Пути решения основных проблем пенсионного обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути решения основных проблем пенсионного обеспечения



 

Для решения некоторых проблем пенсионного обеспечения представляется целесообразным изменение пропорций средств, уплачиваемых работодателями с заработной платы сотрудников в рамках взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, сделав их равновеликими. В среднесрочной перспективе это позволит получить более сбалансированную финансовую модель пенсионной системы России, снизит угрозу стабильности государственным финансам, снимет с повестки дня вопрос о повышении налогового бремени.

Однако, сокращение взносов, поступающих в страховую часть пенсии, в результате перераспределения в пользу накопительной компоненты, увеличит текущий дефицит Пенсионного фонда, который будет сохранятся на повышенном уровне до тех пор, пока на пенсию не начнут выходить граждане, родившиеся в 1967 г. и позже. Для смягчения негативных финансовых последствий такого решения видимо потребуется принять еще несколько, как представляется давно назревших, изменений в действующую пенсионную систему.

Во-первых, требует решения проблема льготных категорий граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию. Их пенсионное обеспечение сегодня ложится дополнительной нагрузкой на все общество, поскольку с их заработных плат работодатели осуществляют отчисления в общем порядке. Вариантов урегулирования этого вопроса несколько. От отмены таких льгот для определенных категорий населения до введения повышенных ставок взносов на заработную плату таких лиц. Последнее изменение позволит, кроме улучшения баланса взносов-выплат в Пенсионном фонде, ликвидировать нерыночное преимущество для работодателей, использующих труд работников льготных списков, поскольку на данный момент они могут устанавливать ставки заработной платы по таким работникам на уровне ниже равновесного, мотивируя занятость по этим рабочим местам льготным пенсионным обеспечением за счет государства.

В качестве промежуточного варианта может принято решение о снижении размера базовой и страховой частей пенсии при досрочном выходе на пенсию. Аналогичные поправки уже приняты для нельготных категорий граждан Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее № 213-ФЗ). С 1 января 2015 года базовый размер пенсии увеличивается для мужчин, имеющих более 30 лет трудового стажа и для женщин с 25 летним стажем. Отработавшим менее этого периода базовый размер пенсий будет сокращаться (п. 17, 18 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). [15, 3]

Во-вторых, около 30% россиян, получающих пенсию, продолжают работать. Учитывая угрозы и вызовы, с которыми в ближайшее время может столкнуться российская пенсионная система, необходимо признать не возможность сохранения пенсионных выплат для таких лиц. Палитра решений этой проблемы также достаточно широка от полного отказа от пенсионного обеспечения на период трудоустройства до выплаты пенсии в сокращенном размере.

И, в-третьих, постепенное повышение пенсионного возраста также является не популярной, но необходимой мерой по стабилизации финансов пенсионной системы России. По аналогии с другими странами, в том числе постсоветскими республиками, этот процесс может быть растянут на длительный период времени, когда, например, ежегодно к возрасту выхода на пенсию будет прибавляться один месяц. Кроме того, исходя из данных демографической статистики, логичным было бы уравнивание возраста начала выплаты пенсии между мужчинами и женщинами.

Частичной компенсацией будущим пенсионерам может выступить сокращение расчетного периода выплаты пенсии с нынешних 19 лет (228 месяцев) пропорционально увеличению возраста выхода на пенсию, по крайней мере в отношении накопительной части пенсии. В этом случае размер получаемой пожизненной пенсии растет за счет сокращения знаменателя в дроби (см. рис.3.1). Поскольку накопительная часть пенсии наследуется только в случае смерти застрахованного лица до выхода на пенсию, то повышение пенсионного возраста увеличивает вероятность передачи полного объема накопленных средств наследникам.

Рисунок 3.1 – Конструкция трудовой пенсии по старости для лиц 1967 года рождения и позже

Реализация предложенных выше мер позволит увеличить размер финансовых средств, находящихся в накопительной компоненте пенсионной системы. Это положительно отразится на состоянии и развитии финансового рынка России. Повышение внутреннего спроса на финансовые активы, через инвестирование накопительной части государственной пенсии, способствует росту ликвидности рынка, повышает его стабильность к краткосрочным колебаниям потоков иностранного капитала, снижает процентные ставки, делая заемный капитал более доступным для реального сектора экономики. 

Таким образом, могут быть если не целиком решены, то, по крайней мере, существенно ослаблены негативные характеристики отечественного фондового рынка, традиционно отмечаемые исследователями. 

Повышение нормы сбережения в результате преобразований в пенсионной системе и их трансформация в инвестиционные ресурсы посредством механизма рынка ценных бумаг в большинстве макроэкономических моделей рассматривается как важный фактор стимулирования экономического роста.

К позитивным последствиям предложенного реформирования финансовой модели пенсионной системы РФ можно отнести и укрепление субъектной базы отечественного финансового рынка. Не секрет, что на данный момент участие в управлении пенсионными накоплениями граждан для большинства негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний является неприбыльным. Высокая затратность объясняется как сложным и обременительным государственным регулированием этой деятельности, так и значительными удельными предельными издержками на рубль привлеченных средств новых клиентов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сказать, что современная пенсионная система оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства. Целью пенсионного обеспечения выступает защита лиц от рисков необеспеченности в старости, наступления инвалидности и в случае потери кормильца. Социальная защита включает в себя систему разнообразных форм и направлений.

Во время написания дипломной работы для лучшего понимания темы, были рассмотрены теоретические основы правового регулирования пенсионного обеспечения и выявлены несколько основных понятий.

Пенсия - регулярная, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства.

Существует несколько видов государственных пенсий: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение – это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца.

Изучив теоретические основы пенсионного обеспечения РФ были выявлены четыре его основных вида:

- государственное пенсионное обеспечение (государственной организацией, отвечающей за выплату пенсии, является Пенсионный фонд РФ (ПФР);

- обязательное пенсионное обеспечение - это выплаты от ПФР (такая пенсия предоставляется большинству работающих гражданам);

- накопительное пенсионное обеспечение (формируется за счет части страховых взносов (в размере 6% от величины фонда оплаты труда на предприятии или в организации), а также может быть пополнена за счет взносов самих граждан, работодателей и доходов от инвестиционного использования пенсионных накоплений);

- негосударственное пенсионное обеспечение - эта система сформирована из частных (негосударственных) пенсионных фондов (НПФ).

В ходе написания дипломной работы были выявлены следующие проблемы пенсионного обеспечения:

- организационные и экономические проблемы пенсионной системы были актуальны всегда, но после экономического кризиса 2008 года резко обострились, что привело к изменению в формировании пенсии. Одна из важнейших экономических проблем современной России — слабая эффективность пенсионного обеспечения.

- работодатели, уклоняющиеся от выплат страховых взносов в пенсионный фонд.

- постоянно растущий дефицит бюджета Пенсионного Фонда России. Для сокращения дефицита ПФР актуальной является проблема повышения пенсионного возраста.

- наличие высокого уровня коррупции, особенно в территориальных отделениях ПФ РФ.

Подробно изучив упомянутые проблемы были разработаны следующие пути решений:

- изменение пропорций средств, уплачиваемых работодателями с заработной платы сотрудников в рамках взносов в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование, сделав их равновеликими;

- снижение размера базовой и страховой частей пенсии при досрочном выходе на пенсию;

- постепенное повышение пенсионного возраста также является не популярной, но необходимой мерой по стабилизации финансов пенсионной системы России. По аналогии с другими странами, в том числе постсоветскими республиками, этот процесс может быть растянут на длительный период времени;

- частичная компенсация будущим пенсионерам может выступить сокращение расчетного периода выплаты пенсии с нынешних 19 лет (228 месяцев) пропорционально увеличению возраста выхода на пенсию, по крайней мере в отношении накопительной части пенсии;

Подводя итоги следует сказать, что пенсионное обеспечение – одна из самых важных и самых необходимых социальных гарантий, которая касается интересов нетрудоспособного населения РФ. Именно поэтому так необходимо его совершенствовать. Ведь социально-незащищенные слои населения требуют особого внимания и заботы в первую очередь со стороны правительства страны посредством обеспечения их материальными благами.

 

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

2. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ: ред. от 30.04.2021: принят Государственной Думой 23.12.2013 года: одобрен Советом Федерации 25.12.2013 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

3. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ: ред. от 08.12.2020: принят Государственной Думой 30.11.2001 года: одобрен Советом Федерации 05.12.2001 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

4. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ: ред. от 08.12.2020: принят Государственной Думой 23.12.2013 года: одобрен Советом Федерации 25.12.2013 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

5. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999г. №165-ФЗ: ред. от 03. 08. 2018: принят Государственной Думой 09 июня 1999 года: одобрен Советом Федерации 02 июня 1999 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ: ред. от 22.12.2020: принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

7. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 5.12.2001 г. № 167-ФЗ: принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

8. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон № 255-ФЗ от 29.12.2006 года: ред. от 27.12.2019: принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года: одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года // КонсультантПлюс: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/ (дата обращения 27.05.2021);

9. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ: ред. от 28.01.2020: принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года: одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года // КонсультантПлюс: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ (дата обращения 27.02.2020);

10. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ: принят Государственной Думой 04.12.1996 г.: одобрен Советом Федерации 10.12.1996 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

11. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ: ред. от 27.12.2018: принят Государственной Думой 21.04.2006 г.: одобрен Советом Федерации 26.04.2006 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ: принят Государственной Думой 27.09.2018 г.: одобрен Советом Федерации 03.10.2018 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

13. О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: Федеральный закон от 01.04.2019 № 49-ФЗ: принят Государственной Думой 21.03.2019 г.: одобрен Советом Федерации 27.03.2019 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

14. О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий: Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ: ред. от 02.11.2016: принят Государственной Думой 15.12.2015 г.: одобрен Советом Федерации 25.12.2015 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

15. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ: ред. от 19.12.2016: принят Государственной Думой 17.07.2009 г.: одобрен Советом Федерации 18.07.2009 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

16. О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области: Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-ОЗ: в ред. от 07.04.2020: принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26. 10. 2005 г. // О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

17. О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка: Закон Кемеровской области от 18.11.2004 № 75-ОЗ: в ред. от 05.05.2016: принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26.10.2004 г. // О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

18. Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг: Закон Кемеровской области от 18.12.2014 № 121-ОЗ: в ред. 02.04.2019: принят Советом народных депутатов Кемеровской области 10.12.2014 г. // Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг: справочно-правовая система. – Режим доступа: локальная сеть ККТ;

19. Давыденко Е. И. Все о пенсиях и пенсионной реформе на 2020 год: справочник для населения/ Е. И. Давыденко. – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 160 с.;

20. Каспарьянц, Н. М. Сущность и содержание системы пенсионного обеспечения / Н. М. Коспарьянц // Научный методический электронный журнал. – 2018. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-sistemy-pensionnogo-obespecheniya/viewer (дата обращения 27.05.2021);

21. Левада, Ю. А. Пенсионная реформа / Ю. А. Левада // АНО Левада-Центр. – 2020. – № 3. – URL: https://www.levada.ru/2018/07/05/pensionnaya-reforma-3/ (дата обращения 27.05.2021);

22. Пенсионный фонд Российской Федерации: сайт. – URL: https://pfr.gov.ru/;

23. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/;

24. Журнал Российского права: сайт. – URL: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25189.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

                     


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

           Правительство внесло на рассмотрение в государственную думу законопроект о повышении пенсионного возраста, как для мужчин, так и для женщин. Как вы относитесь к законодательному увеличению возраста выхода на пенсию для мужчин – до 65 лет? (вопрос задавался всем участникам опроса; один ответ)

  июн.20
Целиком положительно 3
Скорее положительно 5
Скорее отрицательно 19
Резко отрицательно 70
Затруднились ответить 3

 

Как вы относитесь к законодательному увеличению возраста выхода на пенсию для женщин – до 63 лет? (вопрос задавался всем участникам опроса; один ответ)

 

  июн.20
Целиком положительно 2
Скорее положительно 5
Скорее отрицательно 17
Резко отрицательно 73
Затруднились ответить 3

 

Оформлена ли у вас трудовая пенсия по старости? (один ответ)

 

  июн.20
Да, оформлена 34
Нет, не оформлена 66

 

Собираетесь ли вы продолжать работать по достижении пенсионного возраста? (в %% от тех опрошенных, кто не получает трудовую пенсию по старости)

 

  июн.20
Да 44
Нет 28
Затруднились ответить 28

 

Назовите, пожалуйста, главные причины, по которым вы прекратили работать? (в %% от тех опрошенных, кто не работает или не работал после оформления пенсии; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа; ранжировано по убыванию)

 

  июн.20
Обострились проблемы со здоровьем, накопилась общая физическая и психологическая усталость 58
Заставили семейные обстоятельства 15
Прекратил (а) работу по инициативе работодателя, другую найти не смог (ла) 14
Не хотелось работать, хотелось сменить образ жизни 11
Пенсия, которую я получаю, достаточна, чтобы не работать 7
Не нравилась последняя работа, другую найти не смог (ла) 4
У меня достаточно сбережений, чтобы больше не работать 2
Другое 2
Затруднились ответить 6

 

Назовите, пожалуйста, главные причины, по которым вы продолжаете (продолжали) работать? (в %% от тех опрошенных, кто работает или работал(а) какое-то время после оформления пенсии; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа ранжировано по убыванию)

 

  июн.20
Не хочу / не хотел (-а) терять заработка 43
Хочу / хотел (-а) накопить денег, чтобы больше не работать 22
Моя работа мне нравится (нравилась) 21
Не хочу / не хотел (а) менять образ жизни, болтаться без дела, хочу / хотел (-а) оставаться “в строю” 15
Общественная значимость, важность моей работы, хочу / хотел (-а) быть полезным людям, своему предприятию / организации, обществу) 8
Другое 11
Затруднились ответить 10

 

Что в настоящее время является основным источником средств вашего существования? (в %% от тех опрошенных, у кого оформлена трудовая пенсия по старости; респондентам предлагалась карточка, и они могли выбрать более одного ответа)

 

  июн.20
Пенсия 78
Зарплата / доходы от трудовой деятельности 15
Продукты, выращенные на своем участке 2
Денежные накопления 1
Доходы от сдачи имущества в аренду <1
Денежная / натуральная помощь других членов семьи 1
Другое 1
Затруднились ответить 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.059 с.)