Строение голосового аппарата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение голосового аппарата



Билет № 1

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

Строение голосового аппарата

Возрастные особенности певческого развития детей

В певческом процессе участвуют следующие органы и системы человека:

· Мышцы живота – участвуют в процессе певческого дыхания.

· Диафрагма – мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. При вдохе – опускается, при выдохе – поднимается в исходное куполообразное положение. Функции диафрагмы – дыхательная, опорная (служит нижней опорой певческому дыханию).

· Лёгкие – состоят из пористой ткани, напоминающей губку. Сами наполняться воздухом не могут – только с помощью диафрагмы, действующей как насос. Функция – дыхательная.

· Крупные бронхи – разветвления идущие от трахеи (дыхательного горла), имеют хрящевое строение, по ним воздух поступает в лёгкие. Функции: дыхательная, резонаторная.

· Трахея – дыхательное горло, имеет хрящевую структуру. Функции – дыхательная, резонаторная.

· Гортань – расширенная полость трахеи в шейном отделе. Спереди защищена щитовидным хрящом, сзади – шейными позвонками. В гортани расположены голосовые связки, которые крепятся двумя подвижными черпаловидными хрящами. Функции: звукообразовательная, защитная, резонаторная.

· Надгортанник - представляет собою подвижный хрящ в виде лепестка, который играет роль клапана между трахеей и глоткой. Функции: защитная, резонаторная.

· Глотка - является путем, по которому проходит воздух из полости носа в гортань и обратно, является частью верхних дыхательных путей, соединяя полость носа с гортанью. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.

· Ротовая полость - простирается от зубов до входа в глотку. Нёбо отделяет ротовую полость от полости носа, соединённые носоглоткой. В голосообразовании участвуют все органы ротовой полости: зубы, язык, твёрдое и мягкое нёбо, а также губы. Функции: дыхательная, резонаторная, артикуляционная.

· Носовая полость, назальные пазухи, гайморовы полости – относятся к головным резонаторам, соответственно и функции: резонаторная, дыхательная.

· Лобные пазухи – расположены в лобной лицевой части, несут резонаторную функцию.

Работа перечисленных органов осуществляется под управлением ЦНС.

Слух осуществляет контроль за звукоизвлечением.

Акустически-резонаторная система голосового аппарата.

Атака певческого звука.

Методы работы над интонацией у певцов

Под певческой атакой понимают взаимодействие струи выдыхаемого воздуха с голосовыми связками. В зависимости от характера взаимодействия выделяют три типа атаки:

1. Твёрдая. Связки смыкаются до начала выдоха. Звук получается твёрдый, яркий, металлический. Напоминает крик. Используется в основном в припевах, в ярких музыкальных фрагментах, в рок-вокале.

2. Мягкая. Смыкание связок и подача дыхания происходят одновременно. Звук рождается мягкий, льющийся, полнотембровый. Это базовое звукоизвлечение, основа легато (связного пения) и кантиленного пения.

3. Придыхательная (аспиратная). Связки смыкаются уже при начавшемся выдохе.

Изначально придыхательная получила распространение в джазовом вокале как попытка подражания саксофону. Служит основой субтонового пения.

Вопрос №2 Методы работы над интонацией у певцов

Ответ:

Интонация (от лат.intono — запеваю) — звуковое воплощение музыкальной мысли.

Употребляется для обозначения интервала в мелодии, соотношения её тонов и как степень чистоты звучания конкретной ноты.

Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.

Интонирование зависит в первую очередь от качества и тренированности слуха. Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, строя называется интонационным слухом.

Интонационный слух можно назвать звуковысотным.

В практической работе с учеником процесс выстраивания точной интонации является для исполнителей кропотливой слуховой работой, требующей непрекращающегося внимания к воспроизведению каждой ноты, каждого звука.

Таким образом, чистота интонирования — это умение слышать и оценивать собственное пение, а также понимать вокальнуое качество звучания в целом.

Говоря о развитии слуха певца следует обратить внимание на наличие или отсутствие у него вокального слуха. Под вокальным слухом понимается способность певца представлять себе мышечную работу голосового аппарата другого поющего. В основе вокального слуха лежат ощущения вибрационного и мышечного характера, а также явление хронаксии[1].

Для интонации координация слуха и голоса имеет решающее значение. Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой.

Это значит, что перед началом пения исполнитель должен услышать некий интонационный эталон (звук инструмента, голос педагога), затем его нужно сначала перевести во внутренний слух и точно повторить его «про себя».

Итак, для достижения чистой интонации необходимо взаимодействие трёх элементов:

· заданного внешнего звука,

· внутреннего слухового представления

· обратная связь, контролирующая соответствие воспринятого слухового результата внутреннему слуховому представлению о звуке.

 

Начинать занятия с детьми следует с примарной зоны голоса, как самой удобной, дающей звук без напряжения голосового аппарата. Ещё примарная зона называется тоном свободной речи и находится примерно в середине диапазона.

Формирование музыкально-слуховых представлений происходит путём развития у детей активного слушания и слышания интервального состава мелодии, работой над правильным интонированием интервалов, пением гамм, умением отличать консонирующие и диссонирующие созвучия, развитием пения a capella

Чрезвычайную важность в развитии навыка чистого интонирования имеет роль ладового чувства, т.е. способность   слышать тяготение между музыкальными звуками, основанными на ладовых тяготениях в основном к тонике и другим, тонически определенным звукам. воспринимать звуковысотные отношения в определённых ладовых взаимосвязях, а также развитие слухового самоконтроля, который позволяет услышать повышение или понижение мелодической линии, чистоту восприятия мелодии, ощущать ладовую основу. Другими словами, чистое интонирование — это такое исполнение мелодии, в котором высота отдельных звуков совпадает с их местом в данном ладу [2]. В этом сущность мелодического слуха, поскольку в основе интонирования лежит ладовое чувство

Основные причины детонации.

Причины детонации могут быть весьма разнообразны (если только речь не идёт о заболеваниях дыхательной системы, речевого аппарата, голосовых связок, физиологических расстройствах слуха).

Причиной может быть:

— нелюбовь к пению, стеснительность,

— апатия или наоборот, чрезмерная активность ребёнка,

— слабость слухового внимания;

— неумение ясно и чётко представить себе мелодию,

— неумение её воспроизвести,

— а также оценить своё пение (при этом ребёнок может замечать либо не замечать свои ошибки), то есть отсутствие координации между слухом и голосом; — проблемы слухового самоконтроля, мышечная зажатость, болезненное или утомлённое состояние голосового аппарата, а также преобладание восприятия музыки в ущерб практическому пению (средства теле и радиовещание).

В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.

Большое значение для интонирования имеют особенности музыкального языка детской песни:

характер мелодии и голосоведение (плавное, скачкообразное интонационно простое или сложное). Обычно в песнях для детей преобладают небольшие музыкальные фразы с преимущественно поступенным движением или движением по звукам трезвучия, т.е. интонационно не сложные

тесситура (высокая, средняя, низкая). Произведение должно быть написано в удобной тесситуре с учётом возрастных голосовых возможностей детей.

степень сложности метроритмической структуры (простая или сложная). Обычно,

Также на процесс интонирования оказывают влияние:

— дыхание (короткое, длинное);

— ладогармонические факторы (диатоника, хроматизмы, модуляции);

— гармоническая структура (простая, сложная);

— фактура;

— степень сложности изложения поэтического текста (его вокальность, лингвистические и орфоэпические особенности);

— степень сложности исполнительного плана (место, роль и значение общей и частных кульминаций).

 

Билет № 4

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

 

Опора певческого звука.

 

 Цель:

•   заложить основы вокально-исполнительской деятельности;

•   сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

•   формирование певческой установки;

•   постановка певческого дыхания;

•   формирование начальных навыков певческой артикуляции;

•   формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне

1-ой октавы;

•   ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

 

Содержание учебного материала.

Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо объяснить и показать учащемуся нижнерёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строиться на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации. 

Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению.

Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.

 

Рекомендуемый репертуарный список (1-2 класс)

 

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В. Шаинский «Голубой вагон»

В. Протасов «Ромашковая кошка»

Д. Тухманов «Божья коровка»

 Д. Тухманов «Песенка про ноты»

Д. Тухманов «Дровосек-жук»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Г. Фиртич «Четыре таракана и сверчок» А.Гладких «Розовый слон»

А.Рыбников «Песенка красной шапочки»

Г. Гладков «Песня о волшебниках»

Д. Тухманов «Папа»

Р. Паулс «Золотая свадьба»

М. Минков «Дорога добра»

А.Зацепин «Остров невезения»

Г.Фиртич «Добрый жук»

В.Моцарт «Колыбельная»

В.Шаинский «Вместе весело шагать»

Вопрос №2

Опора певческого звука

(из учебника Л. Дмитриева «Основы вокальной методики»)

Опора певческого звука — важнейшее ощущение в пении, неотъемлемое качество профессионально поставленного вокального голоса, характеризующегося звонкостью, неутомляемостью, гибкостью и управляемостью, ощущением устойчивости голосообразования.

Чувство опоры развивается постепенно в процессе освоения верного голосообразования. В начале занятий пением оно, как правило, у ученика отсутствует.

При потере чувства опоры — звук сейчас же ощущается в гортани, он, как говорят, «садится на связки».

Редко, но бывает и так, что опора работает естественно от природы.

Поскольку опора является субъективным ощущением певца, можно говорить только о совокупности правильных певческих установок, приводящих ученика к этому ощущению в процессе систематических занятий с преподавателем.

Но обычно именно преподаватель определяет, что звук стал опёртым и просит ученика запомнить ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания.

В общем, опору нужно рассматривать, как совокупность певческих ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии. Можно сравнить это ощущение с удержанием некоторого тонуса дыхательных мышц.

У певца развиваются в основном те ощущения, к анализу которых его приучает педагог.

Одним из основных приёмов, способным натолкнуть многих певцов на нахождение ощущения опертого голосообразования, является задержка дыхания перед началом пения. Эта задержка сопровождается легким сужением входа в гортань, которое позволяет сбалансировать надсвязочное и подсвязочное давление на голосовые связки, создать верный импеданс и тем самым снять значительную часть нагрузки с голосовых связок.

Понятие регистра в пении

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но во многом и отличается от обычного дыхания.

 

Основные отличия певческого дыхания от обычного:

1. Обычное дыхание непроизвольно, а певческое – осознанный, регулируемый процесс, который необходимо превратить в устойчивый певческий навык, т.е. довести до автоматизма.

2. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается.

3. Дыхательный цикл: вдох-выдох-пауза. У поющего: вдох-пауза (задержка дыхания) – равномерный контролируемый выдох.

4. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания, дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше.

5. Количество вдыхаемого воздуха контролируется в зависимости от певческих задач.

6. Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовыми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В связи с этим работа дыхательных мышц становится более интенсивной.

 

В зависимости от того, какие из органов участвуют в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания.

1. Ключичное (другие названия: костальное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и потому затруднено голосообразование. Диафрагма не задействована. Этот тип дыхания неприемлем для пения.

2. В старо-итальянской вокальной школе (до начала XIX-го века) было распространено грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Нижнерёберно-диафрагматическое (другие названия: смешанное, грудо-брюшное, косто-абдоминальное,) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (другие названия: брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки

Деление дыхания на отдельные типы является условным, на практике чистых типов дыхания и резких границ между ними нет.

В обычной жизни мужчинам присуще “низкое” дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более “высоко” и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т.е. смешанное дыхание при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.

Постановка певческого дыхания требует осознанного контроля поющего и умения равномерно распределять набранный воздух.

Этапы освоения певческого дыхания:

1. Освоение правильной певческой установки (правильное положение корпуса, головы, поза, отсутствие мышечных и психологических зажимов);

2. Подключение диафрагмы (согласная «К», упражнения «Вороны»)

3. Освоение плавного вдоха (вдыхаем воображаемый аромат цветка)

4. Освоение плавного выдоха (упражнения «Свеча», «Парус», выдох на «ТЦ…»)

5. Освоение задержки дыхания (упражнение «Испугайся»)

6. Автоматизация всего процесса на распевочном материале.

Объяснения:

Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса (певческая установка). Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

У начинающего петь прежде всего необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе; это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже в начале пения музыкальной фразы заметно быстрое “спадение” (оползание) стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

Шум при вдохе создается от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки и вместе с этим малорасширенное русло трахеи и бронхов. Помимо того, что он создает неприятный посторонний шум во время пения, такой вдох вреден для голосовых складок. Вызывая сухость, он отрицательно отражается на их работе и, следовательно, на качестве воспроизводимого звука. Для устранения этого недостатка необходимо постоянно фиксировать внимание певца на шуме, сопровождающем вдох. Добиваться бесшумного вдоха помогает зевок и спокойное, глубокое дыхание.

Чтобы вдох был достаточно глубоким и полным, его надо брать в нижний отдел грудной клетки и при этом энергично поднимать и расширять нижние ребра. Такое движение значительно увеличивает объем грудной клетки и потому обеспечивает нужный запас дыхания (полнота вдоха). Кроме того, поднятые и расширенные нижние ребра растягивают прикрепленную к ним диафрагму и тем самым создают наилучшие условия для ее работы – длительного сокращения с наименьшим напряжением.

В противоположность описанному, поверхностный вдох часто бывает шумным, при нем мало увеличивается объем грудной клетки и не обеспечивается нужный запас дыхания. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и через нос. Вдох через нос при закрытом рте легче наводит на ощущение полноты и глубины вдоха, но осуществим только при пении упражнений.

При правильном образовании певческого звука мягкое нёбо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое влияние на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое нёбо при таком состоянии глотки создает условия для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). В вокальной практике принято говорить о полузевке, чем подчеркивается тот факт, что певческий зевок меньше обычного. Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с “настройкой” ротоглотки на полузевок.

Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох.

Мгновенная задержка дыхания перед непосредственным воспроизведением звука является моментом фиксации положения вдоха или, иначе, вдыхательной позиции. Под вдыхательной позицией или установкой, следует понимать не только находящуюся в положении вдоха грудную клетку, но и особую подготовку ротоглоточного канала, установленного в положении полузевка.

Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (т.е. воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

Под экономным расходованием дыхания понимается постепенная его подача, при которой максимально больший процент воздуха превращается в звуковые волны. Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превращалось в звук, определяет мастерство владения певческим дыханием. Необученные певцы, набирая обычно большое количество воздуха при вдохе, расходуют его уже на первых звуках музыкальной фразы. В связи с этим у них значительная часть дыхания расходуется бесполезно.

Умение поддерживать необходимое для голосообразования подскладочное давление выдыхаемого воздуха называется опорой дыхания. Опора должна быть пластичной, гибкой, упругой, чтобы обеспечить быстрое изменение подскладочного давления в зависимости от сменяющихся звуков. Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие “опора дыхания” обычно употребляется для конкретизации одной из сторон голосообразования, а именно – работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

Вокалисты различают, кроме оптимального:

· вялое дыхание

· форсированное дыхание

В первом случае, как определяет само название, дыхательные мышцы работают вяло, вдох недостаточно глубокий и полный, выдох осуществляется без активного взаимодействия дыхательных мышц, отчего не создается нужное для фонации подскладочное давление (опора дыхания). При таком дыхании работа голосовых мышц не может быть полноценной, они быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука и опора. При вялом, недостаточном смыкании складок происходит большой расход выдыхаемого воздуха. Дыхание становится коротким, опора дыхания - недостаточной. Звук теряет интонационную устойчивость, обретает сиплый призвук, теряет “собранность”.

Форсированное дыхание связано с чрезмерной активизацией дыхательных мышц; вдох обычно шумный, с перебором дыхания; выдох характеризуется значительным напором мышц-выдыхателей. Голосовые складки, чтобы противостоять чрезмерному подскладочному давлению, перенапрягаются. Звук становится форсированным: крикливым, маловыразительным, бедным по тембру, сила звука снижается.

Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Вначале даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры. Нужно следить, чтобы после окончания музыкальной фразы, после снятия звука сохранялось в некоторой степени вдыхательное положение грудной клетки, оставался “резерв дыхания”. При таком явлении каждый новый вдох как бы наслаивается на предыдущий, певческая установка перед новым вдохом полностью не утрачивается. Это позволяет быстро организовать новый вдох.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми красками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как опёртый звук. В противоположность ему неопёртый звук беден по тембру, вялый, тусклый, недостаточно “полетный”, несобранный, ниже оптимальной силы.

Упражнения:

· Плавный вдох носом, длительный выдох

· Задержка дыхания с целью активизировать диафрагменную мышцу.

· «КШ», «КС» с акцентом на «К» активизирует диафрагму

· Набор дыхания, плавный, без толчков длительный выдох на звук «Ц», способствует активизации межрёберных мышц и диафрагмы

· Упражнения на стаккато, активизирующие диафрагму

· Упражнение «Парус». Направленный выдох на лист бумаги висящий перед лицом. Следить, чтобы напор воздуха был одинаковый на всём протяжении выдоха, а листок под одним и тем же градусом наклона

· «Горячее дыхание». Представить, что дышишь на поднесённое ко рту зеркало

· «Холодное дыхание». Губы сложить трубочкой и дуть, как бы пытаясь остудить воду или задувая свечу.

· Вибрация губами (Сет Риггз). Глиссандо вверх и вниз.

 

Виды певческих диапазонов

 

Все непоставленные голоса имеют регистровое строение. более или менее различимое на слух.

Чтобы голос звучал однородно, педагог по вокалу работает над сглаживанием регистров, постепенно добиваясь смешанного звукообразования.

Смысл сглаживания регистров в том, что головное звучание проникает в область грудного регистра. И наоборот: грудное звукоизвлечение – распространяется в пределы, отведенные природой для головного звука. Регистры как бы совмещаются, образуя смешанное звучание.

Если слияние грудного и головного тембров осуществлено в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезнет.

Основной метод – работа над вокальными упражнениями. Разумеется, речь идет о правильном, целенаправленном использовании упражнений, постепенно подводящих голос к однородному звучанию на всем диапазоне.

В работе над сглаживанием регистров следует сначала определить переходные звуки, которые можно определить по некоторому изменению тембра и неудобству, возникающему при пении.

Существует два метода сглаживания:

1. Первый метод:

Наложение головного регистра на грудной. При этом методе обучающийся упражняется в пении на опоре дыхания сначала в головном регистре, постепенно распространяя это звучание на переходные и нижележащие ноты грудного диапазона, т.е. поёт упражнения методом «сверху-вниз». При этом средний регистр носит явный оттенок головного звучания.

2. Второй метод:

Округление и прикрытие.

Для того что бы сгладить регистры и сделать переходные ноты удобными и незаметными их надо округлить и прикрыть. Достигается это следующим образом. Двигаясь из грудного регистра в головной и подходя к переходным звукам, певец должен вообразить, что он вместо звука «А», не меняя формы рта и не подтягивая гортани, произносит «О», а на последней переходной ноте, можно даже вообразить, что произносится «У» без изменения формы рта.

В работе над закруглением звука вначале можно дать упражнение без пения: чередуя звуки «А» и «О», произнести их несколько раз, не изменяя формы губ и не двигая челюстью. На развитие этого ощущения существует упражнение: не меняя положения губ мысленно произносить звук «О», что дает изменение резонаторной полости, что нужно при округлении звука.

Потом следует перенести это упражнение на пение. При прикрытых звуках голос звучит более собранно, «отраженно».

Над закруглением звука сначала надо работать не на переходных нотах, а на средней тесситуре, чтобы приучить мышцы к эластичности и научить ученика управлять резонаторной полостью.

В эстрадном вокале зачастую используется микстовое звучание в среднем и верхнем регистре.

Режим и гигиена певца.

Виды певческих диапазонов

 

Певческая артикуляция

Вопрос №2

Эстрадный вокал

Под эстрадным вокалом прежде всего подразумевается легкая популярная музыка. Разумеется, у эстрадного вокала есть и общие черты с другими видами вокала: опора звука, правильная позиция, использование резонаторов. Эстрадный вокал сочетает в себе множество различных вокальных стилей. Тут можно найти и элементы академического вокала, и народного, и джаза, и рока.

И – Э – А – О – У

Гласный “и” самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на головное резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении “и” гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой форманте, она помогает усилению последней на других гласных; способствует созданию активной атаки. Гласный “и” образуется при значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и потому показан при сипе, особенно если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.

Гласный “ы” по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его артикуляция связана напряжением корня языка и потому он может вызвать, а если это уже есть, то увеличить зажим горла и горловые призвуки. Если учесть, что гласный “ы” в русском языке близок к “и”, представляет собой своеобразный вариант этого гласного, то и в пении, приближая звучание “ы” к “и”, можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный “э” по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на остальных. У низких мужских голосов гласный “э” бывает удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной атаке.

Гласный “а” занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными, легко поддается округлению. При его произнесении ротоглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Из-за всех этих качеств “а” часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального звучания. Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционый аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный “о” способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает снятию горления и зажатия. Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.

Гласный “у” самый глубокий и “темный” гласный, поэтому не применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произнесении этого звука больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. “У” активизирует голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на ощущение прикрытия в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые складки, помогает изжить плоское, чрезмерно близкое звучание. Широко применяется в вокально-хоровой работе, т.к. хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

Йотированные гласные

При пении йотированных гласных (е, ё, я, ю) первый звук «Й» мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с “Й” на основной гласный не искажалось звучание самого гласного. Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки.

В эстрадном пении все гласные должны звучать в единой близкой позиции (равновокальность)

Наиболее распространённое упражнение на выравнивание гласных:

МА – МЭ – МИ – МО – МУ  либо      МИ – МЭ – МА – МО – МУ

Позиция выстраивается по первой гласной.

Согласные звуки

Согласные – «близкогубные», чёткие, короткие, не должны мешать кантиленному звукоизвлечению. Обнако, поскольку в эстрадной песне одна из главных задач – донесение текста произведения до слушателя, особое внимание следует уделять их лёгкому и чёткому произнесению. Согласные являются препятствием на пути дыхания и, в зависимости от места формирования, оказывают на него влияние. Это влияние подобно действию различных певческих атак.

Б, Д, З - действуют подобно твёрдой атаке.

М, Н (сонорные) - подобно мягкой.

Ф, Х, Ш, Ч - подобно придыхательной.

Это свойство согласных звуков используется в вокальной педагогике для исправления звучания гласных звуков и коррекции дыхательного посыла.

При составлении индивидуальных распевок для ученика следует руководствоваться особенностями его звукоизвлечения, задачами наработки певческой артикуляции и теми певческими задачами, которые ставит перед собой педагог в достижении (а зачастую исправлении) соответствующего характера звучания голоса.

 


Билет № 11

по предмету «Методика преподавания вокальных дисциплин»

специализация «Эстрадное пение»

 

Разминка

В разминку, помимо вокальных упражнений входят невокальные, такие как:

  • Упражнения для развития мимики
  • Легкая гимнастика для мышц шеи
  • Упражнения для развития подвижности язык, губ.
  • Упражнения для развития дыхания

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

В вокале под певческой тесситурой понимается звуковысотный диапазон произведения и степень его соответствия конкретному диапазону певца, а также –  высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону певца.

Для тесситурных условий вокальной партии также важна конце



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.148 с.)