Методология научных исследований в садоводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология научных исследований в садоводстве



Научное исследование является одним из способов полу- чения новых данных, характеризующих объект или явление. Появляются эти данные в процессе изучения данного объекта или явления с целью выявления закономерностей их функцио- нирования и развития, а также использования этих знаний в практической деятельности.

Главной задачей любого научного исследования является познание законов природы и поиск путей и средств использо- вания этих знаний в практической деятельности. Структура научного исследования включает три уровня: эксперименталь- ный, теоретический и описательно-обобщающий.

Экспериментальный уровнь предполагает постановку экспериментов, накапливание фактов, анализ их, обобщение и практические выводы. Помимо этого можно использовать и мысленные эксперименты, т. е. логическое рассуждение о том, как изменится явление, процесс, если изменить условия, кото- рые не могут быть осуществлены в действительности по тех- ническим или другим причинам. Все эксперименты являются источником теоретических представлений.

Теоретический уровень основан на синтезе знаний и формулировании общих закономерностей в определенной об- ласти знаний. Теория представляет собой систему обобщенно- го знания, она объясняет те или иные стороны деятельности, иными словами, теория – это мысленное отражение и воспро- изведение действительности, в том числе и эксперимента. Критериями правильности научной теории являются экспери- мент и практика. Таким образом, теория используется для бо- лее глубокого понимания эксперимента, а эксперимент служит исходным материалом для создания теории. Но теория не сво- дится к совокупности данных экспериментов, а является каче- ственно новой ступенью познания.

Так, в эксперименте установлена тесная корреляционная связь урожайности капусты белокочанной и значений гидро- термического коэффициента. На основе обобщения этих ре- зультатов можно составить уравнения регрессии для расчета будущего урожая на основе прогноза будущей динамики гидротермического коэффициента. Это позволяет создать теорию программирования урожая, которая проверяется на практике.

Изучение потребления элементов питания плодовыми растениями дает возможность разработать теорию минераль- ного питания.

Описательно-обобщающий уровень исследований ос- нован на описании явлений, происходящих в природе. Это наблюдения за ростом и развитием растений в зависимости от погоды, за прохождением фенологических фаз, морозостойко- стью, засухоустойчивостью и т. д. Эти наблюдения не требуют проведения экспериментов, исследователь регистрирует и обобщает лишь те явления и агрономические объекты, кото- рые имеются в хозяйствах, не воздействуя на них.

В процессе исследований происходит познание матери- ального мира путем наблюдений, накопления фактов и их осмысления. Познание ведется путем суждений и умозаклю- чений.

Суждение – форма мышления, с помощью которой утверждают либо отрицают что-либо.

Умозаключение – мыслительная операция, с помощью которой из связанных между собой последовательных сужде- ний выводят новые знания. Например, известно, что плоды яб- лони зимних сроков созревания сохраняются зимой лучше, чем плоды осенних сроков созревания, и что Лигол относится к сортам зимних сроков созревания. Отсюда можно заключить, что плоды сорта Лигол будут хорошо храниться зимой. Анало- гично можно делать умозаключения и по другим взаимосвя- занным суждениям в плодоводстве, овощеводстве и виногра- дарстве.

Виды исследований в зависимости от цели (познава- тельной или практической) подразделяют на фундаментальные и прикладные. Это деление в достаточной степени условно, так как на определенных этапах фундаментальные исследова- ния могут переходить в прикладные, и наоборот.

Фундаментальные исследования направлены на изуче- ние явлений и законов природы, на расширение знаний об окружающем мире. В результате таких исследований создают- ся законченные научные работы, которые могут быть использованы в определенной отрасли, например в отраслях сельско- го хозяйства – садоводстве, виноградарстве, овощеводстве, или же конкретно для семечковых, косточковых или бахчевых культур. Эти результаты используют для разработки техноло- гий выращивания определенных культур.

При изучении новых явлений фундаментальные исследо- вания обладают наибольшей степенью неопределенности, по- этому требуют от исследователя большого напряжения ума и интуиции.

Прикладные исследования в плодоводстве, виноградар- стве и овощеводстве направлены на изучение факторов жизни растений и закономерностей связи между растением и средой, на создание перспективных сортов и подвоев, разработку эф- фективных приемов повышения урожая и качества продукции. Так, при изучении теплового режима плодовых растений уста- новлено, что персик более теплолюбив, чем вишня, поэтому растения персика высаживают на более теплых склонах. Изу- чение биологии капусты показало, что эта культура очень тре- бовательна к влажности почвы, поэтому ее выращивают при более высоких нормах полива. Если новая сорто-подвойная комбинация яблони оказывается более перспективной, ее ис- пользуют в новых интенсивных насаждениях.

Конечная цель всех прикладных исследований – внедре- ние их результатов в практику. Разновидностью прикладных исследований являются поисковые исследования – поиск прин- ципиально новых приемов возделывания плодовых и овощных культур, создание комплексно-устойчивых сортов и т. д., а также опытно-конструкторская работа.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.004 с.)