О церковном пении. Учебные материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О церковном пении. Учебные материалы



О церковном пении. Учебные материалы

·

·

·

·

·

(6 голосов: 4.33 из 5)

О. Д. Лада

 

Оглавление

· О Церковном пении вообще

o Для чего употребляется пение Свт. Иоанн Златоуст

o О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения Прот. Иоанн Вознесенский

· Из истории церковного пения

o Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков А. Никольский

o Очерк истории русского церковного пения А. Пенчук

· Церковь и театральность

o Толкование 75-го правила VI-го Вселенского Собора Епископ Никодим (Милаш)

o Духовная качественность общественной молитвы Свящ. Валерий Лукианов

o Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении И. Гарднер

o К вопросу о русском церковном пении (Письмо П. И. Чайковскому к ректору Киевской духовной академии) Н. Тальберг

· Церковно-певческая терминология

o Песнопения Православной Церкви

· Регентский класс

o Работа с любительским хором Я. Богатенко

o Некоторые мысли о церковном пении И. М. Т.

o Псалмодия И. Гарднер

o Церковное пение и церковная музыка И. Гарднер

· Вместо заключения

·

o Слава Богу за все! Свт. Иоанн Златоуст

 

«Исполяйтеся Духом, глаголюще себе
во псалмех и пениих, и песнех духовных,
воспевающе и поюще в сердцах ваших
Господеви» (Еф. 5,18-19)

О Церковном пении вообще

Из истории церковного пения

Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков

А. Никольский

Церковь и театральность

«Когда со мною случается, что
меня трогает больше пение, нежели
то, что поется, то я признаюсь, что
я тяжело согрешаю, и тогда желал бы
я не слышать поющего»
(Блаженный Августин «Исповедь»).

Церковно-певческая терминология

Песнопения православной Церкви

Древность употребления священных песнопений

Пение входило в состав богослужения Церкви Ветхозаветной. В Церкви христианской употребление пения освящено примером Иисуса Христа, Который после тайной вечери воспел со Своими учениками.
Несомненно, пение входило в состав богослужения с апостольского времени. Ап. Павел предписывал ефесянам и колоссянам вразумлять друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными, разумея при этом пение именно при общественном богослужении, а не частное.
С особенною ясностью употребительность пения при богослужении апостольского времени открывается из Посланий ап. Павла к Коринфянам. Здесь апостол, указывая, каковы должны быть песнопения в богослужебных собраний христиан, вместе с тем замечает: Вся же благообразно и по чину да бываю (1Кор. 14. 40), что дает право думать, что пение не только входило в состав богослужения, но и имело свой чин и совершалось по установленному апостолами порядку.
С тех пор пение никогда не переставало быть одною из главных частей христианского богослужения.

Регентский класс

Беседы о церковном пении

Я. Богатенко

Заключение

Подводя итоги сказанному, приходится снова заметить, что основа успеха певческой деятельности хора покоится прежде всего на взаимном согласии и объединении самих певцов, сознательно и искренне отрешившихся от собственного «я», а с другой стороны — на выборе опытного и искусного руководителя хора И при удачном сочетании этих условий святая идея пения «единеми устами и едином сердцем» будет вполне возможна к осуществлению в каждом хоре певцов, если они сами считают свое занятие (не на словах, а на деле) не ремеслом лишь, дающим пропитание, но великим и боговдохновенным искусством.

1915 г.

Псалмодия

И. Гарднер

Вспоминается мне когда-то гремевший славой в Москве протодиакон Розов… В юности мне приходилось слыхать этого художника-протодиакона, и до сих пор живо впечатление от его службы. Он ни на йоту не отступал от установленных традиций образцов псалмодии и возгласов. Без малейшего намека на какую-либо драматичность, умел он передать (но не навязать!) всю силу идей текста, достигая это минимальными оттенками, свидетельствовавшими, что они им не надуманы, не заучены, а сами рождаются из понимания логической силы текста, оставаясь в то же время строго в объективных рамках классической псалмодии. В его манере чувствовалась высокая, вековая церковно-богослужебная музыкальная культура.
Конечно, для «культурной» псалмодии нужна известная школа. И в России учили правильному церковному чтению — и в народных училищах, ив духовных училищах, и в семинариях, и особенно в монастырях. Другими словами, эта ветвь церковно-музыкального искусства культивировалась… Быть может у многих явится мысль, что этой премудрости нечего учиться и здесь не может быть никакой теории. Однако в литургическом музыковедении есть особый отдел: экфонетика (от греч.: «экфонесис» — возглас). Сюда же причисляется и псалмодия. Здесь — свои законы. В древности, в Русской Церкви (а у греков, сербов, болгар, румын и по сей день) экфонетика подчинена была определенным правилам и интонационные обороты при чтении (особенно Священного Писания) точно установлены традицией.
Была даже специальная безлинейная нотация, так называемая фонетическая, которой фиксировались на писчем материале интонации при возгласах и чтении (между прочим, экфонетические знаки имеются уже в Остромировом Евангелии — древнейшем русском памятнике 1057 г.). Этим интонационная традиция чтения предохранялась от самовольных «по личному вкусу», искажений.
Традиция экфонезиса и псалмодии — очень древняя и восходит к первым векам христианства и, возможно, тянется еще дальше, в ветхозаветное храмовое богослужение (как известно, евреи до сих пор имеют особые интонации для чтения Св. Писания, различные для каждой из его книг). Многозначительно то, что у всех христианских Церквей, имеющих иерархию апостольского преемства, существуют псалмодия и экфонетика, во многих чертах совпадающие с псалмодией и экфонетикой Русской Православной Церкви.
Заметим при этом, что определенные правила и законы традиционной псалмодии и экфонетики вовсе не требуют рабского калькирование какого-либо образца. В пределах традиционных форм личность чтеца может проявляться; границы же этого проявления и указываются, с одной стороны — правилами, с другой стороны — церковной культурностью чтеца.
Да, это — культура. Своеобразная, «ино-культура», другая, чем светская декламация и выразительное чтение, и для того, чтобы правильно преподносить это искусство слушателям, нужна не только выучка технике чтения (каждый вышколенный драматический артист и оратор знают, что говорить перед публикой — занятие непростое и ему нужно учиться), но и сознательное наследование вековой традиции, знание ее внешних и внутренних (духовных) законов и соответственное воспитание духовного чувства и литургически-художественной чуткости. Другими словами — культура.
Поэтому ошибочно убеждение многих, что церковное пение — дело вкуса. Нет, это не дело прихоти личного вкуса каждого, а дело церковно-художественной, литургическо-музыкальной культурности и известной школы. Как нелепо,- некультурно — было бы, если какому-нибудь декламатору вздумалось бы на литературном вечере прочитать по своему вкусу, ну, скажем, одно из «стихотворений в прозе» Тургенева так, как протодиакон возглашает многолетие. Но так же странно и неуместно выступление церковного чтеца в роли чтеца-декламатора, который, тоже по своему вкусу, «с чувством, с толком, с расстановкой», начинает рассказывать Шестопсалмие или кафизмы, или часы. И притом так рассказывать, как хочется чтецу, чтобы понимали слушатели и… чтобы они ценили его декламаторское искусство.
Древнее литургико-музыкальное предание, основанное на тысячелетнем опыте, глохнет: его заглушает чертополох многоликого «личного вкуса». Теряется русская церковная художественная культура. Против этого — одно средство: нужна школа.

1967 г.

Вместо заключения

Из беседы на 150-й псалом

Святитель Иоанн Златоуст

Слава богу за все!

Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями (Пс. 150, 3-6), так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12,1).
Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда простираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых.
Тогда человек делается благозвучною псалтырью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те музыкальные орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководить их к большему усердию.
Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятностью музыкального пения. Что же значит: в кимвалах знамения? Так называет пророк псалмы. Иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. Всякое дыхание да хвалит Господа. Признав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, пророк, наконец, простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст: старцев, мужей, юношей; отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким образом наперед рассеивает семена Нового Завета для людей, распространенных по всей земле.
Итак, будем постоянно хвалить Бога и непрестанно благодарить Его за все и словами и делами. Это — наша жертва и приношение; это — служение самое лучшее и достойное ангельской жизни. Если мы будем постоянно славить Его таким образом, то и настоящую жизнь проведем без всякого преткновения, и достигнем будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

О церковном пении. Учебные материалы

·

·

·

·

·

(6 голосов: 4.33 из 5)

О. Д. Лада

 

Оглавление

· О Церковном пении вообще

o Для чего употребляется пение Свт. Иоанн Златоуст

o О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения Прот. Иоанн Вознесенский

· Из истории церковного пения

o Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков А. Никольский

o Очерк истории русского церковного пения А. Пенчук

· Церковь и театральность

o Толкование 75-го правила VI-го Вселенского Собора Епископ Никодим (Милаш)

o Духовная качественность общественной молитвы Свящ. Валерий Лукианов

o Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении И. Гарднер

o К вопросу о русском церковном пении (Письмо П. И. Чайковскому к ректору Киевской духовной академии) Н. Тальберг

· Церковно-певческая терминология

o Песнопения Православной Церкви

· Регентский класс

o Работа с любительским хором Я. Богатенко

o Некоторые мысли о церковном пении И. М. Т.

o Псалмодия И. Гарднер

o Церковное пение и церковная музыка И. Гарднер

· Вместо заключения

·

o Слава Богу за все! Свт. Иоанн Златоуст

 

«Исполяйтеся Духом, глаголюще себе
во псалмех и пениих, и песнех духовных,
воспевающе и поюще в сердцах ваших
Господеви» (Еф. 5,18-19)

О Церковном пении вообще



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.018 с.)