Классификация игр. Игры на уроке истории. Этапы организации игровой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация игр. Игры на уроке истории. Этапы организации игровой деятельности.



Существует огромное количество классификаций игровой деятельности на уроке. Приведем несколько примеров:

Классификация по сущностной игровой основе:

 Игры с правилами;

 Ролевые игры;

 Комплексные игровые системы (например, КВН).

Классификация по структурным элементам урока, в зависимости от

дидактических целей игры:

 Игры для изучения нового материала;

 Игры для закрепления;

 Игры для проверки знаний;

 Обобщающие игры;

 Релаксационные игры-паузы.

Классификация по межпредметным связям:

 Историко-литературные;

 Историко-филологические;

 Историко-географические и т.п.

Классификация по источнику познания:

 Игры на основе устного изложения учебного материала;

 Игры на основе работы с наглядностью;

 Игры на основе практической работы школьников.

Классификация по количеству участников:

 Групповые;

 Индивидуальные;

 Диалоговые;

 Массовые.

 Основными структурными компонентами игры являются игровой

замысел, правила, игровые действия, дидактические задачи, оборудование и

результат игры. Игровой замысел предполагает наличие четко поставленной

цели учебной игры и выражен, как правило, в названии игры. Игровой

замысел придает игре учебно-познавательный характер и предъявляет к

участникам игры определенные требования в отношении знаний. Правила,

определяющие порядок действий и поведение учащихся в процессе игры,

способствуют созданию рабочей обстановки на уроке и разрабатываются с

учетом цели игры и индивидуальных возможностей учащихся. Правила

могут быть жесткими (обязательными), которые неукоснительно обязан

исполнять каждый игрок, и гибкими (рекомендательными), когда игроки

имеют определенную свободу выбора решений. Таким образом, одновременно правила регламентируют игровые действия. Игровые действия предполагают проявление познавательной активности учащимися в

ходе решения дидактических задач. Дидактические задачи являются

стержнем любой дидактической игры. Они предполагают усвоение знаний и

применение их при решении проблем, поставленных в ходе игры.

Оборудование предполагает наличие различных средств наглядности

(портреты, аппликации, карты, схемы, раздаточные материалы, флажки,

призы и прочие), без которых игра перестает быть игрой. Завершенность игре

придает определенный результат. Он выступает в форме решения

поставленной задачи и дает ученикам чувство морального удовлетворения, а

для учителя – это показатель уровня достижений учащихся, а также

накопленный опыт и материалы по проведению игры с другим составом

участников или разработки новой игры.

Разработка и организация игр – это дело трудоемкое и хлопотное, но и

отдача велика. Именно такие уроки запоминаются детям надолго, как яркий

эмоциональный праздник. После таких уроков они всегда задают вопросы:

«Когда мы еще будем играть?» Однако учителю постоянно необходимо

корректировать свою работу при проведении игр, так как подбор учеников в

классах меняется, а значит и организация игры должна быть продумана с

учетом этого обстоятельства. Особо надо отметить, что результативность

технологии зависит от систематического использования дидактических игр и

выражается, прежде всего, в повышении мотивации познавательной

деятельности учащихся, в углублении их знаний по истории, в развитии

творческих способностей

1. Выбор игры

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для

игр на основе изучения учителем программы, тематического плана,

учебника, методической литературы. Отобрав игры, соответствующие

программному содержанию, учитель должен четко представить себе, какие

результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла,

игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.

2. Подготовка игры.

a) Предварительная подготовка учащихся к игре.

Задача учителя состоит в том, чтобы все дети понимали, что они должны

сделать в ходе подготовительной работы. Предварительная работа

зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном

относится к ролевым играм.

b) Подготовка непосредственно перед игрой.

 Это создание эмоционального игрового настроения (переставить столы,

включить музыку, подготовить ТСО и т.д.); проверить готовность учащихся

к игре.

3. Введение в игру.

a) Предложение игры детям.

b) Объяснение правил игры.

 Необходимо сформулировать их кратко и корректно. Многое усвоиться в

ходе игры, если кому-то что-то непонятно.

 с) Выбор участников игры.

 5. Ход игры.

 Несмотря на важность дидактического результата, при проведении игры

необходимо понять, что методическое содержание – это часть того

«айсберга», которая должна волновать учителя до начала игры. Как только

игра началась, главное – это игровое действо. Ведь, чем интересней и

занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и

воспитательный результаты могут быть достигнуты. На это указывал

Л.С.Выгодский, говоря, что ребенок «играет, не сознавая мотивов игровой

деятельности», и эта особенность «существенно отличает игру от труда и

других видов деятельности».

a) Начало игры.

На этой стадии можно уточнить некоторые нюансы, касающиеся правил

игры. И тогда учителю надо остановить игру и кратко объяснить, что

нарушено и как нужно правильно участвовать в игре. Но не мене важно,

чтобы игра набирала обороты. Игры с правилами обычно требуют

хорошего темпа.

b) Развитие игрового действия.

На этой стадии максимально проявляется азарт играющих, одновременно

возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить

за выполнением правил, подбодрить проигравшего, заметить что-нибудь

интересное в его участии, и т.д. Если в начале игры нарушение правил

можно простить, то сейчас всякое нарушение должно быть четко

отмечено, участники получают штрафные очки или выходят из игры.

c) Заключительный этап игры.

Спад напряжения. Нужно вовремя поставить точку, чтобы игра не

надоела учащимся.

d) Подведение итогов.

Подведение итогов включает в себя как дидактический результат (что

нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и

собственно игровой (кто оказался победителем).

e) Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального

состояния)

Игра «Из уст в уста»

Эта игра строится на неоднократном прочтении вслух учителем учебного текста.

Игру можно проводить с целым классом. Вызываются четыре человека. Трое из них должны ненадолго выйти из кабинета. Оставшийся вместе со всеми учащимися должен внимательно выслушать рассказ, который потом должен пересказать второму участнику. Второй участник передаёт информацию третьему и так по цепочке. Последний участник пересказывает свою версию. После этого учитель медленно читает первоначальный вариант рассказа, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задаёт вопросы по содержанию темы.

Класс в этом случае совсем не пассивные слушатели: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами вспомнить, как же было в первоначальном варианте.

Игра "Шапка вопросов»

Каждый ученик на полоске бумаги пишет вопросы по теме

«Вариант "Три шапки»

1.Знание текста;

2.Как относится отвечающий к изложенному в тексте (например, впечатление и т. Д.)

3.Вопросы, на которые сам затрудняется ответить.

Методика: ученики по желанию тянут по одному вопросу. И после небольшой подготовки отвечают на вопросы.

Вариант 2: Вопросы задаются исторической личности.

Игра «Царь горы»

Словарно - терминологическая работа.

Методика: ученики должны выстроится в линию. Если ученику удаётся ответить на вопрос, он становится в конец линии, если - нет, он садится на место. Победитель -«Царь горы».

Игра «Три предложения»

Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями.

Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передаёт содержание.

«Вариант 2: работа с печатным текстом. Это может быть текст из параграфа учебника. Три простых предложения могут быть записаны в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Игра «Блеф-клуб»

Может применяться в начале изучения темы, при повторении и обобщении материала.

Каждый вопрос обязательно начинается со слов: «Верите ли вы, что...?». Участники должны дать односложный ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ полагается жетон.

Побеждает ученик, набравший наибольшее количество жетонов.

Игра «Кто –Я».

К доске приглашается ученик. Ему на спину вешается табличка с именем исторического деятеля. Каждый ученик в классе знает чьё имя написано на табличке. Дети стараются точнее рассказать ведущему о том, каков он, не называя его имени. Задача ведущего узнать кто он.

Игра «Исторические пятнашки».

Игра способствует формированию практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, закреплению дат, развивает внимание и память.

На доске рисуется квадрат (количество клеточек может варьироваться). В клеточках записаны даты. Ребятам даётся задание восстановить даты в хронологическом порядке, объяснить какое событие произошло в указанном году.

Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени

1223

1480

1237

1861

1547

1380

988

1812

1147

Например:

988 год - Крещение Руси;

1147 год - основание Москвы;

1223 год - сражение на реке Калка

1237 год... и так далее.

Игра «Историческая азбука»

Словарно - терминологическая работа. Игра развивает гибкость мышления, обощаг знания учащихся. Задаётся буква, допустим «А». Ребята за установленное время составляют список слов, результаты сравниваются.

Игра "Исторические перевёртыши»

Игра помогает запомнить крылатые выражения, работа над развитием речи.

Ребята должны отгадать известное, которое зашифровано. Каждому слову в выражении придается обратный смысл. Например: «Картофель дружбы» - «Яблоко раздора»; «Микенская зебра» - «Троянский конь»; и т.д.

Игра «Историческое бинго»

Игра используется для словарно - терминологической работы.

Ученики получают задание на дом заполнить карточку словарными словами. Например:

С детьми оговариваются термины, которые будут использоваться в игре. Н заранее приготовленных карточках написаны определения, но не указаны сами термины. Ребёнок вытягивает любую карточку, читает определение, узнаёт и называет термин. Те, у кого есть такой термин, вычеркивает его из карточки. Ученик, давший правильный ответ, получает жетон. Игра заканчивается после того, как у одного из ребят оказывается, вычеркнуты все слова. Подсчитывается количество жетонов, выявляется победитель.

Ареопаг

Архонт

Демос

Реформа

Аристократ

Илот

Полис

Хитон

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из

исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке

обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой

«участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным).

Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов!

Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев.

Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5».

В последнее время особую популярность среди учителей и учащихся получили различные конкурсные игры. Основным отличительным признаком этого вида является их состязательный характер. Если театрализованные представления по своим целям выполняют задачи изложения нового материала, а иногда заменяют рассказ учителя. Конкурсные же игры носят проверяющий характер, их цель повторить и обобщить уже пройденный материал. В этой категории очень большое распространение получили игры на основе популярных телепередач «Поле чудес», «Своя игра», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «За семью печатями» и другие. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут с любым возрастом детей и по любой теме. Используя такую форму игры можно повторить как большой раздел, так и отдельную тему. Особенность таких игр в том, что в них могут быть включены разноплановые вопросы (на повторение дат, имен, терминов, фактов, карты). К подготовке таких игр можно привлекать учащихся.

Причем ученики старших классов могут готовить игру для малышей, что способствует решению многих воспитательных задач.

Одним из наиболее распространенных видов игровых моментов на уроках являются викторины. Их проведение возможно при изучении практически любой темы, со всем классом или с группой детей. Викторины могут быть по

определенной теме, по датам, по терминам и т.д.

Викторина может быть как настенной для коллектива ребят, так и настольной для индивидуальной работы с бумагой и карандашом в руках.

Таким образом, Использование игровых приёмов позволяют разнообразить

учебную деятельность, полнее учитывать особенности школьников и удовлетворять естественную тягу детей к играм. А игра, как известно, носит и

воспитывающий, и обучающий, и развивающий характер.

 

33. Факторы развития познавательного интереса школьников к истории. Дифференцированное домашнее задание.

Проблема интереса — одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского слово интерес (interest) означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г.И.Щукиной. Нас же интересует эта проблема применительно к обучению истории.

Интерес - это эмоционально-окрашенное проявление познавательных потребностей личности

Факторы:

1. содержание исторического материал, учитель учитывает:

- характер (фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий)

- организацию (соотношение теории и фактов, главных и неглавных ист. фактов)

Рекомендации: Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний положительный эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся. Под таким воздействием обычно понимают эмоционально-нравственные переживания, эмоции удивления, радости, успеха.

2.Организация учебного процесса (Организационные факторы формирования познавательного интереса определяют):

- методы, приемы и средства подачи ист. м.:

1. Эмоциональное воздействие;

2. Наглядные и технические средства обучения;

3.Формы познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, общеклассная, групповая, личностно ролевая);

4. Средства привлечения интереса (оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобрение деятельности учащихся; настрой на положительный результат; общественное положительное мнение коллектива; взаимоподдержка.);

5. Характер усвоения знаний (самостоятельность; трудность и понятность; свободный выбор заданий, видов деятельности; потребность в саморазвитии).

Рекомендации: разнообразие, вариативность применения на уроках.

3. межличностные отношения учителя и учащихся

- комфортное общение (доверительность, доброжелательность, требовательность, педагогический такт, сотрудничество учителя и ученика).

При подготовке к уроку И.Подласый предложил учитывать следующие алгоритмы его диагностирования:

— Оцените ведущие интересы учеников класса, их групп, отдельных учащихся и дайте ответ на вопрос: на каком уровне сформирован интерес к истории, какие мотивы преобладают при ее изучении?

— Определите отношение учеников к урокам: велика ли потребность учиться, насколько для них интересна тема предстоящего урока, что надо делать, чтобы опираться на имеющиеся у учеников навыки.

— Сопоставьте объем предстоящей учебной работы и возможности учащихся. Определите уровень активности учеников, исходя из характера материала; работоспособности учащихся;

 уровня внимания; дисциплинированности; мотивов деятельности.

— Выясните, каков характер и объем стимулов, необходимых для того, чтобы вызвать и удерживать интерес, активность и высокую работоспособность класса.

причины отсутствия интереса к знаниям:

трудность понимания учебного материала;

низкий уровень учебного труда учащихся;

преобладание внеучебных интересов над учебными;

отсутствие семейно-бытовых условий для занятий, индивидуального подхода;

бедность учебного содержания;

слабая организация самостоятельной работы;

неверие в собственные познавательные силы и возможности;

несложившиеся отношения между учителем и учеником;

непонимание смысла изучения истории.

Дифференцированная домашняя работа — такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой диффе­ренцированного подхода является организация самостоятель­ной работы школьников, ко­торая реализуется посредством различных приемов и видов дифференцированных заданий.

Дифференцированные задания целесообразно давать в следующих случаях: 1.при прохождении темы, в которой встречаются довольно сложные понятия; 2.при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам; 3.при работе над ошибками в контрольных работах.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само­стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе. Следует отметить, что дифференцированное домашнее заданию особенно важно использовать на этапе закрепления учебного материала. Если сильные учащиеся на этом этапе изу­чаемый материал в основном осмыслили и усвоили, то слабые ученики еще испытывают неуверенность, поэтому домашняя работа с использованием дифференцированных заданий на закрепление материала, пройденного на уроке, строится так, что­бы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности. Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как: *выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; *выполнение заданий на выявление закономерностей; *рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; *разнообразные приемы самоконтроля. Примеры: *придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления и т.п.; *составить задачу по теме; *составить кроссворд по теме; *написать рассказ, стихотворение, поэму; *придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства; *составить тест; *придумать контрольные вопросы для проверки знаний по теме; *предложить способ... (например, экономии электрической или тепловой энергии дома); *исследовать зависимость...; *усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.084 с.)