Дыхание певцов, плавность звука и ее значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дыхание певцов, плавность звука и ее значение



После того как труды регента увенчаются некоторым успехом, и общий звук хора) выровняется и объединится в одну общую, однохарактерную волну звука, руководителю придется приступить к дальнейшей задаче, еще более трудной и ответственной — выработке у певцов правильного дыхания.
К сожалению, на это качество, необходимое каждому певцу, обращают слишком мало внимания. Неправильное, невыработанное дыхание у певцов влечет за собою другой недостаток — неровность звука, недопустимую в пении.
Певец не должен вбирать дыхание (вдыхать) порывистыми томительными вдохами и расходовать его во время пения без всякой экономии, чтобы затем опять, остановившись где попало (часто среди слова), возобновлять его шумным вздыханием, которое будет отчетливо слышно посторонним.
Но дело не в этом: беда не велика, если его вдыхания и выдыхания слышны. Суть дела в том, что такие остановки певцов наиболее опасны для благозвучия пения перед короткими звуками, также во время пения нескольких рядовых коротких звуков, а особенно, когда певцы по необходимости должны остановиться в середине слов. При невыработанном дыхании получается впечатление, что певец как будто бы захлебывается собственным голосом.
Обычная манера пения в таких случаях у неопытных или невнимательных певцов такова, что свои дальнейшие вступления после отдыха (перемены дыхания) они делают слишком заметными для посторонних, так как свои начальные звуки после вдыхания поют сильнее, чем все остальные певцы, продолжавшие в это время петь, не останавливаясь. Если же принять во внимание наличие в хоре неопытных певцов, то легко представить все неблагозвучие и грубость такого пения, состоящего как бы из множества отдельных кусков. Вопрос в том, как избегнуть этого недостатка. Практика выработала очень простой прием. Возобновив необходимый запас дыхания, певец вступает в общий звук хора излегка то есть постепенно входя в него своим голосом, отнюдь не применяя сразу ту силу общего звука, в какой проходит в данный момент пение прочих певцов. Он последовательно и ровно вливает и свою волну звука в общий хор, не нарушая таким образом его-плавности, затем постепенно усиливает до общего звука, наконец, с той же постепенностью стихает, оканчивая ноту замирающим звуком.
Теперь мы подходим к решению главной задачи, определяющей собою плавность исполнения; певцы в разное время останавливаются для возобновления запаса дыхания и продолжают петь далее, причем вводят свой голос в общий хор, развивая звук до установленных границ в самой строгой постепенности.Прием этот, простой до смешного, всегда приводил к достаточно хорошим результатам.
Наиболее характерным примером нарушения вышеуказанного правила о перемене дыхания в пении можно считать следующие: на литии (за всенощным бдением или за панихидою), певцам приходится петь 40 раз «Господи, помилуй». Не возобновляя запаса дыхания невозможно пропеть все сразу. Невольные паузы и перерывы в пении для каждого певца в отдельности неизбежны. И каждый наблюдательный слушатель может заметить, где именно и на какое время остановился для дыхания тот или иной певец. Происходит это потому, что певцы (не все поголовно, но менее внимательные к своему делу), пропевши полным голосом столько раз «Господи, помилуй», сколько им на это хватило дыхания,- или постепенно поют все тише и тише, до полного истощения дыхания, или же останавливаются сразу, а затем (здесь-то и происходит коренная ошибка их обычных приемов пения!) опять-таки сразу входя в общую силу звука, (а часто даже пересиливая прочих певцов), продолжают далее: «Господи помилуй»!.. Все сказанное выше касается, главным образом, вопроса о правильном употреблении дыхания в пении, а также о невольных остановках певцов для необходимой «передышки», как говорится, вообще. Недостатки, обычно связанные с этим, легко устранить, если на спевках посвятить специальным упражнениям несколько лишних минут.
Что касается общей плавности хорового звука, то надо сказать, что это качество не менее необходимо для достижения той степени совершенства, к какой должен стремиться всякий хор, желающий считаться искусным. От каждого певца, к которому можно приложить указанное качество, прежде всего потребуется: а) наличность голоса, как материала, б) умение управлять этим материалом и, наконец, в) умение управлять своим дыханием. Второе требование естественно связывается с третьим, и если певец умело пользуется своим дыханием, то он более, чем наполовину, достиг совершенства в пении (даже в том случае, если его голос не блещет особенными качествами!). Всем известно, что даже с небольшим голосом можно петь гораздо искуснее и благозвучнее, если сознательно и умело употреблять в дело свои природные данные, нежели, имея сильный, но не обработанный голос, бессознательно пользоваться им, не прилагая никаких усилий для его обработки.
Главнейшие недостатки, которые необходимо устранить (или по крайней мере уменьшить) начинающему певцу, следующие: неправильное образование характера звука при пении (частью слишком открытого, частью — глухого, иногда — с носовым оттенком), неправильное употребление дыхания и связанные с этим бессознательные остановки, неясная или даже неправильная фразировка (произношение) и, наконец, — отсутствие необходимого понятия о плавности и гибкости звуков. Последнее качество, обязательное для всякого певца, непосредственно относится к умению управлять голосом как хоровым материалом, и потому о нем необходимо сказать несколько слов.
При быстрых переходах от нижнего звука к верхнему (или обратно) у певцов с недостаточно обработанным голосом в большинстве случаев замечается один общий недостаток: эти переходы всегда получаются слишком резко и угловато. Происходит это, надо полагать, по той причине, что малоопытные певцы не представляют себе, что весь секрет искусства пения может заключаться в умении дать правильный и плавно несущийся звук, хотя бы этот звук и находился в таком простейшем песнопении как «аминь».
Чтобы избежать резкости переходов с одного звука на другой (в особенности при больших интервалах между звуками) — нужно каждому певцу усвоить практически, что всякий долгий звук не должен быть равным по силе на всем его протяжении, что невольно придает ему характер какого-то деревянного, сухого исполнения.
Правда, при наличности красивого, плавно звучащего голоса и ровные длительные звуки могут производить хорошее впечатление, но это удел сравнительно немногих певцов. Поэтому для певцов с голосом среднего качества очень важно обращать внимание на характер исполнения ими долгих звуков, могущих быть весьма некрасивыми, если они на всем своем протяжении имеют одинаковую силу. В этом случае им следует приложить все старания к тому, чтобы специальными упражнениями выработать необходимую гибкость голоса, обусловленную умением постепенно расширять долгий звук и также постепенно ослаблять его.
Когда эта задача насколько возможно будет достигнута, уже не так трудно будет перейти и к следующей: к достижению возможной гибкости голоса при переходах с одного звука на другой. Разумеется, это дело тем затруднительнее, чем шире интервал между звуками. Интервал «до-ре» легче в исполнении, чем «до-ми» или «до-фа» и так далее, все в восходящей степени трудности.
Дальнейшая задача певца, желающего выработать гибкость голоса, будет состоять в том, чтобы округлить звуки и устранить в своем пении угловатость переходов. Для этого следует усвоить и применить уже ему из прежних упражнений метод стихания. Это стихание и надо будет употребить (в известных границах), как раз именно перед самым переходом на другой долгий звук (все равно — верхний или нижний). Следствием этого смягчения будет та закругленность и гибкость перехода, к которой надо стремиться. Необходимо добавить ко всему этому, что подобные упражнения (предназначаемые не для усвоения практики в твердости интервалов, а для получения известной гибкости и плавности голоса) следует петь не с названиями самих звуков, но на какую-нибудь гласную букву. Определенный тон в пении и его значение Среди многочисленных качеств, могущих характеризовать хорошо поставленный хор, одно из наиболее важных — определенный тон в пении. Сущность этого качества состоит в том, что руководитель хора, зная голосовые данные своих певцов, должен не менее твердо знать и границы, возможностей каждого голоса.
Сплошь и рядом можно заметить, что в иных песнопениях результатом неправильно взятого тона получается или какой-то мрачный, тусклый характер пения (при слишком низком тоне) или, что бывает гораздо чаще, переходит в неистовый крик (при слишком высоком тоне), причем певцы в этом случае озабочены уже не стремлением к благозвучию, а опасением за высокие ноты, которые им приходится волей-неволей вытягивать, напрягаясь, сколько хватит силы. Кроме того, привычка к произвольному тону приводит певцов или к понижению или (что случается опять-таки чаще) к постепенному повышению, как раз и доходящему в конце песнопения до безудержного крика.
Задачи певцов должны состоять в умении найти и сохранить определенный нормальный тон для всякого песнопения. Это качество тем необходимее и ценнее для каждого руководителя, чем многочисленнее и разнообразнее по голосам хор. Есть песнопения, в которых встречаются и самые высокие, и самые низкие ноты. Нужно уметь найти среднюю высоту при исполнении таких песнопений. Между тем известно, что часто при исполнении их певцы или «давятся» на низких окончаниях, или же выкрикивают с чрезмерным напряжением наиболее высокие ноты на так называемых «подъемах». Как было указано ранее, происходит постепенноеевояьное повышение тона. Эта ненормальность замечается обычно при пении более или менее длинных песнопений и прежде всего при пении «Херувимской песни». Вызывается это прежде всего неправильным первоначальным тоном, который назначают слишком низко, как бы «в запас», имея в виду дальнейшее неизбежное повышение его. Система такого ненормального пения развивает неустойчивость голоса, невольно влекущегося к предельно высоким нотам. Руководителю хора при пении стихир предстоит масса сложной работы. Прежде всего он должен сделать заблаговременно все необходимые объяснения, касающиеся данной стихиры, то есть указать на остановки (в некоторых случаях соединить два предложения в одну фразу, в других, наоборот, разделить слишком длинное предложение на два коротких и т. п.), затем указать на задержки и на подъемы, обратить внимание певцов на длинные. Единственным средством избавления от этого общеизвестного недостатка было бы употребление камертона. Использовать этот полезный прибор так, чтобы это было совершенно незаметно для молящихся, может каждый руководитель хора. Общехоровые правила. Настоящая глава посвящена, главным образом, практическим указаниям частного характера. Здесь будут перечислены наиболее распространенные ошибки церковных певцов, встречающиеся настолько часто, что их приходится считать за общие недостатки. Вот пример: певцы допевают «Святый Боже». Это песнопение оканчивается на слово «нас». В редком хоре последний шипящий звук «с» произносится певцами в одно время. По большей части можно слышать довольно ясно, что окончание сначала произносит один певец, за ним — другой, третий…
Постоянное повторение таких случаев вызывает желание в искоренении этого путем требования от всех знать хорошо правило, что всякое слово, оканчивающееся на согласную букву должно быть произносимо всеми певцами единовременно. Это правило касается всякого произношения, но в данном случае особенно важно отметить наличность в слове именно шипящих звуков, слишком заметных со стороны. Выражение «и велик) милость» также представляет из себя некоторого рода задачу для вполне единовременного произношения.
Еще более распространенным недостатком общехорового пения можно считать привычку поющих брать сразу в полную силу длительные звуки (особенно в верхнем регистре). И чем хор многочисленнее, тем недостаток этот, выражающийся в резком выкрикивании отдельных звуков, заметнее отражается на общей плавности хорового звука.
Требование руководителя должно заключаться в том, чтобы общехоровой звук не исполнялся бы с первого же момента в должную степень силы, но высокие звуки сначала должны быть взяты всеми певцами излегка, постепенно усиливаясь до установленных границ. При неисполнении же подобного условия говорить о благозвучии хорового пения и о его стройности нет смысла.
Всякий сознательный певец (или регент), обратив внимание на это условие общей стройности, в скором времени найдет возможным устранить и этот недостаток. Наилучшим подспорьем здесь могут послужить несколько упражнений с постепенным усилением звуков на все гласные. Особенно полезны такие упражнения одновременно со всем хором, когда недостатки звуков будут заметнее, а потому и легче устранимы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)