Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.



Интересен опыт изучения исследователей западной социологии в области досуга. Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения об увеличении свободного времени для всестороннего развития личности. А.Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, т.к. «только он делает человека полным обладателем своего «Я». Э. Фромм рассматривает проблему досуга и его ценности относительно взаимоотношений общества и личности. Он подчеркивает, свобода в сфере досуга есть ни что иное, как иллюзия, а сам досуг - продолжение работы, ибо его использование направлено на решение вопросов восстановления и воспроизводства человека как работника.

Западная наука стремится утвердить досуг как «истинное время жизни», едва ли не единственный смысл человеческого существования. Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда социологических теорий и научных школ досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблер, Г.Виленский, Э. Гидденс, Ж. Дюмазье, М.Мид, С.Паркер). Кроме этого проблемы досуга вызывали интерес у представителей психологической науки (Э. Дюргейм, 3. Фрейд и др.)

Один из аналитиков досуговых теорий, американский социолог С. Паркер, делит все существующие определения досуга на 3 группы:

· досуг - это все время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей.

· досуг - это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора;

· досуг - это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, и развлечений, так и для достижений и развития личности.

С третьей группой связана самая популярная за последние годы теория «цивилизации досуга» В контексте данной теории досуг является носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека (в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса), оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры и социальных устремлений.

Ярким представителем данной теории является французский социолог Ж. Дюмазье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной организованной деятельности личности в свободное время. Досуг, по мнению социолога, это деятельность, помимо той, которая связана с работой семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию, для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие способности. Таким образом, мы видим, что в современной зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению и объяснению понятий «досуг» и «свободное время».

Западный опыт предлагает нам несколько форматов досуговой работы библиотеки:

· Культурно-литературное кафе. В реальности речь идет, прежде всего, об уютном месте, «зоне», «гостиной», где дети (а возможно и их родители) могут выпить чай или кофе, пообщаться, возможно проведение каких-то мероприятий в неформальной, камерной, салонной обстановке. Наконец – это просто место спонтанного общения, та самая «смысловая»площадка.

· «Центр непрерывного образования». Предполагается, что библиотека должна с переферии образовательного процесса переместиться в его центр, предлагая при этом эффективные проектные технологии детского и подросткового самообразования и саморазвития. Очень большое значение здесь придается как индивидуальной деятельности, так деятельности в группах

· «Центр местного сообщества». Это формат лежит достаточно близко к описанному О.К. Громовой модели «Культурный центр школы и микрорайона», но при этом может выполнять роль и центра социализации детей с проблемами, семейных проблем и пр.

· «Интеллектуально-досуговый центр», продвигая через коммуникацию чтение, вовлекая в этот процесс спонтанно, легко и не принужденно, в игровых формах детей и подростков.

Далее мы обращаемся к отечественному опыту, накопленному исследователями в области досуга и свободного времени. В современной отечественной научной литературе значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование целесообразных форм его организации внесли: И.А.Грушин, Г.Е.Зборовский, Э.М.Коржева, П.Г.Орлов, В.Д.Патрушев, Г.А.Пруденский, Э.В.Соколов, В.А.Ядов. и другие исследователи. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью, по своему усмотрению, удовлетворяя различные потребности. В исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности, стимулом для его самосовершенствования, ареной его самовыражения и самореализации. В настоящее время «досуговая деятельность» является самостоятельной научной дефиницией, определяющей основное содержание форм, методов и средств ее организации. Необходимо определить основное понимание ученых, изучавших категории «досуг», «досуговая деятельность».

По мнению Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил».

Достаточно интересно термин «досуг» охарактеризован в исследованиях Э.В.Соколова, который рассматривается им как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[15]. Чтобы наиболее полно обосновать свой подход, автор предлагает типичный набор видов досуга. Их оказалось шесть:

 

· отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;

· развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;

· праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;

· созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;

· творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое;

· просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.

Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга. «Без достаточного отдыха, - пишет Э.В. Соколов, - человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Без просвещения и творчества невозможны приобщение к культуре, полноценная общественная деятельность»[124].

Такие черты досуга, как деятельность и саморазвитие личности, выделяются в работе В.А. Ядова. Автор считает, что «в научном смысле досуг - это та часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии».

Итак, анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг - это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

Досуг интересен нам как особая сфера деятельности, и мы проводим анализ именно досуговой деятельности как специфической формы активности и взаимодействия людей, обусловленных рядом факторов и условий.

 

1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки

Определив особенности современных социокультурных функций библиотек и их типологические черты, важные в исследовании культурно-досуговой деятельности в библиотеке, становится возможным выявить все многообразие культурно-досуговых программ, их форм и жанров, характерных для библиотечной работы. Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает культурно-досуговые функции значительной части видов библиотек побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек.

Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:

• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;

• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.

Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы.

Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:

• литературные вечера;

• читательские клубы;

• клубы по интересам;

• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;

• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);

• краеведческие вечера;

• просветительские лекции;

• вечера памятных дат;

• праздники, чествования;

• конкурсы и т. д.

Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

• клубы женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;

• экологические клубы;

• клубы краеведческого направления...1

Подобные формы характерны для большинства типов и видов библиотек, однако в детских библиотеках, например, реже проводятся программы, требующие специальной априорной подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются познавательно-развивающие программы:

• викторины;

• олимпиады;

• конкурсы;

• игры;

• кружки по интересам;

• секции по интересам и т. д.

Особенности работы с детьми, важность для детской аудитории ощущения группы, наличия веселых сверстников, снижают долю индивидуальной работы в детских библиотеках по сравнению с библиотеками для взрослых, но никоим образом не делают ее исключительной – зачастую именно в индивидуальной работе с ребенком, в достижении полного взаимопонимания с ним кроется успех культурно-досуговой программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.03 с.)