Чему нас могут научить компьютеры? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чему нас могут научить компьютеры?




Воспроизведение


Мы уже говорили о том, что в последнее время стало возможным проводить ана- логию между исследованиями памяти и развитием компьютерной техники. Это касается также и моделей воспроизведения. Действительно, воспроизведение ста- новится центральной проблемой, если мы пытаемся сохранить информацию в компьютере. Не приходится сомневаться в том, что современные программы пре- восходят человеческую память по степени гибкости.

Компьютеры сохраняют информацию в специальных ячейках памяти, и при наличии доступа к такой ячейке воспроизведение является безупречным. При отсутствии доступа к конкретной ячейке поиск в памяти делается бесполезным. Однако человеческая память обычно несет наиболее важные отпечатки собы- тия без уточнения деталей. Как правило, информация в компьютере хранится в определенной ячейке памяти, и при записи туда новой информации или при ее повреждении информация утрачивается. В то же время человеческая память имеет тенденцию к «постепенному угасанию». С ослаблением работы мозга припоминание становится замедленным, вспоминается меньше деталей, но на- иболее важная информация, например, «как меня зовут» или «где я живу», ока- зывается достаточно устойчивой даже при массивных поражениях мозговой ткани.

Человеческая память обладает такой важной характеристикой, как содержа- тельная направленность; то есть задействование фрагмента памяти ведет к вспо- минанию связанной с ним остальной информации. Например, если я говорю вам, что пытаюсь вспомнить, какого американского президента убили в Техасе, вы сразу поймете, что я говорю о Джоне Ф. Кеннеди, и сможете мне рассказать о нем еще что-нибудь.

В последнее время предпринимался ряд попыток создания компьютерных программ, которые могли бы симулировать некоторые особенности человечес- кой памяти. В таких программах, как правило, происходит параллельная перера- ботка информации (ПИИ), сохранение информации идет в схемах, соединенных параллельно, а не последовательно, как и в большинстве современных компью- теров.

В 1960-е годы многие психологические модели воспроизведения стали на- поминать устройство компьютеров того времени; предполагалось, что ячейки памяти считываются последовательно, до тех пор пока не будет обнаружена необ- ходимая информация. Примером может служить теория, разработанная Саулом Стернбергом, целью которой было объяснение результатов эксперимента на ско- рость извлечения информации из кратковременной памяти. Испытуемым предъ- являлись строки, в которых было от 1 до 6 цифр. Сразу после предъявления каж- дой строки предъявлялась «контрольная» цифра; задачей испытуемого было как можно быстрее решить, содержалась ли в предъявлявшейся строке данная цифра. Соответственно, если строка 719382 сопровождалась контрольной цифрой 1, ис- пытуемый должен был нажать клавишу «Да», если это была цифра 5, то нужно было нажать клавишу «Нет».

Как показано на графике, существует линейная зависимость между количе- ством элементов в предъявляемой строке и временем реакции, вне зависимос- ти от того, был ли это ответ «Да» или «Нет». Стернберг объясняет результат так,

 

7 Ваша память


 

Время, затрачиваемое на воспроизведение информации, прямо пропорционально количеству элементов в предъявляемой строке. (Sternberg, 1966.)

что испытуемые считывают информацию, связанную с каждой из предъявляв- шихся цифр, и в конце строки решают, имело ли место совпадение контроль- ной цифры и одной из цифр строки. Интуитивное допущение, что испытуемые не дают ответ сразу же, как только выявляется совпадение цифр, а ждут до кон- ца, следует из того факта, что время реакции для ответа «Нет» (для которого требуется полное считывание всех цифр) не отличается от времени реакции для ответа «Да» для данного количества цифр. Однако другие аспекты выполнения задания на скорость воспроизведения не укладываются в модель «последова- тельного считывания». Так, например, когда контрольная цифра совпадает с последней цифрой в строке (например, 7914 — контрольная цифра 4), испыту- емые отвечают значительно быстрее. Эти результаты послужили основой для создания ряда альтернативных теорий, некоторые из которых актуальны и по сей день. Однако метод Стернберга продолжает использоваться до сих пор, об- ладая высокой чувствительностью к воздействию наркотических препаратов и других стрессовых факторов. К сожалению, несмотря на отсутствие ясного до- казательства того, что воспоминания считываются последовательно, многие ис- следователи продолжают описывать свои результаты таким образом, как если бы они непосредственно измеряли «скорость считывания». Теория не опровер- гается доказательствами, она заменяется другими, более совершенными теори- ями.


 

Сетевые модели воспроизведения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.004 с.)