Раскрытие темы посредством использования различных методов обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрытие темы посредством использования различных методов обучения



В вышепрописанном параграфе работы было указано, что несмотря на то, что Историко-культурный стандарт подразумевает преподавание вопросов, связанных с религиозной политикой СССР в период «оттепели», в школьных учебниках эта проблема не прописана в отдельном параграфе или пункте, поэтому ниже будут приведены три фрагмента урока с разными вариантами включения интересующей нас темы в преподавание. Выбран учебник под редакцией Данилова А.А. и Косулиной Л.Г., потому что, преподавая в школе «Оттепель», я столкнулась именно с работой по указанному изданию.

В первом фрагменте будет представлен вариант проведения урока из параграфа «оттепель» в духовной жизни» с использованием документов. В данном отрывке представлен фрагмент Постановления «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954г.

Выбран был именно этот документ, потому что, изучая его, можно понять о состоянии антирелигиозной пропаганды и об отношении к религии в целом.

Фрагмент урока №1

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

3) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

1) Воспитать чувство патриотизма

2) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

1) развивать умение делать самостоятельные выводы;

2) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса? Для того, чтоб лучше понять эту сторону жизни, давайте поработаем с документами. (Приложение 1). Ответьте на вопросы, используя фрагменты из документа. Вопросы к документу: 1) В каком состоянии находилось научно-атеистическая пропаганда в СССР? 2) Каким образом «церковники и сектанты» расширяли число своих прихожан? 3) Как вы думаете, почему в документе практически ставится знак равенства между Русской Православной церковью и различными сектами? 4) Какие главные ошибки в проведении научно-атеистической пропаганды перечисляются в документе?     Молодцы! Мы с вами разобрали документ, который можно сказать положил начало антирелигиозной политике в СССР, которая продолжалась весь период правления Н.С.Хрущева.     Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде Примерные ответы: 1) Научно-атеистическая пропаганда в указанный период находилась в запущенном состоянии, т.к. «лекции и доклады на атеистические темы читаются крайне редко, причем количество этих лекций из года в год сокращается, идейно-научный уровень лекций очень низок. Особенно плохо ведется естественнонаучная пропаганда среди сельского населения. Слабо привлекаются к этому делу многочисленные кадры советской интеллигенции». 2) Увеличение количества прихожан происходит благодаря усиленной агитации на молодежь и женщин. «Они широко используют свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную обработку граждан.» 3) Это происходит с целью подрыва и уменьшения авторитета Церкви. 4) Малое количество и плохое качество читаемых лекций, и докладов; низкий идейно-научный уровень материала; не привлечение интеллигенции; активная позиция религиозных деятелей.

В указанном выше фрагменте дети, работая с документом, могут получить общее представление о религиозной политике государства, несмотря на то, что это не включено в программу.

В нижеприведенном фрагменте представлен вариант изучения темы «Религиозная политика СССР в период «оттепели» путем разбора цитат Н.С.Хрущева и воспоминаний о нем.

Фрагмент урока №2

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

4) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

5) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

6) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

3) Воспитать чувство патриотизма

4) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

3) развивать умение делать самостоятельные выводы;

4) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса?   Для того, чтобы попробовать разобраться в новом политическом курсе, давайте ознакомимся с воспоминаниями и высказываниями Никиты Сергеевича Хрущева на религиозную тему. Мы сейчас прочтем воспоминания переводчика лидера государства и попробуем по рассуждать, какое же было отношение к религии у Хрущева. « На одной из встреч Никиты Сергеевича с журналистами, его спросили об отношении коммунистов к религии, на что первый секретарь дал очень развернутый ответ: «Вот читал я еще в юношеские годы один рассказ. Не помню, правда, чей. И там была изложена такая история. Шел путник по дороге. Его подкараулили разбойники. Двое. Напали на него и убили. Забрали все пожитки путника и ушли. Шли–шли, устали и решили сделать привал, а заодно и посмотреть, что в котомке убитого имеется. Нашли кусок сала. Один вытащил нож и начал это сало резать. Сейчас, думает, закусим. А второй и говорит: “Нельзя сегодня. Сегодня пятница — день постный”. Вот вам и вся религия: человека зарезали, а мясное есть не стали — религия–де запрещает». После этих слов Никита Сергеевич, по словам Суходрева, еще долго рассуждал о религии, о жертвах религиозных войн, вспоминал Крестовые Походы и т.д.» А в 1961 году во время доклада  ЦК Хрущев так объяснил необходимость антирелигиозной борьбы: «Коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые всё ещё мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы… Ведь не может духовное развитие человека проходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями». Давайте подумаем, как пытается объяснить свой антирелигиозный курс Хрущев? В воспоминаниях советского политического лидера, которые издал его сын на основании кассет, вывезенных за рубеж, он говорил, что ничего против Церкви не имеет, хотя одна из самых известных цитат Хрущева «Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа. Скоро мы покажем последнего священника по телевидению» Давайте подумаем, почему так различается позиция Хрущева «на людях» и среди семьи? Таким образом, мы с вами разобрали некоторые цитаты о религии Никиты Сергеевича Хрущева. Благодаря им можно сделать вывод, что целью нового политического курса в религиозной сфере было пошатывание устоев, которые сложились во время правления И.В.Сталина с целью укрепления собственного авторитета. Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде     Примерный ответ: Из приведенной цитаты можно сделать вывод об отношении Хрущева к вере. Он считает, что люди прикрываются религией, продолжая совершать ужасные поступки, как, например, люди в озвученной им притче. Я думаю, что Никита Сергеевич в какой-то степени даже считал религию лишним и ненужным элементом.     Примерный ответ: В первую очередь антирелигиозный курс объясняется коммунистическим воспитанием советских людей, а во-вторых, он утверждает, что религия лишь забивает голову мистикой, суевериями и ложными представлениями.   Примерный ответ: Можно предположить, что так различается позиция Хрущева «на людях» и среди семьи, потому что в политике еще в 1956 был провозглашен официальный курс на дестанилизацию, с целью укрепления собственных позиций.

Метод изучения проблемы, описанный в данном фрагменте, поможет:

1)Составить более личное представление по данному вопросу, а следовательно, лучше запомнится.

2)Изучение цитат и высказываний Никиты Сергеевича поспособствует более лучшему пониманию и раскрытию характера данного политического деятеля.

Фрагмент урока №3

В следующем фрагменте представлена возможность разбора проблемы с помощью опережающего задания. В качестве такового обучающимся будет предложено взять небольшое интервью у кого-нибудь из своих родственников, живших в данный период, с целью сбора личной информации по теме.

Это позволит обучающимся изучить проблему на личном примере своей семью, можно сказать, что произойдет «наложение» истории государства на историю отдельно взятой семьи.

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

3) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

1) Воспитать чувство патриотизма

2) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

1) Развивать умение делать самостоятельные выводы;

2) Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса?   Для создания более полной картины религиозного курса периода, Оттепели вам на прошлом уроке было дано опережающее задание- взять небольшое интервью у своих бабушек. Интервью могло включать следующие вопросы: 1) ФИО и дата рождения, место проживания. 2) Верите ли вы в Бога? 3) Были ли у вас в доме иконы? 4) Крещенные ли вы и ваши дети? 5) Ходили ли вы в церковь? 6) Как можете в целом охарактеризовать отношение к религии в своем окружении. Вопросы примерные и даны для ориентира. Для образца я вам сейчас зачитаю свое интервью. 1) Пенкова Василисса Васильевна, 10.02.1927 г, г.Актюбинск КазССР 2) Не задумываясь, ответила: «Да». Также добавила, что вся ее семья была верующая, а детей крестили в самом раннем возрасте. Позже, несмотря на политику, проводимую советским правительством, ни разу не усомнилась в своей вере. 3) Да, иконы в доме были. 4) Все в семье были крещенные. Младший сын Геннадий был крещен в 1956 году, т.е. уже после некоторых решений ЦК КПСС, которые под видом необходимости активизации атеистической работы партии и преодоления некоторых сталинских ошибок требовали скорейшего "освобождения" населения страны от "религиозных предрассудков". Вопреки проводимой политике, поиск крестных для детей не составил труда - ими стали близкие друзья мужа Василисы Васильевны, которые сами предложили свою кандидатуру.   5) Василиса Васильевна вспоминает, что в 1950-1970-е годы очень много людей посещали церкви, и не только на праздники, но и в обычное время, особенно «на воскресной службе было не протолкнуться». 6) Никогда в своем окружении не встречала негативного отношения к вере, все родственники, друзья, даже если и были атеистами, никогда не позволяли себе резких высказываний в адрес Церкви. В целом она не может вспомнить за свою жизнь ограничений в религиозной жизни, а про закрытие церквей говорит, что закрывали лишь старые, либо находящиеся в аварийном состоянии заведения.   Какой вывод можно сделать из зачитанных вами работ? Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде   Обучающиеся должны были дома взять интервью у пожилых людей, которые жили в период «Оттепели». На уроке некоторые зачитывают свои работы, остальные сдают письменные экземпляры.   Примерный ответ: Таким образом, можно сделать вывод, несмотря на то, что государство препятствовало распространению религии на территории Советского Союза, народ все равно продолжал верить в Бога. Даже если церковные обряды были полностью под запретом то, люди находили возможность, чтобы осуществить их.

Работа с интервью позволит обучающимся понять, что любая политика, проводимая в государстве, так или иначе оказывает влияние на каждую семью и, при регулярном использовании этой методики, поможет воспитать в школьниках чувство гражданской активности, сознательности и ответственности.

Таким образом, выше представлены варианты преподавания проблемы «Религиозная политика СССР в годы «оттепели» в рамках темы «Оттепель в духовной жизни».

В чем же важность данного вопроса? Почему его необходимо изучать, несмотря на то, что он не входит в программу? Потому что мы являемся жителями не только многонационального, но и многоконфессионального региона и изучение вопросов, касающихся веры являются очень актуальными.

 А предложенные фрагменты позволяют путем работы с документами, с цитатами и с интервью изучить основные аспекты вопроса, но в то же время сделать это интересно и активизируя работу всего класса.

 

Заключение

На материалах проведенной нами работы можно сделать следующие выводы:

1) Положение Церкви в период правления Хрущева было весьма сложным. Руководство государства предпринимало различные постановления, которые весьма ограничивали ее и без того зависимое положение. Было осуществлено массовое закрытие православных храмов, монастырей и духовных учебных заведений. Была так же изменена система управления и организации церковью. Помимо этого проводилась очень активная пропаганда, причем она носила не только антицерковный характер, но и антирелигиозный.

2) В Оренбургской области антирелигиозный курс был несколько «однобокий», а именно: проведение семинаров-совещаний, чтение лекций, или более радикальные действия, такие как закрытие храмов. Но действия не являлись эффективными, потому что религиозность населения, хоть и шла на убыль, но это было не повсеместно и не закономерно.

Если же говорить о деятельности священнослужителей, в частности о епископе Михаиле, то его действия были гораздо продуктивнее, потому что он привлекал молодое духовенство, проводил благотворительную деятельность (вплоть до ее запрета), содержал большинство церквей в чистоте и порядке (обновлялись купола и иконы).

Поэтому несмотря на кажущуюся активность решения религиозного вопроса, он, и к концу периода «оттепели», когда Н.С.Хрущев утверждал, что в скором времени «покажет последнего попа по телевизору», продолжал оставаться очень острым и относился к числу не решенных.

3) Касательно методической составляющей нашего исследования, то следует отметить, что тема политики в области веры не затрагивается не только в учебниках, которыми пользуются на территории нашего региона (т.е. издательство «Просвещение»), но и в других издательствах. Я считаю это немного не правильным, и не только потому, что историко-культурный стандарт подразумевает их преподавание, а потому что в нашей стране, являющейся одной из самых многонациональных и многоконфессиональных, вопросы религии должны быть отражены. Это нужно для того, чтобы иметь возможность предотвратить возникновение конфликтов на религиозной или национальной почве.

Путем изучения этой проблемы и не только в эпоху «оттепели», но и в другие этапы истории России, у обучающихся будет изначально складываться представление, что в нашей стране живет огромное количество разных людей, но именно в этом многообразии и есть наша особенность.

4)Помимо всего вышеперечисленного, нами были разработаны три возможных варианта преподавания темы «Религиозная политика СССР в период «Оттепели» в 9 классе на уроках истории в параграфе «Оттепель» в духовной жизни».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.024 с.)