Русская музыкальная жизнь второй половины XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская музыкальная жизнь второй половины XIX века.



На протяжении второй половины XIX века происходят крупные изменения в общем укладе русской музыкальной жизни. Музыка приобретает широкое массовое распространение, значительно увеличивается круг активно интересующихся ею лиц. Это было связано с демократизацией всего строя русской культуры после падения крепостного права. В литературу, журналистику, науку и искусство приходит новый человек – интеллигент-разночинец. Стремясь к просвещению и образованию в самых широких масштабах, он требует от всех видов духовной культуры серьёзности, глубины и полноценности содержания.

Задачу систематического исполнения и пропаганды серьёзной классической музыки берёт на себя Русское музыкальное общество (РМО), созданное в 1859 году в Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна. Оно ставило целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Рубинштейн — выдающийся музыкально-общественный деятель, пианист, композитор и дирижер — сам стал во главе концертов РМО. Значение этих концертов было огромно. Широкая слушательская аудитория знакомилась здесь, нередко впервые, с произведениями Баха и Генделя, Бетховена и Мендельсона и многих других крупнейших композиторов. Отделения РМО появились вскоре и в других крупных городах России — Москве, Киеве, Казани, Саратове. Функции Общества не исчерпывались организацией концертов. Оно ставило перед собой также задачу развития музыкального образования в стране и подготовки своих, отечественных кадров музыкантов - профессионалов различных специальностей. В 1862 году была основана первая в России Петербургская консерватория, а через несколько лет и вторая русская консерватория в Москве.

Детищем демократически-просветительного движения 60-х годов явилась и Бесплатная музыкальная школа, открытая в один и тот же год с Петербургской консерваторией. Она была организована главой нового музыкального направления М. А. Балакиревым и хормейстером Г. Я. Ломакиным. Занятия Бесплатной школы, происходившие по воскресеньям, были рассчитаны на широкий массовый круг посетителей. Цель их заключалась в том, чтобы сообщить рядовому любителю музыки элементарные теоретические сведения и навыки пения и игры в хоре и оркестре, дав ему возможность самостоятельно участвовать в исполнении сложных и значительных образцов музыкальной литературы. 

 Выдающуюся роль сыграли также симфонические концерты Бесплатной музыкальной школы. Они имели передовое культурно-пропагандистское значение. Здесь под управлением Балакирева, исполнялись преимущественно произведения русских композиторов, а также мало известные в России, выдающиеся образцы новой европейской музыки, к которым столичная аристократия привыкла относиться с пренебрежением. Наряду с сочинениями Глинки и Даргомыжского можно было услышать и новинки, только что написанные произведения молодых русских музыкантов, кроме того впервые в концертах Бесплатной музыкальной школы прозвучал ряд крупных вещей современных зарубежных композиторов — Берлиоза, Листа, Шумана.

Повышение общественной значимости музыкального искусства даёт толчок развитию музыкально-критической мысли. Музыкальная критика проникается передовыми просветительскими идеалами своего времени и становится активным фактором борьбы за самостоятельные национальные пути развития русской музыки. Стремясь воспитывать художественные вкусы широких масс публики, прививать им верные взгляды на искусство, критика одновременно оказывала влияние и на композиторов; она напоминала им о высоком гражданском долге художника, указывала задачи, решения которых требовала жизнь, и часто помогала в процессе их непосредственного творческого выполнения.

Крупнейшими фигурами русской музыкальной критики в середине века были В.В. Стасов и А.Н. Серов. Тон музыкальной критики был боевой, публицистический, вокруг тех или иных явлений музыкальной жизни зачастую завязывались горячие, страстные споры и полемика. Острота этих споров вызывалась новизной и сложностью задач, выдвигавшихся самой русской действительностью того времени. Новое рождалось в столкновении и борьбе различных тенденций, причём нередко противоположные мнения заострялись до крайности и получали парадоксальное выражение. Но в основе деятельности всех названных критиков лежало единое благородное стремление к утверждению прогрессивных национальных начал русского искусства.

Одно из видных мест в русской музыке середины XIX века занимает выдающийся музыкальный учёный, блестящий критик-публицист и талантливый композитор Александр Николаевич Серов. Затронув ряд новых для русского музыкального искусства тем и задач, Серов указал на многие из тех путей, по которым пошло развитие русской музыки в последующий период. Уже одно это определяет крупную историческую роль его творчества.

Характерной чертой русской художественной жизни середины XIX века является образование ясных, оформившихся направлений, сознательно отстаивающих в своём творчестве определённые идеи, взгляды и принципы. В разных областях искусства возникают творческие группы, кружки и «артели», объединённые общностью идейных стремлений и товарищеской солидарностью. В музыке такой боевой группой, становящейся в авангарде борьбы за новое демократическое национальное искусство, был «балакиревский кружок», который сформировался на рубеже 50-х и 60-х годов. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) являлся душой и центром этого кружка. Его творческими соратниками были: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918).   

«Могучая кучка», или, как ее еще называют, «балакиревский кружок», была характерным явлением своего времени. Подобно «Артели петербургских художников», сменившейся позднее «Товариществом передвижных выставок», подобно «Артистическому кружку» в Москве, объединявшему вокруг Малого театра и драматурга А. Н. Островского актеров, литераторов, художников, она была свободным творческим. На творческих принципах «Могучей кучки» воспитывались многие петербургские композиторы последующего поколения, в том числе, Глазунов, Лядов и др. В целом направление, представляемое кучкистами и их учениками, получило название «Новая русская музыкальная школа».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.004 с.)