Необходимость подчинения общему тону, значение внимательности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость подчинения общему тону, значение внимательности



Из понятия о внутренней дисциплине и ее значении неизбежно и последовательно вытекает сознание необходимой внимательности, которая в тех же целях общего успеха должна быть наиболее утонченно развита у каждого певца. Задачею каждого певца должно быть стремление дополнять своим голосом силу общего хорового звука, однако без намерения господства над другими голосами.
Все голоса (особенно однородные), входящие в состав хора, должны звучать одним общим тембром, придавая хору характер полного объединения в звуке. Этот общий тембр не может быть качеством природным, так как каждый голос в отдельности имеет свои особенности, но приобретение этого необходимого качества для всякого хора — дело практики и специальных упражнений. При этом певцы должны выработать известную гибкость своих голосов, дающую возможность легко и непринужденно преодолевать малейшие звуковые переходы. Единодушие всех певцов в данном случае еще больше облегчает работу руководителя и приближает желаемую степень технического совершенства хора.
Выражение «певцы спелись между собою» известно каждому. Но что означает это выражение в практическом смысле? Представим себе такой пример: вы берете в руки гладко отполированный шар, тщательно склеенный из разноцветных камней,- белых, синих, красных и т. д. Несмотря на разнородность и видимую пестроту цветов всех камней, составляющих этот шар, они спаяны и отполированы между собою таким тщательным образом, что на ощупь получается впечатление как бы единой массы, совершенно гладкой на всей своей шарообразной поверхности. Все камешки эти, составляющие шар, до полировки выделялись большею или меньшею шероховатостью, помимо разницы в цветах, но сглаживающий инструмент мастера сравнял их мало-помалу в одну блестящую и ровную поверхность. То же самое можно сказать и о всяком хоре, состоящем так же из многих разнородных голосов, спевшихся между собою и, так сказать, спаянных в одно гармонически звучащее целое.
Хотя всякий хор составляется из различных голосов и, каждый голос имеет свой самостоятельный тембр, однако в случае, если хор, как говорят, спелся», общий звук всех голосов приобретет характер однородного материала, послушного и гибко поддающегося малейшему воздействию своего руководителя.
Когда группа певцов служит и поет несколько лет вместе, то в этом случае говорят обыкновенно, что они «спелись между собою». Спевшиеся певцы настолько приладили свои голоса один к другому, что при всей их органической разнохарактерности пение их производит впечатление единого целого. Они взаимно изучили (чисто практически) все нюансы голосов один у другого, все разнообразные оттенки, предельные звуки высоких и низких нот, усвоили сложную систему взаимной перемены дыхания и плавных переходов со звука на звук, и посторонний слушатель не может не обратить внимание на их необычайное единодушие.
Не должно быть голосов, звучащих порознь и совершенно самостоятельно от общего тона. Прежде всего и всеми своими силами регент должен вооружиться против разнохарактерности и пестроты звуков. Главные труды свои по технической обработке хора руководитель должен приложить на то, чтобы выжать из голосов подчиненных ему певцов общую, однохарактерную волну звука и объединить их всех в этом звуковом единодушии. Для более успешного и возможно быстрого достижения этого существует весьма простой способ, состоящий из чисто практического упражнения: руководитель выстраивает перед собою свой, дает им какой-либо определенный тон (фа, соль, ля и т.п. на средней высоте) и предлагает взять ее общим хором на какой-нибудь звук: «а», «о», «е». Внимательно прислушиваясь к общему звуку, он тотчас начинает выравнивать его, то есть старается устранить все первоначальные шероховатости звука, следя за тем, чтобы у каждого певца звук получался по возможности чистым и ясным. Дело в том, что один и тот же звук, на одной высоте, даже взятый в одну и ту же силу, может звучать у разных певцов совершенно различно, в зависимости от положения рта, языка, и проч. (помимо различия в природном тембре).
Некоторые певцы с непоставленными голосами дают слишком открытые, неприятные звуки (так называемые «белые»), другие, наоборот, поют сквозь зубы, у третьих неправильно и неприятно звучит «о», «е», «у» и проч. Все эти недостатки руководитель должен устранить на первых порах своей работы с хором. Замечено на практике, что гласные буквы ‘V’ и «е» звучат неправильно (слишком открыто) всего чаще среди высоких голосов, у басов же обычно долго не выходит правильным звук «у», который звучит или слишком глухо, или же носит какой-то насильственный характер.
Полагаем, что было бы излишне с нашей стороны перечислять все недостатки, обычно замечаемые на первых же порах работы с хором. В таких случаях говорят обыкновенно, что «хор не спелся». Но эта «неспетость» и зависит именно от массы неустраненных недостатков, подобных только что указанным. Однако внимательный и чуткий руководитель последовательными и упорными занятиями сможет постепенно облагородить и закруглить все голоса (даже небольшие), входящие в состав хора. Работа эта не из приятных как для руководителя, так и для певцов, но она совершенно необходима, если в дальнейших задачах хора лежит стремление к стройному и осмысленному пению.
При этом опять-таки следует заметить, что самое напряженное внимание к указаниям руководителя со стороны певцов, доверие к нему и серьезное отношение к делу должны быть при всех обстоятельствах на первом месте. Скучные упражнения по обработке голосов и по выравнивание общего звука должны быть преодолены в возможно короткое время. Пусть певцы и поскучают немного, но подготовительные труды не пропадут даром и вскоре пригодятся на практике.
Общая гимнастика голоса в хоровом пении весьма обширна и разнообразна, и чем более времени затрачивается на выравнивание голосов на первоначальных спевках, тем ближе и доступнее благие результаты этих занятий: голоса, получившие естественную гибкость и правильно поставленный звук, в дальнейших своих занятиях уже не будут затрудняться никакими сложными переходами, которые, в силу полученной ими практики, будут звучать совершенно ясно, непринужденно и единовременно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)