Основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам



«Оттепель»- неофициальное название периода, последовавшего после правления И.В.Сталина. Продолжался он около десяти лет. Но за этот казалось бы небольшой период в стране произошло очень много изменений, затронувших самые разные сферы жизни гражданина СССР, в том числе изменения задели и религиозную среду.

К числу наиболее важных перемен можно отнести активизацию антирелигиозной борьбы в 1950-х – 1960-х гг. В.В.Корнев в своей статье «Преследования Русской православной Церкви в 50-60х годах ХХ века» период «оттепели» относит к одному из этапов политики, «направленной на подчинение Церкви Советскому государству». Этот период автор характеризует как «возврат к методам административной борьбы с религией: активизация атеистической пропаганды, закрытие церквей, приходов, монастырей (в том числе Киево-Печерской лавры), судебные процессы по религиозным мотивам».[11]

По инициативе Хрущева уже в 1954 г. были приняты постановления  ЦК КПСС, которые говорили о несостоятельности и недостаточности атеистической борьбы на территории СССР. Одно из таких постановлений было принято 7 июля 1954 года и называлось «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». В тексте постановления говорилось, что «…церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения…»[12]. Так же в работе описывалось, что различные религиозные организации «подыскивают» психологически более слабых людей, т.е. женщин и детей для оказывания на них активного воздействия[13].

В неудачах атеистической борьбы ЦК винит в первую очередь партийные, профсоюзные организации, ЦК компартий союзных республик и обкомы КПСС, которые не используют всех доступных им возможностей (например, печать, радио, общение с молодежью и т.д.). В укор им ставится то, что, несмотря на практически полную ликвидацию церковного сословия в предыдущие годы, в настоящее время (в 1950х гг.) не удалось добиться самоизживания религии.

Помимо этого, в недостатках научно-атеистической пропаганды также обвиняются и СМИ, которые «занимают позицию сторонних наблюдателей и за последнее время почти прекратили печатание популярных материалов, а центральные и местные издательства крайне мало издают книг и брошюр на научно-атеистические темы»[14].

Помимо общей критики и поиска виноватых в сложившейся ситуации с религиозностью населения, в Постановлении дается список мер, которые необходимо реализовать. В их число входили проведение лекций по различным научно-атеистическим темам, организация переиздания литературных произведений отечественной и зарубежной классики, где так или иначе поднимаются вопросы религии в атеистическом контексте, так же   решение начать выпуск журнала «Наука и религия».

В этом периодическом издании, начиная с 1959 года, публиковались в небольшом объеме (около 3х печатных листов) статьи, критиковавшие идеологию христианства, ислама, буддизма и других религий. Журнал носил научно популярный характер и пользовался большой популярностью у читателя.

Также 16 апреля 1958 года правительство постановило повысить налоги на епархиальные предприятия и монастыри.

Таким образом, самая активная антирелигиозная кампания была начата в 1958 году. На это было несколько прямых и косвенных причин. Например, это было логичным продолжением курса дестанилизации, которая была начата в 1956 году после ХХ съезда партии[15]. Если вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны И.В.Сталин пытался нормализовать отношения не только с Русской Православной Церковью, но и с другими религиозными организациями. Именно в это время был избран новый патриарх, стали использоваться по назначению церковные здания, которые ранее были закрыты или перестроены, началось заново обучение в семинариях и многое другое. Но новый лидер советского государства решил изменить такой расклад.

Почему именно в этом аспекте государственной политики решено было сделать существенную корректировку? Во-первых, потому, что вопрос о положении религии и церкви в стране к середине 1950-х гг. не находился в центре общественного интереса и был не особенно актуальным. Изменение курса в данной части не потрясло бы никаких устоев политической системы и даже у сталинистов не могло вызывать заметного отторжения. Кроме того, можно было говорить о возвращении к ленинскому пониманию, как надо осуществлять политику в отношении церкви и религии, что тогдашнее партийно-государственное руководство охотно делало.

Именно с 1958 года активизируется принятие секретных, т.е. недоступных общественности, документов, так или иначе касающихся религии. Один из них – это постановление секретариата ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года, обязывавшее партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»[16].

Руководство партии опять же религиозную ситуацию в стране оценили как слишком хорошую, но это в свою очередь, по их мнению, плохо отражалось на жизни каждого советского человека. Так же они отмечали, что произошла активация деятельности религиозных организаций и объединений. Они, например, усилили миссионерскую деятельность, стали больше готовить кадров, получать доходов от продажи предметов культа, чаще использовать массовые богослужения, больше заботиться об убранстве церквей.Так же в партийном документе отмечалась возрастающая активность различных сектантских групп.

Начиная именно с 1958 года были выдвинуты уже определенные направления в проведении антирелигиозной борьбы:[17]

1) добиться значительного сокращения числа действовавших приходов и монастырей;

2) уменьшить материальное обеспечение церквей;

3)уменьшить количество учебных заведений, занимающихся подготовкой священнослужителей;

4)усилить контроль религиозной жизни страны со стороны государства.

Для реализации поставленных целей на совещании уполномоченных Совета по делам РПЦ перед ними были поставлены следующие задачи:

1) разобраться в сети церквей и наметить конкретные меры по их сокращению;

2) продумать и осуществить мероприятия по ликвидации «затухающих» приходов и приписных церквей;

3) снять с учета давно не действовавшие церкви и быстрее занять их под культурные цели;

4) запретить обслуживание одним священником двух и более церквей;

5) добиваться недопущения к службе монахов в качестве священнослужителей;

6) принять меры к недопущению приема в монастыри молодых людей;

7) употребить все меры по ослаблению экономической базы церкви;

8) прекратить паломничество к «святым местам».

Помимо этого, планировали сократить количество епархий, добиться сокращение количества монастырей и духовных учебных заведений и т.д. Таким образом, между выходом в свет упомянутых партийно-государственных постановлений и началом их энергичной реализации не было никакой длительной паузы.

В следующем, 1959 году началось массовое закрытие церквей, молитвенных домов и монастырей. Наиболее громким делом по этому поводу стало закрытие Киево-Печерской лавры в 1961 году.

Но кроме этого священнослужителей высших чинов обязали не принимать в сан людей моложе 30 лет. А уже принятым монахам категорически запрещалось заниматься сбором средств на нужды Церкви.

Также начался активный сбор информации о тех, кто посещал святые места, т.е. совершал паломничество, потому что, несмотря на постановление ЦК КПСС от 28 ноября 1958 г. «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам», эти действия совершали все равно большое количество людей. Особенно активно велся «учет» посещений закрытой Киево-Печерской лавры. Что происходило с людьми, которых уличили в паломничестве? С ними проводили интенсивные беседы, но если они не помогали, то их практически «снимали» с их маршрута и отправляли обратно домой.

Несмотря на то, что посещение святых мест становилось незаконным, количество пилигримов не уменьшалось. Для того чтобы хоть как-то им помешать, власти стали создавать географические преграды к этим местам.

В известных местах паломничества вдруг начали проводить строительные, восстановительные работы, и зона работ закрывалась для посещений. Поскольку, помимо общепризнанных в российском православии «святых мест», во многих местностях были и свои, локальные «святые» ключи, озера и др., то началась работа и по их ликвидации: путем распахивания, огораживания и т.д.

Другим направлением борьбы с церковью с конца 1950-х гг. стала политика ограничения численности профессионального духовенства. Это было связано еще и с тем, что по традиции приход и храм РПЦ не могли функционировать, если у них не было священника. Нередко поэтому в то время одним из поводов для снятия православной общины с регистрации было то, что в их храме долгое время не проводились богослужения ввиду отсутствия в нем настоятеля. Помимо, ставшей уже стабильной практики снятия с регистрации священников или отказа в регистрации тем, кто намеревался заниматься духовной деятельностью, власти стали работать на «перспективу», стремясь ограничить возможности для получения специального семинарского образования и, соответственно, последующего получения сана. Стали закрывать семинарии и духовные академии, которых тоже было немного в сравнении с досоветским временем - всего 8 по всей стране. Но даже такое их количество раздражало власти.

С 1959 г. они решили довести численность образовательных учреждений РПЦ до минимума. В справке, подготовленной Советом по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, отмечалось, что духовные школы окрепли материально и содержательно, активно готовят кадровое пополнение, что среди семинаристов есть представители рабочего класса, лица со средним и высшим образованием и даже бывшие комсомольцы[18]. В связи с этим последовал ряд мер: сокращение набора в духовные учебные учреждения, уменьшение семинаристских стипендий, прекращение заочного обучения, запрет на прием в духовные учебные заведения лиц с высшим образованием, тех, кто не служил в армии, и тому подобное. В 1960 г. были закрыты семинарии в Киеве, Ставрополе, Саратове, в 1964 г. перестали действовать Минская и Волынская. К середине 1960-х гг. действовали только 3 семинарии РПЦ, количество семинаристов сократилось в 44 раза.

Но, как отмечало руководство КПСС, все эти действия не уменьшили количества верующих в Советском Союзе, что вызывало большое недовольство некоторых из них. Поэтому в начале 1960-х годов опять стали появляться заключенные из-за своих религиозных убеждений люди. Были осуждены ряд архиепископов, которые пытались препятствовать закрытию церквей. Например, архиепископ Казанский Иов, архиепископ Черниговский Андрей[19]

Все гонения, которым подвергалась Церковь с 1958 года, законодательное оформление получили лишь 16 января 1961 г., когда вышло постановление Совета Министров СССР «Об усилении контроля за деятельностью Церкви». Основными выводами этого постановления можно назвать:

1. Произошла полная перестройка церковного управления: отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих.

2. Восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих.

3. Перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих.

4. Ликвидация льгот для священнослужителей в отношении подоходного налога. Прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви.

5. Ограждение детей от влияния религии.

6. Перевод служителей культа на твёрдые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность.

Таким образом, благодаря этому Постановлению можно сказать, что Церковь стала полностью подчиняться государству.

Все эти антирелигиозные процессы и отношение к религии находили отражение в воспоминаниях современников. Например, В.М.Суходрев, переводчик Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, пишет в мемуарах, что на одной из встреч Никиты Сергеевича с журналистами, его спросили об отношении коммунистов к религии, на что первый секретарь дал очень развернутый ответ: «Вот читал я еще в юношеские годы один рассказ. Не помню, правда, чей. И там была изложена такая история. Шел путник по дороге. Его подкараулили разбойники. Двое. Напали на него и убили. Забрали все пожитки путника и ушли. Шли–шли, устали и решили сделать привал, а заодно и посмотреть, что в котомке убитого имеется. Нашли кусок сала. Один вытащил нож и начал это сало резать. Сейчас, думает, закусим. А второй и говорит: “Нельзя сегодня. Сегодня пятница — день постный”. Вот вам и вся религия: человека зарезали, а мясное есть не стали — религия–де запрещает». После этих слов Никита Сергеевич, по словам Суходрева, еще долго рассуждал о религии, о жертвах религиозных войн, вспоминал Крестовые Походы и т.д.[20]

Из приведенной цитаты можно сделать вывод об отношении Хрущева к вере. Он считает, что люди прикрываются религией, продолжая совершать ужасные поступки, как, например, люди в озвученной им притче. Я думаю, что Никита Сергеевич в какой-то степени даже считал религию лишним и ненужным элементом.

Даже на выступлениях в ЦК он часто касался вопросов необходимости антирелигиозной борьбы. Так, в 1961 году на XXII съезде партии Хрущев сказал следующее: «Коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые всё ещё мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы… Ведь не может духовное развитие человека проходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями»[21]. Читая эту цитату видно отношение Никиты Сергеевича к религии. Но, несмотря на такое неуважительное отношение к вере, иногда Хрущев мог и позабыть свои антирелигиозные принципы. Как это было, например, в 1959 году при встрече с итальянским гуманистом и мэром города Флоренция Джорджо Ла Пира. Он был очень уважительно принят руководителем Советского государства и позже в одном из писем итальянец писал: «Уважаемый господин Хрущев, от всего сердца желаю Вам скорейшего выздоровления. Вы знаете, я уже писал Вам об этом несколько раз, что я всегда молился Мадонне, нежной Матери Христа, к которой Вы с юношеского возраста относились с такой любовью и такой верой, чтобы Вы могли стать подлинным создателем «всеобщего мира» в мире»[22].

Из этого письма видно, что в случае необходимости Никита Сергеевич мог использовать религиозный фактор ради своих политических целей, что только добавляет противоречивости его политическому портрету.

Из приведенных цитат видно, что Хрущев одновременно мог выглядеть человеком очень религиозным, но в то же время проводить жесткую антирелигиозную политику, которая даже в историографии получила название «Хрущевские гонения». В  воспоминаниях правителя, которые издал его сын на основании кассет, вывезенных за рубеж, он говорил, что ничего против Церкви не имеет. При этом, одна из самых известных цитат Хрущева «Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа. Скоро мы покажем последнего священника по телевидению»[23] говорит об обратном.

Таким образом, можно сделать вывод, что положение Церкви в период правления Хрущева оставалось весьма сложным. Руководство государства предпринимало различные постановления, которые весьма ограничивали ее и без того зависимое положение. Было осуществлено массовое закрытие православных храмов, монастырей и духовных учебных заведений. Также претерпела изменения система управления и организации церковью. Помимо этого проводилась очень активная пропаганда, причем она носила не только антицерковный характер, но и антирелигиозный.

В целом, несмотря на то, что такая политика вызывала всеобщее недоумение, но это не переросло в массовые недовольства населения, а на недовольства и протест священнослужителей власти никак не реагировали, хотя Патриарх Алексий и пытался озвучивать свое несогласие с проводимой политикой.

Но все-таки иногда население озвучивало свое мнение. В большинстве случаев прихожане пытались хоть как-то противодействовать ликвидации действовавших церквей: устраивали дежурство у намечавшихся к закрытию молитвенных зданий, требовали объяснений и писали «бесконечные» жалобы в разные инстанции, требуя найти управу на местные власти, которые, по их мнению, и были главными зачинщиками наступления на церковь. Писем и заявлений было столько, что в августе 1964 г. Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР был вынужден отреагировать на данную ситуацию. Им было принято постановление «О работе по рассмотрению жалоб верующих». В нем отмечалось, что поток жалоб на незаконное закрытие церквей и административное вмешательство во внутренние дела приходов, дискриминацию верующих постоянно нарастал. Совет по делам РПЦ был вынужден признать, что большинство жалоб вполне справедливы, а дальше всю ответственность переложил на уполномоченных Совета и местные администрации. И действительно, несмотря на имевшееся недовольство и представителей духовенства, и мирян, ни один православный храм, закрытый в период с конца 1950-х гг., так и не возобновил своей работы.

1.2.Основные аспекты религиозной политики Советского Союза на примере Оренбургской области

Антицерковная кампания, которую проводил Н.С.Хрущев, нанесла серьезный удар по православию, в том числе и на территории Чкаловской области.

Первым действием властей, согласно новому религиозному курсу государства, было проведение бесед с духовенством и верующими. В ходе этих бесед им должны были разъяснить уже упомянутое постановление ЦК КПСС. В докладной записке «Об отзывах духовенства Чкаловской епархии на постановление ЦК КПСС об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганде среди населения» А.Березин (Уполномоченный совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Чкаловской области) пишет, что беседовал с представителями духовенства, и все они единогласно заявили, что согласны со всем, что написано в Постановлении. Но у некоторых из священнослужителей возникали определенные проблемы. Например, в сентябре 1954 года к настоятелю церкви с. Верхне-Платовка Акашеву пришел завуч местной школы и убедительно просил запретить школьникам посещать церковь, т.к. за плохую научно-атеистическую пропаганду и посещения некоторыми школьниками церкви, его предупредили о снятии с должности. В тот же день к нему приходила учительница из той же школы. Она сообщила ему, что ей угрожали лишить ее 13-летнего сына пособия, получаемого за погибшего на войне отца, и исключить его из школы, если он не прекратит посещение церкви[24]

Это он заявил, несмотря на то, что первоначально все присутствующие священнослужители сказали, что никаких оскорблений от местных властей или лиц в их адрес или в адрес верующих не наблюдалось.

Вообще отношение к духовенству в регионе во многом было не очень хорошим. Например, иногда неприязненное отношение выливалось в открытые конфликты, как это было с настоятелем церкви города Абдулино Кривцовым. Он заявил, что к нему неправильно относятся финансовые органы. Так, 30 октября во время службы вошли в церковь работники Абдулинского городского финансового отдела (горфо), заведующая горфо Зубарева и два инспектора. Один из них встал у клироса, второй у свечного ящика, третий у двери и всю службу наблюдали за продажей свечей, просфор и уплатой панихиды. Они стояли на виду у духовенства и верующих. Как только окончилась служба, они потребовали от настоятеля церкви Кривцова денежную кружку и все доходы за этот день. Пересчитали деньги и составили акт, в котором указали, что якобы дьякон во время службы положил себе в карман 25 рублей и не сдал их в общую кружку. Несмотря на то, что все священнослужители и верующие настаивали, что этого не могло быть, составили акт о правонарушении[25].

Также негативное отношение к священнослужителям можно увидеть, читая секретный отчетно-информационный доклад о положении-деятельности церкви в Чкаловской области за первое полугодие 1954 года. В нем дается следующая оценка личности новоприбывшего епископа Михаила: «Он ни в бога, ни в черта не верит, ему нужны только деньги и поэтому он не любит делить доходы с духовенством <…> Поэтому его везде не принимают, а только гонят»[26]. Такое негативное описание сложилось в ответ на активную деятельность епископа, хотевшего построить новые церкви в отдаленных районах области и облагородить уже имеющиеся храмы.

В целом, несмотря на то, что еще до 1958 года, т.е. до официального провозглашения антирелигиозного курса было несколько лет, сложность положения Церкви не ограничивалась только негативным отношением к священнослужителям. Так, председатель Акбулакского поселкового совета Щербак, по словам уполномоченного Совета по делам РПЦ Чкаловской области А.Березин, допустил большую политическую ошибку: он разрешил провести водосвятие на озере, а произошло это вследствие неправильной трактовки духовенству Постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Щербак сказал, что «никто не будет запрещать им молиться, теперь они могут делать все, что захотят», чем вызвал подъем активности у священнослужителей. Позже пришлось разъяснять духовенству, что церковные обряды под открытым небом запрещены по указу Патриарха и Священного Синода[27].

Таким образом, положение Церкви накануне провозглашение хрущевского антирелигиозного курса было весьма спорным, т.к. несмотря на то, что официальных документов, как-либо ограничивающих ее деятельность еще не было, но присутствовало предвзятое и негативное отношение к духовенству и верующим со стороны органов власти.

В каждом из районов Чкаловской области обстановка по религиозным вопросам состояла по-разному.

Например, в Александровском районе отмечалось, что  чтение лекций на научно-атеистические темы ведется не так активно как должно быть. Из 15 членов общества лекцию прочитал только 1 по теме «Об усилении антирелигиозного воспитания учащихся».[28]

Как отмечается в «Справке о выполнении Александровским райкомом КПСС постановлений ЦК КПСС об усилении научно-атеистической пропаганды и по вопросам здорового быта»,  культпросветучреждения работу по научно-атеистической пропаганде не ведут. Особенно она запущена в селах, где имеются церкви, мечети и другие религиозные здания. Например, в селе Георгиевка имеется клуб и библиотека с книжным фондом в 1250 экземпляров. Имеющийся в этом селе лекторий, объединяет 10 человек, но никаких мероприятий там не проводится, лекции не читаются, руководитель лектория директор семилетней школы тов. Вишневский переведен в другую школу и там нет руководителя[29].

Районная газета «Красная звезда» не предпринимает ничего, чтобы решать задачи по коммунистическому воспитанию населения; не освещает на своих страницах вопросы научно-атеистической пропаганды. За 8 месяцев 1954 года из запланированных 7 статей на естественно-научные темы вышло лишь две: «Марксизм-ленинизм о религии» и «Погода и ее предсказания из материалов ТАСС», но при этом материал из жизни района не показывается[30].

Между тем, в районе большое количество населения справляют религиозные обряды и верят различным суевериям.

Так, в селе Ново-Никитино в церковные праздники колхозники бросают работу, собираются для участия в религиозных обрядах, организуют паломничества в святые места. А в селе Юрташево летом выходили с молебнами на поля колхоза, чтобы пошел дождь. В августе в этом селе возник пожар, сгорело 2 дома, во время пожара несколько женщин пытались воздействовать на огонь иконами и ходили вокруг домов.

Дело дошло до того, что заведующая избой-читальней села Озерки коммунист Прокофьева А.П. 12 июня 1954 года разрешила своей матери окрестить своего ребенка. Ранее же, в 1948 году Прокофьева из райцентра ходила в село Георгиевку в церковь отмаливать умершего ребенка, за что была снята с должности заведующей районной библиотеки. Бюро райкома партии только 27 августа1954 года обсудило ее поступок и исключило ее из партии[31].

Совершенно по-другому обстояла ситуация в Абдулинском районе. Несмотря на то, что антирелигиозная пропаганда тут тоже была не на должном уровне, обкомом района проводилась хотя бы какая-то работа. Так, Абдулинский райком КПСС обсудил на заседании бюро постановление и принял решение: обязать Отдел пропаганды и агитации разработать мероприятия по реализации этих решений. Они утверждены на бюро райкома, так же был пересмотрен состав лекторских групп.

На августовском совещании учителей первый секретарь райкома КПСС Гулакин сделал доклад: «О задачах усиления антирелигиозного воспитания учащихся». Райком партии отобрал 35 человек из числа городского и районного партийного актива, наиболее теоретически подготовленных, провел с ними совещание. На нем участники были ознакомлены с постановлением бюро обкома КПСС «Об усилении научно-атеистической пропаганды» и положением дел в этом вопросе в районе поставлены задачи по оказанию помощи первичным парторганизациям в усилении антирелигиозной пропаганды. Всем участникам вручен текст лекции «Научные предвидения и религиозные «пророчества» для чтения в колхозах[32].

На сентябрь райком партии наметил много мероприятий: собрание членов отделения общества по распространению научных и политических знаний, совещание руководителей сельских лекториев, кустовые совещания учителей естественников, физиков, химиков и историков, городское собрание учителей этих же предметов[33].

Но помимо упомянутых мероприятий, в области был запущен агитпоезд. Он проследовал от станции Оренбург и до станции Айдырля и обратно[34]. За 24 дня работы агитпоезд обслужил 10 районов Чкаловской области и всего 13848 человек. Лекторами было прочитано 87 лекций и 33 беседы, артистами областной филармонии дан 21 концерт и был организован просмотр 16 кинофильмов на научно-популярные сюжеты.

Таким образом, за 1954 и первую половину 1955 гг. произошли следующие изменения в религиозной жизни региона: если на 1 января 1951 года было зарегистрировано 24 действующих церкви и молитвенных домов, то на 1 января 1956 года имеется 23 действующих церкви[35]. Казалось бы, что и количество духовенства должно уменьшится, однако на 1 января 1956 года зарегистрировано 47 священников и 13 дьяконов, а на 1 января 1950 г 40 священников и 10 дьяконов. Изменился и состав духовенства, если до 1950 г было зарегистрировано в основном старое духовенство, то на 1 января 1956 г около 50% духовенства молоды.

Но за указанный период поступило значительно меньше ходатайств об открытии церквей и молитвенных домов, чем в первом полугодии.

Также отмечено, что для укрепления деятельности церкви, священники стали вербовать из числа населения в новое духовенство. Они стали активно организовывать ремонт и украшение церковных зданий, усилили проповедничество в церквях и беседы среди населения, стали подбирать лучше голоса в певчие хоры.

Все эти проводимые мероприятия возымели свое действие на верующее население, в результате увеличился приток молящихся, резко повысились доходы церкви и увеличились доходы священников.

В ответ на возрастающую активность церковников, власти стали предпринимать более активные действия. Например, в Чкаловском районе планировалось в 1956 году в домах культуры, клубах и красных уголках прочитать более 10 тысяч лекций на научно-атеистические темы, которые должно прослушать около полумиллиона человек[36]. Так же местными авторами написаны, а лекционными бюро разосланы следующие тексты лекций: «Медицина в борьбе с лекарством и знахарством»; «Происхождение религии, религиозных праздников и обрядов»; «Невидимые враги и друзья человека»; «Религиозное сектантство и его идеология»; «Наука и религия о происхождении человека»; «Наука и религия о происхождении жизни на Земле»[37].

Что касается других районов области, то в 1956 году проведено два межрайонных семинара лекторов-антирелигиозников в с. Шарлык для лекторов из Пономаревского, Александровского и Белозерского районов и в с. Покровка для лекторов из Переволоцкого и Ново-Сергиевского районов.

На семинарах читались лекции преподавателей из педагогического института (Рабинович и Кирбятьев), сельско-хозяйственного института (Лавров) и медицинского института (Хопрянинов). Всего штатные и внештатные лекторы областного лекционного бюро прочитали для населения в районах области около 450 научно-атеистических и естественно-научных лекций.

Сравнительно лучше других районов организовали пропаганду научно-атеистических знаний лекторы-общественники районов: Белозерского, Кувандыкского и Переволоцкого.

Также следует отметить, что в 1956 году значительно возросла активность верующих по вопросу открытия новых церквей и молитвенных домов (поступило 31 заявление об открытии 18 церквей и молитвенных домов)[38]. Как отмечается в отчетно-информационном докладе о положении и деятельности церкви в Чкаловской области за 2 полугодие 1956 года: «Проявление активности верующих об открытии новых церквей вызвано не только постановлением ЦК КПСС от 10 ноября 1954 года, правда это имеет большое значение, но еще и то, что в ряде мест местные органы власти запрещают верующим приглашать к себе на дом духовенство для отправлений религиозных обрядов, запрещают духовенству выезжать в те села, где нет действующих церквей»[39]. Следовательно, у жителей некоторых населенных пунктов просто нет возможности проведения религиозных обрядов, и поэтому они пытались добиться открытия храмов.

В свою очередь, Березин А. (уполномоченный Совета по делам РПЦ при Совете Министров по Чкаловской области) в ответ на активную деятельность церкви, в том числе и финансовую предлагает Областному финансовому отделу обложить подоходным налогом все заштатное духовенство, которое отправляет религиозные обряды на домах верующих; и в целях прекращений спекуляций, жульничества и наживы духовенства и церковной агентуры, заготовляющей на рынках и у крестьян воск для изготовления свечей, просит установить лимит епархиальной свечной мастерской на изготовление свечей и отпускать сырье в плановом порядке.

Но уже в следующем, 1957 году значительно снизилась активность верующих, ходатайствующих об открытии новых церквей.  Это можно объяснить главным образом тем, что исполкомы облсовета и обком КПСС приняли серьезные меры к руководителям исполкомов райсоветов, которые препятствовали верующим и духовенству в отправлении религиозных треб на домах у верующих. Таким образом, практика показывает, что где местные органы не запрещают приглашать к себе священника, там нет никакой активности и группировок верующих, они не ходатайствуют об открытии церквей и сами очень мало ходят в церковь. А там где запрещают им в этом, верующие активизируются, сколачиваются в большие группы и настойчиво ходатайствуют об открытии церквей, чтобы доказать свою принадлежность к религии.

В 1957 году на территории Оренбургской области произошло изменение в положении церкви. В первую очередь это объясняется тем, что произошло «обновление» духовенства. Епископ Михаил все больше стал делать ставку на молодых священников. Из 23-х приходов - 13 возглавляют молодое духовенство, т.к. они наиболее активно готовы развивать церковную деятельность и чтобы в дальнейшем сохранить и укрепить авторитет церкви, он стал назначать молодое духовенство на ответственные участки[40].

Как результат усиления научно-атеистической пропаганды среди населения и отмечающегося улучшения материального благосостояния трудящихся, наблюдалось, что население тех городов и сел, где расположены действующие церкви, почти перестали ходить в них.

Но, несмотря на то, что в стране в тот период уже проводилась активная антирелигиозная политика, но ущемления священнослужителей не наблюдалось. Например, в конце 1957 года поступила жалоба от священника Илларионова из Бузулука на детей, которые его оскорбили. Об этой жалобе было сообщено председателю исполкома Бузулукского горсовета, который принял соответствующие меры к ученикам, и позже результаты сообщили жалобщику[41].

28 ноября 1958 года было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам»». В Оренбургской области сразу стали проводиться мероприятия по выполнению этого распоряжения. Так, в районы, где имелись «святые места», направлены пропагандистские группы обкома КПСС, возглавляемые работниками отдела пропаганды и агитации областного комитета партии, члены областного отделения всероссийского общества по распределению политических и научных знаний. В течение длительного времени в этих районах находился областной планетарий, лекторами было прочитано огромное количество лекций на естественно- научные и антирелигиозные темы.

Большую разъяснительную и воспитательную работу провели среди верующих по этому вопросу районные комитеты партии и первичные партийные организации. Во всех первичных парторганизациях в районах, где имелись «Святые места», были проведены общие партийные собрания с вопросом «Об отношении коммунистической партии к религии»[42]. В результате улучшения агитационно-политической работы среди населения прекращено паломничество и закрыты «святые места» в селах Троицкого, Александровского, Пономаревского, Белозерского и Октябрьского районов. Можно отметить, что в результате этих мероприятий в области осталось только два «святых источника» - в Бузулукском и Шарлыкском районах.

В апреле 1958 года во всех партийных организациях были проведены партийные собрания, на которые вскрыли недостатки по антирелигиозной пропаганде и намечены пути улучшения антирелигиозной работы. Прежде всего, эта работа была проведена среди коммунистов, комсомольцев и членов их семей, среди учителей по усилению воспитательной работы с учащимися.

С 1958 года антирелигиозная направленность в политике уже стала очевидна. Так, член ВЛКСМ Гусев из комсомольской организации колхоза им. XI Кавдивизии за самовольное подключение электрического света в церковь из комсомола исключен[43]. Секретарь парторганизации Даньшин за проявленную в этом деле политическую слепоту с работы партсеретаря был снят. В декабре исключен из партии Бунин, у которого в квартире нашли иконы[44].

Также продолжалась борьба со «Святыми источниками», например, на территории Ново-Кузлинского сельсовета имелся так называемый «Святой» родник. В отчетах за 1958 год отмечается, что его уже не посещали верующие. Около этого родника были два креста, каменная плита с изображением на ней креста, они ликвидированы и никаких религиозных признаков родника не осталось. А на территории колхоза «Путь Сталина» (с. Сорокино) имелась пещера, и ее посещали верующие. Но позже было принято решение о закрытии пещеры. После чего бульдозером завалили ее. В Пономаревском районе «святая пещера» тоже была уничтожена.

Так же, на месте «святого источника» в Бузулукском районе организован летний лагерь животноводческой фермы, а источник приспособлен для водопоя животных. В Сакмарском районе в с. Григорьевка проводится систематическая работа по атеистической пропаганде среди населения. В текущем году «источник» посетило не более 20 человек, хотя в прошлые годы посетителей насчитывалось 400-500человек. По сообщению секретаря Рябовой в ближайшее время будут приняты меры по ликвидации «источника»

Но, несмотря на проведение активной антирелигиозной политики, в Северном районе у населения наблюдалось празднование религиозных праздников. В связи с этим райком КПСС организовал чтение лекци



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.067 с.)