Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра растениеводства и земледелия
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САДОВОДСТВА» Направление подготовки: 35.03.05 Садоводство Профиль «Декоративное садоводство и флористика» образовательного уровня бакалавриат всех форм обучения МАКЕЕВКА Тема 1. Введение в дисциплину «Методологические основы садоводства» 1.Роль методики опытного дела 2. Объекты исследования и типы сравнительных экспериментов. 3. Краткая история опытного дела в садоводстве Роль методики опытного дела Дальнейшее наращивание производства продукции растениеводства возможно только при активном, внедрении новейших достижений науки и техники, интенсивных технологий выращивания программированных урожаев сельскохозяйственных культур комплексного применения биологических, агротехнических и химических приемов борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений. Не последнюю роль должны сыграть специалисты высшей квалификации от уровня их научной подготовленности, сознательности, активности добросовестности и понимания величия поставленных задач зависит успех их решения. Специалиста сельского хозяйства необходимо постоянно следить за последними достижениями в области науки и передовой практики с тем, чтобы отбирать из этих достижений все то, что оказывается наиболее эффективным в условиях данной зоны, конкретного хозяйства. Отсюда в активную работу нужно вовлечь всех агрономов-производственников, которые должны уметь отобрать лучшие достижения на основе знания методики проведения полевых исследований. А для этого необходимо приобрести хорошие знания по методике полевого опыта. В этой связи в систему высшего агрономического образования введен курс: «Основы научных исследований в агрономии». Опытное дело – это глаза научной агрономии, оно возникло, как и всякое научное знание из запросов производства. Основы научных исследований в агрономии являются отраслью агрономии, которая занимается изучение современных технологий возделывания полевых культур, изысканием приемов повышения плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур, а также улучшением качества продукции на основе прогрессивного улучшения мелиорируемых земель.
Умение экспериментировать, ставить и проводить полевые и другие виды сельскохозяйственных опытов требует от исследователя больших и разносторонних знаний в области физики, математики, химии, ботаники, физиологии, микробиологии, почвоведения и агрохимии, земледелия и философии и экономики, энтомологии и фитопатологии, требует гибкого аналитического и обобщенного ума, владения методами диалектического материализма.
2. Объекты исследования и типы сравнительных экспериментов. Садоводство – наука комплексная. занимается изучением и разработкой теоретических основ и агротехнических приемов повышения продуктивности растений и улучшения качества урожая садовых культур. В силу большой комплексности использует разнообразные методы из области точных наук – математики, физики, химии, физиологии и других, а также имеет свои специфические методы, т.е. биологические методы исследования. В основе любого теоретического и экспериментального исследования лежит общий метод познания – метод диалектического материализма. Метод диалектического материализма вскрывает наиболее общие законы развития природы и общества. Опираясь на метод диалектического материализма при разработке теоретических основ и практических приемов повышения продуктивности растений пользуется общепринятыми приемами научного исследования – наблюдением и экспериментом, индукцией и дедукцией, анализом и синтезом, обобщением и абстрагированием, гипотеза моделирования и математические методы Остановимся на специфических методах научной агрономии – наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это количественная или качественная регистрация интересующих исследователя сторон развития явления, констатация наличия того или иного его состояния признака или свойства. Наблюдение возникло на заре человечества одновременно с мышлением. Оно и сейчас широко применяется в жизни, в науке. Процесс наблюдения начинается, прежде всего, с восприятия или констатирования какого – либо факта явления. Но затем к восприятию присоединяется более или менее сложный умственный процесс. Примерами наблюдений могут служить: 1) наблюдения на метеостанциях (за температурой (t0) воздуха, почвы, осадками, силой ветра и т.д.); 2) наблюдение за засоренностью посевов, наличием в почве NPK, засухоустойчивость и морозостойкость т.д.
Однако наблюдение в агрономической науке не является самостоятельным приемом исследования. Он входит в состав более сложного метода исследования – эксперимента. Эксперимент-опыт (активное наблюдение) – это такое изучение при котором исследователь искусственно вызывает явление или изменяет условие так, чтобы лучше выяснить сущность явления, происхождение, причинность и взаимосвязь предметов и явлений. Особенность эксперимента – его воспроизводимость. По сравнению с простым наблюдение эксперимент имеет ряд преимуществ: 1) Исследователь сам вызывает нужное ему явление, не дожидаясь. когда оно наступит в природе. Он может создавать искусственную засуху, низкие t0 и воздействовать ими на растение; 2) Экспериментатор может расчленять явление (анализ) и вновь объединять их (синтез); 3) Исследователь всегда включает несколько вариантов – проб, из составления которых делает заключения – выводы. Под вариантом опыта понимают определенную совокупность приемов возделывания растений (в полевом опыте на одной делянке, в вегетационной опыте в одном сосуде или в нескольких). Важной задачей сравнительного эксперимента является количественная оценка эффектов опытных (изучаемых) вариантов. В практике агрономических исследований используют в основном четыре типа сравнительных экспериментов: лабораторный, вегетационный, лизиметрический и полевой. Лабораторный эксперимент – исследование, осуществляемое в лабораторной обстановке с целью установления действия и взаимодействия факторов на изучаемые объекты. Лабораторные опыты проводятся как в обычных комнатах, так и в искусственно регулируемых условиях – в термостатах, боксах и климатических камерах. Для характеристики почв и семян используют физические и химические методы анализа: определяю гранулометрический состав, скважность, влагоёмкость и т.д., условия прорастания семян, их всхожесть, содержание белка и т.д. Большим достоинством лабораторного метода является быстрота и высокая достоверность проведения, недостатком – отсутствие главного объекта агрономии – самого растения и его урожайности. Таким образом, лабораторные методы в исследованиях должны играть большую вспомогательную роль в полевых экспериментах и наблюдениях. Вегетационный эксперимент – исследования, осуществляемые в контрольных условиях – вегетационных домиках, теплицах, оранжереях, климатических камерах и других сооружениях с целью определения и установления различия между вариантами опыта и количественной оценки действия и взаимодействия изучаемых факторов на урожайность растений и его качество. Вегетационный метод исследования исторически возник в помощь лабораторно - химическому. Одним из основоположников его был французский ученый Буссенго. В основу своих исследований он ставил принцип: спрашивать во всем "мнение" самого растения. Сущность вегетационного метода состоит в том, что растения выращивают в вегетационных сосудах, сделанных из стекла, глины, пластических и других материалов, в искусственной, но регулируемой экспериментом обстановке.
Для сближения условий проведения эксперимента с полевой обстановкой ставят вегетационно-полевые опыты. В поле, почва в сосудах без дна, ограничена только с боков на глубину 20-30 см. контакт с под почвой при естественном увлажнении и аэрации. Так определяют вымывание и перемещение питательных веществ атмосферными осадками, определение транспирационного коэффициента в естественной обстановке и др. Лизиметрический метод – исследование жизни растений и динамики почвенных процессов в специальных лизиметрах, позволяющих учитывать передвижение и баланс влаги и питательных веществ в естественных условиях. Он отличается от вегетационного тем, что исследования жизни растений проводятся в поле в специальных лизиметрах, где почва отгорожена с боков и снизу от окружающей почвы и под почвы. Этим методом изучают водно-солевой и пищевой баланс. Лизиметры делятся: 1) С почвой естественного строения; 2) С насыпной почвой. Полевой сельскохозяйственный опыт - исследования осуществляемые в полевой обстановке на специально выделенном участке. Основной задачей полевого опыта является определение различий между вариантами опыта, количественная оценка действия факторов жизни, условий и приемов возделывания на урожай растений и его качество.". Полевой метод по праву занимает ведущее место в агрономических исследованиях. Особенности этого метода заключаются в том, что изучение растений, действие какого-либо агроприема или препараты производится в совокупности с действием почвенных, погодных, агротехнических и других условий очень близких к производственным условиям. При постановке полевого опыта мы имеем возможность дать агротехническую и экономическую оценку изучаемому приему. Прежде чем сделать выводы и рекомендации для производства на основании наблюдений, лабораторных, вегетационных, лизиметрических опытов они должны быть тщательно проверены условиях сравнительного полевого опыта. статистика использовалась в опытном деле для определения средних значений и их ошибок. В настоящее время математическая статистика является важным инструментом при планировании эксперимента и обработки полученных данных. Она позволяет извлечь максимум информации из исходных данных, оценить насколько существенны различая между вариантами, установить коэффициенты корреляции и уравнения регрессий. Одним словом статистические методы в сравнительных экспериментах занимают особое положение. Таким образом, только умелое сочетание всех методов познания и типов сравнительных экспериментов обеспечат получение научно-обоснованных рекомендаций для широкого внедрения в производство.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.009 с.) |