История редактирования П. И. Чайковским духовных произведений Д. И. Бортнянского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История редактирования П. И. Чайковским духовных произведений Д. И. Бортнянского



В 1878 году П. И. Чайковский написал «Литургию Св. Иоанна Златоуста» для четырехголосного смешанного хора.
Юргенсон, крупный музыкальный издатель, напечатал ее, но по требованию начальника-Императорской певческой капеллы Бахметева «Литургия» была конфискована. Юргенсон возбудил процесс против Бахметева и выиграл его в Петербургском окружном суде, а затем в Сенате. За конфискованные 173 экземпляра лично с Бахметева было взыскано 143 рубля в пользу Юргенсона.
Шестьдесят пять лет Придворная капелла одна имела право печатать духовную музыку, вела это дело плохо, не издавая ничего нового, но и не возобновляя старое. После конфликта с Юргенсоном Капелла решила улучшить дело печатания духовных произведений и заказала новое издание 35-ти концертов Бортнянского по цене 10 руб. за экземпляр.
Юргенсон — талантливый и сметливый делец — в пику Бахметеву решил издать всего Бортнянского и по цене в два раза дешевле и при том заново отредактированное самим Чайковским.
Следует сказать, что Петр Ильич часто бывал в затруднительном материальном положении, жил только творческим трудом, отказавшись от педагогических работ, и поэтому вынужден был принять предложение Юргенсона редактировать полное собрание сочинений Бортнянского.
Эта работа, кропотливая, скучная и в то же время ответственная, отняла много времени у Чайковского, который, между прочим, советовал Юргенсону издать лучше сборник избранных сочинений Бортнянского. «Это будет умнее, — говорил он, — не забудь, что добрые 7/10 полного собрания составляют концерты, то есть самый плоский набор общих мест, никогда и нигде в церквах не исполняемых и лишь раз в год попадающих в программу духовного концерта. Те яз сочинений Бортнянского, в которых действительно есть потребность и которые везде покугся, составляют небольшое число пьес, наперечет мне известных.
Положим, ты издашь их, а также два-три самых лучших концерта, и тогда получится вещь действительно нужная, и я ручаюсь тебе зато, что моя редакция выжмет из Бортнянского все годное и отбросит все негодное и не имеющее никакой будущности». Здесь Чайковский не совсем прав. Все концерты Вортнянского усердно исполнялись провинциальными и столичными, малыми и большими хорами по всей матушке-России; звучали они и в Придворной певческой капелле в первоклассном исполнении. В Большом Успенском соборе в Кремле Синодальный хор этих концертов не пел, да и не было им места.
После запричастного стиха неизменно произносилась проповедь назначенными духовным начальством представителями ученого монашества (иеромонахами, архимандритами) и реже священнослужителями из белого духовенства. Если же таковая проповедь почему-либо не имела места, то Синодальный хор пел Евангельскую стихиру унисоном или что-либо из запричастных стихов в композиции Кастальского.
Ознакомившись по ходу редакционной работы с большой массой сочинений Бортнянского, Чайковский так отозвался о нм в письме к Юргенсону:
«Бортнянский был талант второстепенный, неспособный пролагать новые хотя бы тропинки. Он был музыкант отличный и превосходно владевигий техникой и потому, если ты и не оказываешь искусству большой услуги, издавая его полное собрание, то и постыдного ничего не делаешь… в его творениях все гладко, чисто, мило, но однообразно, как степь Херсонской губернии».
Юргенсон соглашался, что Бортнянский не такой уж большой художник, но покуда Россия бедна духовной музыкальной литературою, говорил он, следует заняться изданием всего Бортнянского.
Среди творений Вортнянского Чайковский выделил как лучшие следующие произведения: Херувимская песнь № 5 (фа мажор), Херувимская песнь № 7 (ре мажор). Великий канон «Помощник и Покровитель», «Да исправится молитва моя» (трио), «Приидите ублажим Иосифа» — стихира при целовании Плащаницы и концерты: № 24 «Возведох очи мои в горы», № 25 «Не умолчим никогда», двухорный «Кто Бог велий, яко Бог наш», № 32 «Скажи ми. Господи, кончину мою», который Чайковский назвал «лучшим из всех 35-ти концертов Бортнянского».
П. И. Чайковский интересовался судьбами церковного пения и своим гениальным чутьем ясно сознавал необходимость новых дорог в этой области национального искусства. Кроме «Литургии», им была написана «Всенощная», состоящая из 13-ти номеров. В ней композитор стремился, чтобы мелодия и гармония были родственны складу наших древних основных напевов.
Его «Божественная литургия» впервые была исполнена Московским хором печатников под управлением юного ученика Чайковского — В. С. Орлова, впоследствии занявшего место регента Синодального хора по рекомендации Петра Ильича, написавшего специальное письмо Святейшему Синоду, называя своего ученика одним из достойных и талантливых кандидатов.
И действительно, под руководством Орлова Синодальный хор стал лучшим хором в России, получив известность также во всех музыкальных кругах тогдашней Европы.

1960 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)