Звуковые образные средства русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звуковые образные средства русского языка



Н.Б. Головин даёт такое определение: «Выразительностью речи называются такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной». Структурные особенности выразительной речи поддерживают выразительность произносительная и акцентологическая, выразительность лексическая и словообразовательная, выразительность морфологическая и синтаксическая, выразительность интонационная и стилевая. Выразительность придают речи все средства языка, входящие в разные области языковой структуры. Язык - это система.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

 По местоположению звукописи в стихе различают анафору и эпифору.

Эпифора - повторение конца стиха.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

Анафора (единоначатие) - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Люблю лебедей, холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей, светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей за лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей - они вырастают из лилий.

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные[п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова«пирует Петр».

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Тише, мыши, кот на крыше. А котята ещё выше». Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись – этоприменение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Звукописьпозволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с «правильными звуками».

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи и, конечно, В.В. Маяковский.

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи. Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту. Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений («Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки»). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание. Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с мощного и величественного, на тихое и проникновенное, стоит лишь правильно подобрать слова.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс.

Аллитерация -  повторение одинаковых или сходных согласных; древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Великолепными мастерами аллитерациибыли А.С. Пушкин, Ф.И.Тютчев, Г.Р. Державин, Н.А. Некрасов.

Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве»:

Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле...

Звукосочетания [тр] и[гр]создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст]дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно. Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия. Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие. В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями «еаи, аюо, уи, еао»какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте; это простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Вверху рычат германские моторы:- Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы, Мы - смерть... Тебя уже не будет скорро.

Повторение звука [р] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы,

В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, лелею травы, лелею нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е".

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Диссонанс – сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Заберусь на рассвете на серебряный кедр

Любоваться оттуда на маневры эскадр.
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,
Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр.
Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр.

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу.

2. Изобразительные ресурсы русского словообразования

Большое количество морфем в русском языке является признаком его богатства и источником особой выразительности. «П лавать, плыть, приплывать, приплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться» - один глагол выражает двадцать оттенков одного и того же действия. Образование новых слов обогащает русский язык не только лексикой, обозначающей новые понятия ( река речной ), но и оценкой понятия. Например, уменьшительно-ласкательные суффиксы могут служить и средством иронии, насмешки; они помогают созданию характера литературного персонажа.

Помещик был румяненький,Осанистый, присадистыйШестидесяти лет;
Он пистолетик выхватил,Как сам, такой же толстенький…

Слова, различающиеся суффиксами или приставками, различаются смысловой и стилистической окраской: умный ( стил. нейтр.), умнейший (книж.), умничать (разг.), дочурка (уменьш.-ласк.); пошив (спец.); даром, задаром (прост.), задарма (гр.-прост.); земляника – земляница (диал.); свистеть– свистать (всех наверх ) (проф.); мультфильм -мультик, мультяшка (жарг.); дерзостный (устар.) - дерзкий; широкошумные (дубравы), блиноед, прозаседавшиеся (окказ.).

Одним из выразительных средств словообразования является морфемный (словообразовательный) повтор, который несет смысловую нагрузку и помогает передать чувства автора:

Забегали, заохали, запрыгали,Зарыли в землю, словно клад ночной.
Заплакали, запили, зачирикали,Зашифровали за трубой печной.

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов.

Аффикс - общее название всех значимых частей слова, за исключением корня (приставки, суффиксы, окончания).

 

суффиксы книжных стилей суффиксы, характерные для разговорной речи суффиксы, характерные для научно-технической речи
-ств- – авторство -ость - – сущность -изм – эгоизм -ур- – скульптура -ени(е) – утверждение -изн- – отчизна -як – здоровяк -ун – болтун -овк- – столовка -яг- – дворняга     -ость – плавкость, ковкость -ств- – христианство -аци(я) – акклиматизация -ит – гайморит, бронхит.  
Суффиксы с профессиональной окраской Суффиксы публицистической речи Приставки, характерные для высокого стиля
-аж – литраж, тоннаж; -к- – вклейка, верстка; -чат- – ступенчатый; -льн(я) – гладильня -ость – договоренность -щин(а) – дедовщина -ан- – интриган -истск- – большевистский из- (ис-) – изведать, испустить низ- (нис-) – низвергнуть, ниспадать воз- (вос-) – воззвать, воспылать

Функционально окрашены многие приставки иноязычного происхождения, характерные для научного, официально-делового и публицистического стилей:

а- – асимметричный, асептический;
анти- – антисанитарный, антинаучный;
интер- – интернациональный, интервокальный;
ультра- – ультрафиолетовый, ультраправый;
экстра- – экстраординарный.

 

У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному.

Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных (дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька). Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.Оттенок уменьшительности у существительных могут придавать суффиксы: -ок- (-ек-): огонек, снежок; -очек- (-ечек-): пенечек, лепесточек; -чик-: трамвайчик; -ец-: морозец; -ушк- (-юшк-): батюшка; -оньк- (-еньк-): косонька, зоренька. Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности происходят при помощи суффиксов: -ишк-: коришко; -онк- (-енк-): душонка. Рядом с такими существительными часто используются оценочные прилагательные: одно слово как бы « заражает » (по выражению А.А. Потебни) другое ( маленький домик, седенький старичок). В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок негативной оценки.Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской ( бумаженция, книженция, старушенция); собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня, пацаньё); отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение (спанье, суетня, кислятина, пошлятина, галдеж, скулеж, скукота, смехота). Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица ( воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун ловкач, рвач, разгильдяй, холуй). Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска ( бородач, силач, грамотей, бродяга). В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо (девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка – старичишка). Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, так что экспрессивное напряжение слова может выразиться в удвоении, утроении суффиксов (дочурочка, бабуленция, крохотулечка, духотища, срамотища). Интересна в стилистическом плане и префиксация существительных ( раскрасавица, сверхчеловек, суперколосс, ультрамода, экстросовершенство). Однако префиксальный способ словообразования уступает суффиксальному и по количеству продуктивных моделей, и по богатству экспрессивных оттенков.

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску ( маленький, малюсенький), а также – отрицательную ( вертлявый, высоченный, завалящий, холоднючий). У имен прилагательных это суффиксы: -оньк- (-еньк-): большенький, плохонький; -ехоньк- (-охоньк-): скорехонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-): близехонек, легошенек.Экспрессивны приставочные образования прилагательных, указывающие на степень проявления признака ( всевластный, всесильный, предобрый, прескучный, развеселый, разудалый). Особой выразительностью обладают и словообразовательные модели прилагательных типа «милый-милый, долгий-предолгий», которые указывают на сильное проявление признака.

Числительные, как правило, не образуют экспрессивных форм с помощью аффиксации. Исключение составляют лишь те, которые совмещают значение числительных и других частей речи.Так, слова «тысяча, миллион, миллиард», сохраняющие грамматические признаки имен существительных, образуют формы субъективной оценки (тысчонка, миллиончик).

В составе неопределенно-количественных слов, совмещающих функции числительных и наречий, суффиксальные экспрессивные образования не редкость ( немножко, немножечко, маленько, маленечко, многовато, маловато, столечко).

Среди местоимений можно указать такие, которые благодаря суффиксам получают экспрессивную окраску ( всяческий, нашенский, ничегошеньки, никогошеньки, таковский). Все они снижены; причем некоторые выражают иронию, пренебрежение.

В стилистическом словообразовании наречий отражаются закономерности аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносительны, и преждевсего существительных и прилагательных ( рядком, вприкусочку, вприсядочку, давненько, недалечко, полегоньку, ранешеньку), а также числительных ( помаленьку, нисколечко) и местоимений ( по-свойски, по-нашенски). Отдельные словообразовательные модели типичны только для наречий (опосля, впервой, вдругорядь).

Глагольное словообразование, для которого не характерны словообразовательные формы, уступает именному по силе экспрессии. Однако и среди глаголов можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской.Как правило, экспрессивны глаголы, образованные от местоимений (якать, тыкать, выкать); междометий (ахать, охать, мукать, тявкать), а также от существительных и качественных прилагательных, имеющих оценочное значение (базарить, горланить, глупить, грубиянить, ловчить, жульничать, лентяйничать, подличать). Среди глагольных новообразований продуктивны сниженные глаголы на –ничать ( активничать, дипломатничать, насмешничать, подхалимничать, принципиальничать). Другая продуктивная модель - глаголы на -ить, образованные от существительных ( бюллетенить, температурить). Они также выделяются сниженной окраской.Разговорно-просторечный характер отличает глаголы типа ( тормознуть, спекульнуть). Для глагольного словообразования весьма характерно снижение стиля путем прибавления постфикса -ся, который в этом случае не влияет на залоговое значение глагола ( звониться, зеленеться, краснеться, маячиться, обещаться). В арсенале словообразовательных средств глагола большое место занимает префиксация, которая нередко вносит изменения не только в семантику слов, но и значительно усиливает их экспрессивную окраску, превращая глаголы межстилевые в разговорные и даже просторечные ( тратиться - поистратиться; франтить - прифрантиться – выфрантиться). Среди многочисленных приставочных образований глаголов особое внимание стилиста привлекают те, которые имеют сильную экспрессию, хотя образованы сочетанием нейтральных основ с нейтральными аффиксами ( добегаться, забегаться, отбегаться, уездиться, уходиться, обхохотаться, подзаработать, прихватить, попридержать и др.) Именно приставки создают особую выразительность таких глаголов, указывая на высокую степень интенсивности действия или на разнообразные оттенки его проявления ( исчерпанность, ограниченность и т.д.) и придавая словам сниженную, разговорную окраску.

Кроме знаменательных частей речи, стилистическую активность в процессе аффиксации проявляют междометия и частицы. Многие из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам ( баюшки, баюнюшки, охохонюшки, агушки, агунюшки,нетушки, спасибочко и др.).

К этим эмоционально окрашенным словам примыкают и изолированные формы изменяемых частей речи, трансформированные в результате экспрессивной суффиксации ( спать - спатеньки; потягушки, потягушеньки, потягунюшки). Эти слова употребляются только в устной речи с экспрессией ласкательности, причем обычно при обращении к детям.

В современном русском языке происходит процесс стилистического опрощения уменьшительно-ласкательных слов. В живой речи они часто употребляются без всякого стилистического задания, как своеобразная « форма разговорности » ( Еще одна страничка осталась, статью дописываю; Можно, я холодненькой водички добавлю?) Слова с аффиксами, которые обычно считаются формами отрицательной экспрессии, в обиходной речи также не воспринимаются как средство выражения негативного отношения ( Алка говорит, что скучно там; Бабка опять заболела).

Обращение к формам субъективной оценки не всегда стилистически мотивировано.В разговоре с ребенком, например, слова с суффиксами субъективной оценки употребляются в их исконном уменьшительно-ласкательном значении ( Дай маме ручку; Машенька, возьми куколку; Головка болит?) В обращении врача к больному они могут выражать сочувствие, участие (Таблеточки принимаете?.. Выпишем пустырничек, валерьяночку… обязательно прогулочки…) Хотя в подобных случаях чувствуется « приторность » речи, в чем, по мнению В.В.Виноградова, сказываются черты « речевого мещанства ». Еще более претит стилистической норме пристрастие к «ласковым» словечкам некоторых людей, стремящихся быть « подчеркнуто вежливыми » в аптеке, у канцелярского стола, в телефонных разговорах ( Будьте добры, мне горчичнички и валокординчику; Мне справочку…; Номерочек не подскажете?; В понедельничек позвоните…). Стилистика дает резко отрицательную оценку подобной речевой практике.

Обилие экспрессивных вариантов с уменьшительными, уничижительными и ласкательными суффиксами является характерной чертой современных бытовых диалогов. Введение такой оценочной лексики в разговор сообщает ему фамильярную, интимную окраску, иногда выражает сочувствие, иронию и во всех случаях придает речи характер живой, непринужденной беседы.

Поэты и писатели часто прибегают к окказионализмам – индивидуально-авторским словам и выражениям, созданным по хорошо известным словообразовательным моделям.Например: «раззадачивай», «халабальцы», «трассина», «развеселье»; производные от слова «трасса» в стихотворении «Хорог-Ош»: «Вдоль по этой трассе-трассушке… ох ты, трасса моя, трассина» (Ю. Визбор). Окказионализмы помогают предать мысли и чувства автора.В отличие от языковых неологизмов окказионализмы выполняют не номинативную (назывную), а экспрессивную функцию. Они сравнительно редко переходят в литературный язык и получают общенародное употребление. Как и языковые неологизмы, окказионализмы образуются по законам языка, по установленным словообразовательным моделям из морфем, имеющихся в языке, поэтому даже вне контекста они понятны. Окказионализмы называют еще « словами одноразового пользования » (М.В. Панов), так как их невозможно найти в толковом словаре, а живут они в авторском контексте: огончарован, кюхельбекерно (А. Пушкин), белибердоносец, благоглупость ( М. Салтыков-Щедрин) и т. п.

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.025 с.)