Методика организации досуговых мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации досуговых мероприятий



МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Досуговая деятельность одна из форм работы библиотеки с читателем.

 1.1 Характеристика досуговой деятельности.

1.2 Зарубежный и отечественный опыт в изучении досуговой деятельности.

 1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки

1.4. Анализ влияния досуговой деятельности на имидж библиотеки.

 2 Анализ досуговой деятельности библиотеки.

 2.3 Рекомендации по организации досуга читателей

ВВЕДЕНИЕ

Библиотека является социокультурным институтом, способствующим не только сбору, хранению, обработки информации, циркулирующей в культуре, но и оказание услуг в сфере досуговой деятельности. В контексте инкультурации личности библиотека воспроизводит (поддерживает) саму культуру через востребованность культурно-значимой информации, формирует эту потребность. Однако в специальной литературе в последние десятилетия библиотека рассматривается преимущественно как институт социализации, вводящий читателя в информационное пространство социума. Сегодня изучение досуговой деятельности библиотеки необходимо вывести из традиционных рамок теории.

Как целостное общественное явление библиотека сложный объект изучения. Это объясняется тем, что её пользователями являются и детская, и взрослая аудитории. Полярный характер особенностей восприятия информации этих психофизиологически различных категорий читателей определяет специфику межпоколенной передачи культурного опыта. Значимость библиотеки в социализации личности зависит от того, что она может предложить читателю в плане познания историко-культурных ценностей, уважение к прошлому страны, родного края, своей семьи - основа воспитания патриотизма. В этой связи деятельность библиотек (особенно детских и юношеских) традиционно направлена на формирование духовного облика россиян. Книгохранилища располагают самыми полными собраниями краеведческих документов и, являясь наиболее доступным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях.

В последние годы в деятельности библиотек активно используются формы массовой работы с читателями, позволяющие вовлечь их в процесс творчества. Одной из таких форм является досуговая деятельность библиотек.

Для того чтобы деятельность библиотеки была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, библиотекарям следует овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

Массовая работа библиотек и досуговая деятельность - разные понятия. Массовая работа библиотек понимается как работа по продвижению книги, библиотек, чтения к населению, которая строится по законам пропаганды и рекламы. Досуговая деятельность библиотек направлена прежде всего на развитие личности.

Содержательной составляющей досуга в условиях библиотекиявляется по преимуществу гуманитарное знание. Спектр направлений достаточно широк - в нем присутствуют такие виды деятельности, как краеведение, история, туризм, искусство, экология, фольклор, литературно-художетвенное творчество (развитие дарований).

Отмечается, что в последнее время досуговая функция библиотек расширяется, что свидетельствует об усложнении самой досуговой деятельности библиотек, что обусловлено, в частности, переходом от цикличных форм досуговых мероприятий к оригинальным культурно-досуговым программам.

На сегодняшний день в библиотеках функционируют следующие формы работы: бенефисы читателей, премьеры книги, дни семейного отдыха, всевозможные конкурсы, игры, хит-парады книг, книжные аукционы, литературные ринги, КВН, викторины «Что? Где? Когда?», «Угадай книгу», конкурсы кроссвордистов и пр. Также развивается множество культурных инициатив, активно осваиваются «некнижные» формы работы.

 

В основе культурно-досуговой деятельности библиотеки лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление, досуговая деятельность в этом плане не является исключением.

Организация досуговой деятельности и проблема свободного времени, их сущность, объем, и структура были и остаются актуальными в философии, социологии, педагогике, психологии и являются объектом исследования многих авторов. Единое определение понятия «досуг» в современной науке отсутствует.

Английский термин «leisure» берет свое начало из латинского языка, и дословно обозначает быть свободным. Из латинского языка во французский язык пришло слово «loisir», что обозначает «быть разрешенным».

Этимологический анализ слова «досуг» убеждает, что существует много различных его интерпретаций. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под досугом понимается «свободное от работы время», «свободное отдела, праздное время» [180].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля досуг рассматривается как «незанятое время; простор для дела; забава, занятия для отдыха» [1195]. В «Этимологическом словаре» прямо указывается на это: «Досуг - свободное время, как следствие окончания работы в результате достижения чего-либо». Общий методологический анализ свободного времени как условия развития человека пытались осуществить древнегреческие философы, западные ученые, жившие в новое и новейшее время мирового развития. Обоснование свободного времени как пространства самоценного поведения личности присутствует уже в работах древнегреческого философа Аристотеля, «досуг», по мысли ученого это «серьезная деятельность без давления», «целесообразная организация свободного времени с целью развития и устроенного отдыха».

Именно этот подход определил тенденцию в дальнейшем употреблять как синонимы «досуг» и «отдых», а затем добавить к ним и «игру». В связи с тем, что во всех языках отдых рассматривался как физиолого-психологическое состояние человека, связанное с расслаблением и восстановлением сил, а игра определялась как особая форма деятельности в условных ситуациях, как та часть досуга, которая отражает мир чувств человека, приобщает к культурным ценностям. Досуг не всегда правомерно отождествляли с расслаблением, восстановлением сил, бездельем, забавой, развлечением, отдыхом и нередко противопоставляли свободному времени.

Досуговая деятельность публичных библиотек своими историческими корнями тесно переплелась с просветительством. Так Л. В. Ловкова пишет: «Просветительство – явление универсальное, характерное для многих общественных систем с различным уровнем экономического и культурного развития. Идеи просветительства связывались с распространением научных знаний, которые воздействуют на невежественных людей и их жизненный уклад в духе добра и справедливости» [ С. 14].

Библиотековеды-просветители воспринимали публичную библиотеку как источник духовной пищи для народа, источник живого знания. Любой человек, по их мнению, в общедоступной библиотеке должен получить ту необходимую духовную пищу, что развивает его интеллект, облагораживает сердце, даёт ему знание. Здесь читатель находит ответы на интересующие его вопросы, вырабатывает миросозерцание, наконец просто отдыхает за книгой от дневных забот. Книга отвлекает человека от дурного общества, удерживает от пьянства, парализует пороки и предотвращает преступления. Поэтому общедоступная библиотека является одним из самых действенных средств просвещения народа.

В 1896 году заботами земств, городских управ и просветительских обществ только в городах России было создано около 600 публичных библиотек [3, С. 15]. Порой очень трудно выявить исторические истоки той или иной формы. Известно, например, что первые публичные лекции в стенах библиотеки были прочитаны ещё в век Просвещения, в Екатерининскую эпоху. Публичные литературные вечера разной тематики начали проводить в губернских публичных библиотеках уже в 40 – 50-е годы XIX века [1].

К 1914 году развернули свою просветительскую деятельность 237 народных домов. При общедоступных библиотеках той поры существовали многочисленные организации, которые в большинстве своем возникли стихийно под различными названиями: «Друзья книги», «Друзья библиотеки», «Кружки краеведов-любителей» и т. п. «Вся история культуры есть история навыка общения между людьми», – писал Ю. М. Лотман [4, С. 463].

Начало XX столетия было связано с оживлением деятельности демократически настроенной интеллигенции: активно проводились съезды учителей, земских деятелей, книгоиздателей, библиотекарей и т. п. На первом Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.) подчеркивалось, что библиотеки не должны ограничивать работу простой выдачей книг, но обязаны заниматься организацией курсов, клубов для взрослых и подростков, созданием музеев, чтением публичных лекций, курсов самообразования, кружков для лиц, интересующихся какой-либо отраслью знаний [1].

Правда, уже тогда наметился определенный раскол среди библиотекарей: одни выступали исключительно за книжные формы культурной деятельности библиотеки; другие приветствовали широкое применение некнижных форм (клубоведения, школоведения, театроведения и т. д.).

После революции 1917 года досуговая деятельность общедоступных библиотек стала ограничиваться кружковой и клубной работой, которая в условиях усиления тоталитаризма подверглась значительной деформации под влиянием моноидеологии и политики Советского государства. Вместе с тем кружковая и клубная работа оставалась сердцевиной досуговой деятельности массовых библиотек в 1920-е годы. Во многих библиотеках открывались следующие кружки:

–выставочно-плакатный (занимался подготовкой и устройством книжных выставок);

– литературный (ставил своей целью пропаганду правильного чтения и являлся издателем стенной газеты; члены литературного кружка также составляли рецензии на книги и проводили вечера рецензий);

– библиотечный (проводил кампании, акции по пропаганде библиотеки и книги);

– газетный (организовывал громкие чтения и выявлял эффективные методы работы с газетой; вырезки, подчеркивание, сводки и проч.); [3, С. 18].

К концу 1930-х годов в библиотечной работе в целом наблюдался спад, связанный с репрессиями против многих видных деятелей культуры, писателей, поэтов: конец 1930-х годов стал периодом затишья в массовой работе с читателями по сравнению с предыдущим десятилетием.

В годы войны (1941 – 1945) коренным образом изменились содержание и направленность досуговой деятельности библиотек. При библиотеках и в клубах-читальнях в помощь Всеобучу создавались военные уголки, в которых были собраны плакаты, наглядные пособия, необходимая литература, давались консультации и справки по вопросам военного времени. В условиях военного времени создавались библиотечные пункты, передвижные библиотеки и филиалы при эвакопунктах, в госпиталях, в санитарных поездах. Для раненых бойцов во многих госпиталях систематически организовывались лекции. Политические информации, читательские конференции, литературные вечера.

После окончания Великой Отечественной войны наблюдается возрождение народных форм досуговой деятельности – народные гулянья, праздники, фестивали, которые вызывают живой отклик в работе массовых библиотек страны. При массовых библиотеках создавались лектории, где читались как отдельные лекции, так и циклы лекций самой различной тематики. Наибольшей популярностью у читателей пользовались лекции литературно-художественного содержания, по проблемам здорового образа жизни, воспитания детей и др.

В 1960-е годы значительно расширяется деятельность различных любительских объединений при массовых библиотеках страны (любителей поэзии, музыки, театра, живописи, туризма, авторской песни, кино, фото и т.д.). В советскую литературу пришло новое поколение молодых поэтов: А.Вознесенский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Своеобразным результатом этого стало появление в библиотеках литературно-творческих объединений начинающих поэтов. С середины 1970-х годов в массовых библиотеках открываются клубы книголюбов. Члены Добровольного общества любителей книги (1974) устраивали книжные выставки, праздники книги, встречи с писателями, литературные конкурсы, читательские конференции, литературные диспуты и др. [3, С. 20].

Усилению единообразия форм и методов работы во многом способствовала централизация массовых библиотек, которая была проведена в 1974 – 1978 годах. В данный период досуговая деятельность библиотек ограничивалась камерными формами работы: литературная гостиная, литературно-музыкальный, и музыкально-художественный салон, клуб-кафе и т.п. В тоже время получает развитие организация семейного досуга в условиях массовой библиотеки. Начинают создаваться библиотеки семейного чтения, которые также уделяют самое пристальное внимание развитию досуговой деятельности. Главная цель семейных клубов заключалась в том, чтобы найти занятия, одинаково интересные как для взрослых, так и для детей.

В 1980-е годы, в период новой «перестроечной» волны, возникновение новых читательских объединений при библиотеках во многом носило стихийный неорганизованный характер. В целом по стране наблюдался интенсивный рост неформальных молодежных объединений. Однако многочисленные неформальные движения молодежи (рокеры, панки, фанаты спортивных клубов, рок-музыки, брейк-данса и проч.) никогда не рассматривали библиотеки в качестве места проведения своего свободного времени. Двойственностью, противоречивостью отличалась работа культурно-спортивных комплексов (КСК). Государственной властью была совершена в этот период последняя попытка интегрировать в одно целое усилия всех учреждений и организаций, функционирующих в сфере досуга. На рубеже XX – XXI веков начинается постепенный распад прежней единой парадигмы духовных ценностей, в связи с глубинными экономическими, политическими, социокультурными изменениями. Падение престижа библиотеки, книги и чтения в современном обществе, устойчивый рост не читателей, разрушение добрых традиций и обычаев, когда даже у читающих родителей выросли не читающие дети; господство средств массовой информации; возникновение новых информационных технологий и многое другое потребовали от библиотекарей переосмысления проблемы организации досуга населения. Так, Е. В. Домаренко пишет: «Приоритетной деятельностью библиотек на сегодняшний момент являются не только комплектование фондов, создание электронных каталогов, введение новых методов, облегчающих работу читателя при поиске нужной литературы, но и расширение видов культурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности» [2, С. 48]. В наши дни становится привычным открытие при общедоступных библиотеках многопрофильных центров досуга, которые посещают различные категории пользователей. Библиотекари активно осваивают различные коммуникативные, игровые, креативные, развивающие технологии досуговой деятельности. Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность [3].

Таким образом, в деятельности общедоступных библиотек России по организации досуга условно можно выделить следующие исторические периодов:

1. Конец XIX – начало XX века (до1917 г.), когда досуговая деятельность библиотек носила просветительский характер. Большое место отводилось самообразованию, просвещению населения.

2. Период 1917 – 1984 годов, когда досуговая деятельность библиотек во многом была свёрнута и деформирована, подменялась массовой работой с населением.

3. Период с 1985 года по настоящее время, когда была возрождена в полном объёме традиционная парадигма досуговой деятельности общедоступной библиотеки. В это время происходит значительное обновление традиций: становится привычным открытие при общедоступных библиотеках многопрофильных центров досуга, которые посещают различные категории пользователей.

 

Интересен опыт изучения исследователей западной социологии в области досуга. Ш. Фурье, А. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения об увеличении свободного времени для всестороннего развития личности. А.Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, т.к. «только он делает человека полным обладателем своего «Я». Э. Фромм рассматривает проблему досуга и его ценности относительно взаимоотношений общества и личности. Он подчеркивает, свобода в сфере досуга есть ни что иное, как иллюзия, а сам досуг - продолжение работы, ибо его использование направлено на решение вопросов восстановления и воспроизводства человека как работника.

Западная наука стремится утвердить досуг как «истинное время жизни», едва ли не единственный смысл человеческого существования. Вторая половина XX века ознаменована появлением целого ряда социологических теорий и научных школ досуга. Наиболее значимые открытия в сфере досуга сделаны в рамках западной социологии (Т. Веблер, Г.Виленский, Э. Гидденс, Ж. Дюмазье, М.Мид, С.Паркер). Кроме этого проблемы досуга вызывали интерес у представителей психологической науки (Э. Дюргейм, 3. Фрейд и др.)

Один из аналитиков досуговых теорий, американский социолог С. Паркер, делит все существующие определения досуга на 3 группы:

· досуг - это все время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей.

· досуг - это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора;

· досуг - это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, и развлечений, так и для достижений и развития личности.

С третьей группой связана самая популярная за последние годы теория «цивилизации досуга» В контексте данной теории досуг является носителем этико-эстетической революции. Постиндустриальное общество, высвободив значительное количество времени для человека (в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса), оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры и социальных устремлений.

Ярким представителем данной теории является французский социолог Ж. Дюмазье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной организованной деятельности личности в свободное время. Досуг, по мнению социолога, это деятельность, помимо той, которая связана с работой семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию, для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие способности. Таким образом, мы видим, что в современной зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению и объяснению понятий «досуг» и «свободное время».

Западный опыт предлагает нам несколько форматов досуговой работы библиотеки:

· Культурно-литературное кафе. В реальности речь идет, прежде всего, об уютном месте, «зоне», «гостиной», где дети (а возможно и их родители) могут выпить чай или кофе, пообщаться, возможно проведение каких-то мероприятий в неформальной, камерной, салонной обстановке. Наконец – это просто место спонтанного общения, та самая «смысловая»площадка.

· «Центр непрерывного образования». Предполагается, что библиотека должна с переферии образовательного процесса переместиться в его центр, предлагая при этом эффективные проектные технологии детского и подросткового самообразования и саморазвития. Очень большое значение здесь придается как индивидуальной деятельности, так деятельности в группах

· «Центр местного сообщества». Это формат лежит достаточно близко к описанному О.К. Громовой модели «Культурный центр школы и микрорайона», но при этом может выполнять роль и центра социализации детей с проблемами, семейных проблем и пр.

· «Интеллектуально-досуговый центр», продвигая через коммуникацию чтение, вовлекая в этот процесс спонтанно, легко и не принужденно, в игровых формах детей и подростков.

Далее мы обращаемся к отечественному опыту, накопленному исследователями в области досуга и свободного времени. В современной отечественной научной литературе значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование целесообразных форм его организации внесли: И.А.Грушин, Г.Е.Зборовский, Э.М.Коржева, П.Г.Орлов, В.Д.Патрушев, Г.А.Пруденский, Э.В.Соколов, В.А.Ядов. и другие исследователи. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью, по своему усмотрению, удовлетворяя различные потребности. В исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности, стимулом для его самосовершенствования, ареной его самовыражения и самореализации. В настоящее время «досуговая деятельность» является самостоятельной научной дефиницией, определяющей основное содержание форм, методов и средств ее организации. Необходимо определить основное понимание ученых, изучавших категории «досуг», «досуговая деятельность».

По мнению Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном, восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил».

Достаточно интересно термин «досуг» охарактеризован в исследованиях Э.В.Соколова, который рассматривается им как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[15]. Чтобы наиболее полно обосновать свой подход, автор предлагает типичный набор видов досуга. Их оказалось шесть:

 

· отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;

· развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;

· праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально-насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;

· созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;

· творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое;

· просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры.

Все эти виды тесно взаимосвязаны. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга. «Без достаточного отдыха, - пишет Э.В. Соколов, - человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Без просвещения и творчества невозможны приобщение к культуре, полноценная общественная деятельность»[124].

Такие черты досуга, как деятельность и саморазвитие личности, выделяются в работе В.А. Ядова. Автор считает, что «в научном смысле досуг - это та часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии».

Итак, анализ основных теоретических источников отечественной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуг - это сфера личной свободы индивида, сфера раскрытия его творческих сил, реализации возможностей, общественная сфера, способствующая адаптации человека в реальном мире, подчиняющая личные интересы общественным. Следовательно, досуг можно рассматривать и как важнейшее средство социализации личности.

Досуг интересен нам как особая сфера деятельности, и мы проводим анализ именно досуговой деятельности как специфической формы активности и взаимодействия людей, обусловленных рядом факторов и условий.

 

1.3 Формы организации досуговой деятельности библиотеки

Определив особенности современных социокультурных функций библиотек и их типологические черты, важные в исследовании культурно-досуговой деятельности в библиотеке, становится возможным выявить все многообразие культурно-досуговых программ, их форм и жанров, характерных для библиотечной работы. Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает культурно-досуговые функции значительной части видов библиотек побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек.

Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:

• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;

• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.

Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы.

Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:

• литературные вечера;

• читательские клубы;

• клубы по интересам;

• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;

• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);

• краеведческие вечера;

• просветительские лекции;

• вечера памятных дат;

• праздники, чествования;

• конкурсы и т. д.

Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

• клубы женского общения;

• молодежные клубы;

• семейные клубы;

• клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;

• экологические клубы;

• клубы краеведческого направления...1

Подобные формы характерны для большинства типов и видов библиотек, однако в детских библиотеках, например, реже проводятся программы, требующие специальной априорной подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются познавательно-развивающие программы:

• викторины;

• олимпиады;

• конкурсы;

• игры;

• кружки по интересам;

• секции по интересам и т. д.

Особенности работы с детьми, важность для детской аудитории ощущения группы, наличия веселых сверстников, снижают долю индивидуальной работы в детских библиотеках по сравнению с библиотеками для взрослых, но никоим образом не делают ее исключительной – зачастую именно в индивидуальной работе с ребенком, в достижении полного взаимопонимания с ним кроется успех культурно-досуговой программы.

Уровень культурно-досуговой деятельности предопределяет выбор тех или иных форм досуговых занятий. Критерием качественного анализа досуговой деятельности выступают отношения субъекта этой деятельности к ее процессу.

На этом основании авторы выделяют три формы досуговой деятельности:

· Потребление – это использование культурных благ, которое может иметь как индивидуальный, так и коллективный характер (посещение библиотек, музеев, выставок и т.д.) Таким образом, потребление является первым уровнем досуговой деятельности.

· Творчество- это «когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания». Экстериоризация досуговой деятельности осуществляется в виде распространения знаний, идей, художественных ценностей (творческие и декоративно-прикладные мастерские, изостудии и т.д)

· Экстериоризация (социальная активность)- это демонстрация результатов групповой досуговой деятельности – (показ спектакля, выступление хора и т.п.), то есть распространение знаний, взглядов, учений, как организация детского и взрослого досуга.

Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный процесс путем планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем перевода ее на более высокий уровень.

Среди существующих современных направлений деятельности в библиотеке активно развиваются формы библиотечного обслуживания, ориентированные на укрепление ее позиций как общественно-культурного центра, синтезирующего в известной мере функции библиотеки, музея, кинотеатра, литературного салона, клуба. Выставочная и лекционно-массовая работа характеризуется своим многообразием, многоаспектностью и по тематике, и по составу посетителей и т.д.

Формирование имиджа и стиля библиотеки - процесс творческий и требующий постоянных трудов и вложений. Имидж - целенаправленно сформированный образ, представление, наделяющее объект дополнительными ценностями и благодаря этому способствующее более целенаправленному и эмоциональному восприятию. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массах эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов, граней взаимодействия библиотекаря и читателя. В повседневной практике библиотека сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: - идеальный имидж - тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений. - в зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения. - реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества. Очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального взаимодействия и сближения.

При проведении маркетингового мониторинга библиотечной двусторонней среды ставилось целью определить стратегию двустороннего взаимодействия библиотекарь-читатель в библиотеке. Для этого изучался процесс взаимодействия между библиотекарем и посетителем и качество библиотечного обслуживания. Мониторинговое исследование проводится с использованием двух методов маркетинговых исследований: анкетирование посетителей библиотеки и мониторинговое наблюдение за процессом библиотечного обслуживания. Факторы эффективности двустороннего взаимодействия базируются на информации, непосредственно получаемой от пользователя. Поэтому мониторинговое анкетирование наиболее важный метод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 2338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.106 с.)