Выразительные возможности русского синтаксиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительные возможности русского синтаксиса



С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

- грамматические признаки предложения (простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, полное или неполное, неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов, обособленные члены предложения, вводные слова или обращения);

- тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

- характеристика предложения по эмоциональной окрашенности (невосклицательное - восклицательное).

Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Например, в стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека...» пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря. В стихотворении А.А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке...» уже в первой строфе:

Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне все - равно. Вон счастье мое - на тройке В сребристый дым унесено...

переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Молитва» в последней строфе:

С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко...

безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций. Например, в стихотворении А.А. Ахматовой:

Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Не мучь меня больше, не тронь! Пусти меня к вещим заботам...

особая выразительность и эмоциональная напряженность создаются в результате использования уже в начале текста сразу двух вопросительных и двух побудительных предложений, передающих душевную боль героини и обращенную к возлюбленному просьбу-мольбу отпустить ее к «вещим заботам».

Роль знаков препинаниякак выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения и т.п. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам, нарушают автоматизм восприятия текста и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании к-л понятия, образа и т.п.:

По холмам - круглым и смуглым, Под лучом - сильным и пыльным, Сапожком - робким и кротким - За плащом - рдяным и рваным. По пескам - жадным и ржавым, Под лучом - жгучим и пьющим, Сапожком - робким и кротким - За плащом — следом и следом. По волнам - лютым и вздутым, Под лучом - гневным и древним, Сапожком - робким и кротким - За плащом - лгущим и лгущим.

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению (Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?)

Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью (То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы).

Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния (Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен).

Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.Повтор как стилистическую фигуру следует отличать от одноименного средства текстовой связи. То же касается синтаксического параллелизма, парцелляции и эллипсиса («Молоды вы еще, очень молоды!» - вздохнул Иван Игнатьевич).  

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора (см. Фонетические средства выразительности) и подхват.

Подхват -  это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи (Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору).

Параллелизм (синтаксический параллелизм) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ (Гляжу на будущность с боязнью,Гляжу на прошлое с тоской...)

Многосоюзие (полисиндетон) - избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, ощущаемый как лишний и употребляемый как выразительное средство (Какое странное, и манящее, и несущее, ичудесное в слове: дорога! И как чудесна она сама, эта дорога).

Бессоюзие (асиндетон) - намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения (Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри...)

 

Эллипсис - стилистический прием, состоящий в намеренном (отклоняющемся от нейтральной нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения (Вот я тебя палашом! - кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин). При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придает тексту особую выразительность и динамичность, подчеркивает стремительность действия, напряженность психического состояния героя.Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы (А если уж слишком поэта доймет Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, - мы проживем и без хлеба! Недолго ведь с крыши - на небо).Помимо создания особой экспрессивности текста, эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:придавать началу текста (зачину) интригующий характер (После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней); выражать авторскую оценку содержания предшествующей части текста (А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций), перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой», у миллиардера с последним нищим... в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает.).

Инверсия - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики.Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:согласованное определение стоит после определяемого слова (Сижу за решеткой в темнице сырой); дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся (Часов однообразный бой );сказуемое стоит перед подлежащим, известным из предшествующего контекста, подлежащее является «данным» в предложении, а сказуемое - «новым» (Мила черкесу тишина.Мила родная сторона).

Парцелляция - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие (Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном).Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчеркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.

Градация - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста (Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла). Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности (Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами). Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне - больше - много - очень много; вниз: много - меньше - мало - совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо - довольно хорошо - очень хорошо - превосходно - выше нормы; при отрицательной оценке: плохо - довольно плохо - очень плохо - отвратительно): Кто Вы такая? Откуда Вы?! Ах, я смешной человек... Просто Вы дверь перепутали, Улицу, город и век

Антитеза - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные (Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт).

Оксюморон - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т.п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность (С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу).

Именительный темы (сегментированная синтаксическая конструкция) - это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями (Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова). Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.008 с.)