Принципы русского национального речевого этикета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы русского национального речевого этикета



Этика - это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.

Этикет- правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.

Сегодня в практике межличностных коммуникаций часто используются достижения научно-технического прогресса: общение посредством телефона, электронной почты, факса и т.д. Однако специфические условия сети Интернет налагают дополнительные условия и требования при использовании сетевых служб. В связи с развитием Интернет, ростом количества людей, которые пользуются сетевыми ресурсами, сложилось новое понятие - сетевой этикет («сетикет», Netiquette) - совокупность правил поведения и обхождения, принятых при использовании компьютерных сетей. Ведите себя так,  чтобы не обидеть человека, чтобы вас легко было понять. Используйте следующую формулу обращения: «Добрый день, уважаемый (уважаемая) + имя отчество адреса». Соблюдайте принципы грамотности и логичности. Отвечая на пришедшее письмо, рекомендуется кратко цитировать некоторые его отрывки, выделяя их и отделяя от ответа пустой строкой. Использовать общепринятые аббревиатуры.

Правила общения в чате и ICQ: для чата и ICQ рекомендуется выбирать ник, не оскорбляющий других участников чата; обычно стараются, чтобы он показывал, кто пользователь - мужчина или женщина, т.е. нужно избегать нейтральных имен; обращаясь к кому-либо, пишут его ник с двоеточием в начале фразы; нужно стараться помогать другим там, где это можно сделать; следует уважать время и возможности других; не следует многократно писать одну и ту же фразу, забивая эфир, это очень раздражает других участников чата, не нужно злоупотреблять своими возможностями; в чате нужно придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни: следует избегать резких и нецензурных выражений, грамматических ошибок, избегать конфликтов и не допускать их, желательно прощать другим их ошибки; уходя из чата, принято попрощаться с собеседниками.

Структура делового электронного письма: «шапка» в корпоративном стиле; приветствие; содержание, цель обращения; прощание; личная подпись с указанием контактов; ссылка на сайт компании; логотип, если это необходимо.При оформлении электронного письма в обязательном порядке должны быть заполнены поля: «Тема», «Кому».По правилам Сетикета на электронные письма обязательно нужно отвечать, время ответа на e-mail не должно превышать двух суток. Если вам необходимо более длительное время для ответа на письмо, стоит объяснить причины задержки. Сеанс электронного диалога заканчивается по правилам телефонного этикета: кто первый начал переписку, тот первый ее и заканчивает.

Н.А. Акишина раскрывает своеобразие телефонного разговора следующим образом: «Это не средство массовой коммуникации, а форма общения с обратной связью, что сближает его с устным речевым общением. Телефонный разговор характеризуется неподготовленностью, спонтанностью, краткостью. Он является дистантным и опосредованным». Правила разговора по телефону: следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры; неприлично звонить до 9 утра и после 22:00; нельзя звонить незнакомым людям, а если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон; разговор не должен быть долгим (3-5 минут); абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон; непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»Смысловые части телефонного разговора: установление контакта (установление личности, проверка слышимости); начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка); развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений); конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание).

Выполнение правил безопасности при общении в социальных сетях не гарантирует защиту, но пренебрегать ими не стоит, ибо они выведены из печального опыта жертв кибермошенников.Общие правила безопасности. Используйте надежный пароль: он должен содержать не менее 8 символов и состоять из букв в верхнем и нижнем регистре, цифр, специльных символов. Не используйте один и тот же пароль на многих ресурсах: пароль должен быть уникальный для каждого сервиса!Обращайте внимание на ссылки, по которым переходите, контролируйте правильность написания URL социальной сети.По возможности вводите адрес социальной сети непосредственно в адресной строке браузера или используйте закладки.По возможности, включайте передачу данных по зашифрованному протоколу HTTPS ( https://), особенно если выходите в Интернет из публичных сетей. Включите двухфакторую авторизацию (стандартная связка из логина и пароля, PIN-код). Никогда не публикуйте информацию, которую Вы не хотели бы видеть на доске объявлений. Практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные Вами сведения. Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. Ответы на вопросы для входа в вашу учетную запись мошенник может легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в социальной сети.Не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты. Используя эти данные, сайт может рассылать электронные сообщения (например, приглашения присоединиться к этой сети от вашего лица) всем пользователям из вашего списка контактов. Не добавляйте в «друзья» тех людей, которых Вы не знаете - оставляйте их в подписчиках. Проявляйте осторожность при установке приложений или дополнений для социальных сетей. Часто они используются для кражи личных данных. И наконец, не регистрируйтесь в тех социальных сетях, которые не собираетесь использовать. Люди приходят и уходят, а их личные данные остаются в сети навсегда…

Для успешного проведения диалогической коммуникации собеседникам важно обладать определенными умениями и навыками, позволяющими достичь поставленной перед собой цели. Разновидности диалогической коммуникации:

Деловая беседа - прямое взаимное общение в официально-деловой сфере, осуществляемое с помощью вербальных и невербальных средств.Деловая беседа не может быть спонтанной. Она заранее планируется, и, если человек хочет добиться своей цели в ходе общения, ему следуетзаранее составить план беседы и отработать наиболее важные пункты; начинать и заканчивать беседу положительной фразой;помнить о движущих мотивах собеседника: его ожиданиях, позиции, желании самоутвердиться, чувстве справедливости и самолюбии;избегать присутствия незаинтересованных лиц;не допускать невежливого поведения;избегать вопросов, допускающих ответ «нет»;давать основательную мотивацию своей позиции в каждом случае, когда собеседник с ней не согласен;не относиться пренебрежительно к собеседникам;избегать пустословия;не допускать шаблонных речей;избегать удаления от предмета беседы и попутных отступлений;выражаться убедительно и в оптимистической манере.

Переговоры целенаправленно ориентированы на достижение определенных результатов делового общения. Этапы переговоров: введение в проблематику, характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров, изложение позиций сторон, ведение диалога, представляющее обсуждение всех «за» и «против», решение проблемы, завершение.

Для успешной диалогической коммуникации очень важно взаимопонимание собеседников, которое во многом зависит от поведения человека, от умения «подать» себя в обществе. Как же необходимо себя вести, чтобы общение состоялось, чтобы диалог достиг цели? Не переносите личную неприязнь к партнеру на предмет обсуждения или общения. Сосредоточивайтесь на интересах, а не на позициях. Прежде чем принять какое-либо решение, просчитайте несколько вариантов; принятый вариант решения должен быть взаимовыгодным и не ущемлять чьи-либо интересы. Используйте лишь объективную информацию для убеждения собеседника, вместо того чтобы просто заставить друг друга отступить.

Умение общаться невозможно без умения слушать собеседника. Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание. Молчание слушающего в данном случае должно быть значимым, внимательным (молчание понимания), иначе оно может быть истолковано говорящим как равнодушие, невнимательность.Если слушающий уточняет высказывание или положение, перефразирует их, обобщает сказанное, то он использует немолчаливое, активное, рефлексивное слушание. Психологи описали способ «помогающего слушания», суть которого сводится к возвращению того, что  вам поведал говорящий, при этом обозначив его чувства, эмоции, соображения: повернитесь лицом к собеседнику так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне; если вы беседуете с расстроенным или огорченным человеком, не следует задавать ему вопросов; желательно, чтобы ваши реплики звучали в утвердительной форме; фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия; «держите паузу» - после каждой своей реплики, ответов собеседника помолчите, дайте возможность собеседнику разобраться в переживаниях; в вашем ответе очень полезно повторить, что, как вы поняли, произошло с собеседником, а потом обозначить его чувство.

Невербальное общение – общение без помощи слов - часто возникает бессознательно. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, интонация и тембр голоса эту информацию дополняют и усиливают либо противоречат ей и ослабляют. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если пальцы рук сцеплены, то этот жест означает разочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение. В настоящее время невербальное общение достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальный (т.е. несловесный) этикет общения – это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т. д., которые должны в процессе общения соблюдаться, чтобы отношения между партнерами по общению можно было считать вежливыми.Жесты должны быть скупы, неразмашисты, определенны: например, легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль» или «ничего». В Японии – «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.

Речевая агрессия чрезвычайно распространена в различных видах общения и является серьезным препятствием на пути к эффективной коммуникации. Под речевой агрессией понимают: грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке.

Ю.В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет следующие виды вербальной агрессии:по интенсивности: слабые (стертые, размытые) и сильные (максимальные, предельные);по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;по способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).

Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, враждебное замечание, порицание, насмешщка (колкость), ссора.

К.Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.).Необходимо помнить, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека и может послужить основой более сильного и социально неприемлемого поведения - физической агрессии. Как пишет В.И. Жельвис, «укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии».

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, характеризующих, прежде всего, частное, межличностное общение, существует и массовая речевая агрессия. А.К. Михальская выделяет ситуации речевой агрессии, в которых участвуют массы людей под руководством лидера, гдевсе участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного/не представленного в ситуации конкретным лицом/лицами. Лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт воодушевления, воодушевляющего боевого порыва. Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

Особым проявлением речевой агрессии становится такое характерное для ряда средств массовой информации и некоторых политиков явление, как язык вражды, к которому относятся обозначения любого публичного «языкового поступка», прямо или косвенно способствующего возбуждению национальной, религиозной, социальной и/или иной вражды.Комитет министров Совета Европы определяет язык вражды как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.В России (как и в большинстве цивилизованных стран мира) существуют довольно жесткие административные и уголовные запреты на действия, возбуждающие расовую, национальную и религиозную рознь, однако время от времени в публичном пространстве возникают прямые или закамуфлированные проявления языка вражды, которые нужно уметь видеть и с которыми, безусловно, следует бороться. Формы существования языка вражды: призывы (в т.ч. завуалированные) к насилию, дискриминации, в том числе в виде общих лозунгов; создание негативного образа,утверждение криминальности, моральных недостатков,  разных типах неполноценности (недостаток культурности, интеллектуальных способностей, неспособность к созидательному труду и т.д.), обвинения в исторических преступлениях, негативном влиянии на общество и/или государство (размывание национальной идентичности) той или инойэтнической, религиозной, возрастной, тендерной, профессиональной и т.п. группы; упоминание этнической или религиозной группы или ее представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте; оправдание исторических случаев насилия и дискриминации, в т.ч. публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации; рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной социальной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.; цитирование ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание позиций интервьюируемого и журналиста.

Таким образом, следует помнить, что свобода массовой информации не должна вступать в конфликт с такой фундаментальной ценностью демократического общества, как равенство прав граждан. По мнению Ю.В. Щербининой, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

Следует помнить, что существуют правила бесконфликтного поведения. Например, профессор И.А. Стернин выделяет в качестве важнейшего принцип терпимости к собеседнику, который включает в себя следующие советы: не пытаться переделать собеседника во время разговора;пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника; во время общения отвлекаться от недостатков собеседника;приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности и т.п.).

Существует множество способов преодоления речевой агрессии в конкретных коммуникативных актах: игнорирование, переключение внимания, проецирование положительных качеств «агрессора», положительные оценочные высказывания, юмор, убеждение.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Все определения понятий в тексте выделены курсивом. Проверьте, все ли определения вы записали?

2. Выпишите на отдельной странице ключевые слова раздела «Культура речи», выделите их разными цветами. Раскройте (устно, про себя) понимание этих слов.

3. Подберите свои примеры на каждое средство выразительности.

4. Сформулируйте принципы русского национального речевого этикета.

Лекция 3 (6 часов)

Тема  3. РЕЧЬ.РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ

План лекции

1. Язык и речь

2. Оратория как мастерство публичного выступления

3. Текст как единица языка и речи

 

Язык и речь

Язык - система знаков, код, используемый во взаимодействии людей (слушающий-читающий и говорящий-пишущий).

Речь - индивидуальное психофизическое явление, активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего, продукт самовыражения человека.

Это две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений». Критериипротивопоставления языка и речи:

 

Языккак средство общения Речькак деятельность
Объект идеальной и материальной природы Материальна (об идеальной стороне речи говорят как о допущении, имея ввиду речь внутреннюю)
Социально-культурное достояние. Является системой знаков, регулируется нормами Функциональная система (реализация языковой системы); допускает в речевых действиях элементы случайного, а иногда и преднамеренного нарушения норм
Знаки системы являются средством познания Знаки являются средством общения  
Нецеленаправлен, но функционален (коммуникативная, когнитивная, регулятивная и др. функции языка) Интенциональная
Имеет уровневую организацию Линейная; существует в устной и письменной форме
В отдельно взятый период существования стабилен Динамичная
Объективная данность, социален Субъективная, индивидуальная
Фиксирует языковую картину мира, сформированную в данной лингвокультуре Отражает индивидуальный опыт отдельного носителя языкового сознания
Оценка с позиций истинности/ложности не может быть применена Может быть оценена с позиций истинности/ложности

 

Речевая деятельность –сменяющие друг друга процессы говорения, слушания, понимания, обобщения, вспоминания, в которых осуществляется переход от системы языка к речевым текстам. Язык - основное средство осуществления речевой деятельности. Речевая деятельность реализует определенные функции, которые заданы функциями языка (коммуникативная, когнитивная, креативная, информационная, номинативная, управленческая, экспрессивная, эстетическая, аккумулятивная, интерпретирующая).

Речевой акт - элементарная единица речи, последовательность языковых выражений, которую произносит говорящий и которая понятна тому/тем, кому она адресована (т.е. носителям языка).

Умение быстро и рационально читать и слушать – одно из условий эффективности общения, получения нужного результата, важной информации.Суть процесса чтения состоит в декодировании (расшифровке) символов и переводе их в мыслительные образы. Одним из основных показателей уровня владения навыками чтения является скорость чтения, которая не должна заслонять главной цели – усвоения прочитанного. В зависимости от содержания текста и целей чтения, используют различные виды чтения:

– изучающее чтение (углубленное) – считается лучшим при изучении учебных дисциплин; читающий обращает внимание на детали текста, производит анализ и оценку текста, его отдельных структур, при этом текст читается целиком, перечитываются места, которые непонятны; основываясь на собственном опыте, читающий дает свое толкование положениям и выводам, содержащимся в тексте; так читаются лекции, учебники;

- ознакомительное чтение; его цель – общее знакомство с содержанием текста, выявление его основных идей и проблем; текст читается целиком, но внимание уделяется только основной информации; при этом читающий не стремится запомнить прочитанное; ознакомительное чтение используется в работе с докладом, рефератом, при подготовке выступления на собрании; так читаются газеты, журналы, книги, в т. ч. Художественные;

- просмотровое чтение дает общее представление о содержании книги, статьи, о ее теме; на основе такого чтения решается вопрос, нужен ли текст для подробного изучения; читается название, оглавление, предисловие, отдельные фрагменты текста, наиболее важные положения;

- поисковое чтение - читающий ищет информацию, о которой ему стало известно из других источников, это просмотр текста с целью найти новые или нужные факты, даты; данный способ позволяет усваивать текст в 2–3 раза быстрее, но для детального знакомства с учебником он не годится;

- скорочтение, его разновидности – панорамное и выборочное чтение; этот способ требует специальной тренировки, но дает возможность прочтения большого объема материала в максимально короткие сроки.

Что же мешает эффективному чтению и усвоению прочитанного? Неоправданные возвраты к прочитанному, внутренние проговаривание текста, малое поле зрения (человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взглядом воспринимает строку или абзац, а необученный человек – 2–3 слова), слабый механизм смыслового прогнозирования (т.е. человек читает все), низкий уровень внимания (смысл не доходит, читающий рассеян), отсутствие цели при чтении (отсюда неумение выделить главное).

Во многих текстах содержится много избыточной информации. Полезной считается: название, автор, выходные данные (год издания, издательство, дата опубликования и др.), основное содержание (тема, главная идея, проблемы), факты, оценка прочитанного с точки зрения новизны и возможности использования на практике. В процессе чтения содержание как бы фильтруется, укладывается в алгоритм, который позволяет отбирать только нужную информацию и быстро запоминать ее.

Осуществлять анализ и осмысление информации помогает выделение основного смысла текста или отрезка текста. Для этого необходимо читать текст три раза с карандашом в руках: 1- подчеркнуть ключевые слова, 2 – построение смысловых рядов (ключевые слова + вспомогательные слова), 3 – выявление доминанты (основного значения текста).Эффективность чтения повышается, если прочитанное в том или ином виде фиксируется на бумаге. Кроме того, чередование чтения и записывания уменьшает усталость и повышает работоспособность.

В общении важно не только умение читать, но и слушать. Слушание не только позволяет получить нужную информацию, но и успешно провести переговоры, беседы, правильно понять позицию говорящего, выявить его нравственные установки, подтекст речи.Установлено, что даже в неофициальной беседе усваивается не более 60-70 % того, что говорит собеседник, а при восприятии публичной речи на слух – 25 %. Стиль слушания зависит от характера человека, возраста, пола, интересов, конкретной ситуации. Выделяются следующие виды слушания:

- направленное слушание (критическое; уместно на собрании, совещании, дискуссии) слушатель сначала осуществляет критический анализ сообщения, а потом пробует понять его;

- эмпатическое слушание (уместно в личной беседе) участник считывает более чувства, а не слова, сочувствует, сопереживает;

- нерефлексивное состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь замечаниями, демонстрируя понимание и поддержку;

- рефлексивное - слушающий активно вмешивается в речь собеседника, помогая выразить мысли и чувства, устанавливая обратную связь.

При слушании лекции, доклада с целью получения информации запись необходима. Она помогает концентрации, дает материал для анализа, возможность возвращения к услышанному. Но одновременно эффективно записывать и слушать трудно, особенно если нет необходимых навыков.

Конспект устного выступления представляет собой расширенный план, отражающий структуру, основные положения, содержащий цитаты и примеры. При конспектировании запись должна быть понятной. Необходимо упрощать предложения, слова, записывать только основные моменты, фактический материал, помечать переходы автора от одной мысли к другой, обобщения, выводы. Лучше всего использовать сокращения и символы. Начиная писать лекции, надо разработать свою систему записи. Важные мысли, самое интересное нужно сразу подчеркивать или выделять на полях сигнальным знаком.При конспектировании необходимо уметь осуществлять свертывание фраз и сокращение слов.

Свертывание фраз – смысловая компрессия, т.е. выделение в каждой фразе ключевых слов и построение из них смысловых рядов, которые и должны быть в конспекте. При сокращении слов надо помнить, что наибольшее количество информации падает на начальные буквы слов; нельзя опускать окончания слов, если они отражают связь слов в предложении (у существительных – падеж, число, у глагола – лицо, время). Сокращенное слово должно быть восстановимо в тексте и оканчиваться только на согласную. Незнакомые слова необходимо записывать полностью.

Итак, эффективность коммуникации во многом зависит от таких видов речевой деятельности, как чтение и слушание, от умения запоминать информацию, критически оценивать ее и делать выводы.

Т ип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

Стили речи - это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.039 с.)