Можно ли справиться с нарушениями памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно ли справиться с нарушениями памяти.



 

Можно ли помочь больным с амнезией? Можно ли заменить испорченную па- мять? В настоящее время приходится отвечать «Нет», несмотря на то что в по- следнее время поднялся большой шум вокруг возможности лечения когнитивных нарушений путем имплантации новой мозговой ткани. Исследование на крысах показало, что поражение мозга, при котором нарушается научение, может быть до некоторой степени исправлено путем пересадки клеток мозга из крысиных эмб- рионов. Использование эмбриональных клеток решает проблему отторжения чу- жеродной ткани. Потребность в большом количестве эмбриональной ткани не яв-


 

ляется таким уж большим препятствием, так как, по-видимому, уже в недалеком будущем с помощью методов биотехнологии можно будет промышленным обра- зом производить такой материал в достаточном количестве.

Такой подход выглядит многообещающим. Имплантация ткани человеку уже проводилась на больных, страдающих болезнью Паркинсона. Однако по-прежне- му остается множество технических вопросов, которые обязательно необходимо разрешить, прежде чем такая практика станет стандартной для лечения паркин- сонизма; но уже гораздо раньше можно будет понять, сможет имплантация каким- либо образом помочь при амнезии, и если да, то как.

Пока же этот подход еще не внедрен, больным можно помочь, хотя и менее эффективным способом. Есть три наиболее многообещающих подхода; все они подразумевают тщательный анализ проблем пациента и отбор для лечения тех проблем, которые доступны лечению и при этом важны для больного. Наиболее успешные методы до сих пор обычно опирались на внешние вспомогательные средства, такие как, например, дневники или таймеры. Они будут рассматривать- ся дальше в 14 главе.

Второй подход использует оставшуюся декларативную память и заключается в применении мнемотехник, улучшающих память у нормальных испытуемых. При- мер такого использования мнемотехники показан внизу на графике, отображаю- щем результаты исследования, в котором четырех больных с амнезией учили за- поминать имена с помощью зрительных образов. Например, если психотерапевта

 

Эти четыре графика показывают улучшение памяти четырех амнестических больных с введением зрительной мнемотехники. Даже если у вас совершенно нормальная память, зрительные образыочень хороший способ запоминания имен людей. (Wilson, 1986.)


зовут Констанция, пациент может запомнить его, создавая образ коня и станции, можно также связать эти образы с какой-нибудь особенностью терапевта! Без мнемотехники запоминание имен у всех четырех пациентов было на нулевом уровне. С введением запоминания с помощью образов запоминание резко улучшалось.

Третий подход использует сохранность способности к имплицитному научению. Эта стратегия гораздо сложнее, чем можно было бы себе представить, поскольку эксплицитная память используется даже при освоении новых навыков — для запоминания инструкций и исправления допущенных ошибок. Однако, умело применяя методики

научить своих пациентов           элементарным
При использовании методики «исчезающих завершения слов и «исчезающих стимулов», стимулов» больные с амнезией могут научить- Глиски, Шактер и Тульвинг (Торонто) сумели ся основным навыкам работы на компьютере.

Успех опирается на использование сохранной


способности к имплицитному научению.


навыкам работы на компьютере. Проследим, к примеру, за процессом обучения пациентов


термину цикл. Сначала давалось определение термина («Повторяющаяся часть компьютерной программы — ЦИКЛ»), затем

 

Количество занятий

На этих графиках показано, как по-разному у четырех амнестических больных происходило усвоение компьютерных терминов. С каждым последующим сеансом требовалось все меньше и меньше подска- зок. (Glisky, Schacter & Tulving, 1986.)


проверялась степень запоминания — повторно предъявлялось определение, но при этом пропускалась последняя буква определяемого слова, затем предпослед- няя и т. д. Испытуемые каждый раз успешно завершали слово, добавляя пропу- щенные буквы, и в конце концов могли целиком воспроизводить нужное слово в ответ на даваемое определение. Испытуемые занимались таким образом два раза в неделю и, с использованием вышеописанного метода, продвинулись от освое- ния терминологии к освоению элементарных навыков работы на компьютере. По- началу тренировочная программа давала сильные подсказки, но с улучшением выполнения уровень поддержки постепенно снижался. В итоге такой тип науче- ния оказался достаточно ригидным и негибким, но он по крайней мере давал па- циентам возможность постепенно осваивать новый навык. Этот подход предлагает возможный вариант развития терапии нового типа, хотя наше понимание того, как должно строиться научение при отсутствии эксплицитной памяти, находится пока что в зачаточном состоянии.



 

12. Память в детском возрасте

 

 

 

 

 

Есть ли у вас ранние воспоминания? О каких событиях из этого периода вы можете вспомнить? Возможно, вы помните только какой-то отдельный эпизод. На свете очень мало людей, которые помнят многое из того, что происходило с ними в возрасте до двух-трех лет. Систематические исследования автобиографи- ческой памяти говорят о малочисленности воспоминаний, относящихся к возра- сту до пяти лет. Этот феномен известен как детская амнезия.

Возраст в момент рождения брата или сестры (годы)

Когда студентов колледжа просили вспомнить о рождении брата или сестры, они практически ни- чего не могли вспомнить об этом, если в момент рождения брата (сестры) им еще не было трех лет,пример феномена «детской амнезии». (Sheingold & Tenney, 1982.)

Хотя в возрасте до трех лет происходит очень интенсивное научение и, предположительно, запо- минание, воспоминания об этом периоде обычно бывают достаточно скудными. На это могут иметься неврологические, лингвистические или эмоциональные причины.


Хотя детская амнезия известна достаточно давно, она не очень проста для ис- следования. Одна из проблем заключается в том, чтобы определить события, ко- торые важны для ребенка и которые при этом могут быть точно датированы и подтверждены третьей стороной. В категорию подобных событий попадает рож- дение брата или сестры, и это было использовано в ряде исследований. В одном эксперименте студентов колледжа и детей в возрасте четырех, шести, восьми и двенадцати лет просили вспомнить о рождении брата или сестры (испытуемым в тот момент было от трех до одиннадцати лет). Им задавали вопросы типа: «Кто о тебе заботился, пока твоя мама была в больнице?», «Дарили ли подарки новорож- денному?», «Дарили ли тебе подарки?» и т. д. Матерям задавали те же самые во- просы. Исследование показало крайне незначительное забывание, безотноситель- но ко времени, прошедшему после события, но это был чисто возрастной эффект. Дети до трех лет не запоминали решительно ничего, дети от трех до пяти лет мог- ли вспомнить почти так же много, как и старшие дети. Короче говоря, феномен детской амнезии был подтвержден.

 

Детская амнезия

 

Почему мы так плохо запоминаем первые несколько лет нашей жизни? По этому поводу было предложено несколько возможных объяснений. Может быть, наибо-

лее впечатляющим является предположение Фрейда о     том,           что      детская       амнезия возникает вследствие вытеснения детьми сексуальных чувств по отношению к ро- дителям. Утверждение феномена таких вытесненных чувств являет собой важный шаг в процессе классического психоанализа.

Второе предположение состоит в том, что в течение первых нескольких лет жизни мозг, а точнее гиппокамп, еще недостаточно созрел для того, чтобы в нем откладывались эксплицитные воспоминания. Мнестические процессы у маленьких детей, по-видимому, опираются на имплицитное научение, что не дает основания для сохранения воспоминаний, относящихся к этому возрасту.

Третье предположение связано с тем фактом, что речь маленьких детей нахо- дится в процессе развития. Меняется ли

минания о ранних переживаниях оказы-
За те полвека, что психологи изучают дет-   структура психики ребенка в процессе скую память, так и не появилось ни одного развития речи таким образом, что воспо- реального доказательства того, что дет-

ская амнезия возникает вследствие вытес-

нения сексуальных чувств по отношению к ваются недоступными? Эта точка зрения


родителю противоположного пола.


является частным случаем более общей


 

гипотезы относительно воспроизведения, которая утверждает, что у детей могут откладываться эпизодические воспоминания, но их трудно воспроизвести. Адек- ватное воспроизведение возможно лишь для событий, введенных в достаточно структурированную схему. Возможно, такие схемы у младенца еще не развиты. Если снова вспомнить метафору с библиотекой, то можно сказать так: более ран- ние книги сложнее найти, потому что они были получены библиотекой до того, как начала развиваться система каталога.

Вопросы, связанные с эпизодической памятью на доречевом этапе развития ребенка, поднимают ряд проблем. Тем не менее в последние годы было разрабо- тано несколько интересных методик исследования того, насколько младенцы за- поминают свои переживания. Одна серия исследований изначально появилась вследствие интереса к развитию слуха у младенцев. В тестовой ситуации младен- цев провоцировали дотягиваться до звучащего объекта (погремушка). Тестирова- ние производилось на свету и в темноте. Младенцев, прошедших этот тест в воз- расте от 6 до 40 недель, тестировали повторно спустя два года, и они гораздо лучше дотягивались до погремушки, чем не тестировавшиеся ранее дети, что го- ворит о сохранении информации в памяти с очень раннего возраста. В первом ис- следовании проводилось много сеансов тестирования, в более позднем экспери- менте изучались младенцы, которые имели только один опыт тестирования в возрасте шести месяцев, а затем тестировались повторно, спустя один или два го- да. Те, кто имел соответствующий опыт тестирования, лучше реагировали на зву- ковой сигнал и меньше волновались, когда в комнате гас свет. Уровень выполне- ния у «опытных» детей также повышался при «напоминании» (однократном предъявлении погремушки) перед началом тестирования.

Подобный анализ показывает, что в течение первых месяцев жизни, безуслов- но, происходит научение. Эффект «напоминания» говорит о том, что память мо- жет быть важным фактором при выполнении задания. Однако описанное выше задание можно проинтерпретировать скорее как задание на имплицитное науче- ние, а не на эксплицитную декларативную память. По-видимому, нам надо более подробно рассмотреть природу раннего научения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.01 с.)