Контрольная работа по предмету. Ярославский Педагогический Университет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по предмету. Ярославский Педагогический Университет



Ярославский Педагогический Университет

Им. К.Д. Ушинского

Контрольная работа по предмету

«История музыкального образования»

Контрольная работа на тему:

«Вклад М. А. Балакирева

В развитие отечественной композиторской школы»

Выполнила студентка

Заочного отделения

педагогического факультета

Специальности

«Музыкальное образование»

Шарова Наталия Олеговна

Шифр МУ 0226 № группы 64 «Г»

Преподаватель: Бочкарёва Ольга Васильевна

Год

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

 

1. Русская музыкальная жизнь второй половины XIX века……………….5

 

2. История создания «Могучей кучки» М.А. Балакирева…………………8          

 

3. Становление и развитие взглядов «кучкистов».Вклад М. А. Балакирева

     в развитие отечественной композиторской школы…………………….14

 

4. Русский народ в творчестве композиторов Могучей кучки…………...16

 

5. Распад «Пятерки»…………………………………………………………17

 

6. Значение творчества «кучкистов» для мирового музыкального искусства…………………………………………………………………..19

 

7. Педагогические воззрения М.А. Балакирева……………………………23

 

8. Список литературы……………………………………………………….33

 

Приложение……………………………………………………………….35

 

 

Введение

Вторая половина XIX века – пора необычайно яркого и мощного подъёма всей русской культуры. Научная и философская мысль, литература, искусство этого времени обогащаются множеством великих достижений, значение которых далеко выходит за пределы национальных масштабов. Россия выдвигает блестящую плеяду замечательных по силе и оригинальности деятелей в различных сферах духовной жизни. История человечества знает немного периодов, когда за короткий отрезок времени в какой – нибудь одной стране выдвигалось бы такое большое число учёных, мыслителей, художников крупнейшего значения. В этом смысле расцвет русской культуры во второй половине прошлого столетия можно сопоставить с классическим периодом древнегреческой античной культуры в V веке до нашей эры, эпохой Возрождения в Италии или французским «веком просвещения». Великая и непреходящая ценность сделанного Россией вклада в развитие общечеловеческой культуры признаётся во всём мире.

Уже в последнем двадцатилетии прошлого века русская музыка завоёвывает широкое признание в ряде стран западной Европы и Америки. В 1889 году, в связи с циклом концертов русской музыки, проведённых на Всемирной выставке в Париже, французская печать единодушно заявляла: «Существует русская музыкальная школа, никто этого отрицать не может».

В 1894 году колоссальное впечатление на французские музыкальные круги производит дважды исполненная в Париже симфоническая поэма «Тамара» Балакирева. Известный музыкант – этнограф и композитор Бурго-Дюкудре с восторгом писал автору, что музыка его симфонической поэмы «переносит в новый мир» и открывает перед европейскими музыкантами совершенно не знакомые им поэтические горизонты.

Особенно велико было значение русской музыки для молодых национальных культур славянских и некоторых других европейских народов, которые вынуждены ещё были в этот период вести борьбу за свою политическую независимость и право на самостоятельное развитие.

В 60—70-е годы прошлого века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердила значение русской классической музыки за пределами России, то теперь русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур, определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства. В этот период появляется целая плеяда выдающихся композиторов, многосторонне и глубоко отражающих в своем творчестве жизнь русского общества. К указанному двадцатилетию относится создание таких бессмертных произведений, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, балет Чайковского «Лебединое озеро», Первая и Вторая симфонии Бородина, первые четыре симфонии Чайковского и многое другое.

 Но не только созданием ярчайших сочинений отмечено это время. Коренные сдвиги происходят во всей музыкальной жизни. Русская музыка, развивавшаяся до того в условиях города лишь в аристократических салонах, придворных театрах и домашнем быту, теперь получает широкую аудиторию. Появляются концертные организации, систематически пропагандирующие музыкальное искусство. В театры приходит демократическая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие.

Оживление концертной жизни тесно связано с именами многих выдающихся исполнителей — инструменталистов и певцов. Среди них — пианисты:  братья Антон и Николай Рубинштейны, скрипачи: Г. Венявский и Л. Ауэр, виолончелисты:  К. Ю. Давыдов и А. В. Вержбилович, певцы:  О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, И. А. Мельников, Ю. Ф. Платонова, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, М. А. Славина и др. Большой вклад в развитие оперного дела внес дирижер Э. Ф. Направник.

Сила русской музыки заключалась в её глубокой жизненности, богатстве содержания и правдивости отражения разнообразнейших человеческих интересов, стремлений и переживаний. Чайковский и Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский при всех существовавших между ними различиях были представителями одной и той же культуры великого русского реализма в пору его наивысшего расцвета и зрелости. Истоки этой замечательной художественной культуры – в демократическом общественном подъёме 60–х годов. Лучшие люди этого времени были воодушевлены горячей, искренней жаждой народного блага, прогресса и просвещения, жгучей ненавистью ко всяческому гнёту и несправедливости. Стремясь к восстановлению человеческого достоинства, всеобщему равноправию и независимости, они служили этой высокой и благородной цели всеми доступными им средствами. Наука, литература и искусство становятся орудиями активного преобразования действительности, подчиняются передовым задачам современности.

Огромному внутреннему богатству отвечает столь же большая многогранность форм и средств музыкального выражения. В творчестве русских композиторов получают совершенное развитие различные виды музыкального искусства – от камерного лирического романса и фортепианной миниатюры до больших ярких симфонических и оперных полотен, монументальной оратории и кантаты. Русские мастера не только свободно овладевают всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством на протяжении ряда столетий, но и глубоко обновляют их, придавая им часто совершенно самостоятельный, своеобразный характер.

Главным источником языка и выразительных средств русской музыки служила прекрасная и богатая народная песня. Большинство композиторов этого времени прислушивались к песнетворчеству своего народа, изучали и записывали его напевы. Через песню они стремились постигнуть внутренний духовный склад русского человека, его думы и чаяния.

Полные горячего патриотизма и любви ко всему родному, русские музыканты вместе с тем всегда интересовались жизнью других народов и искренне сочувствовали их стремлению к свободе и самобытности. Сочетание яркой народности с подлинным и широким интернационализмом представляет одну из великих и благороднейших традиций русской художественной культуры. В русской музыке XXI столетия получает отражение обширный круг тем из жизни разных стран мира и всевозможных исторических эпох. Её выдающиеся представители обращались к сюжетам из мировой литературы древности, средних веков и нового времени, пользовались музыкальными темами многочисленных народов Запада и Востока. В своём же, русском, они умели открывать стороны, представляющие общечеловеческий интерес и значение.

 

Распад «Пятерки».

«Могучая кучка» как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70-х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л.И. Кармалиной в 1876 году он писал: «...По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других....Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно».

Постепенно роль руководителя передовых музыкальных сил переходит к Римскому-Корсакову. Он воспитывает молодое подрастающее поколение в консерватории, с 1877 года становится дирижёром Бесплатной музыкальной школы и инспектором музыкальных хоров морского ведомства. С 1883 года он ведёт педагогическую деятельность в Придворной певческой капелле.

Первым из деятелей «Могучей кучки» ушёл из жизни Мусоргский. Он умер в 1881 году. Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжёлыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность – всё это мешало композитору сосредоточиться на творческой работе, вызывало пессимистическое настроение и отчуждённость

 В 1887 году умер А.П. Бородин. Со смертью Бородина пути оставшихся в живых композиторов «Могучей кучки» окончательно разошлись. Балакирев, замкнувшись в себе, совсем отошел от Римского-Корсакова, Кюи давно отстал от своих гениальных современников. Один Стасов оставался в прежних отношениях с каждым их трёх.

Дольше всех прожили Балакирев и Кюи (Балакирев умер в 1910 году, Кюи – в 1918 году). Несмотря на то, что Балакирев вернулся к музыкальной жизни в конце 70-х годов (в начале 70-х годов Балакирев перестал заниматься музыкальной деятельностью), в нём уже не было энергии и обаяния, которые характеризовали его в пору 60-х годов. Творческие силы композитора угасли раньше жизни. Балакирев продолжал руководить Бесплатной музыкальной школой и Придворной певческой капеллой. Заведенные им и Римским-Корсаковым учебные порядки в капелле привели к тому, что многие из ее воспитанников вышли на настоящую дорогу, став незаурядными музыкантами.

Творчество и внутренний облик Кюи также мало чем напоминали о прежней связи с «Могучей кучкой». Он успешно продвигался в своей второй специальности: в 1888 году стал профессором Военно-инженерной академии по кафедре фортификации и оставил в этой области много ценных печатных научных трудов.

Долго прожил и Римский-Корсаков (умер в 1908 году). В отличие от балакирева и Кюи его творчество до самого завершения шло по восходящей линии. Он оставался верен принципам реализма и народности, выработанными в пору великого демократического подъёма 60-х годов в «Могучей кучке».

На великих традициях «Могучей кучки» Римский-Корсаков воспитал целое поколение музыкантов. Среди них такие выдающиеся художники, как Глазунов, Лядов, Аренский, Лысенко, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Штейнберг, Мясковский и многие другие. Они донесли эти традиции живыми и действенными до нашего времени. 

 

Находясь в центре внимания культурной жизни или уходя в тень, он никогда не шел на компромиссы с мнением общества - даже в противоречии с ним. В тишине и одиночестве он продолжал делать то же, что и на вершине славы - служить искусству, принося в жертву все остальное: здоровье, личную жизнь, дружбу близких людей, доброе мнение коллег-музыкантов.

Балакирев - одна из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века. Его жизнь была долгой и охватила несколько периодов истории русской музыкальной культуры вплоть до встречи его с Сергеем Васильевичем Рахманиновым, который в 1905 году дирижировал симфонической поэмой «Тамара».

На протяжении более полувека он общался с различными выдающимися музыкантами России и Европы, всячески способствуя процветанию истинного искусства.

За свою жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая неактивность композитора нередко вызывала удивление современников - ведь именно он стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало. Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком, обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей - композиторов он требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского внутреннего слуха - и не всегда ее проходила. В результате произведения могли создаваться десятилетиями. Наиболее яркий пример - Первая симфония. Еще в 1860-е годы всех своих друзей он побуждал к созданию симфонии, считая ее вершиной жанровой системы. Свою же собственную симфонию он начал в 1864 году, а закончил - в 1897.

Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не была осуществлен. Единственное произведение Балакирева для театра - музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и другие номера для оркестра.

В целом, наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра. Кроме двух симфоний, сюда входят различные увертюры - на тему испанского марша, данного автору Глинкой (1857, 2-я редакция 1886), на темы трех русских песен (1858, 2-я редакция 1881), Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867, 2-я редакция 1905). Здесь же находятся симфонические поэмы «Русь» (первоначально музыкальная картина «1000 лет» - 1864, 2-я редакция 1887, 1907), «Тамара» (1882) и Сюита в трех частях (1901-1909, завершена С. М. Ляпуновым).

Как концертирующий пианист,  он сочинял много музыки с участием фортепиано, в том числе,  два фортепианных концерта (1-й 1855, 2-й 1862-1910, окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а также просто фортепианной - среди них фантазия «Исламей» (как и «Тамара», связанный с впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869), соната (1905), множество фортепианных миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки.

С работой Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки - переложений для хора a cappella, романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении жизни Балакирев создал немало романсов для голоса с фортепиано или с оркестром («Грузинская песня», 1863).

Большой вклад Балакирев сделал в историю собирания и записи народных песен. После поездки по Волге, специально предпринятой для записи народных песен, Балакирев опубликовал сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (1866), имевший большой общественный резонанс. Позднее композитору предложили участвовать в составе комиссии по составлению и изданию русских народных песен, собранных экспедициями Русского географического общества. Результатом этой работы стало издание сборника «30 русских народных песен для фортепиано в 4 руки» (1898). В своем творчестве Балакирев часто обращался к подлинным русским напевам и этим он продолжал в музыке традиции, заложенные «Камаринской» Глинки.

Особое значение в творческой деятельности Балакирева имела его редакторская работа. Начиная с 1860-х лет, она сопровождала Балакирева на протяжении всего творческого пути. Вероятно, если сравнить количество редакторских и авторских работ композитора, то первых будет едва ли не больше. Здесь и работа с только нарождающейся музыкой своих близких друзей-учеников (Кюи, Ляпунов и т. д), и редакции произведений композиторов уже ушедших из жизни (как, например, Берлиоз и Шопен). Сюда входят и простые переложения симфонических произведений для фортепиано (в 2 или 4 руки), и, творческие переосмысления уже существующих произведений других авторов (сюда входят различные фортепианные транскрипции, концертные обработки и проч.).

В целом это малоизученный пласт творчества деятельности Балакирева, однако, с уверенностью можно сказать, что больше всего сил он отдавал увековечению памяти музыки двух самых дорогих ему музыкальных имен - Глинки и Шопена.

Еще в 1877 году сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова просила Балакирева заняться редактированием и изданием на ее средства оперных партитур Глинки. К концу 1878 вышла партитура оперы "Руслан и Людмила", а в 1881 – «Жизнь за царя» под редакцией Балакирева, Римского-Корсакова и Лядова. Одновременно он занимался редакциями и корректурами других сочинений Глинки, выходивших в различных издательствах. Свое логическое завершение работа с музыкой Глинки получила в конце жизни Балакирева - с 1902 года он активно участвовал в редакции и издании Полного собрания сочинений Глинки. Что же касается Шопена, то работа с его музыкой осталась несколько в тени, однако она ничуть не менее важна. Малоизвестно, что именно Балакирев стал редактором первого в мире Собрания сочинений Шопена, вышедшего в России, в издании Стелловского в 1861-1864 годы. В дальнейшем он также работал над редакциями различных сочинений Шопена и увенчал свою творческую биографию двумя масштабными работами, связанными с творчеством Шопена - переинструментовкой Первого фортепианного концерта Шопена (1909) и оркестровой Сюитой из его же произведений (1910, посмертное издание).

В музыкознании его творчество еще недостаточно изучено и его творчество еще не нашло достойного места в концертной практике (во всяком случае в России, поскольку за рубежом его знают и ценят едва ли не больше чем у нас). Но время этого композитора уже приходит, и на афишах концертов все чаще будет появляться имя замечательного русского музыканта М. А. Балакирева.

 

Список литературы

 

1.  Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (дореформ 60-х гг.) / Акад. пед. наук СССР; Сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987.- 560 с.

2. Асафьев Б.В. Их было трое… (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50 - 60-х годов прошлого столетия) [Текст] / Б.В. Асафьев // Избр. Труды. Т. 3. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 335 с.

3. Балакирев, М.А. Воспоминания и письма / Ред.-сост. Ю. А. Кремлев, А.С. Ляпунова, Э.Л. Фрид. Л.: Музгиз, 1962. - 478 с.

4. Балакирев, М.А. Летопись жизни и творчества / Сост. А.С. Ляпунова и Э.Э. Язовицкая. Л.: Музыка, 1967. - 598 с.

5. Балакирев, М.А., Стасов, В.В. Переписка. / Ред.-сост., авт. вступит, статьи и коммент. А.С. Ляпунова. Т. 2. - М.: Музыка, 1971. - 422 с.

6.  Балакирев, М.А. Переписка с Н.Г. Рубинштейном и М.П. Беляевым. / Ред. предисл. и коммент. В.А. Кисилева. М.: Музыка, 1956. - 103 с.

7. Балакиреву посвящается: Сборник статей к 160-летию со дня рождения композитора (1836-1996) / Ред.-сост. Т.А. Зайцева. СПб.: Канон, 1998. -224 с.

8. Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки» [Текст] / Е.М. Гордеева. – М.: Музыка, 1986. – 288 с.

9. Ипполитов-Иванов М. М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. - М., 1934.

10. Келдыш Ю. В. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М.: Советский композитор, 1978.

11. Келдыш Ю. В. Русские композиторы второй половины XIX века. – М.:

    Советский композитор, 1960.

12. Кюи Ц. А. Избранные статьи – Л.:,1952.

13. Мусоргский М. П. Письма и документы. – М.: - Л.:, 1931.

14. Орлова Е. М. Лекции по истории русской музыки. – М.: Музыка, 1985.

15. Римский – Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Т. 1 - М.:, 1955. 

16. Слонимский С. М. Балакирев – педагог // Советская музыка. 1990. № 3. С. 7–12.

17. Стасов В.В. 25-летие Бесплатной музыкальной школы [Текст] / В.В. Стасов // Избранные сочинения в трёх томах. Т. 3. - М.: Искусство, 1952. – 888 с.

18. Стасов В.В. Три русских концерта [Текст] / В.В. Стасов// Статьи о музыке в пяти выпусках, выпуск второй. – М.: Музыка, 1976. – 439 с.

 

 

Приложение

Стасов В.В.

Ярославский Педагогический Университет

Им. К.Д. Ушинского

Контрольная работа по предмету

«История музыкального образования»

Контрольная работа на тему:

«Вклад М. А. Балакирева



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.053 с.)