Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение творчества «кучкистов» для мирового музыкального искусства.
Творчество композиторов «Могучей кучки» принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Романсы Мусоргского, Кюи, Балакирева, Бородина и Римского – Корсакова, широко вошедшие в концертный репертуар, подкупают глубокой выразительностью и совершенством вокального письма. Композиторы «Могучей кучки» создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие. Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная замечательным творческим коллективом, дорога нам тем, что она показывает высокий пример служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы и героического художественного труда. Общеизвестна огромная роль руководителя Могучей кучки Милия Алексеевича Балакирева этого замечательного музыканта в истории русской культуры, и значение которого остается оцененным не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью. Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шел на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов.
Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века. Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры вплоть до встречи его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара». На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства. За свою жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей - композиторов он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда ее проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Еще в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая ее вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897. Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не была осуществлен. Единственное произведение Балакирева для театра - музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра. В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры - на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857, 2-я редакция 1886), на темы трех русских песен (1858, 2-я редакция 1881), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867, 2-я редакция 1905). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет» - 1864, 2-я редакция 1887, 1907), «Тамара» (1882) и Сюита в трех частях (1901-1909, завершена С. М. Ляпуновым).
Как концертирующий пианист, он сочинял много музыки с участием фортепиано, в том числе, два фортепианных концерта (1-й 1855, 2-й 1862-1910, окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианной - среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки. С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора a cappella, романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863). Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своем творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки. Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х лет, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой своих близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т. д), и редакции произведений композиторов уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и, творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и проч.). В целом это малоизученный пласт творчества деятельности Балакирева, однако, с уверенностью можно сказать, что больше всего сил он отдавал увековечению памяти музыки двух самых дорогих ему музыкальных имен - Глинки и Шопена. Еще в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на ее средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 вышла партитура оперы "Руслан и Людмила", а в 1881 – «Жизнь за царя» под редакцией Балакирева, Римского-Корсакова и Лядова. Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Свое логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась несколько в тени, однако она ничуть не менее важна. Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России, в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта Шопена (1909) и оркестровой Сюитой из его же произведений (1910, посмертное издание). В музыкознании его творчество еще недостаточно изучено и его творчество еще не нашло достойного места в концертной практике (во всяком случае в России, поскольку за рубежом его знают и ценят едва ли не больше чем у нас). Но время этого композитора уже приходит, и на афишах концертов все чаще будет появляться имя замечательного русского музыканта М. А. Балакирева.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.) |