Изложение темы в икс и новой линии учебников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изложение темы в икс и новой линии учебников



Преподавание тем, связанных с религией, всегда было и останется сложным процессом. Поэтому, для того, чтобы понять, как с этими темами лучше работать, необходимо изучить документы, напрямую регулирующие этот процесс. И таким документом является Историко-культурный стандарт (ИКС).

Историко-культурный стандарт-это образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.

В целом можно сказать, что ИКС является одним из этапов модернизации исторического образования, т.е. он призван ввести единые подходы в преподавании отечественной истории в школе[58].

Основная цель введения историко-культурного стандарта — повышение качества школьного исторического образования, его соответствие современному уровню развития исторической науки и педагогики, методики преподавания истории, потребностям общества и государства, ориентированным на инновационные подходы и продвижение по пути цивилизационного развития, максимальное использование воспитательного, развивающего и образовательного потенциала истории, учет недостатков предыдущего этапа модернизации, в частности чрезмерной политизированности в преподавании истории[59].  

Перед тем как перейти к анализу положений, связанных с «Оттепелью», необходимо рассмотреть концептуальные основы историко-культурного стандарта. Первым из них является культурно-антропологический подход. Он позволяет уделять большее внимание не политической истории, как это было раньше, а истории «в лицах», но не только путем изучения биографий правителей или выдающихся деятелей определенной эпохи, но и «рядовых граждан». Это помогает, в первую очередь, увидеть как какие-либо исторические события в стране отражались на обычных людях и дает возможность обучающимся «окунуться» в историю своей семьи.

Следующим пунктом в концептуальных основах идет описание того, что необходимо гораздо больше внимания уделять проблемам духовной и культурной жизни России. Именно к этому пункту можно отнести и изучение религиозной политики государства в различные периоды. Потому что так или иначе практически во всех произведениях искусства находят отголоски религиозные мотивы, а развитие религии напрямую зависит от политики государства в области веры.

Также не менее важным является и этнокультурный компонент, т.е. изучение истории регионов. «Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира»[60]. А изучение истории регионов способствует не только воспитанию чувства патриотизма, но и большему осознанию многонациональности и многоконфессиональности нашей страны.

История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама,иудаизма и буддизма) на российской территории[61].

В ИКС даны рекомендации к преподаванию каждого из этапов истории России, но нас особо интересуют рекомендации, относящиеся именно к периоду «оттепели».

В пункте ИКС, посвященном правлению Хрущева, как и в любом другом, идет перечисление тем, которые необходимо изучить школьникам для того, чтобы у них сложилось наиболее полное представление о данном этапе истории Отечества.

Отдельно темы, связанные с религией, в историко-культурном стандарте не прописаны, однако, в качестве дополнительного материала можно изучать в темах «Дестанилизация»[62] либо в «Успехи в образовании и науке»[63] (т.к. рассматривая просвещение в данный период истории России, можно упомянуть, что несмотря на антирелигиозный курс, в стране продолжали работу духовные семинарии, которые, хотя и с некоторыми трудностями, но ежегодно выпускали определенное количество «новоиспеченного» духовенства).

Помимо того, что указанная проблема не написана отдельно в ИКС, она даже не упоминается в новой линии учебников истории, которая представлена тремя издательствами- «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово». На территории Оренбургской области школы, перешедшие на новую программу, пользуются в основной массе учебниками «Просвещения».

В учебнике данной редакции определенно есть свои достоинства и недостатки. Если говорить отдельно о темах, связанных с религиозной политикой государства, то в данном издании они не рассматриваются. А, следовательно, и преподавание этой проблемы может быть только на усмотрение педагога.

Следует отметить, что тема политики в области веры не затрагивается не только в учебниках, которыми пользуются на территории нашего региона, но и в других издательствах. Я считаю это немного не правильным, и не только потому что историко-культурный стандарт подразумевает их преподавание, а потому что в нашей стране, являющейся одной из самых многонациональных и многоконфессиональных вопросы религии должны быть отражены. Это нужно для того, чтобы иметь возможность предотвратить возникновение конфликтов на религиозной или национальной почве.

Путем изучения этой проблемы и не только в эпоху «оттепели», но и в другие этапы истории России, у обучающихся будет изначально складываться представление, что в нашей стране живет огромное количество разных людей, но в этом многообразии и есть наша особенность. И если дети еще со школьной скамьи это поймут, то, вполне возможно, что в будущем некоторых конфликтов и трудностей можно будет избежать.

Но, преподавая темы, связанные с религией, важно не переусердствовать и помнить, что Российская Федерация- светское государство, где школа отделена от Церкви. Именно поэтому я считаю, что преподавание вопросов, связанных с религией важно именно сквозь призму политики государства.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что историко-культурный стандарт подразумевает преподавание в школе вопросов, связанных с религиозной политикой, в учебниках данные темы отсутствуют. Мы это проследили на примере периода «оттепели».

ИКС прописывает преподавание интересующей нас темы, причем не только в концептуальных основах в целом к преподаванию истории, но и косвенно, в перечне обязательных для изучения тем для создания наиболее полной картины этапа «оттепели».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.004 с.)