Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нетрадиционные формы работы. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Коррекционно – логопедическая работа успешно сочетает традиционные и нетрадиционные формы работы. В логопедической практике мы применяем следующие логопедические технологии: Модифицированные приёмы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох - пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5-секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений. 2. Тренажер Дельфа- 130. В индивидуальной логопедической работе применяю компьютерные технологии для речевой реабилитации детей – инвалидов. Компьютерный тренажер Дельфа-130 позволяет работать не просто индивидуально, но по-разному с каждым ребенком, стимулируя его к своему собственному индивидуальному достижению. Программа содержит широкий выбор специальных упражнений и игр для: · закрепления навыка длительного ротового выдоха; · постановки свободного речевого дыхания; · отработки четкой артикуляции и правильного произношения гласных и согласных звуков; · формирования процессов голосообразования; · закрепления важных параметров структуры речи: интонации, темпа речи, слитности, словесного ударения. Использование тренажера Дельфа- 130 в индивидуальной логопедической работе с детьми с ринолалией способствует созданию игровых ситуаций, установлению личного и рабочего контакта с ребенком и активному, сознательному включению ребенка в процесс восстановления нарушенных речевых функций, помогает сделать занятия интересными. 3. Индивидуальный дыхательный тренажер В.Ф. Фролова применяется мною в индивидуальной работе для развития физиологического дыхания. Основная цель его применения – формирование продолжительности, силы и направленности речевого выдоха. Регуляция интенсивности и объема воздушного потока активизирует небно-глоточное смыкание, способствует уменьшению носовой эмиссии воздуха. Как показывает практика. систематическое применение аппарата В.Ф. Фролова способствует координации дыхания, фонации, артикуляции и позволяет оптимизировать процессы речевого развития. Хорошие результаты отмечены при применении тренажера в работе с детьми с ринолалией разной степени выраженности.
4. Миогимнастика. .Для устранения нарушенного звукопроизношения, для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологии прикуса, необходимо включать в работу дополнительные упражнения узкой направленности. Мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, адаптированной нами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно – лицевой области. Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложнённые деформациями строения органов артикуляции; во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функций жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при ринолалии. (Приложение Миогимнастика)
Заключение Проблема ринолалии является актуальной в современной логопедии. Помощь детям с открытой ринолалией, обусловленной врожденными расщелинами верхней губы и неба, до настоящего времени представляет собой проблему не только для логопедов, но и для психологов и врачей, занимающихся данной проблемой. Данные многочисленных исследований выявляют серьезность этой проблемы и определяют своевременность и комплексность логопедического воздействия. Врожденные расщелины губы и неба приводят к появлению врожденной открытой ринолалии, при которой нарушаются произношение звуков, тембр голоса, процессы дыхания, просодические характеристики речи. Возможно нарушение и других компонентов: словообразования, фразообразования, связной речи. В зависимости от характера повреждения речевого аппарата, характера анатомического дефекта и нарушения функции небно-глоточного смыкания ринолалия проявляется в 3-х видах - открытая, закрытая и смешанная. По этиологии может быть органическая и функциональная.
Причины возникновения ринолалии разнообразны по сути проявления, имеют первичный и вторичный характер, непосредственно влияют на качество речевого развития, могут привести к психологическому дискомфорту и снижению социального статуса ребенка. Понимание структуры дефекта позволяет выбирать более обоснованные и целенаправленные методы и приемы логопедической работы. Восстановление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба является сложной задачей и требует длительного логопедического сопровождения. Наша цель: научить говорить ребенка так, чтобы его речь не отличалась от речи здоровых детей. Комплексная коррекционная логопедическая работа способствует формированию у детей с ринолалией качественной, полноценной речи и является важным моментом в процессе социализации ребенка Поэтапная реабилитация детей с врождёнными расщелинами губы и нёба основывается на сочетании лечебных, логопедических и психолого-педагогических мероприятий, которые проводятся в течение роста ребенка до 14-15 лет. Организация комплексной коррекционной работы проводится с учетом основополагающих логопедических принципов и начинается она с углубленного обследования всех сторон речевой деятельности. На основе проведённой диагностики, с учётом психофизического состояния ребёнка, характера и степени проявления речевого дефекта, разрабатывается поэтапная индивидуальная программа коррекционной работы, в которой комбинируются задания из необходимых разделов. Предлагаемая нами система коррекционной работы по нормализации всех сторон речевой деятельности у детей с открытой ринолалией, предусматривает следующие разделы работы: развитие моторной функции речи; развитие речевого дыхания; развитие голоса; развитие фонематического восприятия; коррекция произношения звуков. Основным, в этой методике, является совокупность дыхательных и речевых упражнений, последовательность отработки звуков, взаимосвязанных по артикуляционным признакам. Подготовка артикуляционной базы ведется с помощью специальной разработанной артикуляционной гимнастики. Она сопутствует развитию речевого дыхания и звукопроизношения. Применение комплексной системы работы с послеоперационной ринолалией в логопедической практике имеет высокую результативность, способствует становлению положительных черт характера, компенсации дефекта и реабилитации речевых функций. На результаты коррекции влияют также следующие факторы: возраст, в котором проводилось оперативное лечение, качество операции, начало оказания логопедической помощи, длительность обучения, помощь членов семьи. Эффективность коррекционной работы зависит от правильного распределения логопедической нагрузки в течение дня и преемственности в работе логопеда и других специалистов при закреплении полученных навыков. Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи, совершенствование методов и приемов коррекции речевых нарушений, применение в логопедической практике современных техник, компьютерных технологий, успешное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы делает логопедический процесс более эффективным и способствует повышению качества комплексной реабилитации детей с ринолалией.
Библиографический список 1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов на Дону, Феникс, 2009. 2.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 1973. 3. Блыскина И.В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. - СПб.: САТИС, 1995. 4. Будённая Т.В Логопедическая гимнастика – СПб – «Детство – Пресс», 2003. 5. Блыскина И.В. Логопедический массаж. Комплексный подхлд к коррекции речевой патологии у детей. СПб – «Детство – Пресс» 2004. 6. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба. - СПб.: Гиппократ, 2000. 7. Волосовец Т.В. Логопедическая работа с детьми в возрасте 1-3 лет с врожденными расщелинами губы и неба: Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 1995. 8. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. - М., 1990. 9. Городилова В.И., Кузьмина Н.И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. - М.: Просвещение, 1961. 10. Гутцман М. Логотерапия при оперированной нёбной расщелине. //Вопросы логопедии. – Харько, 1936. 11. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми аномалиями органов артикуляции. Книголюб, 2003. 12. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М., АСАDEMA, 2005. 13. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1984. 14. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. - М.: Просвещение, 1983. 15. Коррекция речевых нарушений у детей с челюстно-лицевой патологией: Методические рекомендации / Под ред. проф. Е.Т.Лильина. - М., 1999. 16. Козлянкова И.П. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург 1992. 17. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.,1968. 18. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2003 19. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики: Методические рекомендации. - СПб., 1994 20. Соболева Е.А. Ринолалия. - М.: АСТ: Астрель, 2006. 21. Соломатина Г.Н. Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей. Творческий центр Сфера. –М., 2005. 22. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. - М.: Просвещение, 1984. - 112 с. 23. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. -М.: Педагогика, 1969. 24.Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс. докт. пед. наук. - М., 1987. 25. Чиркина Г.В. Преодоление носового оттенка речи у детей с ринолалией //Дошкольное воспитание. №3.1983.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.015 с.) |