Готическая архитектура Западной Европы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Готическая архитектура Западной Европы



 Готическая архитектура складывалась в период развития городских ремесел и торговли в конце XII—XIII в. В результате притока в города ремесленников, бежавших от гнета феодалов, увеличилась численность населения, города экономически окрепли, при этом площади ограничивались крепостными стенами, что приводило к повышению плотности застройки и требовало новых технологий производства. Здания стали расти вверх.

  Кроме жилищ в городах возводились крупные соборы (высотой иногда более 100 м) и церкви, а также оборонительные укрепления. В сельской местности по-прежнему строились замки феодалов и рыцарей. Переход от романского стиля к готическому был постепенным: начатые ранее романские соборы нередко достраивались в духе готики.

  Сама по себе готика, как мировое направление в кластере исторических стилей зародилась во Франции. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Тем не менее, развитию готики, в немалой степени, способствовала наука геометрии, возможности которой просто поражали воображение средневековых архитекторов.

  Техническим прорывом в строительстве, для архитекторов, явилось открытие нового способа распределения нагрузки. Обнаружилось, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник знаменитый каркас в готической архитектуре. Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

  Форму стрельчатого свода готические зодчие заимствовали из восточной (исламской) архитектуры. Для увеличения высоты соборов несущие конструкции их постепенно усовершенствовались с применением прочных камней для колонн и сводов. Требованию высотности отвечала разработанная зодчими готики каркасная облегченная конструктивная система зданий с их тонкими опорами и нервюрами стрельчатых сводов. Специфичными элементами готических конструкций являются аркбутаны и контрфорсы, оконные простенки малого сечения, пучкообразные столбы-колонны, образующие в сочетании совершенную для того времени каркасную конструкцию здания. Вместо массивных стен, характерных для романской архитектуры, в готических соборах стены образованы сравнительно небольшими по сечению простенками, между которыми размещены громадные окна. К стенам примыкают контрфорсы, воспринимающие распор сводов собора, которые увенчиваются небольшими башенками (пинаклями) с остроконечными завершениями (фиалами).
Своды во всех готических сооружениях имеют стрельчатую форму. Повышенный профиль стрельчатых арок способствовал уменьшению распора сводов. Гурты или нервюры сводов представляют собой взаимно перекрещивающиеся криволинейные тяги-ребра, начинающиеся непосредственно от капителей опорных колонн

 

Основные элементы конструкции готического собора

Технология возведения конструкций готического собора.

 

Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы -контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Истоком перемен в архитектурном мышлении стало введение стрельчатой арки: она обладала меньшим распором - давлением на стену, нагрузка была направлена вниз, на опору. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор - контрфорсов. Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов (полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на специальные устои — контрфорсы). Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Это позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Деревянные конструкции получили широкое применение в массовом типе так называемого «фахверкового» жилого дома. Фахверк — конструкция, основу которой составлял деревянный (позднее металлический) каркас с жестко связанными между собой балками, обвязками, стойками и раскосами, промежутки между которыми заполнялись кирпичом, иногда перемешиваемым с камнем на известковом растворе. В светском городском зодчестве использовались главным образом композиции и декоративные приёмы готики. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней. Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

  Эти революционные находки позволяли не только экономить строительные материалы, но и объединить внутреннее пространство храма в единое целое, отказавшись от загромождавших и затемнявших его колонн. Вместе с улучшением освещённости нефа стало возможным и радикальное увеличение высоты зданий. Некоторые готические храмы Европы превышали по высоте пирамиду Хеопса, которая в течение многих тысячелетий оставалась самым высоким сооружением Земного шара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.207 (0.006 с.)