Значение творчества «кучкистов» для мирового музыкального искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение творчества «кучкистов» для мирового музыкального искусства.



Творчество композиторов «Могучей кучки» принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Романсы Мусоргского, Кюи, Балакирева, Бородина и Римского – Корсакова, широко вошедшие в концертный репертуар, подкупают глубокой выразительностью и совершенством вокального письма.

Композиторы «Могучей кучки» создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие.

Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность.

Музыка, созданная замечательным творческим коллективом, дорога нам тем, что она показывает высокий пример служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы и героического художественного труда.

Общеизвестна огромная роль руководителя Могучей кучки Милия Алексеевича Балакирева этого замечательного музыканта в истории русской культуры, и значение которого остается оцененным не до конца. Возможно, это связано с тем, что он вызывал сложное и неоднозначное отношение к себе современников - как своим творчеством, так и общественной деятельностью.

Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шел на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов.

Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века. Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры вплоть до встречи его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара».

На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

За свою жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей - композиторов он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда ее проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Еще в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая ее вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897.

Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не была осуществлен. Единственное произведение Балакирева для театра - музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра.

В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры - на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857, 2-я редакция 1886), на темы трех русских песен (1858, 2-я редакция 1881), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867, 2-я редакция 1905). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет» - 1864, 2-я редакция 1887, 1907), «Тамара» (1882) и Сюита в трех частях (1901-1909, завершена С. М. Ляпуновым).

Как концертирующий пианист,  он сочинял много музыки с участием фортепиано, в том числе,  два фортепианных концерта (1-й 1855, 2-й 1862-1910, окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианной - среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки.

С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора a cappella, романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своем творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х лет, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой своих близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т. д), и редакции произведений композиторов уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и, творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и проч.).

В целом это малоизученный пласт творчества деятельности Балакирева, однако, с уверенностью можно сказать, что больше всего сил он отдавал увековечению памяти музыки двух самых дорогих ему музыкальных имен - Глинки и Шопена.

Еще в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на ее средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 вышла партитура оперы "Руслан и Людмила", а в 1881 – «Жизнь за царя» под редакцией Балакирева, Римского-Корсакова и Лядова. Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Свое логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась несколько в тени, однако она ничуть не менее важна. Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России, в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта Шопена (1909) и оркестровой Сюитой из его же произведений (1910, посмертное издание).

В музыкознании его творчество еще недостаточно изучено и его творчество еще не нашло достойного места в концертной практике (во всяком случае в России, поскольку за рубежом его знают и ценят едва ли не больше чем у нас). Но время этого композитора уже приходит, и на афишах концертов все чаще будет появляться имя замечательного русского музыканта М. А. Балакирева.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.)