Глава 1 религиозная политика СССР в годы «оттепели» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 религиозная политика СССР в годы «оттепели»



ГЕЙКО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА

Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников

 

 (бакалаврская работа)

 

Квалификация – бакалавр

Направление подготовки – 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили – История и Обществознание

Форма обучения – очная

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ Р. Р. Хисамутдинова подпись                                   И.О. Фамилия «15» мая 2019 г.
  Нормоконтроль пройден _____________ Р. Р. Хисамутдинова подпись                              И.О. Фамилия «16» мая 2019 г.
  ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ   зав. кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания _____________ Р. Р. Хисамутдинова подпись                                       И.О.Фамилия «17» мая 2019 г.

                                                 

 

Оренбург, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1.Религиозная политика СССР в годы «оттепели» ……………...............................................................................................9

1.1 Основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам……………………………………………………………………………...9

1.2  Реализация религиозной политики Советского Союза  в Оренбургской области……………………………………………………………..19

Глава 2. Освещение религиозной политики СССР в период «оттепели» в ИКС и новой линии учебников …………………………………35

2.1 Изложение темы в ИКС и новой линии учебников …………………35

2.2 Раскрытие темы посредством использования различных методов обучения ……………………………………………………………………………39

Заключение ………………………………………………………………….53

Список источников и литературы ……………………………………….55

Приложения …………………………………………………………………57

Приложение А Постановление ЦК КПСС [7 июля 1954 г] О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения..................................................................................................................57

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Россия - это многонациональное и многоконфессиональное государство, а поэтому вопросы, связанные с религией в нашей стране никогда не потеряют своей актуальности. Особенно если говорить о политическом курсе нашей страны, касательно вопросов веры, так как здесь всегда есть спорные моменты. Например, в какие-то эпохи нашей истории случались перегибы в сторону большего контроля церковной жизни, вплоть до практически полного уничтожения, а когда-то было наоборот очень сильное послабление.

Изучение тем, связанных с религиозным курсом государства, в частности в период «Оттепели», к сожалению, не предусмотрено школьной программой, не смотря на то, что в Историко-культурном стандарте указано, что история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника.

Поэтому тема данного исследования является очень актуальной и ориентированной на практическое применение в школе.

Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы, посвященной данной теме, показал, что религиозная политика Советского государства часто становилась объектом исследования. Условно все труды можно поделить на три большие группы- советские (1960-1970-е гг.), перестроичные (1980-1990-е гг.) и современные (2000-2010-е гг.) работы.

В советскую эпоху характерной особенностью научных работ, посвященных религиозной политике, было господство марксистской идеологии и единая методика исследований. Историки этой эпохи полностью оправдывали государственный курс и утверждали, что религии не место в новом обществе. Так, например, Н.С.Гордиенко в «Критике новых тенденций Православия»[1] писал, о невозможности модернизации веры в «прогрессивное мировоззрение», которое подходило бы для современного им социума.

В исследовании Г. Р. Гольста «Религия и закон»[2] пропагандировались и разъяснялись основные положения советского законодательства о культах в рамках заданной атеистической концепции.

В перестроичный период историографии можно отметить, что отличительными особенностями являются следующие черты: во-первых, как правило, это достаточно объемные труды; во-вторых, написанные в целом по религиозной политике СССР. Среди наиболее важных работ следует назвать работу Д.В.Поспеловского «Православная церковь в ХХ веке»[3], опубликованная в 1995 г. В своем труде автор попытался проанализировать религиозную политику с самого основания Советского государства и до его распада.

Другой не менее важной работой является исследование известного в своей области ученого М.В.Шкаровского «Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве»[4], изданная в 1999 г. Особенностью данного труда является то, что он написан с обширным использованием архивного материала и считается практически первой научной работой в данной области.

Другой интересной работой того времени является труд Т.А.Чумаченко «Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961»[5]. При написании тоже были использованы архивные материалы, но особенность этой работы состоит в том, что при повествовании акцент делался именно на взаимоотношения РПЦ и государства.

Если же говорить о современном этапе историографии данного вопроса, то следует отметить, что он представлен в основном статьями. Изученные мной работы дают в основном обзорный материал по данному периоду. К ним  можно отнести работу Л.И. Сосковец «Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»[6].  Автор анализирует ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь в конце 1950-х - начале 1960-х гг., выясняются причины ужесточения государственно-церковных отношений, показаны основные направления, по которым государство вело борьбу с церковью в данный период.

А В.В.Корнев в своей статье «Преследования Русской Православной церкви в 50х-60х гг. ХХ века»[7] основной акцент делает именно на религиозные «гонения», которые проводились в то время.

Не смотря на достаточное количество статейного материала, в современный период историографии были опубликованы и монографии. К ним можно отнести работу упомянутого уже М.В. Шкаровского «Русская Православная Церковь в ХХ веке»[8], где он расширил временные рамки начатого им исследования.

Также это изданный в 2011 году сборник «Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы»[9]. В данной работе в части 1 дан анализ деятельности Совета по делам РПЦ 1958-1961 гг. и помимо этого важным является опубликование архивных документов, таких как Записи бесед председателей Совета по делам РПЦ Г.Г.Карпова и В.А.Куроедова с Патриархами Русской Православной церкви, воспоминания сотрудников Совета и др. К работам, посвященным истории Оренбургской области, можно отнести коллективный труд «Оренбуржье православное: история и современность»[10]. В нем дается описание истории православия в нашем крае с XVIII века и до 2014 г. Период «Оттепели» тут хоть описан и не подробно, но он дает большое количество фотоматериалов.

Таким образом, по данной теме существует достаточно большое количество как монографий, так и научных статей.

Проблема исследования заключается в изучении религиозной политики Советского Союза.

Тема исследования: Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в Историко-культурном стандарте и новой линии учебников.

Цель исследования –  изучить   основные аспекты религиозной политики Советского государства в период «оттепели»  и ее освещение в ИКС и новой линии учебников.  

Объектом исследования выступает религиозная политика СССР в период «оттепели».

Предмет исследования: религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников.

Гипотеза: предполагаем, что изучение религиозной политики СССР в период «оттепели» в школьном курсе истории возможно при: 1) исследовании основных аспектов религиозной политики СССР в период политического лидерства Н.С. Хрущева и её реализацию  в Оренбургской области; 2) разработке фрагментов уроков с возможными вариантами преподавания этой проблемы; 3) выявлении воспитательного потенциала изучения религиозной политики СССР в годы «оттепели» в школьном курсе истории.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- выделить основные аспекты нового политического курса по религиозным вопросам;

- рассмотреть реализацию религиозной политики Советского Союза в Оренбургской области;

- проанализировать изложение темы в Историко-культурном стандарте и новой линии учебников;

- представить возможные варианты раскрытия темы посредством использования различных методов обучения.

В работе использовались следующие методы исследования: описательный метод, метод анализа специальной литературы и архивных источников, анализ понятийно-терминологической системы, историко-сравнительный метод.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке фрагментов уроков, посвященных религиозной политике СССР в период правления Хрущева Н.С. Материалы исследования можно использовать в качестве рекомендаций к уроку по теме «Оттепель» в духовной жизни, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

База исследования представлена как опубликованными, так и не опубликованными документами. К неопубликованным можно отнести архивные документы, извлеченные для работы из фонда 371 (Чкаловский (Оренбургский) обком КПСС) Оренбургского Государственного архива социально-политической истории (ОГАСПИ).

Опубликованные источники: сборник документов «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского государства», Историко-культурный стандарт и учебники по истории России за 9 класс под разными изданиями.

Апробация работы: Основные положения исследования были опубликованы в трех статьях и представлены на международных и всероссийских конференциях «Молодежь. Наука. Будущее» 24 мая 2018 г. и 22 мая 2019г., «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития» в г. Красноярске 20 апреля 2018 года.

Структура работы: исследование состоитиз введения, двух глав, в каждой из которых представлены по два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Фрагмент урока №1

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

3) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

1) Воспитать чувство патриотизма

2) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

1) развивать умение делать самостоятельные выводы;

2) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса? Для того, чтоб лучше понять эту сторону жизни, давайте поработаем с документами. (Приложение 1). Ответьте на вопросы, используя фрагменты из документа. Вопросы к документу: 1) В каком состоянии находилось научно-атеистическая пропаганда в СССР? 2) Каким образом «церковники и сектанты» расширяли число своих прихожан? 3) Как вы думаете, почему в документе практически ставится знак равенства между Русской Православной церковью и различными сектами? 4) Какие главные ошибки в проведении научно-атеистической пропаганды перечисляются в документе?     Молодцы! Мы с вами разобрали документ, который можно сказать положил начало антирелигиозной политике в СССР, которая продолжалась весь период правления Н.С.Хрущева.     Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде Примерные ответы: 1) Научно-атеистическая пропаганда в указанный период находилась в запущенном состоянии, т.к. «лекции и доклады на атеистические темы читаются крайне редко, причем количество этих лекций из года в год сокращается, идейно-научный уровень лекций очень низок. Особенно плохо ведется естественнонаучная пропаганда среди сельского населения. Слабо привлекаются к этому делу многочисленные кадры советской интеллигенции». 2) Увеличение количества прихожан происходит благодаря усиленной агитации на молодежь и женщин. «Они широко используют свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную обработку граждан.» 3) Это происходит с целью подрыва и уменьшения авторитета Церкви. 4) Малое количество и плохое качество читаемых лекций, и докладов; низкий идейно-научный уровень материала; не привлечение интеллигенции; активная позиция религиозных деятелей.

В указанном выше фрагменте дети, работая с документом, могут получить общее представление о религиозной политике государства, несмотря на то, что это не включено в программу.

В нижеприведенном фрагменте представлен вариант изучения темы «Религиозная политика СССР в период «оттепели» путем разбора цитат Н.С.Хрущева и воспоминаний о нем.

Фрагмент урока №2

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

4) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

5) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

6) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

3) Воспитать чувство патриотизма

4) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

3) развивать умение делать самостоятельные выводы;

4) развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса?   Для того, чтобы попробовать разобраться в новом политическом курсе, давайте ознакомимся с воспоминаниями и высказываниями Никиты Сергеевича Хрущева на религиозную тему. Мы сейчас прочтем воспоминания переводчика лидера государства и попробуем по рассуждать, какое же было отношение к религии у Хрущева. « На одной из встреч Никиты Сергеевича с журналистами, его спросили об отношении коммунистов к религии, на что первый секретарь дал очень развернутый ответ: «Вот читал я еще в юношеские годы один рассказ. Не помню, правда, чей. И там была изложена такая история. Шел путник по дороге. Его подкараулили разбойники. Двое. Напали на него и убили. Забрали все пожитки путника и ушли. Шли–шли, устали и решили сделать привал, а заодно и посмотреть, что в котомке убитого имеется. Нашли кусок сала. Один вытащил нож и начал это сало резать. Сейчас, думает, закусим. А второй и говорит: “Нельзя сегодня. Сегодня пятница — день постный”. Вот вам и вся религия: человека зарезали, а мясное есть не стали — религия–де запрещает». После этих слов Никита Сергеевич, по словам Суходрева, еще долго рассуждал о религии, о жертвах религиозных войн, вспоминал Крестовые Походы и т.д.» А в 1961 году во время доклада  ЦК Хрущев так объяснил необходимость антирелигиозной борьбы: «Коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые всё ещё мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы… Ведь не может духовное развитие человека проходить успешно, если голова его забита мистикой, суевериями, ложными представлениями». Давайте подумаем, как пытается объяснить свой антирелигиозный курс Хрущев? В воспоминаниях советского политического лидера, которые издал его сын на основании кассет, вывезенных за рубеж, он говорил, что ничего против Церкви не имеет, хотя одна из самых известных цитат Хрущева «Мы продолжаем быть атеистами и будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа. Скоро мы покажем последнего священника по телевидению» Давайте подумаем, почему так различается позиция Хрущева «на людях» и среди семьи? Таким образом, мы с вами разобрали некоторые цитаты о религии Никиты Сергеевича Хрущева. Благодаря им можно сделать вывод, что целью нового политического курса в религиозной сфере было пошатывание устоев, которые сложились во время правления И.В.Сталина с целью укрепления собственного авторитета. Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде     Примерный ответ: Из приведенной цитаты можно сделать вывод об отношении Хрущева к вере. Он считает, что люди прикрываются религией, продолжая совершать ужасные поступки, как, например, люди в озвученной им притче. Я думаю, что Никита Сергеевич в какой-то степени даже считал религию лишним и ненужным элементом.     Примерный ответ: В первую очередь антирелигиозный курс объясняется коммунистическим воспитанием советских людей, а во-вторых, он утверждает, что религия лишь забивает голову мистикой, суевериями и ложными представлениями.   Примерный ответ: Можно предположить, что так различается позиция Хрущева «на людях» и среди семьи, потому что в политике еще в 1956 был провозглашен официальный курс на дестанилизацию, с целью укрепления собственных позиций.

Метод изучения проблемы, описанный в данном фрагменте, поможет:

1)Составить более личное представление по данному вопросу, а следовательно, лучше запомнится.

2)Изучение цитат и высказываний Никиты Сергеевича поспособствует более лучшему пониманию и раскрытию характера данного политического деятеля.

Фрагмент урока №3

В следующем фрагменте представлена возможность разбора проблемы с помощью опережающего задания. В качестве такового обучающимся будет предложено взять небольшое интервью у кого-нибудь из своих родственников, живших в данный период, с целью сбора личной информации по теме.

Это позволит обучающимся изучить проблему на личном примере своей семью, можно сказать, что произойдет «наложение» истории государства на историю отдельно взятой семьи.

Урок по истории России в 9 классе по теме:  «Оттепель» в духовной жизни

УМК: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России
XX - начало XXI века

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма урока: комбинированный

Цель урока: сформировать целостное представление о духовной жизни в СССР периода Оттепели.

Задачи:

Образовательная:

1) Рассмотреть состояние искусства в указанный период.

2) Изучить основные научные открытия, совершенные в Оттепель.

3) Проанализировать состояние образования и спорта.

Воспитательная:

1) Воспитать чувство патриотизма

2) Вызвать заинтересованность историей Родины

Развивающая:

1) Развивать умение делать самостоятельные выводы;

2) Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Одной из важных частей духовной жизни государства являются вопросы, касающиеся религии. Давайте вспомним, какую религиозную политику проводил предыдущий руководитель СССР И.В.Сталин? Молодцы! Сегодня мы коснемся религиозного аспекта, но уже в период «Оттепели».   Как вы думаете, почему в обозначенное время произошла полная смена курса?   Для создания более полной картины религиозного курса периода, Оттепели вам на прошлом уроке было дано опережающее задание- взять небольшое интервью у своих бабушек. Интервью могло включать следующие вопросы: 1) ФИО и дата рождения, место проживания. 2) Верите ли вы в Бога? 3) Были ли у вас в доме иконы? 4) Крещенные ли вы и ваши дети? 5) Ходили ли вы в церковь? 6) Как можете в целом охарактеризовать отношение к религии в своем окружении. Вопросы примерные и даны для ориентира. Для образца я вам сейчас зачитаю свое интервью. 1) Пенкова Василисса Васильевна, 10.02.1927 г, г.Актюбинск КазССР 2) Не задумываясь, ответила: «Да». Также добавила, что вся ее семья была верующая, а детей крестили в самом раннем возрасте. Позже, несмотря на политику, проводимую советским правительством, ни разу не усомнилась в своей вере. 3) Да, иконы в доме были. 4) Все в семье были крещенные. Младший сын Геннадий был крещен в 1956 году, т.е. уже после некоторых решений ЦК КПСС, которые под видом необходимости активизации атеистической работы партии и преодоления некоторых сталинских ошибок требовали скорейшего "освобождения" населения страны от "религиозных предрассудков". Вопреки проводимой политике, поиск крестных для детей не составил труда - ими стали близкие друзья мужа Василисы Васильевны, которые сами предложили свою кандидатуру.   5) Василиса Васильевна вспоминает, что в 1950-1970-е годы очень много людей посещали церкви, и не только на праздники, но и в обычное время, особенно «на воскресной службе было не протолкнуться». 6) Никогда в своем окружении не встречала негативного отношения к вере, все родственники, друзья, даже если и были атеистами, никогда не позволяли себе резких высказываний в адрес Церкви. В целом она не может вспомнить за свою жизнь ограничений в религиозной жизни, а про закрытие церквей говорит, что закрывали лишь старые, либо находящиеся в аварийном состоянии заведения.   Какой вывод можно сделать из зачитанных вами работ? Примерный ответ: Религиозную политику Сталина можно разделить на 2 этапа: 1) 1924-1941 гг.- максимально ужесточение положения религии, проведение «безбожной» пятилетки, репрессии священнослужителей и т.д. 2) 1941-1953 гг- смена политического курса, выборы Патриарха, ослабление контроля над верующими и т.д. Примерный ответ: Это продолжило курс дестанилизации, начало которому было положено на ХХ съезде   Обучающиеся должны были дома взять интервью у пожилых людей, которые жили в период «Оттепели». На уроке некоторые зачитывают свои работы, остальные сдают письменные экземпляры.   Примерный ответ: Таким образом, можно сделать вывод, несмотря на то, что государство препятствовало распространению религии на территории Советского Союза, народ все равно продолжал верить в Бога. Даже если церковные обряды были полностью под запретом то, люди находили возможность, чтобы осуществить их.

Работа с интервью позволит обучающимся понять, что любая политика, проводимая в государстве, так или иначе оказывает влияние на каждую семью и, при регулярном использовании этой методики, поможет воспитать в школьниках чувство гражданской активности, сознательности и ответственности.

Таким образом, выше представлены варианты преподавания проблемы «Религиозная политика СССР в годы «оттепели» в рамках темы «Оттепель в духовной жизни».

В чем же важность данного вопроса? Почему его необходимо изучать, несмотря на то, что он не входит в программу? Потому что мы являемся жителями не только многонационального, но и многоконфессионального региона и изучение вопросов, касающихся веры являются очень актуальными.

 А предложенные фрагменты позволяют путем работы с документами, с цитатами и с интервью изучить основные аспекты вопроса, но в то же время сделать это интересно и активизируя работу всего класса.

 

Заключение

На материалах проведенной нами работы можно сделать следующие выводы:

1) Положение Церкви в период правления Хрущева было весьма сложным. Руководство государства предпринимало различные постановления, которые весьма ограничивали ее и без того зависимое положение. Было осуществлено массовое закрытие православных храмов, монастырей и духовных учебных заведений. Была так же изменена система управления и организации церковью. Помимо этого проводилась очень активная пропаганда, причем она носила не только антицерковный характер, но и антирелигиозный.

2) В Оренбургской области антирелигиозный курс был несколько «однобокий», а именно: проведение семинаров-совещаний, чтение лекций, или более радикальные действия, такие как закрытие храмов. Но действия не являлись эффективными, потому что религиозность населения, хоть и шла на убыль, но это было не повсеместно и не закономерно.

Если же говорить о деятельности священнослужителей, в частности о епископе Михаиле, то его действия были гораздо продуктивнее, потому что он привлекал молодое духовенство, проводил благотворительную деятельность (вплоть до ее запрета), содержал большинство церквей в чистоте и порядке (обновлялись купола и иконы).

Поэтому несмотря на кажущуюся активность решения религиозного вопроса, он, и к концу периода «оттепели», когда Н.С.Хрущев утверждал, что в скором времени «покажет последнего попа по телевизору», продолжал оставаться очень острым и относился к числу не решенных.

3) Касательно методической составляющей нашего исследования, то следует отметить, что тема политики в области веры не затрагивается не только в учебниках, которыми пользуются на территории нашего региона (т.е. издательство «Просвещение»), но и в других издательствах. Я считаю это немного не правильным, и не только потому, что историко-культурный стандарт подразумевает их преподавание, а потому что в нашей стране, являющейся одной из самых многонациональных и многоконфессиональных, вопросы религии должны быть отражены. Это нужно для того, чтобы иметь возможность предотвратить возникновение конфликтов на религиозной или национальной почве.

Путем изучения этой проблемы и не только в эпоху «оттепели», но и в другие этапы истории России, у обучающихся будет изначально складываться представление, что в нашей стране живет огромное количество разных людей, но именно в этом многообразии и есть наша особенность.

4)Помимо всего вышеперечисленного, нами были разработаны три возможных варианта преподавания темы «Религиозная политика СССР в период «Оттепели» в 9 классе на уроках истории в параграфе «Оттепель» в духовной жизни».

 

Литература:

20. Гордиенко, Н.С. Критика новых тенденций современного Православия /  Н.С.Гордиенко. -  Л.: Знание, 1975. -32 с.

21. Гольст, Г.Р. Религия и закон / Г.Р.Гольст. - М.: Юридическая литература,1975.- 112 с.

22. Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы / Отв. редактор А.И.Филимонова.  - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.- 464 с.

23. Дымарский, В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах / В.Н.Дымарский. - М.: АСТ,2011.- 352 с.

24. Корнев, В.В. Преследования Русской православной Церкви в 50-60-х годах ХХ века [Электронный ресурс] / В.В.Корнев. // Образование и православие. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm

25. Крючкова, Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта [Электронный ресурс] / Е.А.Крючкова // Современная наука. -2016.- №1. -  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-istoriko-kulturnogo-standarta

26. Оренбуржье православное: история и современность / С. Е. Плаксин. - Оренбург: Оренбургский обл. общественный благотворительный фонд "Совесть", 2014.- 543 с.

27. Поспеловский, Д.В. Православная церковь в ХХ веке / Д.В.Поспеловский. - М.: Республика, 1995.- 511с.

28. Сосковец, Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели» / Л.И.Сосковец // Вестник ТомГУ. – 2011. - №4. - С.29.

29. Суходрев, В.М. Язык мой - друг мой. От Хрущева до Горбачева / В.М.Суходрев. - М.: Тончу, 2008.- 536 с.

30. Хрущев и Церковь. Интервью с О.Ю.Васильевой. Беседовал монах Рафаил(Попов) 14 октября 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/86664.html.

31. Чумаченко, Т.А. Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961/ Т.А.Чумаченко.- М: «АИРО-XХ»,1999. -248 с.

32. Шкаровский, М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М.В.Шкаровский. - М.: Вече, 2010.-480 с.

33. Шкаровский, М.В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве / М.В.Шкаровский. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье Общество любителей церковной истории, 1999.- 400 с.

 

 

Приложение А.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС [7 июля 1954 г.] О КРУПНЫХ НЕДОСТАТКАХ В НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ И МЕРАХ ЕЕ УЛУЧШЕНИЯ

ЦК КПСС отмечает, что многие партийные организации неудовлетворительно осуществляют руководство научно-атеистической пропагандой среди населения. В то же время церковь и различные религиозные секты значительно оживили свою деятельность, укрепили свои кадры и, гибко приспосабливаясь к современным условиям, усиленно распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения.

Церковники и сектанты изыскивают различные приемы для отравления сознания людей религиозным дурманом, обращая особое внимание на привлечение к церкви молодежи и женщин. Они широко используют свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут индивидуальную обработку граждан. В целях увеличения числа прихожан церковь торжественно обставляет богослужения, использует хоры и оркестры, снижает цены на требы. В результате активизации деятельности церкви наблюдается увеличение количества граждан, соблюдающих религиозные праздники и отправляющих религиозные обряды, оживляется паломничество к так называемым «святым местам».

<…>Неудовлетворительно занимаются научно-атеистической пропагандой Министерство культуры СССР и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Лекции и доклады на атеистические темы читаются крайне редко, причем количество этих лекций из года в год сокращается, идейно-научный уровень лекций очень низок. Особенно плохо ведется естественнонаучная пропаганда среди сельского населения. Слабо привлекаются к этому делу многочисленные кадры советской интеллигенции.


[1] Гордиенко Н.С. Критика новых тенденций современного Православия. Л.,1975. 32 с.

[2] Гольст Г.Р. Религия и закон. М., 1975. 112 с.

[3] Поспеловский Д.В. Православная церковь в ХХ веке. М.,1995. 511с.

[4] Шкаровский М.В.Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. 400 с.

[5] Чумаченко Т.А.Государство, Православная церковь, верующие 1941-1961.М.,1999. 248 с.

[6] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.2011.№4. С.29-35.

[7] Корнев В.В.Преследования Русской православной Церкви в 50-60х годах ХХ века. [Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm]

[8] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. 480 с.

[9] Государство и церковь в ХХ веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы./Отв. редактор А.И.Филимонова. М., 2011.464 с.

[10] Оренбуржье православное: история и современность. Оренбург, 2014. 543 с.

[11] Корнев В.В.Преследования Русской православной Церкви в 50-60х годах ХХ века. [Электронный ресурс: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10589pre.htm]

[12] О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского государства. Изд. 2-е, доп.М.,1981. С.69.

[13] Там же. С.70.

[14] Там же. С. 71.

[15] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ. 2011..№4. С.30.

[16]. Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.№4. 2011. С.31.

[17] Там же. С.32.

[18] Сосковец Л.И. Положение Русской Православной Церкви в период Хрущевской «Оттепели»// Вестник ТомГУ.№4. 2011. С.33.

[19] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,2010. С. 320.

[20] Дымарский В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах. М.,2011. С.114.

[21] Суходрев В.М. Язык мой - друг мой. От Хрущева до Горбачева. М., 2008. С.157.

[22] Хрущев и Церковь. Интервью с О.Ю.Васильевой. Беседовал монах Рафаил(Попов) 14 октября 2015. [Электронный ресурс: URL: http://www.pravoslavie.ru/86664.html.]

[23] Дымарский В.Н. Времена Хрущева. В лицах, фактах и мифах. М.,2011. С.287.

[24] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1314.Л.43.

[25] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1314.Л.44.

[26] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17. Д.1325. Л.80.

[27] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.18. Д. 228. Л.22.

[28] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3.

[29] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3.

[30] ОГАСПИ. Ф. 371.Оп.17. Д.1912. Л.3.

[31] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.4.

[32] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.4.

[33] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.17.Д.1912.Л.8.

[34] ОГАСПИ. Ф.371.Оп.18.Д.893. Л.1.

[35] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.18.Д.1143.Л.28.

[36] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.19.Д.590. Л.22.

[37] Там же.

[38] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.19. Д.185. Л.19.

[39] Там же. Л.20.

[40] ОГАСПИ.Ф.371. О.19.Д.770. Л.1.

[41] ОГАСПИ.Ф.371. О.19.Д.770. Л.57.

[42] ОГАСПИ.Ф.371. Оп.19. Д.66. Л.1.

[43] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.400.Л.12.

[44] Там же.

[45]ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.400.Л.46.

[46] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.20.Д.543. Л.17.

[47] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.1017. Л.32.

[48] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20.Д.1017. Л.51.

[49] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20. Д.1476. Л.18.

[50] ОГАСПИ. Ф.371. Оп.20, Д.1476.Л.20.

[51] Там же.

[52] Там же.

[53] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.20.Д.1476.Л.21.

[54] ОГАСПИ.Ф.371. Оп.20. Д.1476. Л.28.

[55] ОГАСПИ.Ф.371.Оп.33.Д.80.Л.43.

[56]ОГАСПИ.Ф.371.Оп.33.Д.80. Л.43.

[57]ОГАСПИ.Ф.371.Оп.22.Д.128. Л.4.

 

[58]Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта. [Электронный ресурс: http://www.sovnauka.com/articles/2016-1/educational_potential_of_the_historical_and_cultural_standard_/ ].

[59] Крючкова Е.А. Воспитательный потенциал историко-культурного стандарта. [Электронный ресурс: http://www.sovnauka.com/articles/2016-1/educational_potential_of_the_historical_and_cultural_standard_/].

[60] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ ].

[61] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс: https://docviewer.yandex.ru/view/0/]

[62] Там же.

[63] Там же.

ГЕЙКО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА

Религиозная политика Советского государства в период «оттепели» и ее освещение в историко-культурном стандарте и новой линии учебников

 

 (бакалаврская работа)

 

Квалификация – бакалавр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.182 с.)