Общая характеристика готической архитектуры (градостроительство, жилые сооружения, храмы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика готической архитектуры (градостроительство, жилые сооружения, храмы).



Преобладающие цвета: желтый, красный, синий.

Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

Элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Основные памятники архитектуры Европы периода зарождения Готики.

Французская готика

Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в.

Провинции Пикардия и Иль-де Франс. Родина готики.

Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени. Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Собор аббатства Сен Денни

Особенности данного собора заключаются в характерной для романского стиля ассиметрии, доминировании башенной конструкции, акцентирование на входной группе, вертикальное развитие композиции, большое количество типоразмеров окон.

Собор аббатства Клюни, фактически стал вторым после собора в Сен Денни объектом готической архитектуры во Франции. В нем отчетливо наблюдается сочетание традиций романского и раннего готического стиля. 

Собор аббатства в Клюни

Из городских кафедральных соборов первым в готическом стиле был выдержан собор в Сансе. Его освящение состоялось в 1168 году. На романскую основу были нарощены шестисегментные ребристые своды, аркбутаны, своеобразной формы шеве.

Собор Сансе сен Этьен

В этом соборе уже отчетливо просматривается строгая симметрия, замена арочных сводов стрельчатыми, углубление дверных проемов изменяющих их масштаб.

Собор в Сансе

Собор в Сансе вобрал в себя все новшества ранней готики, однако всё ещё имеет некоторые черты романского стиля: ассиметрия пристройки, башенные конструкции.

Шатрский собор

Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Собор Парижской Богоматери

В этом соборе уже отчетливо просматривается строгая симметрия, замена арочных сводов стрельчатыми, углубление дверных проемов изменяющих их масштаб.

Реймский Собор

Реймский собор - это кульминационный объект французской готики в котором фактически завершились поиски архитекторов новой формы, материала, цвета, и декора.

Готика Англии

Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI века. Эволюцию английской готики прослеживают по изменениям в декоре. Отсюда и названия периодов -

· раннеанглийская готика (конец XII — середина XIII веков)

· геометрически-криволинейная (середина XIII — середина XIV веков)

· перпендикулярная (середина XIV века — XVI век).

 Вялое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а более монастырским, окружённым полями и лугами. Отсюда, очевидно, его «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек богатый орнамент характерный для сельской местности. Сохранены свидетельства о том, что для руководства строительством были приглашены французские мастера в Британию. Хоры собора в Кентербери выстроил французский архитектор Вильгельм из Сана.

 

План Кентерберийского собора, главного готического собора Англии, резиденции архиепископов.

 

Готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Знаменит своим 123 метровым шпилем, в связи с чем является самым высоким средневековым зданием в Великобритании.

 

Собор в Солсбери

 

Коллегиа́льная це́рковь Свято́го Петра́ в Ве́стминстере почти всегда называемая Вестми́нстерское абба́тство — готическая церковь в Вестминстере (Лондон). Строилась с перерывами с 1245 по 1745 годы, хотя первые упоминания о церкви на этом месте относятся к VII-X векам. Традиционное место коронации и захоронения монархов Великобритании.

 

Вестминстерское аббатство

Начиная со времени Столетней войны строительство готических соборов в Англии сокращается. Строятся только объекты гражданской архитектуры этого времени в частности — Вестминстерский королевский дворец (XIV век) с его Вестминстер-холлом площадью 1500 м².

Вестминстерский дворец

В отличие от французской, английская готика не была тесно связана с конструкцией, хранила прямоугольные, удлинённые объёмы. Фон заполняли декоративными элементами, что на фасадах образовывали экраны-декорации. По ним трудно было предположить построение интерьера. Декор (форма окон, рисунки оконных перегородок и т. п.) преобладает и первым бросается в глаза. Англичане начинают соревноваться в изобретении всё новых рисунков и орнаментов потолков.

Небольшие сооружения вроде часовни Королевского колледжа до сих пор удивляют большими готическими окнами и переусложнёнными рисунками потолков.

Им настолько предоставляли преимущество, что они пережили настоящий расцвет в сооружениях часовен, балдахинов, потолков над захоронениями. Переусложнённые готические потолки в «перпендикулярном стиле» — характерный признак старейших английских университетов (Оксфорд, Кембридж), где их создание приветствовали ещё в XVII веке, игнорируя европейские стили и европейский опыт.

 

9. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ XV- XVI ВВ.

Возрождение, как новое мировоззрение и новый художественный стиль возникло в Италии в конце XIVв. Первые градостроительные идеи представляли город в виде архитектурного единого целого по заранее составленному плану. Под влиянием этих идей вместо узких и кривых средневековых переулков в итальянских городах стали появляться прямые более широкие улицы, застроенные крупными зданиями.

Планировка и архитектура площадей в эпоху Возрождения складывалась в XV—XVI вв. в Риме и других крупных городах Италии.

В этот период здесь было реконструировано несколько городов с использованием новых принципов градостроительства. В большинстве случаев дворцы в таких городах размещались на центральных площадях, представлявших собой иногда начало трехлучевых композиций.

 

Трехлучевая композиция Рима

 

Города эпохи Возрождения постепенно получали новые черты под влиянием общественных перемен. Однако из-за частной собственности на землю и отсталой техники невозможно было быстро перейти от старого города к новому. Во все периоды Возрождения основные усилия градостроителей направлялись на развитие центра города — площади и ближайших кварталов. В период расцвета монархических государств вXVIII в. ансамблям центральных площадей городов придавалось исключительное значение, как их главным украшениям. Городские площади имели в основном геометрически правильные очертания.

 

Площади Милана.

 

Если для архитектуры древнегреческих и римских площадей были характерны колонны и портики, то для площадей периода Возрождения новыми элементами стали аркады, развивавшиеся одновременно с развитием целых систем площадей.

В большинстве средневековых городов декоративная зелень отсутствовала. Фруктовые сады выращивались в садах монастырей; фруктовые сады или виноградники горожан находились за городскими укреплениями. В Париже в XVIII в. появляются аллеи, стриженая зелень, цветниковые партеры. Однако парки дворцов и замков находились в частной собственности. Общественные сады в большинстве европейских городов появляются только в конце XVIII в.

Водные бассейны в средневековье, по существу, были препятствием для развития города, разделявшим его районы, и служили для узкопрактических целей. С XVIII в. реки стали использовать как связующие элементы городов, а в благоприятных условиях— и в качестве композиционных осей. Ярким примером служит мудрое градостроительное использование рек Невы и Невки в Петербурге. Строительство мостов и сооружение набережных закрепили это направление в градостроительстве.

В средневековый период силуэт города в значительной мере определялся заостренными шпилями на городских управлениях, церквах и общественных зданиях. Силуэт города определяли многие мелкие вертикали и несколько доминирующих. В связи с новым художественным пониманием силуэта города постепенно устранялись высокие средневековые крыши, ренессансные здания завершались крышами с аттиками и балюстрадами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.171 (0.011 с.)