Выставки современного искусства: направления, тенденции, история     возникновения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выставки современного искусства: направления, тенденции, история     возникновения



В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.).

Эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского. Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету» [3].

Существуют следующие направления современного искусства:

      Реализм – вещественный. В искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.) Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм – явление противоположное модернизму [4].

Авангардизм – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20–е и 30–е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма – различные формы акционизма, работа с предметами (поп–арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др.

 Художники–авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры [3].

Андерграунд – подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название. В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство [4].

Сюрреализм – сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920–х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)

Модернизм – новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп–арт, оп–арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике [4].

Следующее направление в современном искусстве – Поп–арт. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950–х годов. Расцвет поп–арта пришелся на бурные 60–е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели – его объединял пафос отрицания [5].

Рассмотрим основные тенденции современного искусства.

Характерные черты современных экспозиций, организованных за последние 15 лет. Современная практика формирования выставочных экспозиций позволяет выделить ряд компонентов, составляющих единую систему выставки с уникальным концептуально–художественным замыслом. Значимость полученных результатов для архитектурного проектирования пространство состоит в определении характерных черт и современных направлений при формировании выставочных экспозиций. В течение последних десяти лет искусство выставочной экспозиции проявило себя как самостоятельный аспект архитектурного проектирования. Данный процесс обусловлен изменением потребностей общества в потреблении визуальной информации [5].

Создание выставочной экспозиции – это комплексное формирование «концептуально» обусловленной среды, создающей образ пространственно–предметных связей согласно сценарию выставки. Элементы и приемы формирования выставочных экспозиций постоянно меняются, потому что необходимо ориентироваться на преобладающий, на современном этапе тип восприятия, понимания и прочтения информации [5].

Повсеместная доступность информации любого вида характерна для данного периода времени, а возрастающий темп её потребления обуславливает особенности формирования визуально–вербального ряда. Стремительность и развитие современных проектных технологий являются причиной изменения принципов построения выставочных экспозиций. Формирование экспозиции, отражающей «выставочный сценарий» подразумевает театрализацию пространства и сюжетное действие.

Происходит постепенное усиление художественной выразительности пространства экспозиции в процессе отказа от классических канонов формирования выставок. В целом это приводит к повышению информативности и динамике восприятия. Стилистика и пространственные приемы организации выставочной экспозиции эволюционируют, отвечая требованиям времени. Формообразование и предметное наполнение ориентируются на основные тенденции и критерии потребностей общества в способности восприятия возрастающего информационного потока.

Современный стремительный ритм жизни и огромный поток информации нейтрализовали спокойную созерцательность стандартного зального пространства.

Сегодня потребность общества состоит в том, чтобы не просто вдумчиво изучать объект во всём многообразии его проявлений. В век информационного бума сознание индивида реагирует на моментальное восприятие образа. Вместе с этим есть необходимость в разнообразии пространственных сценариев, расширении информации об объекте, максимальной информативности, яркости и запоминаемости экспозиции в целом [5].

Общая тенденция при формировании современных выставочных экспозиций – это

гибкость использования внутреннего пространства, где определяющим является образ всей выставки. Он, в свою очередь влияет на построение выставочного сценария, следствием чего является пространственно–функциональное зонирование и светоцветовое решение.

При этом планировка чаще всего предоставляет посетителю выбор между последовательным знакомством со всей экспозицией и осмотром отдельных разделов [5].

Ярким примером подобного подхода является Исследовательский и посетительский центр Paläon, построенный в 2013 году в Германии в Шëнингене.

Проектированием интерьеров и дизайном экспозиции занимались Holzer Kobler Architekturen. Сценарий пространства Paläon представляет собой интерактивный путь от знакомства с жизнью древнего человека до участия в работе ученых [5].

Пространственным ядром является зал, площадью 600 м², высотой в три этажа (рис.1). Ядром экспозиции стали выставленные в отдельном зале семь «Шёнингенских копий»

Наряду 30–метровой картиной с фантазиями на тему мира Гейдельбергского человека. Поскольку данная экспозиция позиционирует себя как археологическая выставка, то уместным продолжения являются кости древних животных и изображения флоры и фауны эпохи между двумя ледниковыми периодами, к которой принадлежат находки.

При этом пространство отражает все современные тенденции в потребностях потребления информации, – оно интерактивно, многофункционально, лаконично [5].

Надо отметить, что образ выставки лаконичен по цветовосприятию и является удачным «фоновым» решением для многообразия представленных экспонатов.

 Пространство хорошо запоминается, создавая в памяти посетителя полноценную картину на тему «Информация–пространство–смысл». Современные тенденции по формированию «выставочного сценария» на уровне визуально–вербального восприятия тактично опираются на использование, как современных технологий, так и явных простых сюжетных образов [5].

Кроме этого сценарий развития экспозиции дает возможность самостоятельного поиска маршрута. С каждой точки пространства открываются многовариантные ракурсы, обогащающее информационное поле (приложение А).

Ломаные линии пространства, многоплановость видовых траекторий, геометрия элементов создают современную и наполненную среду, способствующую формированию запоминающегося образа всей экспозиции. Таким образом, пространственная динамика является отличительной чертой современных выставочных экспозиций. Она выражена не только в использовании широкой палитры технических средств, но и в многообразии авторских образов на тему экспозиции.

Формирование выставки не сводится лишь к модернизации существующей экспозиции за счет привлечения дизайнеров и использования современных технических средств. Ее пространственная организация включает совершенствование всей системы визуальновербальных коммуникаций для создания адекватного информационного образа, соответствующего потребностям и запросам индивида [5].

Следовательно, основная тенденция в формировании выставочных экспозиций – это организация такой информационно-экспозиционной среды, цель которой – восприятие экспозиции более индивидуальной и адресной каждому посетителю, интегрировать культурно–научный потенциал выставки с потребностями современного общества.

Искусство нашего времени, или как его еще называют, актуальное искусство своим появлением обязано недавнему прошлому, а также настоящему времени. Конечно, это актуальное искусство со временем переходит в разряд исторического. Однако речь идет о том искусстве, которое появилось где–то во 2–ой половине ХХ века, и живет по сей день.

Весь путь современного искусства можно отследить, разбив его существование на два периода – модернизм, или искусство Эпохи Импрессионизма (конец XIX – середина ХХ вв), и непосредственно современное искусство, и, в частности, современные картины – с середины ХХ в по наши дни [6].

Середина ХХ в. стала переломным моментом для всей истории искусства. Как уже говорилось, в это время появляются новые понятия о постмодерне, кроме того, до 1970 года все художественные течения классифицировались довольно четко и легко по причине их немногочисленности. После возникновения направления постмодернизма в искусстве число направлений художественных произведений значительно увеличивается – а значит, растет и количество социально ориентированных современных картин живописи.

Определение «актуальное искусство» не совсем сродни термину «современный» – к примеру, члены Союза художников России подразумевают под этим словосочетанием именно новаторское искусство в сфере технических средств. Таким образом, актуальное искусство быстро изнашивается, и только потом попадает в историю как современное искусство ХХ– XXI вв. В частности, актуальным искусством называли направление авангарда – новые приемы и техники, радикальность, новаторские идеи и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.014 с.)