Рабочая память при болезни Альцгеймера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая память при болезни Альцгеймера



 

Несколько лет назад стало известно, что больные БА имеют сниженный объем цифровой памяти. Кроме того, они плохо выполняют тест Постукивания Куби- ков Кореи — зрительно-пространственный эквивалент теста на объем цифровой памяти: экспериментатор простукивает ряд кубиков, находящихся в определен- ном порядке, а испытуемый должен повторить последовательность постукиваний. Уровень выполнения оценивается по максимальной длине верно воспроизведен-


 

ной последовательности. Третьим традиционным критерием кратковременной па- мяти является эффект новизны при свободном припоминании, когда испытуе- мым предъявляется ряд разнородных слов, и затем их просят вспомнить эти сло- ва в любом порядке. Тенденция к более успешному воспроизведению нескольких последних слов при БА относительно сохранна, при том что воспроизведение на- чальных слов существенно нарушено.

Одна из интерпретаций подобной модели полученных результатов состоит в том, что данные свидетельствуют о наличии дефекта центрального исполнитель- ного компонента рабочей памяти, который косвенным образом влияет на выпол- нение тестов на объем памяти, но минимальным образом отражается на эффекте новизны. Дополнительные данные были получены в исследованиях объема непо- средственной вербальной памяти у больных БА. Эти данные свидетельствуют о том, что хотя общее выполнение снижено, но при этом больные БА обнаружива- ют стандартные эффекты фонологического сходства и длины слов. Это свидетель- ствует о том, что у них нормальным образом задействована фонологическая пет- ля, то есть им доступно кодирование слов по звучанию и удержание их путем повторения про себя.

Мы с моими итальянскими коллегами решили попытаться проверить гипо- тезу о центральном исполнителе более прямым способом. Мы просили группу больных БА, группу нормальных пожилых испытуемых и группу нормальных молодых испытуемых выполнить задание, заключавшееся в одновременном выполнении сразу двух действий. Первой задачей было зрительно-пространст- венное слежение; испытуемый должен был удерживать иглу в контакте с дви- жущимся световым пятном (скорость движения светового пятна была подоб- рана таким образом, чтобы общий уровень выполнения был эквивалентным для всех трех групп). Цель этого задания заключалась в том, чтобы дать на- грузку на визуально-пространственную матрицу. Вторая задача на объем циф- ровой памяти была выбрана для того, чтобы нагрузить фонологическую петлю. И снова мы подобрали уровень сложности таким образом, что выполнение всех трех групп по количеству ошибок было эквивалентным, хотя больные БА, конечно, запоминали более короткие последовательности, чем две контроль- ные группы. Третий этап эксперимента заключался в том, что всем группам требовалось выполнить оба этих задания одновременно. При этих условиях больные БА делали большее количество ошибок в задании на объем цифровой памяти, чем испытуемые контрольных групп, а также значительно хуже выпол- няли задание на слежение. Уровень выполнения в пожилой и молодой кон- трольных группах при условии одновременного выполнения двух заданий ухудшился весьма незначительно по сравнению с ухудшением выполнения в группе больных БА.

В более позднем эксперименте мы исследовали тех же больных три раза в течение года. Мы обнаружили, что их способность к выполнению заданий на слежение и на объем памяти по отдельности не обнаруживает тенденции к ухудшению; однако выполнение комбинированного задания показывает замет- ное и систематическое снижение по мере прогрессирования болезни. Во вто- ром задании, где изменялся только уровень сложности, не обнаружилось раз- личия по степени снижения между простыми и усложненными условиями, что говорит о том, что решающим фактором здесь является координация, а не уро-


 

Дефицитарность, которая постепенно разрушает фабрику памяти при болезни Альц- геймера, имеет нейрохимический характер. Возможно, самая печальная потеря из всехэто потеря автобиографической памяти, сначала на недавние события, затем на более отдаленные.

вень сложности. Мы продолжаем использовать данный тест, поскольку он, как нам кажется, чувствителен к дефектам, возникающим при БА, и при этом, по- видимому, на его выполнение не оказывают влияния процессы нормального старения.


 

Лечение болезни Альцгеймера

 

Можно ли вылечить БА? В настоящее время на этот вопрос есть только отрица- тельный ответ. По причине большой значимости и широты проблемы возникает настоятельная необходимость в идентификации ответственных за возникновение заболевания нейрофизиологических и нейрохимических процессов и использова- нии этого знания для проведения лечения. Появились данные о том, что больные БА страдают от недостатка нейротрансмиттера ацетилхолина, который, как счи- тается, играет важную роль в процессах научения и памяти. На это открытие по- началу были возложены большие надежды в плане излечения заболевания; боль- ных кормили недостающим веществом — впоследствии этот метод сравнивали с попыткой предотвратить топливный кризис в стране, пролетая над землей и вы- ливая недостающее топливо из канистр. Увы, судьба сыграла злую шутку: един- ственный эффект от кормления больных ацетилхолином заключался в том, что от них начинал исходить запах тухлой рыбы. Следующим этапом был прием боль- ными лецитина, исходного вещества для синтеза ацетилхолина. Хотя в процессе лецитиновой терапии не возникало специфических ароматических эффектов, но ее эффективность была ненамного выше. В настоящее время складывается впе- чатление, что ацетилхолин является только одним из многих нейрохимических агентов, нехватка которых происходит при БА. Такая непосредственная терапия, как прием внутрь «недостающего» вещества, вряд ли может как-то разрешить си- туацию, но в перспективе решением проблемы может стать проведение нейрофар- макологической терапии.

Имплантация ткани, в частности имплантация эмбриональной мозговой тка- ни в качестве средства для снятия нейрохимического дефицита, является в потен- циале альтернативой медикаментозному лечению. В настоящее время этот метод главным образом эффективен при лечении болезни Паркинсона, при которой ис- тощается запас нейротрансмиттера дофамина. Для этого заболевания доказано, что проведение медикаментозного лечения может дать определенный эффект. Предварительные результаты внушают оптимизм, но сам метод пока что далек от жизнеспособности в качестве стандартного метода лечения больных людей, и ис- следователи пока воздерживаются от применения этого метода лечения к болез- ни Альцгеймера.

В то же время любой терапевт может попытаться помочь больным спра- виться с заболеванием. К сожалению, стратегии улучшения памяти, описыва- емые в следующей главе, в меньшей степени применимы к больным БА, чем к нормальным людям, вследствие прогрессирующей природы дефекта при БА. Но с другой стороны, внешние вспомогательные средства могут быть исполь- зованы достаточно продуктивно, особенно если они вводятся на ранних ста- диях, когда больной еще способен научиться их использовать. Даже сравни- тельно простые стратегии могут оказаться полезными, если правильно постав- лены цели. Моффат, имеющий значительный опыт работы с пожилыми и де- ментными больными, описывает пациента, который все время терял около дома свои очки и курительную трубку, что приводило его в состояние фруст- рации. Ему удалось помочь очень простым способом — его убедили держать

«непоседливые» предметы в ярко-оранжевой сумке. Больной усвоил привычку класть их туда, эту сумку можно было достаточно быстро обнаружить, и очки


 

с трубкой легко находились. Другой больной очень беспокоился, оставаясь в одиночестве, так как не мог запомнить, когда ушла сиделка и когда она вер- нется. Эту проблему удалось решить, повесив доску объявлений, на которой сиделка всегда оставляла сообщение о том, когда она ушла и когда собирает- ся вернуться. Больного научили пользоваться доской, и он стал меньше пере- живать, оставаясь один. Такие стратегии — не более чем незначительные по- лумеры, но в соответствующих ситуациях они могут несколько снизить уро- вень стресса и фрустрации при БА.

К счастью, у большинства из нас ненадежность памяти проявляется в го- раздо меньшей степени, чем у больных БА, и когнитивные навыки также на- ходятся в более хорошем состоянии. Мы находимся в более выгодной пози- ции для улучшения нашей памяти, если только мы правильно понимаем проблему и готовы приложить необходимые усилия и изобретательность для ее решения.



Как улучшить память

 

Мы часто жалуемся на свою память. Человеческая память, несмотря на всю ее гибкость, весьма уязвима, и нам приходится учиться это принимать. Судя по все- му, социально является более приемлемым жаловаться на плохую память, люди охотнее списывают свои социальные промахи на «ужасную память», а не объяс- няют их своей тупостью и невосприимчивостью. Но много ли нам известно о на- шей собственной памяти? Безусловно, чтобы знать все ее минусы, мы должны за- поминать случаи, когда наша память дает сбои. Среди пациентов с глубокой амнезией, которых я тестировал, была женщина с корсаковским синдромом (по- теря памяти вследствие хронического алкоголизма). Тест включал предъявление ей списков слов; после каждого списка она с удивлением комментировала свою неспособность запоминать слова, говоря: «Я горжусь моей памятью!» По-видимо- му, она забывала даже то, насколько у нее плохая память.

Одна из основных проблем при оценке собственной памяти заключается в том, что она при этом имплицитно сравнивается с памятью других людей. Обычно мы не знаем, насколько хороша или плоха на самом деле память других людей, поэто- му очень легко получить неверное представление о собственной памяти.

 

Повседневное запоминание

 

В последнее время наблюдается значительный рост интереса к проблеме оценки повседневной работы памяти в целом. Разумеется, довольно сложно получить объективную картину работы памяти в повседневной жизни, поскольку память выполняет множество задач и очень сильно зависит от стиля жизни конкретного испытуемого. Однако производятся попытки подобной оценки памяти с помощью опросников. Один такой опросник, разработанный Джоном Харрисом и Аланом Сандерлендом, приводится, в адаптированном варианте, на странице 283—284. Я надеюсь, вы попытаетесь заполнить его, ставя себе определенное количество баллов по каждому вопросу в предназначенные для этого квадратики. Когда вы закончите, попросите близкого друга, желательно проводящего с вами много вре- мени, дать свою оценку вашей памяти, с использованием того же самого опрос-

Подготовка к экзаменам требует определенной стратегии запоминания. Вообще говоря, нельзя слишком тесно размещать информацию; запоминание информации в определенном порядке также не всегда может быть полезно.


ника. Как же сравнить вашу оценку с оценкой вашего друга и со средними бал- лами, полученными Харрисом и Сандерлендом? Предположим, что имеются рас- хождения между вашей оценкой собственной памяти и оценкой, данной вашим товарищем. Чья оценка более правильна? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой пункт опросника имеется в виду. Вы сами гораздо лучше знаете про себя, трудно ли вам следить за сюжетом фильмов, и, пока вы не признались в подоб- ном затруднении, окружающие и не подозревают об этом. Однако забывание про встречи и потеря предметов могут являться настолько же очевидными для ваше- го товарища, как и для вас.

 

Требования к памяти

 

Когда оцениваются суждения людей относительно собственной памяти, может ввести в заблуждение то, что люди живут очень по-разному. Один человек ведет очень структурированную и упорядоченную жизнь, создавая минимум требований к своей памяти, тогда как другой проводит жизнь бурно и напряженно. При оди- наковых возможностях памяти второй человек будет гораздо чаще сталкиваться с провалами в памяти, чем первый. Подобное объяснение, вероятно, применимо к наблюдению многих исследователей относительно того, что пожилые люди под- час реже сталкиваются с провалами в памяти, чем молодые. Вероятно, это проис- ходит вследствие того, что пожилые живут более структурированно и упорядочен- но. В семьях матерям часто приходится держать в памяти не только свои дела, но также дела мужа и детей. Для этого необходимо бывает использовать дополни- тельные резервы памяти, такие как календари и ежедневники, и в результате уда- ется допускать меньше ошибок. Такая организованность обычно сохраняется до преклонного возраста.

Джон Харрис попытался выяснить, какими средствами для запоминания лю- ди чаще всего пользуются. Он протестировал группу студентов университета и группу домохозяек. Его опросник, в модифицированном варианте, приводится на странице 286. Попробуйте выполнить его сами, проставляя ваши ответы в соот- ветствующие по номерам квадратики. Сравните, насколько отличаются использу- емые вами мнемонические средства от средств, использовавшихся тестовыми группами у Харриса. Цифрами в квадратиках обозначены наиболее часто выбира- емые категории. В целом, по данным Харриса, модели использования мнемотех- нических средств у обеих групп были похожи, но имелись и незначительные раз- личия; например, домохозяйки реже записывали что-либо на руках, чем студенты, и чаще — на календарях!

Практически все испытуемые в исследовании Харриса признавались в ис- пользовании каких-либо мнемотехник, большей частью это были внешние мне- мотехнические средства — дневники, календари и таймеры. В последние годы начался всплеск в использовании мнемотехнических средств на основе новых достижений в области микроэлектроники, скромная записная книжка превра- тилась в портативный персональный компьютер с клавиатурой и монитором. В 1988 году была напечатана статья Дугласа Херманна и Сьюзен Петро, матери- ал для которой собирался в течение нескольких лет, описывающая 74 вида по- добных мнемотехнических средств. К сожалению, было достаточно сложно вы-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.017 с.)