Рим. Базилика Св. Петра в веригах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рим. Базилика Св. Петра в веригах



 

 Была построена над могилой мученика апостола Петра. Имела площадь 84 * 58 м., делившуюся 4 рядами колонн (по 22 колонны в ряду), несущих не арки, но архитрав.

 

Внутреннее пространство церкви делится с помощью трёх нефов, имеющие двадцать дорических колонн. Эти колонны имеют более раннее происхождение, чем сам храм, поскольку они были созданы ещё в период имперского правления для неизвестного римского здания. Потолок базилики имеет художественное оформление на тему «Пётр в веригах». Эти работы проводились в восемнадцатом веке. В левом нефе находится мозаика, посвящённая изображению Святого Себастьяна. Отличительной чертой данного полотна принято считать то, что автор изобразил святого с бородой. Возле алтаря слева располагается капелла, где находится образ «Снятие с Креста». Автором этого творения является Христофор Ронкалли. Также в базилике имеются гробницы выдающихся скульпторов: Антонио и Пьеро Полайоло. Над местом захоронения находится фреска, выполненная лично мастерами, а рядом располагаются два бюста с изображением лиц живописцев. Базилика расположила в себе два алтаря. В левой части трансепта располагается погребальный монумент, установленный в честь папы Юлия Второго. Именно здесь располагается известная работа Микеланджело – статуя Моисея. Автор изобразил Моисея с рогами – символ божественного сияния. С обеих сторон статую окружают другие две скульптуры из Ветхого Завета – Лии и Рахиль. Эти работы также выполнил Микеланджело. Одной из ценных реликвий, датируемой пятнадцатым веком, считается бронзовый реликварий, где расположены вериги Святого Петра.

 

Погребальные сооружения.

 

Важное место в раннехристианской архитектуре занимали центрические сооружения – мавзолеи, баптистерии, церкви.

 

Мавзолей Галлы Плацидии

Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра[7]. Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м)[3]. Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол, невидимый снаружи здания.

Длинная ось здания направлена не по линии запад-восток, как обычно принято в христианских храмах, а по линии север-юг. Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей соединялся с нартексомцеркви Санта-Кроче[it] через свою наиболее вытянутую часть. С северной стороны нартекса находилась симметричная постройка.[8] Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток[9].

Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками («глухая аркада»). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Четвёртый (северный) главный фасад украшен фризом с двумя пантерами и виноградными лозами[7].

Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц, расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III[3].

 

Рим. Номентанская дорога. Мавзолей Констанции.

 По сравнению с простотой центрических мавзолеев начала столетия, мавзолей Констанции (сер. IV в.) представлял собой гораздо более сложный организм. Цилиндрическое основание купола здесь отделилось от него, увенчивая лишь среднюю часть широкой ротонды (диам. 22,3 м). Этот прорезанный окнами барабан опирался не на стены, а на внутреннее двойное кольцо коллонад, расположенных попарно по радиусам и соединенных импестами. Двойной ряд коринфских колонн торжеств обходил подкупольное пространство, отделив его от более низкой кольцевой галереи, цилиндрические своды которой передавали распор ребристого купола на могучее кольцо стены.

Предшественник: двухъярусный цилиндрический мавзолей Елены на Лабиканской дороге близ Рима. Его верхний обьем был расчленен глубокими удлиненными нишами и расположен в их глубине окнами, что превратило верхний ярус мавзолея по существу в световой барабан, несущий купол.

Погребальные сооружения.

В конце IV столетия происходит разделение Римской империи на две час­ти: западную и восточную. Со времени переноса императором Константином своей резиденции в Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходят в восточную часть империи. Рим, оставаясь крупным культурным центром, в 303 году перестает быть мировой столицей.

Процесс разложения римского рабовладельческого общества и образова­ние новых общественных отношений происходили на фоне проникновения с востока христианской религии. Христианство стало той идеологической силой, которая содействовала утверждению и укреплению господствующей церковной и светской власти. Это обстоятельство сильно сказалось в изменении характера и задач римской архитектуры. Значительная часть строительной деятельности этого периода была направлена на возведение сооружений религиозного со­держания.

Древнехристианская архитектура развивалась на основе римских класси­ческих форм и приемов и распространялась в течение трех веков (300-600 гг.) далеко за пределы Римской империи: в Испанию, Францию, Дунайские страны и на побережье Африки.

В IV в. возникли два типа религиозных зданий: базиликальные церкви и баптистерии - здания при церквах, предназначенные для совершения обряда крещения. В архитектур но - композиционном отношении они обычно были центрическими или центрально-купольным зданиям христианской архитектуры относится баптистерий Константина в Риме (первая половина IV в.).

Здания базиликальных церквей, прототипом которых послужили древне­римские базилики, отличались от последних тем, что со стороны входа к ним пристраивался так называемый атриум, посреди которого устанавливалась ча­ша для выполнения обряда крещения.

Между атриумом и базиликой устраивался притвор, а в конце церкви пристраивался поперечный неф

Христианские базилики (базиликальрые церкви) перекрывались откры­тыми деревянными стропилами, которые иногда расписывались. Отсутствие сводов и куполов являлось общей чертой раннехристианских храмов во всем Средиземноморье. Внутренние поверхности гладких стен базилик и баптисте­риев покрывались мозаикой с преобладанием мотивов библейской иконогра­фии, а также орнаментальных и бытовых позднеримских мотивов.

План базилики.

Базилика была обычной прямоугольной в плане, с полукруглой апсидой с восточной стороны и входом - с западной. В апсиде располагался лагерь. Интерьер базилики делился двумя рядами колонн на три нефа.

Атриум и фасад базилики Св. Петра в Риме.

Атриум - это большой перестильный двор, расположенный перед входом. За ним находился широкий притвор, или нартекс, куда допускались верующие, еще не принявшие крещение. Базилика Св. Петра построена в Риме при Константине над могилой Св. Петра. Этот пятинефный храм с большим трансептом и нартексом был ориентирован с запада (где находилась апсида) на восток.

 

7. Романская архитектура и города раннего средневековья

Начало феодализации.

Феодали́зм - система правоотношений в обществе, образовавшаяся в конце VI века, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам. Основным экономическим ресурсом в доиндустриальных обществах являлась земля, отношения к которой сформировали базу феодального общества. При феодализме земля находилась в собственности феодалов.

Происхождение феодализма связано с распадом родо-племенного строя, последней стадией которого была так называемая военная демократия.  

 Воины дружин вождей получали во владение земли с крестьянами (особенно при завоеваниях) и становились, таким образом, феодалами. Феодалами становилась и племенная знать. Развитию феодализма на территориях бывшей Западной Римской империи способствовало также наличие там латифундий, работавшие в которых рабы наделялись земельными участками и превращались в колонов.

 

Христианизация Европы

 

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен.К XI в. вся Западная и Центральная Европа приняла христианство и подчинилась духовной власти римского папы. Еще одно двойное заимствование – варвары победили Рим, но взяли христианство, которое само победило Рим, завоевавший Иудею.

В первые три века христианская церковь только отчасти проникала за пределы Римской империи. Когда же христианство стало государственной религией Рима, оно получило возможность широкого распространения за его пределами.

Первыми принимали христианство жители стран, примыкавших к границам империи. В Африке христианство начало распространяться в среде абиссинцев. В Азии обитатели Кавказа приняли христианство в IV в., а отчасти в VI в. В 457 г. константинопольский патриарх Анатолий назначил архиепископа в Грузию. В Армении распространителем христианства был Григорий, который получил за свою проповедническую деятельность звание Просветителя. В Персию христианство проникло во II в. из пограничных областей империи. В IV-V вв. в стране шла ожесточенная борьба христианства и язычества, закончившаяся упрочением христианства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.124 (0.01 с.)