Индексы,их сущность и методы расчета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индексы,их сущность и методы расчета



Индексы – относительная величина, с помощью которой измеряют изменения различных явлений во времени (динамические индексы) или в пространстве (территориальные индексы).

Индексы могут быть:

1) Индивидуальные  – характеризуют, как изменяются интересующие нас показатели у отдельных единиц.  Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Эти индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений. Индивидуальные индексы представляют собой относительные величины динамики, выполнения плана, сравнения, и их расчет не требует знания специальных правил. В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают физического объёма продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т. д. Индекс физического объема продукции рассчитывается по формуле: . Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара. Индексы других показателей строятся аналогично. Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

2) Общие (сводные)  – интересующие нас показатели по совокупности товара.

Общие индексы строят для количественных (объемных) и качественных показателей. В зависимости от цели исследования и наличия исходных данных используют различную форму построения общих индексов: агрегатную или средневзвешенную. Агрегатный индекс – сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов. Индекс стоимости продукции, или товарооборота, представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода к стоимости продукции в базисном периоде и определяется по формуле:  Такой индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции. Индекс физического объема продукции – это индекс количественного показателя.  Индекс физического объема продукции показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (снижения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства. Индекс цен – это индекс качественного показателя.  Индекс цен показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения цен.

 

Агрегатный индекс

Агрегатный индекс – сложный показатель, который характеризует среднее изменение социально-экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов. Особенность этой формы индекса состоит в том, что непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей.

Индексируемая величина – признак, изменение которого изучается (цена товаров, курс акций, затраты рабочего времени и т.д.).

Вес индекса – это величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин.

При выборе веса индекса следует руководствоваться правилом: если строится индекс количественного показателя, то веса берутся за базисный период, при построении индекса качественного показателя используются веса отчетного периода.

Индекс стоимости продукции (товарооборота) () - представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода к стоимости продукции в базисном периоде. Стоимость продукции – это произведение количества продукции в натуральном выражении (q) на цену (p).

Показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет.

Индекс физического объема продукции – это индекс количественного показателя. Индексируемой величиной будет количество продукции, а весом – цена.

показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения объемов ее производства.

Разность числителя и знаменателя () показывает, на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате изменения объема.

Индекс цен – это индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена товара, т.к. этот индекс характеризует изменение цен. Весом будет выступать количество произведенного товаров.

,

в числителе – фактическая стоимость продукции текущего периода, а в знаменателе – условная стоимость тех же товаров ценах базисного периода. Показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен. Разность числителя и знаменателя – на сколько рублей изменилась стоимость продукции в результате роста (снижения) цен.

Стоимость продукции можно представить как произведение количества товара на его цену. Точно такая же связь существует и между индексами стоимости, физического объема и цен, т.е. , или . Разность числителя и знаменателя каждого индекса-сомножителя выражает размер изменения общей абсолютной величины под влиянием изменения одного фактора.

Товар Ед. изм.

I

период

II

период

Индивидуальные индексы

    цена за единицу товара, руб. кол-во цена за единицу товара, руб. кол-во,   цен физич-го объёма
А т 20 7 500 25 9500 1,25 1,27
Б м 30 2 000 30 2500 1,0 1,25
В шт. 15 1 000 10 1500 0,67 1,5

При определении общего индекса цен в агрегатной форме  в качестве соизмерителя индексируемых величин  и  могут приниматься данные о количестве реализации товаров в текущем периоде

Агрегатная формула такого общего индекса цен имеет следующий вид:

называется индексом Пааше.

=25 * 9 500 + 30 * 2 500 + 10 * 1 500 = 327 500 руб.

= 20 * 9 500 + 30 * 2 500 + 15 * 1 500 = 287 500 руб.

 или 113,9%

Применение формулы 1 показывает, что по данному ассортименту товаров в целом цены повысились в среднем на 13,9%.

 

При другом способе определения агрегатного индекса цен в качестве соизмерителя индексируемых величин  и  могут применяться данные о количестве реализации товаров в базисном периоде . В знаменателе индексного отношения образуется значение , т.е. сумма стоимости продажи товаров в базисном периоде по ценам того же базисного периода.

=  индекса Ласпейреса.

= 25 * 7 500 + 30 * 2 000 + 10 * 1000 = 257 500 руб.

= 20 * 7 500 + 30 * 2 000 + 15 * 1 000 = 225 000 руб.

= или 114,4%

Применение формулы 2 показывает, что по данному ассортименту товаров в целом цены повысились в среднем на 14,4%.

Таким образом, выполненные по формулам 1 и 2 расчёты имеют разные показания индексов цен. Это объясняется тем, что индексы Пааше и Ласпейреса характеризуют различные качественные особенности изменения цен.

Индекс Пааше характеризует влияние изменения цен на стоимость товаров, реализованных в отчётном периоде. Индекс Ласпейреса показывает влияние изменения цен на стоимость количества товаров, реализованных в базисном периоде.

Другим важным видом общих индексов, которые широко применяются в статистике, являются агрегатные индексы физического объёма товарной массы.

При определении агрегатного индекса физического объёма товарной массы  в качестве соизмерителей индексируемых величин  и  могут применяться неизменные цены базисного периода . При умножении  на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуются значение , т.е. сумма стоимости товарной массы текущего периода в базисных ценах. В знаменателе — , т.е. сумма стоимости товарной массы базисного периода в ценах того же базисного периода.

   

= 9 500 * 20 + 2 500 * 30 + 1 500 * 15 = 287 500 руб.

= 7 500 * 20 + 2 000 * 30 + 1 000 * 15 = 225 000 руб.

=  или 127,8%

по данному ассортименту товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,8%.

Агрегатный индекс физического объёма товарооборота может определяться посредством использования в качестве соизмерителя индексируемых величин  и   цен текущего периода .

= (4)

 

= 9 500 * 25 + 2 500 * 30 + 1 500 * 10 = 327 500 руб.

= 7 500 * 25 + 2 000 * 30 + 1 000 * 10 = 257 500 руб.

=  или 127,2%

товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,2%.

 

Аналогичным образом производится расчёт индекса себестоимости, при этом сравниваются суммы затрат в производстве в отчётном периоде ( — числитель индекса) с суммой затрат в производстве на продукцию отчётного периода по себестоимости базисного периода ( — знаменатель).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.016 с.)