Как улучшить память в пожилом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как улучшить память в пожилом возрасте



 

В последнее время возобновился интерес к программам, направленным на улуч- шение памяти у пожилых людей, в том числе при наличии мозговых поражений. Одна такая программа была описана МакЭвои и Муном, которые занимались с группой из 34 испытуемых во Флориде; средний возраст этой группы во время проведения курса по улучшению памяти составлял 68 лет. В процессе занятий был поставлен следующий ряд целей:

 

Имена и лица. Испытуемых обучали, как, с использованием образных мнемотех- ник, ассоциировать лицо с именем; сюда включалось объединение нового имени с уже знакомым человеком, а также такие методики, как расширенное повторе- ние, когда испытуемый проверяет свое запоминание сначала часто, а затем все ре- же, постепенно увеличивая промежутки времени между проверками.

 

Встречи. Основной упор ставился на использование внешних средств запомина- ния, таких как календари и ежедневники, в сочетании с подчеркиванием важно- сти регулярного просмотра предстоящих дел.

 

Повседневные дела. Здесь целью являлось улучшение надежности выполнения ис- пытуемыми своих повседневных дел, например принятия лекарств и полива цве- тов. Снова обсуждалось использование внешних вспомогательных средств, таких как дневники и автоматические коробочки для пилюль, а также важность выра- ботки постоянных привычек и связывания необходимой деятельности с постоян- ным событием, например всегда принимать пилюли после завтрака.

 

Ориентация в пространстве. Этот аспект курса имел отношение к таким про- блемам, как забывание места, где припаркована машина, или дезориентация в


 

незнакомых зданиях или городах. Испытуемым помогали использовать зритель- ное и вербальное кодирование, обращая их внимание на различные ориентиры для того, чтобы они могли гарантированно суметь вернуться обратно. Эти на- выки тренировались путем прохождения маршрутов по комплексам незнакомых зданий.

 

Местонахождение предметов. Распространенной проблемой во многих случаях яв- ляются трудности при попытке вспомнить, где лежит какой-либо предмет. Ино- гда это происходит вследствие того, что предмет бездумно кладут в какое-либо не- обычное место, а иногда потому, что его кладут каждый раз в новое место, вследствие чего возникает путаница между реальным местонахождением предмета и тем, где он должен быть. Еще бывает так, что предмет лежит на своем месте, а человек просто не видит его. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо приучиться хранить вещи постоянно в одних и тех же местах и стараться не класть их бездумно. В ситуации невидения предмета иногда может помочь какой-нибудь знак, делающий его более видимым, а также более внимательный и сис- тематический поиск.

 

Концентрация. Упор делался на необходимости удерживать концентрацию внима- ния при прослушивании информации или чтении; практиковались стратегии про- верки и повторения материала.

 

Для того чтобы оценить успешность курса, испытуемым предложили запол- нить опросник перед началом курса и через две недели после его завершения. В опроснике затрагивалось шесть тем, проработанных в ходе занятий, и, кро- ме этого, еще четыре темы. Обнаружилась ясная тенденция к улучшению па- мяти по большинству проработанных тем, за исключением концентрации и местонахождения предметов; улучшения также не выявилось по непрорабо- танным на курсе темам. В целом, результат можно назвать достаточно обна- деживающим, как и результаты исследований, в которых пациентов с мозго- выми поражениями, имеющих проблемы с памятью, стимулировали принять участие в группах по тренировке памяти, где они могли обучиться полезным техникам и стратегиям. Эти улучшения нельзя назвать впечатляющими, но они являются реальными, получены путем объективного измерения и оцене- ны участниками.

Может ли помочь неформальное применение этих принципов? Ответ на этот вопрос прост: эти и другие аналогичные принципы могут вам помочь, если вы готовы решать задачу улучшения своей памяти постоянно и с изрядной долей инициативности. У вас выработаются новые привычки, а это не может произойти без значительных усилий, так что первым делом нужно задаться вопросом: а действительно ли вам нужно серьезно улучшать память, и если да, то в каком ас- пекте.

Если вас беспокоит ваша память, ведите дневник и записывайте туда все по- грешности вашей памяти. У этого метода два преимущества: во-первых, обычно оказывается, что проблемы с памятью не столь трагичны, как это представляет- ся, и, во-вторых, таким образом можно обозначить наиболее проблематичные ситуации.


 

Внимание и интерес

На основании предыдущих глав должно было стать понятно, что ничего не попа- дает в долговременную память, если об этом не заботиться. Как мы видели в слу- чае с рекламной кампанией Би-би-си, даже в результате тысячекратного предъяв- ления информация может не закрепиться, если слушатель не обращает на нее внимания и активно ее не перерабатывает. Именно это упущение обычно лежит в основе распространенного затруднения при запоминании имени человека с пер- вого раза. При знакомстве с новым человеком наше внимание сосредотачивается на его внешности и на приличествующих случаю замечаниях, в результате чего имя часто «входит в одно ухо, а выходит из другого». Если вы хотите улучшить за- поминание имен людей с первого раза, вы должны очень внимательно прислуши- ваться к их именам в момент знакомства и, если это необходимо, просить чело- века повторно представиться. Социально более приемлемо сразу же попросить человека представиться еще раз, чем позднее признаваться в том, что вы забыли, как его зовут; просьба второй раз представиться подразумевает заинтересован- ность, тогда как забывание подразумевает, что, по-видимому, вы недостаточно за- интересованы в данном человеке для того, чтобы запоминать и сохранять в памя- ти его имя. Кроме того, во время знакомства лучше смотреть прямо на человека; гораздо более уместным покажется, если вы будете пристально смотреть на чело- века во время первой встречи, а не впоследствии, когда вы будете мучительно пы- таться вспомнить, встречали ли вы его раньше и как его зовут. Запомнив имя, проверяйте время от времени, можете ли вы его вспомнить. Сначала проверяйте это через короткие промежутки времени, затем постепенно увеличивайте интер- валы между проверками. Процесс припоминания сам по себе поможет вам вы- учить имя.

Те же принципы вполне применимы, если вы хотите запомнить содержание книги, которую вы читаете. Если вы смотрите в книгу одним глазом, а другим смотрите телевизор, вам вряд ли удастся усвоить содержание книги. Причина то- го, почему шахматные мастера обладают феноменальной памятью на шахматные игры, а футбольные фанаты досконально все помнят про команды прошлого се- зона, заключается в том, что они интенсивно интересуются данной темой и наст- роены на поиск информации по этой теме.

Взаимосвязь между заинтересованностью, компетенцией и памятью существу- ет, конечно же, не только в западной культуре. Фредерик Бартлетт описывает, ка- ким образом он пытался проверить утверждение о том, что люди южноафрикан- ской народности свази обладают блестящей памятью. Он начал с того, что попросил мальчика-свази передать сообщение на другой конец деревни. В сооб- щении содержалось десять элементов, маршрут занял две минуты. Мальчик сде- лал две большие ошибки, одну из которых вполне мог допустить английский мальчик того же возраста. К похожему результату привело тестирование взрос- лых из народа свази по ряду тестов на память. В какой-то момент один белый фермер сказал, что одному из его пастухов было бы хорошо устроить проверку, как он запоминает скот. Привели пастуха и попросили его припомнить весь скот, купленный фермером в предыдущем году, со всеми возможными подробностями. Он сел на корточки и быстро перечислил девять сделок, из которых эти две наи- более типичны: «От Мбимбимасеко, молодой рыжий бык с белой кисточкой на


 

 

Спортивные фанаты не обладают какой-то мулыпимегабайтной памятью. Они просто сильно ин- тересуются этой темой.

хвосте, за 2?; от Ндода Кедели, молодая рыжая телка, родившаяся у рыжей коро- вы, с белым животом, за 1?». Эти девять сделок проверили по записям фермера, и все девять оказались абсолютно точными, с незначительными отклонениями — одна цена отличалась на 10 шиллингов и цвет одного из животных не совпадал. Причина такой замечательной памяти на сделки, ни одной из которых пастух сам не совершал, заключается в том, что скот является сферой повышенного интере- са народа свази, играя важную роль в его социальной структуре.

При усвоении нового материала (наборы фактов, иностранный язык) способ организации материала для обучения исключительным образом зависит от само- го материала и от уровня заинтересованности обучающегося. В целом она помо- гает соотнести новый материал с самим собой и со своими обстоятельствами чрезвычайно полно и тщательно за имеющийся в распоряжении учащегося отре- зок времени. Хорошим примером может служить исследование Чейза и Эриксо- на, в котором человеку давали задание на улучшение уровня объема цифровой па- мяти; он тренировался более 200 часов в течение 18 месяцев, его стимулировали делать все возможное для улучшения способности к повторению последователь- ности цифр, давая каждый раз другую последовательность, предъявляемую со ско- ростью одна цифра в секунду. По истечении 18 месяцев он мог повторять после- довательности более чем из 70 цифр (как вы помните, большинство людей могут справиться только с шестью или семью цифрами, а десять цифр и более — это скорее исключение). Как это ему удалось?

За первые четыре сеанса тренировки прогресс у испытуемого Чейза и Эрик- сона, С. Ф., был весьма незначителен, но на пятый раз его объем памяти увели- чился от восьми до десяти цифр. Затем объем продолжал плавно расти со скоро- стью примерно одна цифра в неделю. Что же произошло на пятом сеансе? С. Ф. наткнулся на новую стратегию кодирования предъявляемых ему цифр. Дело в


 


том, что он был превосходным бегуном на средние и длинные дистанции, увлеченным этой темой, подробно знающим временные стандарты и рекорды для разных дистанций. И он соответствующим образом пере- кодировал цифровые последователь- ности: например, 3 4 9 2 превращались в

3 минуты 49.2 секунд, последний мировой рекорд в забеге на милю. В его распоряжении имелось 11 основных категорий забегов, от полумили до марафонской дистанции, и в каждой категории — множество подкатегорий.

Люди, работа которых требует большой нагрузки на память, часто развивают собственные мнемотехники. Эриксон описывает случай с офи- циантом, который применял сложный набор различных стратегий для запо- минания заказов, в том числе семан- тическое кодирование, опирающееся на оценку посетителей и их предпола- гаемого вкуса, зрительно-образные мнемотехники для запоминания же- лаемой степени поджаренности биф-

букв для запоминания      заказываемых
штекса и последовательности первых


 

Полная тишина и спокойствиене всегда самая


лучшая обстановка для усвоения новой информа- ции. Многим людям определенный шумовой фон

приправ  к салатам.  Американский помогает сосредоточиться.

психолог Кинг Бич изучал другой подход,

взятый на вооружение школой барменов, а именно: стажеры для облегчения запоминания заказов использовали тот факт, что различные коктейли идут в бока- лах разных форм, цветов и размеров. Когда же им потребовалось смешивать кок- тейли в одинаковых бокалах, они, уже опытные бармены, стали ошибаться, но на новичков, использовавших повторение про себя, эта перемена оказала меньший эффект.

Общий вывод, который можно извлечь из этих разнообразных примеров, за- ключается в том, что хорошая память требует внимания и структурированности, но при этом может достаточно успешно разрабатываться даже на малоподхо- дящем для этого материале. То есть, если вы обучаетесь по какому-то учебному плану, что вы можете сделать, чтобы сосредоточить свое внимание на материале, который, по каким-то стандартам, может быть достаточно скучным и утомитель- ным?

Вам стоит начать с выбора такой рабочей обстановки, где нет большого коли- чества отвлекающих факторов. Для разного типа людей наиболее благоприятны- ми являются различные варианты рабочей обстановки, некоторые предпочитают


 

полную тишину и уединение, другим лучше работается на фоне достаточно гром- кой музыки. Лично на меня, если работа требует концентрации, несколько отвле- кающая обстановка действует лучше, чем полнейшее спокойствие. Если вы нашли подходящую для вас рабочую обстановку, используйте ее регулярно; со временем это войдет в привычку.

Что бы вы ни читали, старайтесь читать активно, насколько это возможно, не пытаясь запомнить, а как бы задавая вопросы автору. Постарайтесь связать его мысли с тем, что вы уже знаете. Если содержание книги вам антипатично, поче- му бы не попытаться выразить вашу неудовлетворенность и не вообразить, как ав- тор мог бы возразить на вашу критику? Вы обнаружите, что это дает более пол- ное понимание того, что сказано, даже если вы не разделяете точку зрения автора.

Все это замечательно, если вы читаете текст по истории или биологии, но как быть, если вы изучаете иностранный язык? И опять-таки, можно применять те же принципы. Если вашей целью при изучении языка является возможность поддер- живать беседу, нужно не ограничиваться механическим заучиванием грамматики и лексики; активно употребляйте слова и фразы по мере их освоения. Представ- ляйте себя в различных ситуациях и пытайтесь воспроизводить соответствующие им вопросы и ответы. Конечно, гораздо проще, если ваши знакомые тоже учат язык или, еще лучше, если они уже хорошо его знают. Некоторые студенты счи- тают полезным использование зрительно-образных мнемотехник для усвоения некоторых аспектов языка (например, словарного запаса), требующих обычно ме- ханического заучивания. Но если вы хотите активно применять язык, то другого выхода нет: нужно упражняться говорить на нем. Обращайте внимание на звуча- ние и ритм последовательностей слов, а не только на их значение. И наконец, по- пробуйте поставить перед собой ряд задач при освоении языка; поставьте себе цель, которую вы преследуете путем изучения языка, и старайтесь приспосабли- вать ваши занятия к этой цели.

 

Структурирование

Давно, в 1891 году, великий американский психолог Уильям Джеймс предположил, что любое улучшение памяти заключается в улучшении привычных способов запи- си фактов. Излишне говорить, что эта мысль и по сей день актуальна. Как уже упо- миналось, долговременная память похожа на громадную библиотеку. Если инфор- мация не хранится в ней структурированным и систематизированным образом, то ее практически невозможно извлечь в случае необходимости. Организация инфор- мации полезна по двум соображениям: во-первых, она структурирует уже имеющу- юся информацию, и припоминание фрагмента информации приводит к вспомина- нию всего остального; во-вторых, она связывает новый материал с предыдущим, то есть чем глубже структура уже имеющихся знаний, тем легче понимать и запоми- нать новый материал. Студент, начинающий изучение новой темы, находит статьи очень сложными для понимания, а опытный специалист в данной области может прочесть те же статьи очень быстро, вместе с тем извлекая самую суть.

Как же структурировать новый материал? По-видимому, многое зависит от свойств самого запоминаемого материала. В целом, однако, структурирование ма- териала помогает учащемуся усвоить новый материал и соотнести его со своими


 

интересами как можно более полно и тщательно за имеющийся в его распоряже- нии отрезок времени. Предположим, к примеру, что я хочу запомнить почтовый индекс моего офиса, CB22EF. Какие ассоциации он вызывает? Первые две буквы запомнить легко — это сокращение от названия города Кембридж (CamBridge), в котором я живу, — а еще можно их запомнить, образовав аббревиатуру от слово- сочетания «Confined to Barracks» («Заключенный в бараки»), я сразу представляю себя заключенным в своем офисе. 22 тоже легко запомнить — это количество яр- дов между линиями крикетного поля, так что я могу представить себя одновре- менно заключенным в барак и отстраненным от игры в крикет. Что касается EF, то можно запомнить, что это пятая и шестая буквы алфавита, а также пятая и ше- стая буквы индекса.

 

Практика запоминания

 

Но как бы ни были искусны методики сохранения информации в памяти, невоз- можно избежать влияния гипотезы общего времени, утверждающей, что количе- ство усвоенного материала зависит от количества времени, затраченного на заучи- вание. Эта зависимость сохраняется, неважно, пытаетесь ли вы запомнить имя человека, с которым только что познакомились, хотите ли выучить номер телефо- на или пытаетесь освоить сложное физическое понятие. Тем не менее нужно ра- зумно структурировать время занятий. Несколько длительных марафонских сеан- сов — не самая лучшая стратегия запоминания. Лучший способ — это заучивать часто и понемногу.

Писатель Арнолд Беннетт написал небольшую книгу под названием «Как жить 24 часа в сутки», которую я, помнится, читал, будучи студентом. Основная тема книги, насколько я помню, заключается в том, что в жизни гораздо больше вещей, которые нужно делать, читать, учить и думать, чем времени для этого. И все же большая часть нашей жизни заполнена интервалами — ожидание автобу- са, принятие ванны, прогулки по городу, — когда наш ум остается свободным. Беннетт считал, что эти незанятые промежутки времени можно продуктивно ис- пользовать для раздумий и планирования новых проектов, решения текущих про- блем и повторения необходимой информации. Будучи студентом и не желая от- казываться от социальной жизни ради подготовки к экзаменам, я приобрел привычку писать очень краткие, но систематические записи, касающиеся нужных мне тем, и носил их с собой в маленькой записной книжке. Оказалось, что я мо- гу очень продуктивно использовать лишние минуты, проводимые мною в ожида- нии поезда или автобуса.

Если вы знаете, что вам нужно использовать недавно усвоенный материал в разнообразных контекстах, попробуйте видоизменить способ его повторения. На- пример, экзаменаторы часто ожидают, что ответ студента на экзамене будет со- стоять не из простого перечисления большого количества фактов; они ожидают способности применить усвоенные понятия к различным ситуациям или умения соотносить не связанные между собой понятия. Если вы просто запоминаете ма- териал, не размышляя о нем глубоко, оперировать с ним будет достаточно слож- но; вам придется размышлять по поводу выученного материала прямо во время экзамена. Но если вы тщательно обдумываете материал, проводите взаимосвязи и


 

Ожидание поезда, автобуса или самолета; ожидание в магазинах, кафе и очередях Почему бы не использовать эти свободные минутки для обучения?

представляете, как его можно применить к различным ситуациям, вы будете бо- лее успешны при сдаче экзамена, кроме того, вам удастся вспомнить гораздо больший объем заученной информации.

Этот момент более подробно рассматривался Джоном Брэнсфордом, делавшим основной упор на переработку информации с соответствующим переносом ее в об- ласть применения. Он подразумевал под этим уверенность в том, что в случае не- обходимости усвоенные знания могут быть применены. В качестве примера он приводил студента, изучавшего статистику, бывшего совершенно уверенным в том что он понимает каждую главу и может выполнять упражнения; однако как только порядок упражнений изменился, обнаружились затруднения в понимании и уровне выполнения упражнений. Такая ситуация вполне вероятна для сферы ста- тистики, где внимание обычно концентрируется на технике выполнения опреде- ленного теста и упускается из виду, в каком случае применяется тот или иной тест Поэтому чрезвычайно важен контроль над процессом обучения и осознание име- ющейся опасности слишком быстро удовлетвориться результатом. Велик соблазн считать предмет освоенным, когда можешь узнать правильный ответ но не можешь его воспроизвести. Поэтому часто говорят, что лучший способ выучить предмет - это начать его преподавать. Для того чтобы передать необходимую информацию другому человеку, нужно уметь ее воспроизводить, а не только опознавать


 

Заключение

 

Человеческая память является весьма эффективной системой, но, к сожалению, она чрезвычайно уязвима. Поэтому для того, чтобы свести к минимуму последст- вия возможных искажений памяти, приобретает особый смысл использование вспомогательных средств для запоминания. Если вы используете внешние вспо- могательные средства, применяйте их систематически и постоянно — постоянно записывайте в дневнике время встреч, всегда пишите список необходимых това- ров для покупки и т. д. Если же вы используете внутренние средства, например мнемотехники, вам придется быть готовым к тому, чтобы тратить значительную часть времени на овладение ими и на тренировку навыков их использования. Мнемотехники подобны рабочему инструменту: чтобы их использовать, их надо оттачивать. В общем, как отметил Уильям Джеймс (курсив мой): «Если взять двух людей с одинаковым внешним опытом и с одинаковой природной способностью усваивать пережитое, память будет лучше у того, кто чаще задумывается о своих переживаниях, сопоставляет их и сплетает их друг с другом».


Библиография

 

Глава 1

Atkinson, R.C. & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.

Bartlett, F. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 59-61, reprinted 1972. Conrad, R. & Hull, A.J. (1964). Information, acoustic confusion and memory span. British Journal of

Psychology, 55, 429-432.

Di Vesta, F.J., Ingersoll, G., & Sunshine, P. (1971). A factor analysis of imagery tests. Journal of Ver- bal Learning and Verbal Behavior, 10, 471-479.

Gallon, F. (1883). Inquiries into Human Faculty and its Development. London: Dent, Everyman Edi- tion, pp. 57-78.

Squire, L.R. (1992). Declarative and non-declarative memory: Multiple brain systems supporting learn- ing and memory. Journal of Cognitive Neuroscience, 4, 232-243.

Tulving, E. (1972). Episodic and semantic memory. In E. Tulving and W. Donaldson (Eds.), Organiza- tion of Memory. New York: Academic Press, pp. 381-403.

Глава 2

Atkinson, R.C. & Shiffrin, R.M. (1968). Human memory: A proposed system and its control processes. In K.W. Spence (Ed.), The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and The- ory Vol. 2. New York: Academic Press, pp. 89-195.

Baddeley, A.D. (1966). Short-term memory for word sequences as a function of acoustic, semantic and formal similarity. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 18, 362-365.

Baddeley, A.D., Conrad, R., & Thomson, W.E. (1960). Letter structure of the English language. Nature, 186, 414-416.

Brown, J. (1958). Some tests of the decay theory of immediate memory. Quarterly Journal of Experi- mental Psychology, 10, 12-21.

Conrad, R. (1964). Acoustic confusion in immediate memory. British Journal of Psychology, 55, 75-84.

Craik, F.I.M. & Lockhart, R.S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 11, 671-684.

Craik, F.I.M. & Watkins, MJ. (1973). The role of rehearsal in short-term memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 12, 599-607.

Gallon, F. (1883). Inquiries into Human Faculty and its Development. London: Dent, Everyman Edi- tion, p. 146.

Hamilton, W. (1859). Lectures on Metaphysics and Logic, Vol.1. Edinburgh: Blackwood. Hunter, I.M.L. (1977). An exceptional memory. British Journal of Psychology, 68, 155-164. Jacobs, J. (1887). Experiments in «prehension». Mind, 12, 75-79.

James, W. (1890). The Principles of Psychology. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Melton, A.W. (1963). Implications of short-term memory for a general theory of memory. Journal of Ver- bal Learning and Verbal Behavior, 2, 1-21.

Murdock, B.B. Jr. (1961). The retention of individual items. Journal of Experimental Psychology. 62, 618-625.

Peterson, L.R. & Peterson, MJ. (1959). Short-term retention of individual verbal items. Journal of Ex- perimental Psychology, 58, 193-198.


 

Sachs, J.S. (1967). Recognition memory for syntactic and semantic aspects of connected discourse. Per- ception and Psychophysics, 2, 437-442.

Wagner, D. (1978). Memories of Morocco: The influence of age, schooling and environment on mem- ory. Cognitive Psychology, 10, 1-28.

Wickens, D.D. (1970). Encoding categories of words: An empirical approach to meaning. Psychological Review, 77, 1-15.

Глава 3

Baddeley, A.D. (1968). A 3-min reasoning test based on grammatical transformation. Psychonomic Sci- ence, 10, 341-342.

Baddeley, A.D. & Hitch, G. (1974). Working memory. In G.A. Bower (Ed.), The Psychology of Learn- ing and Motivation, Vol. 8. New York: Academic Press, pp. 47-89.

Baddeley, A.D., Grant, S., Wight, E., & Thomson, N. (1973). Imagery and visual working memory. In

P.M.A. Rabbitt and S. Dornic (Eds.), Attention and Performance V. London: Academic Press, pp. 205-217.

Baddeley, A.D. & Lewis, V.J. (1981). Inner active processes in reading: The inner voice, the inner ear and the inner eye. In A.M. Lesgold and C.A. Perfetti (Eds.), Interactive Processes in Reading. Hills- dale, N.J: Lawrence Erlbaum, pp. 107-129.

Baddeley, A.D. & Lieberman, K. (1980). Spatial working memory. In R.S. Nickerson (Ed.), Attention and Performance VIII. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 521-539.

Baddeley, A.D., Papagno, C, & Vallar, G. (1988). When long-term learning depends on short-term stor- age. Journal of Memory and Language, 27, 586-595.

Baddeley, A D., Thomson, N., & Buchanan, M. (1975). Word length and the structure of short-term memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 14, 575-589.

Brooks, L.R. (1968). Spatial and verbal components in the act of recall. Canadian Journal of Psycholo- gy, 22, 349-368.

Daneman, M. & Carpenter, P.A. (1980). Individual differences in working memory and reading. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 19, 450-466.

Daneman, M. & Carpenter, P.A. (1983). Individual differences in integrating information between and within sentences. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 9, 561- 584.

Ellis, N.C. & Beaton, A. (in press). Factors affecting the learning of foreign language vocabulary II: Psy- cholinguistic determinants. Quarterly Journal of Experimental Psychology.

Ellis, N.C. & Hennelley, R.A. (1980). -A bilingual word-length effect: Implications for intelligence test- ing and the relative ease of mental calculation in Welsh and English. British Journal of Psychology, 71, 43-52.

Farah, M.J. (1988). Is visual memory really visual? Overlooked evidence from neuropsychology. Psycho- logical Review, 95, 307-317.

Gathercole, S. & Baddeley, A.D. (1990). Phonological memory deficits in language-disordered children: Is there a causal connection? Journal of Memory and Language, 29, 336-360.

Gathercole, S. & Baddeley, A.D. (1990). The role of phonological memory in vocabulary acquisition: A study of young children learning new names. British Journal of Psychology, 81, 439-454.

Geiselman, R.E. & Bjork, R.A. (1980). Primary versus secondary rehearsal in imagined voices: differen- tial effects on recognition. Cognitive Psychology, 12, 185-205.

Goldman-Rakic, P.W. (1988). Topography of cognition: Parallel distributed networks in primate associ- ation cortex. Annual Review of Neuroscience, 11, 137-156.

Kosslyn, S.M. & Shwartz, S.P. (1981). Empirical constraints on theories of visual mental imagery. In J. Long and A.D. Baddeley (Eds.), Attention and Performance IX. Hillsdale, N.J: Erlbaum, pp. 241-260.

Kyllonen, P.C. & Christal, R.E. (1990). Reasoning ability is (little more than) working-memory capaci- ty. Intelligence, 14. 389-433.

Norman, D.A. (1970). Models of Human Memory. New York: Academic Press.

Oakhill, J.V., Yuill, N., & Parkin, С (1988). Memory and inference in skilled and less-skilled compre- henders. In M.M. Gruneberg, P.E. Morris and R.N. Sykes (Eds.), Practical Aspects of Memory: Current Research and Issues, Vol. 2. Clinical and Educational Implications. Chichester: John Wi- ley, pp. 315-320.

Paulesu, E., Frith, CD. and Frackoviak, R. S J. The neural correlates of the verbal component of work- ing memory. Nature, 362, pp. 342-345.

Service, E. (1992). Phonology, working memory, and foreign-language learning. Quarterly Journal of Ex- perimental Psychology, 45A, 21-50.


 

Shepard, R.N. & Feng, С. (1972). A chronometric study of mental paper-folding. Cognitive Psycholo- gy, 3, 228-243.

Shepard, N. & Metzler, J. (1971). Mental rotation of three-dimensional objects. Science, 171. 701-703. Wason, P.C. & Johnson-Laird, P.N. (1972). Psychology of Reasoning: Structure and Content. London:

Batsford.

Глава 4

Baddeley, A.D. (1976). The Psychology of Memory. New York: Basic Books, p. 307.

Baddeley, A.D. & Longman, D.J.A. (1978). The influence of length and frequency of training sessions on the rate of learning to type. Ergonomics, 21, 627-635.

Bekerian, D.A. & Baddeley, A.D. (1980). Saturation advertising and the repetition effect. Journal of Ver- bal Learning and Verbal Behavior, 19, 17-25.

Brooks, D.N. & Baddeley, A.D. (1976). What can amnesic patients learn? Neuropsychologia, 14, 111- 122.

Claparede, E. (1911). Recognition et moiete. Archives Psychologiques Geneve, 11, 79-90.

Ebbinghaus, H. (1885). Uber das Geduchtnis. Leipzig: Dunker. Translation by H. Ruyer and С. Е. Busse- nius, Memory. New York: Teachers College, Columbia University, 1913.

Folkard, S., Monk, Т.Н., Bradbury, R., & Rosenthall, J. (1977). Time of day effects-in school childrens immediate and delayed recall of meaningful material. British Journal of Psychology, 68, 45-50.

Ghoneim, M.M. & Block, R.I. (1992). Learning and consciousness during general anaesthesia. Anaes- thesiology, 76, 279-305.

Jacoby, L.L., Woloshyn, V., & Kelley, CM. (1989). Becoming famous without being recognised: Un- conscious influences of memory produced by dividing attention. Journal of Experimental Psycholo- gy: General, 118, 115-125.

Johnson, M.K., Kim, J.K., & Risse, G. (1985). Do alcoholic Korsakoffs syndrome patients acquire af- fective reactions? Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 11, 22- 36.

Kleinsmith, L.J. & Kaplan, S. (1963). Paired associated learning as a function of arousal and interpolat- ed interval. Journal of Experimental Psychology, 65, 190-193.

Landauer, Т.К. & Bjork, R.A. (1978). Optimum rehearsal patterns and name learning. In M.M. Gruneberg, P.E. Morris and R.N. Sykes (Eds.), Practical Aspects of Memory. London: Academic Press, pp. 625-632.

Nilsson, L.-G. (1987). Motivated memory: Dissociation between performance data and subjective reports.

Psychological Research, 49, 183-188.

Schacter, D.L. (1992). Priming and multiple memory systems: Perceptual mechanisms of implicit mem- ory. Journal of Cognitive Neuroscience, 4, 244-256.

Stewart, E.W., Shimp, T.A., & Engle, R.W. (1987). Classical conditioning of consumer attitudes: Four experiments in an advertising context. Journal of Consumer Research, 14, 334-349.

Taylor, W.L. (1953). «Cloze Procedure» a new tool for measuring readability. Journalism Quarterly, 30, 415-433.

Глава 5

Bartlett, F. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge University Press (reprinted 1972). Bower, G. H. (1970). Analysis of a mnemonic device. American Scientist, 55,496-510.

De Groot, A.D. (1966). Perception and memory versus thought: Some old ideas and recent findings. In

B. Kleinmuntz (Ed.), Problem Solving. New York: Wiley.

Ericsson, K.A., Chase, W.G., & Falloon, S. (1980). Acquisition of a memory skill. Science, 208, 1181- 1182.

Hastorf, A.A. & Cantril, H. (1954). They saw a game: A case study. Journal of Abnormal and Social Psy- chology, 97, 399-401.

Luria, A.R. (1968). The Mind of a Mnemonist. New York: BasicBooks.

Thompson, C.P., Cowan, P., Frieman, J., Mahadevan, R.S., VogI, R.J., & Frieman, J. (in press). Ra- jan: A study of a memorist. Journal of Memory and Language.

Глава 6

Ausubel, D.P., Stager, M., & Gaite, A.J.H. (1968). Retroactive facilitation in meaningful verbal learn- ing. Journal of Educational Psychology, 59, 250-256.

Baddeley, A.D. & Hitch, G. (1977). Recency re-examined. In S. Domic (Ed.), Attention and Perfor- mance VI. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, pp. 647-667.


 

Bahrick, H.P., Bahrick, P.O., & Wittlinger, R.P. (1975). Fifty years of memory for names and faces: A cross-sectional approach. Journal of Experimental Psychology: General, 104, 54-75.

Bahrick, P. & Phelphs, E. (1987). Retention of Spanish vocabulary over eight years. Journal of Experi- mental Psychology: Learning, Memory and Cognition, 13, 344-349.

Blakemore, С (1977). The unsolved marvel of memory. The New York Times Magazine, 6 February 1977, p. 88. (Reprinted in Readings in Psychology, 78/79. Guildford, Connecticut: Annual Editions, Dushkin Publishing Group, 1979.)

Conway, M.A., Cohen, G., & Stanhope, N.M. (1991). On the very long-term retention of knowledge.

Journal of Experimental Psychology: General, 120, 395-409.

Costa Pinto, A. & Baddeley, A.D. (1991). Where did you park your car? Analysis of a naturalistic long- term recency effect. European Journal of Cognitive Psychology, 3, 297-313.

Crouse, J.H. (1971). Retroactive interference in reading prose materials. Journal of Educational Psy- chology, 62, 39-44.

Ebbinghaus, H. (1885). Uber das Geduchtnis. Leipzig: Dunker. Translation by H. Ruyer and C.E. Busse- nius, Memory. New York: Teachers College, Columbia University, 1913.

Gunter, В., Berry, C, & Clifford, B.R. (1981). Proactive interference effects with television news items: Further evidence. Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 7, 480-487.

Gittens, D. (1979). Oral history, reliability and recollection. In L. Moss and H. Goldstein (Eds.), The Recall Method in Social Surveys. London: University of London Institute of Education, Studies in Education, 9, pp. 85-86.

Linton, M. (1978). Real world memory after six years: An in vivo study of very long-term memory. In

M.M. Gruneberg, P.E. Morris and R.N. Sykes (Eds.), Practical Aspects of Memory. London: Aca- demic Press, pp. 69-76.

McGeoch, J.A. & MacDonald, W.T. (1931). Meaningful relation and retroactive inhibition. American Journal of Psychology, 43, 579-588.

McKenna, S.P. & Glendon, A.I. (1985). Occupational first aid training: Decay in cardiopulmonary re- suscitation (CPR) skills. Journal of Occupational Psychology, 58, 109-117.

Minami, H. & Dallenbach, K.M. (1946). The effect of activity upon learning and retention in the cock- roach. American Journal of Psychology, 59, 1-58.

Slamecka, N.J. (1960). Retroactive inhibition of connected discourse as a function of practice level. Jour- nal of Experimental Psychology, 59, 104-108.

Squire, L.R. & Slater, P.C. (1975). Forgetting in very long-term memory as assessed by an improved questionnaire technique. Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 104, 50-54.

Underwood, B.J. (1957). Interference and forgetting. Psychological Review, 64, 49-60.

Warrington, E.K. & Sanders, H.I. (1971). The fate of old memories. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 23, 432-442.

Глава 7

Baker, R.A. (1992). Hidden Memories. Buffalo: Prometheus Books.

Bass, E. & Davis, L. (1988). The Courage to Heal. New York: Harper & Row. Bower, G.H. (1981). Mood and memory. American Psychologist, 36, 129-148.

Bradley, B.P. & Baddeley, A.D. (1990). Emotional factors in forgetting. Psychological Medicine, 20, 351- 355.

Freud, S. (1904). Psychopathology of everyday life. In A.A. Brill (Ed.), The Writings of Sigmund Freud.

New York: Modem Library, 1938.

Hester, M.E. & Fricke, W.C. (1990). Brief of Appellant. State of Washington v. Paul Ingrarn. Division 2 of the Court of Appeals.

Hunter, I.M.L. (1957). Memory: Facts and Fallacies. Baltimore: Penguin, p. 270. Janet, P. Cited in Hunter, op cit, pp. 233-234.

Levinger, G. & Clark, J. (1961). Emotional factors in the forgetting of word associations. Journal of Ab- normal and Social Psychology, 62, 99-105.

Loftus, E.F. (1992). The reality of repressed memories. The PsiChi/Frederick Howell Lewis Distinguished Lecture presented at the Centennial meeting of the American Psychological Association, Washing- ton D.C., August 1992.

Malmquist, C.P. (1986). Children who witness parental murder: Post-traumatic aspects. Journal of Amer- ican Academy of Child Psychiatry, 25, 320-325.

Siegan, R.S. (1992, march 11th). Personal communication cited in Loftus (1992). Smith, M. & Pazder, L. (1980). Michelle Remembers. New York: Congdon & Lattes.


 

Thigpen, C.H. & Cleckley, H. (1957). The Three Faces of Eve. London: Seeker and Warburg. Zeller,

A.F. (1951). An experimental analogue of repression: III. The effect of induced failure and success on memory measured by recall. Journal of Experimental Psychology, 42, 32-38.

Глава 8

Bartlett, F. (1932). Remembering. Cambridge: Cambridge University Press (reprinted 1972).

Bransford, J.D. & Johnson, M.K. (1972). Contextual prerequisites for understanding: Some investigations of comprehension and recall. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 11, 717-726.

Bransford, J.D. & Nitsch, K.E. (1978). Coming to understand things we could not previously understand. In J. F. Kavanagh and W. Strange (Eds.), Speech and Language in the Laboratory, School and Clin- ic. Cambridge, Mass: MIT Press.

Brown, R.W. & Lenneberg, E.H. (1954). A study in language and cognition. Journal of Abnormal and Social Psychology, 49, 454-462,

Bruce, D.J. (1958). The effect of listeners anticipations on the intelligibility of heard speech. Language and Speech, 1, 79-97.

Collins, A.M. & Quillian, M.R. (1972). Experiments on semantic memory and language comprehension.

In L. W. Gregg (Ed.), Cognition in Learning and Memory. New York: Wiley.

Freedman, J.L. & Loftus, E.F. (1971). Retrieval of words from long-term memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 10, 107-115.

Hart, J. Jr., Berndt, R.S., & Caramazza, A. (1985). Category-specific naming deficit following cerebral infarction. Nature, 316, 439-440.

Heidbreder, E. (1946). The attainment of concepts: 1. Terminology and methodology. Journal of Gen- eral Psychology, 35, 173-189.

Johnson-Laird, P.N., Herrmann, D.J., & Chaffin, R. (1984). Only connections: A critique of semantic networks. Psychological Bulletin, 96, 292-315.

Lissauer, H.(1988). A case of visual agnosia with a contribution to theory. Original 1888, translation pub- lished in Cognitive Neuropsychology, 5, 157-192.

Loftus, E.F. & Loftus, G.R. (1974). Changes in memory structure and retrieval over the course of in- struction. Journal of Educational Psychology, 66, 315-318.

Moar, I.T. (1978). Mental triangulation and the nature of internal representations of space. Unpublished PhD thesis, University of Cambridge.

Potter, M.C. & Faulconer, B.A. (1975). Time to understand pictures and words. Nature, 253, 437-438. Rosch, E. (1977). Human categorisation. In N. Warren (Ed.), Advances in Cross Cultural Psychology

Vol. 1. London: Academic Press.

Rosch-Heider, E. (1972). Universals in color naming and memory. Journal of Experimental Psychology.

93, 10-20.

Schank, R.C. (1982). Dynamic Memory. New York: Cambridge University Press.

Shallice, T. & Jackson, M. (1988). Lissauer on Agnosia. Cognitive Neuropsychology, 5, 153-192. Warrington, E.K. & Taylor, AM. (1978). Two categorical stages of object recognition. Perception, 7, 695-705. Whorf, B.L. (1956). Language, Thought and Reality. Cambridge: Technology Press.

Глава 9

Brown, J., Lewis, V. J., & Monk, A.F. (1977). Memorability, word frequency and negative recognition. Quarterly Journal of Experimental Psychology, 29, 461-473. Brown, R. & McNeill, D. (1966). The

«tip of the tongue» phenomenon. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 5, 325-337.

Burgess, A. (1991). You've Had Your Time. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, p. 97. Camp,

J.C., Lachman, J.L., & Lachman, R. (1980). Evidence for object-access and inferential retrieval

in question answering. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 19, 583-596. Clark, D.M. & Teasdale, J.D. (1982). Diurnal variation in clinical depression and accessibility of memories of positive and negative experiences. Journal of Abnormal Psychology, 91, 87-95. Craik, F.I.M. & Lockhart, R.S. (1972). Levels of processing: A framework for memory research. Journal

of Verbal Learning and Verbal Behavior, 11, 671-684. Eich, J.E. (1980). The cue-dependent nature of state-dependent retrieval. Memory and Cognition, 8,

157-173. Engen, Т., Kuisma, J.E., & Eimas, P.D. (1973). Short-term memory of odors. Journal of Experimental

Psychology, 99, 222-225. Godden, D. & Baddeley, A.D. (1975). Context-dependent memory in two natural environments: on land

and under water. British Journal of Psychology, 66, 325-331.


 

Godden, D. & Baddeley, A.D. (1980). When does context influence recognition memory? British Jour- nal of Psychology, 71, 99-104.

Locke, J. (1690). An Essay Concerning Human Understanding. London: Dent, Everyman Edition, 1961. McClelland, J.L. (1981). Retrieving general and specific knowledge from stored knowledge of specifics. In Proceedings of the Third Annual Conference of the Cognitive Science Society, Berkeley, Cali-

fornia.

Sternberg, S. (1966). High-speed scanning in human memory. Science, 153, 652-654.

Tulving, E. (1966). Subjective organization and effects of repetition in multi-trial free-recall learning.

Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 5, 193-197.

Tulving, E. & Osier, S. (1968). Effectiveness of retrieval cues in memory for words. Journal of Experi- mental Psychology, 77, 593-601.

Tulving, E. & Thomson, D.M. (1973). Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory.

Psychological Review, 80, 352-373.

Velten, E. (1968). A laboratory task for induction of mood states. Behavioural Research and Therapy, 6, 473-482..

Wallace, W.T. & Rubin, D.C. (1988). Memory of a ballad singer. In M.M. Gruneberg, P. E. Morris and

R. N. Sykes (Eds.), Practical Aspects of Memory: Current Research and Issues, Vol.1: Memory in Everyday Life. Chichester: Wiley, pp. 257-262.

Глава 10

Baddeley, A.D. & Woodhead, M. (1983). Improving face recognition ability. In S.M.A. Lloyd-Bostock and B.R. Clifford (Eds.), Evaluating Witness Evidence. Chichester: John Wiley & Sons, pp. 125-136.

Bekerian, D.A. & Bowers, J.M. (1983). Eyewitness testimony: Were we misled? Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 9, 139-145.

Bekerian, D.A. & Dennett, J.L. (in press). The cognitive interview technique: Reviving the issues. Ap- plied Cognitive Psychology.

Cattell, J.M. (1895). Measurement of the accuracy of recollection. Science, 20, 761-776.

Davis, G., Ellis, H., & Shepherd, J. (1978). Face recognition accuracy as a function of mode of repre- sentation. Journal of Applied Psychology, 63, 180-187.

Devlin, P. (1976). Report to the Secretary of State for the Home Department Committee on Evidence of Identification in Criminal Cases. London: HMSO.

Fisher, R.P. & Geiselman, R.E. (1988). Enhancing eyewitness memory with the cognitive interview. In

M.M. Gruneberg, P.E. Morris and R.N. Sykes (Eds.), Practical Aspects of Memory: Current Re- search and Issues, Vol. 1: Memory in Everyday Life. Chichester: John Wiley & Sons. pp.34-39.

Jones, G.V. & Martin, M. (1992). Misremembering a familiar object: Mnemonic illusion, not drawing bias. Memory and Cognition, 20, 211-213.

Jones, G.V. (1988). Images, predicates, and retrieval cues. In M. Denis, J. Engelkamp and J.T.E. Richardson (Eds.), Cognitive and Neuropsychological Approaches to Mental Imagery. Dordrecht: Martinus Nijhoff, pp. 89-98.

Lindsay, R.C., Lea, J.A., Nosworthy, G.J., & Fulford, J.A. (1991), Biased line-ups: Sequential presen- tation reduces the problem. Journal of Applied Psychology, 76, 796-802.

Loftus, E.F. (1977). Shifting human color memory. Memory and Cognition, 5, 696-699.

Loftus, E. F. (1979). Eyewitness Testimony. Cambridge, Mass: Harvard University Press, pp. 118-120.

Loftus, op cit, pp. 62-63.

Loftus, E.F. & Palmer, J.C. (1974). Reconstruction of automobile destruction: An example of the in- teraction between language and memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 13, 585- 589.

McCloskey, M. & Zaragoza, M. (1985). Misleading post-event information and memory for events: Ar- guments and evidence against memory impairment hypotheses. Journal of Experimental Psychology: General, 114, 1-16.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.254 с.)