных объединений и пр. Поэтому мы изложили их в виде таблицы, которая позволяет систематизировать нормы муниципального избирательного права (Приложение 18).

Назначение выборов является самостоятельной стадией избирательного процесса. Она обеспечивает периодичность проведения выборов.

В законах закрепляется централизованный, децентрализованный и смешанный порядок назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка – выборы депутатов представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования назначаются региональным законодательным органом государственной власти не позднее 3-х месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного самоуправления.

«В рамках децентрализованного порядка выборы, как представительного органа, так и главы муниципального образования и иных должностных лиц местного самоуправления назначает сам представительный орган не позднее, чем за 3 месяца до дня выборов»[37].

Образование округов и участков. Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т.д.) – области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирается от равного числа жителей или избирателей

Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей. Они образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями.

Формирование избирательных комиссий. Закрепленная в федеральном законодательстве система избирательных комиссий в Российской Федерации является главным организационным механизмом, который призван обеспечивать периодическое демократическое избрание федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

В соответствии с законом, формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

В России существует система избирательных комиссий. Избирательные комиссии соподчинены соответственно уровню выборов. При проведении муниципальных выборов организуют свою работу: избирательные комиссии муниципального образования, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

Организация деятельности избирательных комиссий строится на основе ряда принципов.

Принцип коллегиальности. Например, заседание комиссии считается правомочным, если на нём присутствуют большинство членов комиссии с правом решающего голоса, а также председатель комиссии;

Принцип гласности. Он реализуется посредством различных форм. На заседаниях комиссий могут присутствовать представители государственных органов, избирательные объединения, политические партии, представители СМИ. Требованием закона является обязанность избирательных комиссий публиковать в СМИ сведения о зарегистрированном кандидате, о результатах выборов (местных референумов) и др.

Принцип гласности реализуется и при осуществлении контроля со стороны наблюдателей. Заметим, что назначать наблюдателей имеют право, помимо избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрированных кандидатов и общественных объединений, непосредственно избиратели. Правда, на этот счет законодателем введено несколько условий, в зависимость от которых поставлена возможность реализации вышеназванной нормы.

«Во-первых, осуществление права назначения наблюдателей непосредственно избирателями возможно лишь при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Во-вторых, даже если проводятся выборы в органы местного самоуправления, не в каждом регионе избиратели могут воспользоваться своим правом общественного контроля за ходом голосования и установлением результатов выборов, поскольку Федеральным законом определено, что указанным правом избиратели могут воспользоваться только в случае, если оно закреплено в законе соответствующего субъекта Российской Федерации»[38].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что для значительной части избирателей сегодня отсутствуют законодательные гарантии обеспечения общественного контроля за проведением голосования и подведением его итогов при проведении выборов всех уровней. Более того, существуют установленные федеральным законодательством препятствия для самостоятельного закрепления таких гарантий субъектами Российской Федерации.

Принцип обязательности решений избирательных комиссий. Он применяется в отношении тех решений, которые приняты в пределах их полномочий. Они обязательны для выполнения всеми государственными, местными органами власти, избирательными объединениями, организациями, гражданами. Решения комиссий, противоречащие федеральным законам, правовым актам субъектов Федерации, уставам муниципального образования подлежат отмене вышестоящими комиссиями или судом.

Функциями избирательных комиссий выступают: назначение выборов (в случае их неназначения уполномоченным на то органом или должностным лицом), определение схемы избирательных округов, регистрация кандидатов, списков кандидатов, контроль за проведением предвыборной агитации, контроль за созданием избирательных фондов и расходованием средств этих фондов, применения меры ответственности за нарушения избирательного законодательства, финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, организация голосования, подсчёт голосов избирателей, определение результатов выборов и др.

Выдвижение и регистрация кандидатов. Порядок выдвижения кандидатов в выборные органы местного самоуправления предусматривает различные способы реализации этих субъективных прав избирателей. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками.

Чаще всего это происходит путем подачи листов с подписями установленного законом числа жителей данного избирательного округа, обладающих полным объемом избирательных прав, в поддержку кандидата. Кандидаты в муниципальные органы могут баллотироваться по партийным спискам, опираясь на поддержку определенной политической партии, или выступать как независимые кандидаты. Выборы осуществляются как по одномандатным округам, так и по многомандатным округам.

Для определения результатов голосования используются как пропорциональная, так и мажоритарная избирательные системы. Мажоритарная система может предполагать и проведение выборов в два тура. На выборах в муниципальные органы запрещено введение императивного мандата. Депутаты муниципальных органов не связаны никакими наказами избирателей и не обязаны отчитываться перед избравшими их гражданами.

Предвыборная агитация. Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения.

Правовое обеспечение равных условий доступа к агитации через СМИ: предоставление бесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирному времени, печатным площадям периодических печатных изданий. Вместе с тем в интересах избирателей установлено правило, согласно которому, не менее одной трети от общего объёма бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для совместного проведения дискуссий.

В законодательстве установлены признаки агитационных печатных материалов, без которых данные материалы будут считаться анонимными: такие материалы должны содержать наименование и адреса организаций, заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска.

Растущая изобретательность некоторых не слишком чистоплотных участников выборов требует постоянного внимания законодателей к вопросам регулирования предвыборной агитации. Например, кандидаты, имеющие отношение к коммерческим структурам, пытаются осуществлять дополнительную агитацию в форме рекламы собственных фирм. Вполне возможно ввести законодательные ограничения против этого, заставив оплачивать подобную рекламу только из средств избирательных фондов, которые, как отмечалось, имеют свои пределы. Очень важно, чтобы во всех законодательных актах содержались недвусмысленные положения, запрещающие проведение предвыборной агитации, сопровождаемой вручением подарков, предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, выплатой денежных средств, и даже обещание передачи каких-то материальных благ.

При муниципальных выборах значительную роль играют местные СМИ, нежели центральные. Местные СМИ (особенно это характерно для периодической печати) весьма обстоятельно пишут и говорят обо всех сторонах избирательного процесса, начиная с этапа рассмотрения возможных кандидатур и заканчивая анализом результата выборов.

Задача СМИ состоит не только в том, чтобы рассказывать, что происходит в период избирательной кампании, но и знакомить своих читателей, зрителей, радиослушателей с законодательными нормами и правилами, по которым они проводятся.

Голосование и подведение итогов муниципальных выборов. Должна быть обеспечена открытость и гласность важнейшего этапа избирательной кампании. Установлены требования к помещению для голосования: оно должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов избирательной комиссии, наблюдателей. Установлены требования для избирательных бюллетеней и степень защиты.

Существенное влияние на результаты выборов оказывают правила определения победителей. В подавляющем большинстве регионов для победы в муниципальных выборах требуется получить простое большинство голосов. Действие данной нормы нередко приводит к тому, что официальные итоги выборов неадекватно отражают политические симпатии большинства электората. Двухтуровые выборы представляются более объективными, но, учитывая слабые финансовые возможности муниципальных образований и пассивность избирателей, в настоящее время говорить о широком внедрении данной системы было бы преждевременно.

Особенностями решений, принятых на референдуме, является их обязательность и то что они не нуждаются в дополнительном утверждении, оно действует на территории соответствующего муниципального образования. Оно подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации муниципальных нормативных правовых актов.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Отменить решение, принятое на местном референдуме, суд может произвести по следующим основаниям:

- нарушение установленного порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

- несоответствие закона субъекта Российской Федерации, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

- несоответствие решения, принятого на референдуме местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

Внедрение информационно-технологических процессов предполагает использование ГАС «Выборы» в муниципальном избирательном праве.Требования к ней и к ее эксплуатации и развитию определяются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, – Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Ввод в ГАС «Выборы» данных, содержащихся в протоколах комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, является обязательным, за исключением данных об итогах голосования, о результатах выборов в органы местного самоуправления поселений, а также данных об итогах голосования, о результатах местных референдумов в муниципальных образованиях.

В аппарат каждой избирательной комиссии в качестве структурного подразделения входит информационный центр в функции которого входят техническое и информационное обеспечение деятельности избирательной комиссии, автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, эксплуатация и развитие части ГАС «Выборы», функционирующей на территории этого субъекта Российской Федерации.

При использовании в соответствии с законом ГАС «Выборы» (отдельных ее технических средств) при проведении выборов, референдума, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, подсчете голосов избирателей, участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума, соответствующая комиссия образует группу, в которую входят члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса, для контроля за использованием ГАС «Выборы». При этом все члены комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в системе. Данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме «только чтение») абонентам информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». Порядок и сроки предоставления таких данных не должны противоречить требованиям законодательства о выборах и референдумах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.014 с.)