Специфика психологического сопровождения в юридически значимом контексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика психологического сопровождения в юридически значимом контексте



Специфика психологического сопровождения в юридически значимом контексте.

Рассматривая сопровождение как направление деятельности психолога, его целью является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников какой-либо определенной деятельности и повышения эффективности достижения ее целей. Например, в ситуации психологического сопровождения несовершеннолетнего обвиняемого в суде психологу важно не только осуществлять работу с подростком, но также с представителями судебно-следственной системы, тем самым создавая условия для их взаимодействия с целью установления истины и разрешения юридически значимой ситуации. Работа с подростком подразумевает подробный анализ его актуальной социальной ситуации развития, личностных особенностей, факторов риска совершения повторных правонарушений и сдерживающих механизмов, описание возможной программы реабилитационной работы с ним, которые могут быть учтены судом при вынесении приговора и частного определения суда. Также психолог сотрудничает и с представителями судебно-следственной системы, давая пояснения в отношении индивидуально-психологических особенностей подростка, существенных для проведения процессуальных действий, не нарушая принципа конфиденциальности.

Работа с целевой группой "Одаренные дети"

Программы сопровождения и поддержки одаренных обучающихся включают комплексную педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную работу,

поэтому необходима скоординированная работа с одаренными детьми специалистов разного профиля. Целью такой работы является создание системы условий, обеспечивающей актуализацию потенциала детской одаренности, оптимальное развитие интеллектуально-творческих и эмоционально-волевых ресурсов личности, помощь в профессиональном самоопределении, социальном развитии, сохранении психологического и физического здоровья. Организация и программа деятельности в этом направлении может существенно различаться в зависимости от особенностей общеобразовательной организации (общеобразовательная или специализированная школа, интернат), конкретного города, региона. Структура программы сопровождения одаренных обучающихся включает в себя следующее:

Диагностическое направление. Выявление одаренных школьников (в том числе "дважды исключительных"), актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Предполагается изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей, выявление проблем и "зон риска" в развитии.

Важными принципами диагностики одаренности являются:

- комплексный подход к оценке разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;

- оценка одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития, условий культурного и социального окружения, родительской поддержки.

Оценку детской одаренности следует проводить многомерно и многогранно и включать определение не только общих интеллектуальных способностей, но и специфических способностей/талантов, мотивации, интереса, приверженности задаче, а также и психосоциальных переменных, которые способствуют или, наоборот, препятствуют академическому успеху. Важнейшее значение имеет постоянный мониторинг развития обучающихся, который рекомендуется проводить с регулярной периодичностью, - это связано с тем, что некоторые ученики, которые не были выделены как одаренные, могут позже развить и проявить свои экстраординарные способности. Диагностика необходима для выявления их индивидуальных потребностей в учении и определения задач развития в форме индивидуального образовательного плана или программы, для своевременного обнаружения проблем с целью оказания психологической помощи и поддержки.

Психопрофилактическое направление. Оказание помощи одаренным обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута. В рамках данного направления предполагается создание персонализированной модели образования - создание и/или оптимизация образовательной среды с учетом потенциала одаренности и задач личностного развития одаренных школьников, отвечающей их высоким познавательным потребностям и способностям. Создание образовательной среды, включающей разные формы, содержание и методы обучения, систему взаимоотношений и ценностей, пространственно-временную организацию учебного процесса, является лучшей формой профилактики возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей.

Важнейшим средством оптимизации и создания образовательной среды, отвечающей познавательным потребностям и способностям одаренных детей, их личностному своеобразию, выступает ускорение и обогащение учебного плана путем встраивания в него специальных программ, адаптированных к способностям и интересам одаренных обучающихся, группировка детей по способностям и интересам, организация тьюторского сопровождения (наставничества). При этом недостаточно просто поместить одаренных детей в обогащенную среду, а необходимо также предоставлять целевые учебные планы, которые являются амбициозными для обучающихся и в то же время подстраиваются под их способности и интересы.

Коррекционно-развивающее направление. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми - наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Направление предполагает ориентировку, прежде всего, на решение основных проблем развития одаренного обучающегося, препятствующих превращению потенциально одаренного ребенка в одаренного взрослого с состоявшейся профессионально-творческой судьбой. Формирование позитивной Я-концепции и навыков саморегуляции, развитие эмоциональной устойчивости и навыков успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях, содействие социализации и формированию социальных умений, коммуникативных навыков общения в группе сверстников и способов взаимопонимания - те основные направления развивающей работы психолога, которые могут реализовываться в разных формах (индивидуальные и групповые тренинги, фокус-группы, ролевые игры, целевое тьюторское сопровождение).

Отдельной строкой важно обозначить коррекционную работу с одаренными обучающимися, специфика которой заключается в ее одновременном сосуществовании (сочетании) с другими направлениями. Это касается прежде всего "дважды исключительных" детей и одаренных детей с ярко выраженной диссинхронией развития, для которых необходима психолого-педагогическая помощь в преодолении нарушения в развитии того или иного навыка (чтения, например, или письма) или способности, с одной стороны, и ускоренное или обогащенное обучение в той или иной области опережающего развития, с другой.

Профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация одаренных школьников выделяется в качестве отдельного направления работы психологической службы общеобразовательной организации в связи с тем, что трудности выбора и профессионального самоопределения характерны для значительной части одаренных подростков, что обусловлено особенностями развития таких детей.

В процессе организации и разработки профориентационной и профконсультационной программы для одаренных обучающихся необходимо учесть особенности их познавательной и мотивационной сферы. К этим особенностям относятся: быстрая обучаемость; скорость и критичность мышления; повышенная чувствительность к противоречиям; увлеченность одной или несколькими задачами или видами деятельности. В силу этих особенностей многие из хорошо зарекомендовавших себя способов профориентации воспринимаются одаренными школьниками как скучные, детские или недостаточно глубокие. Учитывая это, профессиональная ориентация для одаренных школьников становится гибкой, открытой и инновационной в использовании источников, материалов, форм и методов.

В профориентационной работе с одаренными обучающимися можно выделить три основные задачи:

1. Научить ориентироваться в многообразии форм профессиональной деятельности в зависимости от их индивидуальных личностных особенностей;

2. Познакомить с требованиями к знаниям и умениям, предъявляемыми разными профессиями;

3. Дать представление о повседневных обязанностях, которые нужно будет выполнять как профессионалам.

Данные три задачи отвечают основной цели профориентационной работы с одаренными детьми: научить их самостоятельно и осознанно делать выбор будущей профессии.

Консультационное направление. Оказание психологической помощи одаренным детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, агрессивное поведение, эмоциональные и соматические расстройства). Это направление работы по своему значению и функциям соответствует "телефону доверия", позволяющему оказывать экстренную психологическую помощь.

Просветительское направление. Развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей, содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Данное направление требует организации работы с родителями и педагогами одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.

Данная задача может решаться в системе психолого-педагогического сопровождения с помощью разных форм (как традиционных форм консультирования и просвещения, так и семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов), которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру субъектов образовательного процесса.

Пример работы общеобразовательной организации с разными

Целевыми группами

При выстраивании работы с обучающимися с разными потребностями педагогами-психологами школы выделяются три целевые группы.

С целевой группой детей с ОВЗ организуется диагностика (тестирование, собеседование) для разработки адаптированной образовательной программы (АОП), индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) с учетом особенностей нозологии, диагноза, заключения ТПМПК, МСЭ и возможностей ребенка. Проводится экспертиза АОП и ИОМ на предмет достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ, НОО, ООО, СОО. В последующем организуется социально-психолого-педагогическое, тьюторское сопровождение (включение обучающегося в образовательно-реабилитационный процесс, контроль за выполнением и корректировка мероприятий АОП и ИОМ). Осуществляется мониторинг реализации АОП, ИОМ и при необходимости корректируется.

С целевой группой детей с девиантным поведением организуется диагностика (тестирование, собеседование) для ИОМ; проектируется ИОМ социализации; осуществляется профилактика девиантного поведения через включение в различные виды деятельности и взаимодействие с КДНиЗП; организуется социально-психолого-педагогическое сопровождение ИОМ обучающихся с девиантным поведением (включение обучающегося, контроль за выполнением и корректировка мероприятий ИОМ).

Для целевой группы "одаренные дети" проводится диагностика способностей (выявление задатков, предпосылок); проектируется индивидуальный учебный план; организуется поддержка при участии в олимпиадах и конкурсах разного уровня; осуществляется деятельность по развитию и психокоррекции способностей; организуется профориентация с целью планирования маршрута в профессию.

Таким образом, для всех обучающихся адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план являются составляющими индивидуальной образовательной траектории обучения, воспитания, социализации ("социального лифта").

Анализ приведенных выше моделей позволил определить общие условия их эффективной реализации. К ним относятся:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ Минтруда России от 18.11.2014 N 889н, а не N 889.

1. Наличие и введение в действие в субъекте Российской Федерации нормативного правового акта в области организации межведомственного взаимодействия по оказанию социальных и иных услуг и помощи (в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и приказом Минтруда России от 18 ноября 2014 г. N 889):

- межведомственное взаимодействие в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации;

- межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики и иных органов и организаций при организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации;

- работа межведомственных комиссий по составлению индивидуальных маршрутов реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов; предоставление социальных услуг гражданам и оказание содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социального сопровождения), гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей.

Наличие системы применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы, которая отражает опыт поэтапного применения данных профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.014 с.)