Формирование читательской грамотности обучающегося с РАС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование читательской грамотности обучающегося с РАС.



 

В соответствие с Примерной основной образовательной программой основного общего образования [7], для достижения метапредметного результата, содержание работы по смысловому чтению и работе с информацией (читательская грамотность) представлено тремя блоками формирования и развития умений в следующих областях:

 

1.Поиск информации и понимание прочитанного;

2. Преобразование и интерпретация информации;

3. Оценка информации.

Это такие умения как:

 

  • развитие владения различными видами чтения;
  • развитие умения письменно выделять/формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно;
  • развитие умения выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;
  • развитие умения передавать устно, а также в письменной форме, содержание исходного текста, преимущественно предметной направленности, с опорой на визуальный план;
  • развитие умения создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт;
  • развитие умения представлять содержание учебного текста, текста задачи в виде таблицы, схемы;
  • развитие владения навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
  • развитие умения редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
  • развитие умения передавать содержание текста, в том числе, с изменением лица рассказчика;
  • развитие умения давать эмоциональную оценку событиям, поступкам героев художественных произведений;
  • развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. П.) с целью формирования и развития жизненных компетенций.
  • развивать умение анализировать информацию о ценностях и нормах, определяющих поведение человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и личным социальным опытом, делать выводы;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязи информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников.

 

Для школьников с РАС, имеющих особенности познавательной деятельности, содержание коррекционной работы по формированию читательской грамотности, будет иметь как общие направления с работой в основной школе, так и свою специфику.

Работа по формированию и развитию основ читательской компетентности в основной школе осуществляется с учетом принципа преемственности и направлена на развитие способности обучающегося к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

 

Чтение и работа с текстом в основной школе осуществляется на всех урочных и внеурочных мероприятиях и является частью работы по формированию и развитию универсальных учебных действий.

Для достижения планируемых результатов по развитию читательской компетентности у учащихся с РАС важна такая организация обучения, которая предусматривает связь обучения с личным жизненным опытом самого ребенка и развитие его жизненных компетенций для преодоления формализации полученных умений и знаний.

 

Также многие исследователи отмечают, что сформированность техники чтения (декодирования текста) у детей с РАС значительно выше, чем возможности понимания прочитанного [1]. Поэтому для обучающихся с РАС необходима работа в рамках коррекционной программы для преодоления специфических трудностей, связанных с развитием осмысления прочитанного, с ограниченностью и особенностями развития пассивного словаря, с проблемами понимания социальных взаимодействий, заложенных в сюжетной линии, понимания метафор и переносного смысла и т.д.

В ходе обучения обучающиеся должны овладеть различными видами (ознакомительное чтение; изучающее чтение; поисковое (просмотровое) чтение; выразительное) и типами (коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное) чтения.

Обучающийся с РАС должен научиться:

 

Читать и понимать различные тексты, включая и учебные (смысловое чтение):

– ориентироваться в содержании текста и понимать его основной смысл;

– структурировать текст;

– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

– делать прямые выводы и заключения на основе фактов;

– понимать и различать назначение разных видов текстов;

– сопоставлять визуальные изображения (диаграммы, рисунки, карты, таблицы, графики) с информацией текста;

– объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте;

– сопоставить основные части графика или таблицы;

– объяснить назначение карты, рисунка.

 

Работать с информацией, представленной в различной форме:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

- использовать полученную в тексте информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

 

Обучающийся с РАС должен получить возможность научиться основам рефлексивного чтения:

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт;

– формировать систему аргументов;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

– понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

– выражать информацию текста в виде кратких записей;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

– анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;

– понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать им/

 

Содержание коррекционного курса максимально индивидуализировано (в соответствие с выделенными дефицитами). В работе также необходимо опираться на сильные стороны, специфические интересы обучающихся с РАС.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.011 с.)