Упражнение «Чувства бывают разные». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Чувства бывают разные».



Цель: Развитие социальной перцепции – умения распознавать чувства по поведению другого человека

Ведущий предлагает учащимся сделать маски из бумаги, которые выражают различные эмоции. Дети по очереди выходят вперед и показывают чувство, которое выражает их маска без слов, только языком тела. Если ребенку сложно выразить чувство без слов, то можно договориться о нейтральных словах и междометиях, которые могут относится к тому или другому чувству. Если ребенку сложно выступать перед другими детьми, то можно заранее сделать видеосюжет с его участием.

 

Упражнение «Как меня зовут».

Цель: развитие самосознания через принятие своего имени.

Ведущий предлагает назвать всем вместе свое имя сначала тихо, потом немного громче, потом громко. Затем школьники проигрывают ситуацию «первое знакомство». Каждый называет свое имя, немного рассказывает о себе. Можно заранее составить план рассказа и записать его на доске. Ведущий может подготовить информацию об имени каждого ребенка, а затем вместе с участниками группы подобрать подходящий этому имени цвет, животное или растение. В заключение можно нарисовать герб каждого участника, связанный с его именем.

 

Упражнение «Гора настроений».

Цель: развитие понимания своих и чужих эмоций.

Это упражнение хорошо проводить в начале и в конце занятия-тренинга. Ведущий заранее готовит рисунок горы на большом листе бумаги и закрепляет его на доске. На эту гору затем вывешиваются нарисованные фигурки людей. Чем выше нарисованный человечек будет на горе, тем лучше его настроение, а чем ниже – тем больше негативных чувств он испытывает. Можно вместе с ребятами сначала обсудить, какие чувства бывают, какие их них связаны с хорошим, а какие с плохим настроением. Для того, чтобы ребята больше включились в выполнение заданий, можно сначала попросить самостоятельно дорисовать бумажных человечков.

Аналогично проводиться упражнение «Термометр эмоций».

 

Упражнение «Я узнаю себя».

Цель: развитие рефлексии у ребенка с РАС.

Это упражнение из серии упражнений «продолжи предложение». Детям предлагается по очереди продолжать предложения:

Я хочу, я не хочу….

Я люблю, я не люблю….

У меня хорошо получается делать в школе …

В школе я научился…

После того, как все ребята расскажут о себе, можно предложить подвести итоги и предложить сказать ребенку что-то хорошее про себя самого и про других детей в группе.

Раздел. Я и другие.

 

Раздел включает занятия, направленные на осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; формирование целостного образа семьи. Особенно важным это направление является для детей с РАС, поскольку их место и роль в семье постепенно меняется. Но ребенок с РАС в силу симптома тождества зачастую придерживается стереотипов более раннего возраста, который поддерживается в семье. В этом случае мы видим крайне инфантильного школьника, которому очень сложно приспособиться к общению с одноклассниками.

 

На перемене Е. начал вставать "смирно" и корчить рожицы. При этом не кому-то конкретному, а вообще. Далее разговор с тьютором.

- Е., что ты делаешь?

* смена рожицы и позы

- Строю рожицы

- Е., а зачем ты строишь рожицы?

- Моя мама это разрешила!

- Хорошо, Е., но зачем?

- Чтобы было смешно.

- Кому смешно?

- Моей маме.

- Но твоей мамы тут нет...

- Да

* перестал, ушел смотреть в окно

 

Также важным направлением данного раздела является развитие понимания учащимися с РАС роли в обществе мужчин и женщин; чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки. У школьников с РАС страдает полоролевая идентичность, полоролевые представления о себе как о мальчике или девочке зачастую фрагментарны. Важным направлением курса является овладение аутичным школьником культурными эталонами поведения представителей мужского и женского пола через помощь в приобретении опыта восприятия самих себя в роли мальчика и девочки, проведение тренингов эффективного общения, направленных на овладение мальчиками и девочками культурных эталонов поведения представителей мужского и женского пола.

 

Подростков с РАС нужно учить, как правильно относится к девочкам, правилам галантного поведения по отношению к женщине, соблюдению дистанции в отношениях. Без специально организованной помощи подросток с РАС может вести себя навязчиво по отношению к понравившейся девочке или защищать ее неадекватным способом.

 

Е. очень нравилась одноклассница. На перемене, ребята, дурачась, не сильно толкали друг друга, в шутку отбирали друг у друга учебники. Когда один из мальчиков забрал учебник у девочки, Е. попытался его ударить, «защищая обиженную девочку».

 

Следующим направлением данного раздела является комплекс занятий, направленных на развитие отношений со сверстниками. Как правило, к началу обучения в основной школе у аутичного ребенка уже есть представления о взрослом как носителе социальных норм. В школе такими взрослыми являются педагоги и специалисты, непосредственно взаимодействующие с учащимся. Поведение подростка с РАС поддерживается знакомыми школьными нормами и правилами, которые помогают ребенку регулировать свое поведение. Но строить отношения со сверстниками, особенно учитывая возрастные изменения детей в основной школе, аутичному ребенку гораздо сложнее. Нормы и правила, регулирующие отношения одноклассников, особенно неписанные, гораздо сложнее понимаются и принимаются аутичным ребенком. Важной составляющей является формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных правил.

 

На музыке учитель задержалась, класс (что естественно) вел себя без учителя шумно. Е. встал и решил уйти с урока, раз учителя нет.

 

Упражнения и задания, включенные в данный раздел, помогают школьникам с РАС сформировать внимательные отношения друг к другу, пережить опыт социального доверия, чувство общности. Чаще всего у детей с РАС нет четкого представления о дружбе и о том, кто может считаться твоим другом. Их представления о дружбе не соответствуют их возрасту. При обсуждении этой темы, можно вместе с детьми составить «Кодекс дружбы», в котором перечислить качества настоящего друга.

 

Для развития просоциального поведения и умения помогать и принимать помощь от сверстников, можно вместе с ребенком с РАС составлять список хороших дел, как можно помочь другу.

 

У учащихся с РАС формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками, формируются навыки социального сотрудничества: способность инициировать социальное поведение, присоединяться к группе; уверенно чувствовать себя во взаимодействиях со сверстниками.

Примеры упражнений.

 

Упражнение «Имена – это важно» [11].

Цель: знакомство с членами группы.

Ведущий предлагает участникам группы встать в круг, берет в руки мягкую игрушку (небольшой мяч) и называет свое имя. После этого по часовой стрелке передает игрушку своему соседу и предлагает представиться. После того, как, завершая круг, игрушка оказывается в руках ведущего, игра начинается по второму кругу, но в противоположном направлении (против часовой стрелки). Ведущий опять громко произносить свое имя и передает игрушку соседу, который также громко произносит свое имя и передает игрушку. После завершения этого круга начинается второй этап игры-знакомства. На этом этапе игрушка передается от участника к участнику в различных направлениях. Ведущий начинает первым: он устанавливает визуальный контакт с участником группы, громко называет его по имени и бросает ему игрушку. Поймавший игрушку передает ее дальше, также устанавливая глазной контакт и называя имя другого участника группы. Этот этап повторяется два раза.

 

После этого можно переходить к следующей фазе упражнения. Каждый участник группы должен передать игрушку и поблагодарить другого участника, обращаясь к нему по имени. Например, «большое спасибо, Илья». Может так получиться, что игрушка передается участнику, имя которого он пока не запомнил. В этом случает первый участник говорит «большое спасибо» и ждет, что другой участник ему представиться.

 

Игра продолжается в течение 2 минут, а затем желающие могут назвать имена всех участников группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.007 с.)