В развитие отечественной композиторской школы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В развитие отечественной композиторской школы»



Выполнила студентка

Заочного отделения

педагогического факультета

Специальности

«Музыкальное образование»

Шарова Наталия Олеговна

Шифр МУ 0226 № группы 64 «Г»

Преподаватель: Бочкарёва Ольга Васильевна

Год

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

 

1. Русская музыкальная жизнь второй половины XIX века……………….5

 

2. История создания «Могучей кучки» М.А. Балакирева…………………8          

 

3. Становление и развитие взглядов «кучкистов».Вклад М. А. Балакирева

     в развитие отечественной композиторской школы…………………….14

 

4. Русский народ в творчестве композиторов Могучей кучки…………...16

 

5. Распад «Пятерки»…………………………………………………………17

 

6. Значение творчества «кучкистов» для мирового музыкального искусства…………………………………………………………………..19

 

7. Педагогические воззрения М.А. Балакирева……………………………23

 

8. Список литературы……………………………………………………….33

 

Приложение……………………………………………………………….35

 

 

Введение

Вторая половина XIX века – пора необычайно яркого и мощного подъёма всей русской культуры. Научная и философская мысль, литература, искусство этого времени обогащаются множеством великих достижений, значение которых далеко выходит за пределы национальных масштабов. Россия выдвигает блестящую плеяду замечательных по силе и оригинальности деятелей в различных сферах духовной жизни. История человечества знает немного периодов, когда за короткий отрезок времени в какой – нибудь одной стране выдвигалось бы такое большое число учёных, мыслителей, художников крупнейшего значения. В этом смысле расцвет русской культуры во второй половине прошлого столетия можно сопоставить с классическим периодом древнегреческой античной культуры в V веке до нашей эры, эпохой Возрождения в Италии или французским «веком просвещения». Великая и непреходящая ценность сделанного Россией вклада в развитие общечеловеческой культуры признаётся во всём мире.

Уже в последнем двадцатилетии прошлого века русская музыка завоёвывает широкое признание в ряде стран западной Европы и Америки. В 1889 году, в связи с циклом концертов русской музыки, проведённых на Всемирной выставке в Париже, французская печать единодушно заявляла: «Существует русская музыкальная школа, никто этого отрицать не может».

В 1894 году колоссальное впечатление на французские музыкальные круги производит дважды исполненная в Париже симфоническая поэма «Тамара» Балакирева. Известный музыкант – этнограф и композитор Бурго-Дюкудре с восторгом писал автору, что музыка его симфонической поэмы «переносит в новый мир» и открывает перед европейскими музыкантами совершенно не знакомые им поэтические горизонты.

Особенно велико было значение русской музыки для молодых национальных культур славянских и некоторых других европейских народов, которые вынуждены ещё были в этот период вести борьбу за свою политическую независимость и право на самостоятельное развитие.

В 60—70-е годы прошлого века русская музыка переживает пору могучего расцвета. Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением Глинки, утвердила значение русской классической музыки за пределами России, то теперь русская музыка становится одной из ведущих музыкальных культур, определяющих дальнейшее развитие всего европейского музыкального искусства. В этот период появляется целая плеяда выдающихся композиторов, многосторонне и глубоко отражающих в своем творчестве жизнь русского общества. К указанному двадцатилетию относится создание таких бессмертных произведений, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, балет Чайковского «Лебединое озеро», Первая и Вторая симфонии Бородина, первые четыре симфонии Чайковского и многое другое.

 Но не только созданием ярчайших сочинений отмечено это время. Коренные сдвиги происходят во всей музыкальной жизни. Русская музыка, развивавшаяся до того в условиях города лишь в аристократических салонах, придворных театрах и домашнем быту, теперь получает широкую аудиторию. Появляются концертные организации, систематически пропагандирующие музыкальное искусство. В театры приходит демократическая публика: студенты, интеллигенция, мелкие служащие.

Оживление концертной жизни тесно связано с именами многих выдающихся исполнителей — инструменталистов и певцов. Среди них — пианисты:  братья Антон и Николай Рубинштейны, скрипачи: Г. Венявский и Л. Ауэр, виолончелисты:  К. Ю. Давыдов и А. В. Вержбилович, певцы:  О. А. Петров, Ф. И. Стравинский, И. А. Мельников, Ю. Ф. Платонова, Е. А. Лавровская, П. А. Хохлов, М. А. Славина и др. Большой вклад в развитие оперного дела внес дирижер Э. Ф. Направник.

Сила русской музыки заключалась в её глубокой жизненности, богатстве содержания и правдивости отражения разнообразнейших человеческих интересов, стремлений и переживаний. Чайковский и Бородин, Римский-Корсаков и Мусоргский при всех существовавших между ними различиях были представителями одной и той же культуры великого русского реализма в пору его наивысшего расцвета и зрелости. Истоки этой замечательной художественной культуры – в демократическом общественном подъёме 60–х годов. Лучшие люди этого времени были воодушевлены горячей, искренней жаждой народного блага, прогресса и просвещения, жгучей ненавистью ко всяческому гнёту и несправедливости. Стремясь к восстановлению человеческого достоинства, всеобщему равноправию и независимости, они служили этой высокой и благородной цели всеми доступными им средствами. Наука, литература и искусство становятся орудиями активного преобразования действительности, подчиняются передовым задачам современности.

Огромному внутреннему богатству отвечает столь же большая многогранность форм и средств музыкального выражения. В творчестве русских композиторов получают совершенное развитие различные виды музыкального искусства – от камерного лирического романса и фортепианной миниатюры до больших ярких симфонических и оперных полотен, монументальной оратории и кантаты. Русские мастера не только свободно овладевают всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством на протяжении ряда столетий, но и глубоко обновляют их, придавая им часто совершенно самостоятельный, своеобразный характер.

Главным источником языка и выразительных средств русской музыки служила прекрасная и богатая народная песня. Большинство композиторов этого времени прислушивались к песнетворчеству своего народа, изучали и записывали его напевы. Через песню они стремились постигнуть внутренний духовный склад русского человека, его думы и чаяния.

Полные горячего патриотизма и любви ко всему родному, русские музыканты вместе с тем всегда интересовались жизнью других народов и искренне сочувствовали их стремлению к свободе и самобытности. Сочетание яркой народности с подлинным и широким интернационализмом представляет одну из великих и благороднейших традиций русской художественной культуры. В русской музыке XXI столетия получает отражение обширный круг тем из жизни разных стран мира и всевозможных исторических эпох. Её выдающиеся представители обращались к сюжетам из мировой литературы древности, средних веков и нового времени, пользовались музыкальными темами многочисленных народов Запада и Востока. В своём же, русском, они умели открывать стороны, представляющие общечеловеческий интерес и значение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.006 с.)