Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления деятельности психологической
службы по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации Рекомендовано выстраивать основные направления деятельности психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в соответствии с формами психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования и содержания профессионального стандарта педагога-психолога (Психолог в сфере образования) <17>, <20>. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ. Данное направление специалисты Психологической службы общеобразовательной организации реализуют во взаимодействии с педагогами и при координирующем участии администрации общеобразовательной организации: - участвуют в формировании и реализации планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей; - участвуют в разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, программ коррекционной работы; - разрабатывают психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников; - разрабатывают совместно с педагогом индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психологических особенностей; - участвуют в разработке и реализации мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Психологическая профилактика - содействие полноценному развитию личности всех участников учебно-воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. В рамках данного направления деятельность Психологической службы общеобразовательной организации нацелена на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Специалисты Психологической службы ОО: - выявляют условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся; - во взаимодействии с другими участниками образовательных отношений разрабатывают психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер; - планируют и реализуют совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения; - разъясняют субъектам образовательного процесса необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценивают результаты их применения; - разрабатывают рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию); - разрабатывают рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении; - разрабатывают и осуществляют профилактические программы для детей разных возрастов с учетом задач развития каждого возрастного этапа. Психологическая диагностика обучающихся. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации направлена на решение задачи получения информации об индивидуально-психических особенностях детей и обучающихся, что является ценным для самого обучающегося и тех, кто с ним работает, - педагогов, социального педагога, родителей (законных представителей), администрации. Психологическая диагностика направлена на измерение той или иной психической функции, выявление характерологических, индивидуально-личностных характеристик, направленности и мотивации, изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одаренности. Важно понимать, что психодиагностика не является самоцелью, она не проводится вне контекста целостного психического развития обучающегося. Итогом психодиагностической работы становится выявление у обучающихся таких психологических особенностей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии, а также выявление ресурсов, на которые можно опираться при планировании коррекционной или развивающей работы, консультировании.
Анализ результатов психологической диагностики становится основой для проектирования и реализации других направлений работы Психологической службы общеобразовательной организации - психологической профилактики, консультирования, коррекционно-развивающей работы. Психологическое консультирование. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятной образовательной среды в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому консультированию субъектов образовательного процесса нацелена на решение задачи содействия сохранению и укреплению психологического здоровья каждого школьника, а специалисты службы призваны консультировать: - обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам; - администрацию, педагогов, преподавателей и других работников общеобразовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам; - педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; - родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам; - администрацию общеобразовательной организации, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. Коррекционно-развивающая работа. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках коррекционно-развивающего направления работы рекомендуется проводить в активном психолого-педагогическом воздействии, направляемом на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психологического здоровья и устранение деформаций в межличностных отношениях участников образовательной среды, и включать в себя: - проектирование и реализацию коррекционно-развивающих программ для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
- организацию и осуществление совместно с педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции нарушений социализации и адаптации обучающихся, особенностей психического развития; - проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Профессионально грамотно построенное психологическое просвещение относится к особому типу обучения - социально-психологическому обучению - активному групповому воздействию, направленному на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающему социально-психологическую умелость, реализующему принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающему поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации в рамках направления работы по психологическому просвещению заключается в ознакомлении педагогов и администрации общеобразовательных организаций с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Специалистам психологической службы общеобразовательной организации рекомендуется: - информировать субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности; - знакомить педагогов, администрацию общеобразовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития обучающихся (в рамках методических и педагогических советов); - представлять педагогам и администрации общеобразовательных организаций современные исследования в области профилактики отклонений в социальной адаптации обучающихся; - проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей);
- информировать педагогов и родителей о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, а также о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи. Деятельность Психологической службы общеобразовательной организации по проектированию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации осуществляется в динамичном взаимодействии с субъектами образовательных отношений, содержательно и технологически включается в работу Психолого-педагогического консилиума - организационную форму взаимодействия руководящих и педагогических работников с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. Распоряжением от 9 сентября 2019 г. N Р-93 Министерство просвещения Российской Федерации утвердило примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. Согласно данному Положению, на базе образовательной организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы создается психолого-педагогический консилиум (далее - ППк), цель которого - способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В состав ППк входят: председатель - заместитель руководителя организации, заместитель председателя (определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь (определенный из числа членов ППк). Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель общеобразовательной организации. С целью организации работы ППк по решению вопросов, связанных с преодолением трудностей в обучении, рекомендуется рассматривать проблемные ситуации при непосредственном участии педагогов. Психолого-педагогический консилиум - один из перспективных методов работы педагога-психолога. Его основное назначение - помочь педагогу избежать субъективизма в оценке возможностей обучающегося, помочь с разных сторон подойти к пониманию интеллектуального и личностного развития обучающегося, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений и пр. Обеспечить подход к обучающемуся с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним. При решении проблемных вопросов специалистам Психологической службы общеобразовательной организации необходимо: - стремиться показать педагогическому коллективу обучающегося с разных сторон, обязательно найти его положительные стороны; - работать с установками педагога по отношению к данному обучающемуся; - содействовать пониманию в коллективе всеми педагогами сути личностных проблем обучающегося. Грамотно выстроенная работа Психолого-педагогического консилиума способствует решению проблемных ситуаций, расширению психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива.
Рекомендации для специалистов Психологической службы
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.016 с.) |