Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изложение темы в икс и новой линии учебников
Преподавание тем, связанных с религией, всегда было и останется сложным процессом. Поэтому, для того, чтобы понять, как с этими темами лучше работать, необходимо изучить документы, напрямую регулирующие этот процесс. И таким документом является Историко-культурный стандарт (ИКС). Историко-культурный стандарт-это образовательный стандарт, включающий в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. В целом можно сказать, что ИКС является одним из этапов модернизации исторического образования, т.е. он призван ввести единые подходы в преподавании отечественной истории в школе[58]. Основная цель введения историко-культурного стандарта — повышение качества школьного исторического образования, его соответствие современному уровню развития исторической науки и педагогики, методики преподавания истории, потребностям общества и государства, ориентированным на инновационные подходы и продвижение по пути цивилизационного развития, максимальное использование воспитательного, развивающего и образовательного потенциала истории, учет недостатков предыдущего этапа модернизации, в частности чрезмерной политизированности в преподавании истории[59]. Перед тем как перейти к анализу положений, связанных с «Оттепелью», необходимо рассмотреть концептуальные основы историко-культурного стандарта. Первым из них является культурно-антропологический подход. Он позволяет уделять большее внимание не политической истории, как это было раньше, а истории «в лицах», но не только путем изучения биографий правителей или выдающихся деятелей определенной эпохи, но и «рядовых граждан». Это помогает, в первую очередь, увидеть как какие-либо исторические события в стране отражались на обычных людях и дает возможность обучающимся «окунуться» в историю своей семьи. Следующим пунктом в концептуальных основах идет описание того, что необходимо гораздо больше внимания уделять проблемам духовной и культурной жизни России. Именно к этому пункту можно отнести и изучение религиозной политики государства в различные периоды. Потому что так или иначе практически во всех произведениях искусства находят отголоски религиозные мотивы, а развитие религии напрямую зависит от политики государства в области веры.
Также не менее важным является и этнокультурный компонент, т.е. изучение истории регионов. «Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира»[60]. А изучение истории регионов способствует не только воспитанию чувства патриотизма, но и большему осознанию многонациональности и многоконфессиональности нашей страны. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама,иудаизма и буддизма) на российской территории[61]. В ИКС даны рекомендации к преподаванию каждого из этапов истории России, но нас особо интересуют рекомендации, относящиеся именно к периоду «оттепели». В пункте ИКС, посвященном правлению Хрущева, как и в любом другом, идет перечисление тем, которые необходимо изучить школьникам для того, чтобы у них сложилось наиболее полное представление о данном этапе истории Отечества. Отдельно темы, связанные с религией, в историко-культурном стандарте не прописаны, однако, в качестве дополнительного материала можно изучать в темах «Дестанилизация»[62] либо в «Успехи в образовании и науке»[63] (т.к. рассматривая просвещение в данный период истории России, можно упомянуть, что несмотря на антирелигиозный курс, в стране продолжали работу духовные семинарии, которые, хотя и с некоторыми трудностями, но ежегодно выпускали определенное количество «новоиспеченного» духовенства). Помимо того, что указанная проблема не написана отдельно в ИКС, она даже не упоминается в новой линии учебников истории, которая представлена тремя издательствами- «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово». На территории Оренбургской области школы, перешедшие на новую программу, пользуются в основной массе учебниками «Просвещения».
В учебнике данной редакции определенно есть свои достоинства и недостатки. Если говорить отдельно о темах, связанных с религиозной политикой государства, то в данном издании они не рассматриваются. А, следовательно, и преподавание этой проблемы может быть только на усмотрение педагога. Следует отметить, что тема политики в области веры не затрагивается не только в учебниках, которыми пользуются на территории нашего региона, но и в других издательствах. Я считаю это немного не правильным, и не только потому что историко-культурный стандарт подразумевает их преподавание, а потому что в нашей стране, являющейся одной из самых многонациональных и многоконфессиональных вопросы религии должны быть отражены. Это нужно для того, чтобы иметь возможность предотвратить возникновение конфликтов на религиозной или национальной почве. Путем изучения этой проблемы и не только в эпоху «оттепели», но и в другие этапы истории России, у обучающихся будет изначально складываться представление, что в нашей стране живет огромное количество разных людей, но в этом многообразии и есть наша особенность. И если дети еще со школьной скамьи это поймут, то, вполне возможно, что в будущем некоторых конфликтов и трудностей можно будет избежать. Но, преподавая темы, связанные с религией, важно не переусердствовать и помнить, что Российская Федерация- светское государство, где школа отделена от Церкви. Именно поэтому я считаю, что преподавание вопросов, связанных с религией важно именно сквозь призму политики государства. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что, несмотря на то, что историко-культурный стандарт подразумевает преподавание в школе вопросов, связанных с религиозной политикой, в учебниках данные темы отсутствуют. Мы это проследили на примере периода «оттепели». ИКС прописывает преподавание интересующей нас темы, причем не только в концептуальных основах в целом к преподаванию истории, но и косвенно, в перечне обязательных для изучения тем для создания наиболее полной картины этапа «оттепели».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.004 с.) |