Модель учебного занятия «зигзак» или «эксперты». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель учебного занятия «зигзак» или «эксперты».



Модели «Эксперты» и «Зигзаг» основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой исторический источник, изучает предложенный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Однако не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом в экспертные группы объединяются «эксперты» с одинаковым заданием и материалом. В этих «экспертных» группах происходит тщательный анализ источника. Целесообразно предусмотреть на этом этапе письменное задание:

• цветовая разметка источника (подчеркивание смысловых единиц, например: фактов, мнений, причин, последствий и т.п.);

• формулирование выводов, которые можно сделать на основе источника;

• преобразование текста в схему, таблицу, логическую цепочку;

• выписки на основе заполнения разных бланков, например:

Факты, содержащиеся в источнике Мнение, содержащееся в источнике

Полезность, ценность источника Ограниченность источника

Участникам экспертных групп важно записать кратко ту информацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимный обмен информацией в группах, на основе которого выполняется общее задание.

 

37. Школьная лекция. Виды лекций, требования к школьной лекции.

Школьная лекция - это систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Часто можно встретить ошибочное мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что на ней учитель все 45 минут говорит сам, излагает новую тему. Между тем, лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, а актуальностью изучаемой проблемы, глубиной и последовательностью и аргументированностью ее раскрытия. К тому же, лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии и даже самостоятельной работы учащихся. Однако не стоит злоупотреблять такой формой подачи данных. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.

Лекция - это метод сообщения новых знаний. Ее отличают высокая целенаправленность и большая информативность. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу. Однако не стоит забывать механизм восприятия лекции, который затрудняет восприятие оной школьником. Он выглядит так: воспринимается информация, затем анализ ее в сознании, затем информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Следует сформулировать основные особенности изложения лекционного материала в средних учебных заведениях:

Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учитель тоже должен прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершение нужно закрепить новый материал беседой с учащимися.

Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда подсказывает краткие, удачные формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

Школьный учитель ведет лекцию с более медленным темпом, интонацией подчеркивает важные моменты для записи, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы.

Перед началом лекции целесообразно поставить проблемные задания, которые учащиеся должны выполнить в конце урока.

 

Школьная лекция продолжается не 120 минут, а 40 минут. В старших классах школьная лекция может охватить 2-3 урока, после чего проводится повторительный урок или урок закрепления знаний.

Разновидности (типы) школьных лекций и их методы

Вводная лекция. Дается традиционно в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемых предметов в системе научного знания.

Основной метод изложения - "популярное" чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем познания нового, расширения кругозора и т.д. Задача - заинтересовать, чтобы далее на уроки ученики приходили с желанием и интересом.

Установочная лекция. Дает сжатое, компактное и при этом неполное изложение основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по учебной деятельности на следующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на следующих уроках соответствующих знаний и умений.

Метод объяснения с иллюстрацией, демонстративный метод и метод проблемного изложения с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленного вопросов для последующего их решения методами самостоятельной работы.

Лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения учащихся с учителем для формирования совместных суждений, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Главная цель этой лекции - это пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться, пусть даже ошибочно.

Рассказ учителя, постановка проблемы с путями ее решения. Такие лекции-беседы высокопродуктивны для небольшого класса, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана

Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки, высокая научная обоснованность и доказанность, четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, обращаясь реже к проблемному.

Используя в иных случаях проблемный метод, учитель ставит проблему и показывает пути и способы ее решения. Когда АЛ дается в классе, учитель может использовать метод дискуссии, появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал в таком случае усваивается не на уровне воспроизведения учителем, а более осознанно, на уровне творчества.

 

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами или зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения при изучении или воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки или недочеты, делаются выводы из результатов изучения темы.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения или изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговый урок после изучения большой темы. Его целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах, дать видение изученного не изнутри, а сверху, в ряду изученных тем.

В лекции как форме и методе обучения можно выделить 4 основные функции, которые определяют ее возможности и преимущества в учебном процессе:

Обучающую

заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научных задач и проблем. Лекция должна дать самые современные (сегодняшние) представления об учебном предмете, что не способны отразить любые учебные пособия и учебники, т.к. даже только что появившиеся книги отстают от жизни на 2-4 года, необходимые для ее издания. Учащимся, которые впервые знакомятся с областью науки, сложно разобраться с конкурирующими точками зрения. Познавательное значение лекции возрастает, когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью знания, когда тема лекции не нашла отражения в учебниках

Развивающую

выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, РФ находится в зависимости от методики лекции и артистизма лектора.

Воспитательную

заключена в ее содержании, формировании научного мировоззрения, в развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет учителя, манера общения в пределах лекции и вне ее, проявление уважения к отличающемуся мнению.

Организационную

Нельзя "злоупотреблять", часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она необходима, когда нужно раскрыть закономерности, показать сложные причинно-следственные связи и закономерности. Есть весьма распространенный недостаток…

К школьной лекции прибегают в следующих случаях:

При прохождении нового раздела, темы учебного курса

При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным

При сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей

 

При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи

При изучении материала проблемного характера

К лекции выдвигают ряд требований. Основные требования:

Научность

Обширность

Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении. Она должна выходить за рамки любого учебника, даже самого свежего и удачного. Лекция должна учить мыслить, а не прибегать к готовым ответам. Она должна быть грамотной с т.з. языка. Она должна быть яркой и убедительной.

Структура школьной лекции

Она включает элементы беседы и начинается со вводного диалога. В ее ходе учитель не раз прерывает свое изложение, ставит перед классом вопросы, требующие работы мысли. Школьная лекция заканчивается беседой по изложенному материалу. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов. Каждый из этих элементов имеет свои правила и логику построения.

Начинать лекцию нужно с яркого высказывания, задающего проблему. Основным приемом должны быть размышления и рассуждения с риторической постановкой вопросов. Во введении объявляется тема, план изложения лекции. Может приводиться перечень литературы для самостоятельного, более углубленного изучения темы, отдельных вопросов. Ученика должны ознакомить с целью лекции, ясно сформулированная цель будет стимулировать желание работать. Промежуточные и заключительные беседы строятся на тех же принципах, что и начальная. Основная часть лекции предусматривает использование приемов ораторского искусства.

 

38. Лабораторные занятия по истории. Семинар. Виды семинаров, требования к проведению семинарского занятия.

Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам

Для лабораторного занятия характерны:

а) высокая степень самостоятельности учащихся в изучении новой темы;

б) различные источники знаний;

в) деятельность учителя в качестве организатора и консультанта.

Виды лабораторного занятия:

1) по учебнику;

2) по документам.

Цели лабораторного занятия по учебнику:

формирование представления об исторических фактах, формулирование и аргументация личных оценочных суждений;

развитие и совершенствование общеучебных умений и навыков (оценивание, сравнение, сопоставление и др.);

формирование опыта социального общения.

Цели лабораторного занятия по документам:

углубление и конкретизация исторических знаний;

развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;

формирование объективного, всестороннего представления учащихся о фактах прошлого, критического отношения к источникам и их интерпретациям.

Модель «Обмен знаниями»

Данная модель предполагает самостоятельную познавательную деятельность учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная реконструкция исторических событий и анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация результатов познавательного поиска. Этапы работы:

1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).

2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.

3. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят Всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной таблицы; ведение записей; использование «рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на которыЙ можно, только внимательно выслушав все группы.

Модель «Пронумерованные участники»

Модель «Пронумерованные участники» позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

1. Образуются группы с равным количеством участников и каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т.д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.

2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.

3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.

4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.

Такой незамысловатый прием, как «пронумерованные участники», эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить.

В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии. При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении - обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач; семинары смешанного и комплексного характера, цель последних - обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (математика, физика).

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Некоторые преподаватели предлагают при определении вида семинара учитывать также и мнение студентов. На наш взгляд, подобная практика, если она не становится системой, вполне допустима. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.

● вопросно-ответный;

● развернутая беседа на основе заранее врученного студентам плана семинарского занятия;

● устные доклады студентов с последующим обсуждением их;

● обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара, прочитанного всей группой;

● теоретическая конференция в группе или на потоке;

● семинар-диспут;

● комментированное чтение первоисточников;

● решение задач и упражнений на самостоятельность мышления;

● работа с так называемыми обучающими и экзаменующими машинами;

● семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя;

● семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам;

● контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

● семинар–коллоквиум;

● семинар–пресс-конференция.

• Практические занятия должны следовать за лекциями с

необходимым интервалом, дающим возможность подготовиться

к ним.

• Они должны предусматривать включение заданий, обеспечивающих связь теории с реальной практикой, показ

значимости теории для решения профессионально важных задач.

• На практических занятиях обязательно включение заданий, носящих проблемный характер, требующих поиска не только

способов решения, но и источника получения недостающей

информации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.066 с.)