Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексическое богатство русского языка
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония. Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; фразеологизмы; стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата. Эпитет - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаютсяприлагательными (грустно сиротеющая земля, седой туман, лимонный свет, немой покой). Эпитеты могут также выражаться: существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета (волшебница-зима; мать - сыра земля); наречиями, выступающими в роли обстоятельств (На севере диком стоит одиноко…; Листья были напряженновытянуты по ветру); деепричастиями ( волны несутся гремя и сверкая); местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души (Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!); причастиями и причастными оборотами ( Соловьи словословьем грохочущимоглашают лесные пределы). Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета, явления, признака, действия (Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор). Сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии и могут служить способом стилизации текста (То не конский топ, не людская молвь…). Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты (например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...»).Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных. Сравнения выражаются различными способами: формой творительного падежа существительных (Соловьем залетным Юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела ); формойсравнительной степени прилагательного или наречия (Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее); сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будтои др. (Как хищный зверь,в смиренную обитель Врывается штыками победитель...); при помощи слов подобный, похожий, это (На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза);при помощи сравнительных придаточных предложений (Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду).
Метафора - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова.В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т.п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любвии др.Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.).Все метафоры делятся на две группы: общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла; художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари; Пустых небес прозрачное стекло Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.Чаще всего олицетворения используются при описании природы (Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы ). Реже олицетворения связаны с предметным миром (Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? Довольно?.. И скрипка отвечала да, Но сердцу скрипки было больно. Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось... И было мукою для них, Что людям музыкой казалось). Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике). Метонимия - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Метонимия особенно широко используется в текстах художественного, публицистического и разговорного стилей.Смежность может быть проявлением связимежду содержанием и содержащим (Я три тарелки съел); между автором и произведением (Бранил Гомера, Феокрита,Зато читал Адама Смита); между действием и орудием действия (Их села и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам);между предметом и материалом, из которого сделан предмет (...не то на серебре, — на золоте едал); между местом и людьми, находящимися в этом месте (Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц...) Синекдоха - это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.Помимо художественного стиля, синекдоха может использоваться в разговорном стиле (съешь ложечку, он в этом деле голова), в публицистическом (Кремль - в значении «власть», Москва - в значении «правительство»), в научном.Чаще всего перенос происходит:с меньшего на большее (К нему и птица не летит,И тигр нейдет…);с части на целое (Борода, что ты все молчишь?) Перифраз (перифраза) - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.Например, Петербург в стихах А.С. Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А.А. Блок в стихах М.И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души». Гипербола - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия (Редкая птица долетит до середины Днепра). Литота - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия (Какие крохотные коровки!Есть, право, менее булавочной головки). Ирония - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова? - в этом обращении к ослу (символу глупости) определение «умная» приобретает противоположный смысл).
Разновидностью иронии и ее высшим проявлением является сарказм - злая ирония, язвительная насмешка (За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души, растраченный в пустыне. За все, чем я обманут в жизни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил). Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый - отважный, бежать - мчаться, глаза - очи). Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно). На их использовании основан специальный стилистический прием - антитеза. Омонимы - слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения (брак - изъян иженитьба, брань - ругань и война, лавка - скамья и магазин, крутой берег и кипяток, снять фильм и шляпу), а также омофоны - слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию (компания - кампания, обижать - обежать, придел - предел, седеть - сидеть), омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению (мукá - мýка, сéло - селó, домá - дóма) и омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах (мой дом - мой руки, три товарища - пятно три тщательно). Паронимы - слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность - индивидуализм, дымный - дымовой, шумный - шумливый, плата - выплата). Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы) - воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется: их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята); отнесенностью многих из них к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж., золотые руки - одобр.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (без царя в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр.). Выразительность фразеологизмов может усиливаться в результате их преобразований (расширения, снижения, замены слов) и превращения из общеязыковых в индивидуально-авторские (Ему поскорее захотелось выскочить в люди - он запутался, споткнулся и принужден был выйти в отставку; Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю Ивановскую).
Особую группу фразеологизмов составляют афоризмы - крылатые слова, изречения из литературных источников, выражающие с предельной краткостью какую-либо значительную, глубокую мысль в оригинальной, запоминающейся форме (А ларчик просто открывался; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест; Счастливые часов не наблюдают; А судьи кто; Ба! Знакомые все лица; Любви все возрасты покорны; Что день грядущий мне готовит). К афоризмам по своей сущности относятся пословицы и поговорки, заключающие в себе вековую народную мудрость. Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности; для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей; для выражения авторских оценок, чувств и эмоций; для создания иронического эффекта. Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе: - лексика диалектная - слова, которые употребляются жителями какой-либо местности (кочет - петух, векша - белка); - лексика просторечная - слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы (голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); - лексика профессиональная - слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка (камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей); - лексика жаргонная - слова, свойственные жаргонам – молодежному (тусовка, навороты, крутой); компьютерному (мозги - память компьютера, клава – клавиатура); солдатскому (дембель, черпак, духи); жаргону преступников (братва, малина); - лексика устаревшая: историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений (боярин, опричнина, конка); архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования (чело - лоб, ветрило - парус); - лексика новая (неологизмы) - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны (массмедиа, слоган, тинейджер).
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.014 с.) |