Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»



Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

Методические рекомендации

Моделирование программы смены детского оздоровительного лагеря

 


Сыктывкар

2018

Составитель: Четверикова Ольга Михайловна, методист отдела организационно-методического обеспечения детского отдыха.

 

 

Методические рекомендации предназначены для организаторов детского отдыха, педагогических работников, организующих летние площадки на базе школ, вожатых, педагогов дополнительного образования, воспитателей летних лагерей.

В методических рекомендациях представлены основные подходы по моделированию программы организации отдыха и оздоровления детей.

Отзывы и предложения, а также любая информация принимается по адресу: Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 14, Государственное автономное учреждение дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма».

Телефон/факс: 44-29-35

E-mail: turcentr@minobr.rkomi.ru

Сайт: http://www. komiturcenter.ru

Дизайн и верстка: Четверикова О.М.

 © ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ», 2018 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 5
2. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 6
2.1. Понятие «модель организации отдыха детей и их оздоровления» 6
2.2. Классификация моделей организации отдыха и оздоровления детей 7
2.3. Виды программ организации отдыха и оздоровления детей 8
2.4. Направленности программы смены  детской оздоровительной организации 10
2.5. Профильная смена в детской оздоровительной организации 11
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ СМЕНЫ В ДЕТСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 14
3.1.Титульный лист 16
3.2. Пояснительная записка 17
3.3. Концептуальная модель смены 19
3.4. Целеопределяющая модель смены 21
3.5. Критерии и способы оценки качества реализации программы 24
3.6. Структурная модель смены 25
3.7. Игровая модель смены. Значение 27
3.8. Виды игровых моделей смены 29
3.8.1. Сюжетно-ролевая игровая модель смены 29
3.8.2. Имитационно-игровая модель смены 35
3.9. Система мотивации и стимулирования участников программы 37
3.10. Содержательная модель смены 38
3.10.1. Логика развития содержания по этапам (направлениям) программы. 41
3.10.2. Система тематических дней 52
3.10.3. Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений 55
3.10.4. Законы жизнедеятельности 56
3.10.5. Традиции 57
3.10.6. Распорядок дня 58
3.10.7. Ожидаемые результаты программы 60
3.10.8. Формы подведения итогов реализации программы 60
3.10.9. Ресурсное обеспечение программы 61
- Информационно-методическая модель смены. Система анализа реализации программы 61
- Кадровая модель смены 62
- Материально-техническое оснащение программы 63
- Финансовое обеспечение программы 63
3.10.10. Мониторинг эффективности программы 64
3.10.11. Список использованных источников и литературы 64
3.10.12. Приложение 64
4. ВЫВОДЫ 64
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
6. ЛИТЕРАТУРА 68
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 70

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «летний отдых в лагере» включает в себя систему множества компонентов, таких, как питание, бытовые условия, содержательная программа и т.д. «Индивидуальность» каждого лагеря в большей степени зависит от содержания его работы. Получивший широкое распространение программно-целевой метод управления распространен и среди детских оздоровительных учреждений. Программно-целевой метод определяется как увязывание цели плана с ресурсами при помощи программ, каждая из которых рассматривается как комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей деятельности, упорядоченный в виде «дерева целей». Под программой смены можно понимать целостную систему содержания работы ее технологическую цепочку от постановки целей и задач до составления планов, реализации их в течение сезона и подведение итогов программы.

Программа оздоровительного лагеря с одной стороны, пишется «для себя», в том смысле, что каждый из включенных в ее разработку и реализацию специалистов определяет свое функциональное место, с другой стороны, она пишется взрослыми, а планируемое на будущее действие непременно будет затрагивать интересы детей, не участвовавших в создании программного документа. Возникает задача согласования действий субъектов. Она имеет особое значение в контексте взаимоотношений детей и взрослых, педагогов и их воспитанников.

Следовательно, при создании программы отдыха и оздоровления детей, необходимо смоделировать и сконструировать все основные структурные блоки (разделы) модели.


МОДЕЛИРОВАНИЕ СМЕНЫ

Титульный лист

Титульный лист - «визитная карточка». Поэтому здесь указывается самая основная информация о программе, а именно:

— наименование учреждения;

— где, когда и кем утверждена программа;

— название программы смены;

— возраст детей, на которых рассчитана программа;

— срок реализации программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

— год разработки программы (Приложение 1).

 

Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики деятельности, ее значимости и актуальности.

Регламентируясь положением о требованиях к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ, утвержденным Государственным автономным учреждением дополнительного образования Республики Коми «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» от 19 февраля 2016 года, в пояснительной запискемы выделяемследующие разделы:

- направленность программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи программы;

- отличительные особенности данной программы от уже существующих программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной программы (обосновать формирование разновозрастных группы);

- сроки реализации программы (продолжительность смены, этапы);

- виды и формы деятельности детей.

Пример:

Актуальность программы. В настоящее время в системе дополнительного образования Республики Коми действует всего 2 специализированных учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля. Также туристско-краеведческая работа ведется в многопрофильных учреждениях дополнительногообразования детей и общеобразовательных учреждениях республики. По результатам мониторинга в 2015-2016 учебном году в республике число детей, занимающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности составляет лишь 5,9% от общего числа воспитанников организаций дополнительного образования, в 2016 году – 9,2% детей, занимающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности, в 2017 году – 7,2% детей, занимающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности.   

С целью вовлечения детей в туристско-краеведческую деятельность и создания единого оздоровительно-познавательного пространства для детей республики, занимающихся в секциях и кружках туристской направленности, спортивного ориентирования, краеведения, военно-патриотических клубах, была разработана программа профильной туристско-краеведческой смены «Азбука четырех вершин».

Цель программы.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

Задачи - это то, что требует выполнения, разрешения.(С.И. Ожегов. Словарь русского языка).Задача - поэтапный способ достижения цели, т.е. тактика педагогических действий.

Возраст детей, на которых направлена программа и условия набора (приема) детей. В этом разделе необходимо указать:

- какому возрасту детей адресована программа;

- предполагаемый состав отрядов (одного или разных возрастов). Если разновозрастные группы - обосновать;

- условия приема детей, система набора в группы.  

Сроки реализации программы

В этом разделе указывается продолжительность смены лагеря (от 5 (7) до 21 дня).

Направления программы.

Определение и обоснование заявленных направленностей, направлений. Обоснование профильности программы.

Обеспечение программы:

- кадровое (количественная и качественная характеристика педагогического состава, административных и технических работников);

- материально-техническое (описание, перечисление необходимых материально-технических условий для реализации программы);

- финансовое (смета расходов, указание источников финансирования).

Концептуальная модель смены

Создание программы начинается с появления педагогической идеи.

Идея – это основная, главная мысль, определяющая содержание чего-либо.

Педагогические идеи появляются как результат поиска, часто коллективного. Под термином «педагогическая идея» понимается концептуальная мысль, ориентированная на активное, творческое преобразование практики. В содержании педагогической идеи отражаются представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность.

Рождение педагогических идей провоцируют потребности общества, миссия детского оздоровительного лагеря, потребности и интересы ребенка, родителей, интересы и возможности педагога. Педагогическая идея появляется на стыке знаний, опыта и творчества. Опытные педагоги описывают путь появления идеи:

1. Возникает проблема, потребность, заказ или все одновременно.

2. Происходит погружение в материал, связанный с проблемой, изучение существующего опыта, поиск возможных способов решения проблемы.

3. Наступает этап осмысления полученной информации, имеющихся знаний, собственных интересов и возможностей и непосредственно поиск основной идеи.

Обратимся к педагогическим идеям, положенным в основу некоторых программ детских лагерей. Например, основная идея программы «Азбука четырех вершин» заключается в воспитании уважительного отношения к малой родине как части России. Идея программы «Земля – наш общий дом» заключается в воспитании экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Идея программы «Защитники Отечества» заключается в воспитании у детей гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия.

Педагогическая идея становится основой содержания программы, логично раскрывается в каждом из ее разделов. В разделе «Актуальность» обозначается назначение педагогической идеи, то есть для решения какой проблемы, выполнения какого общественного заказа, реализации какой потребности создается данная программа. В разделе «Новизна» отражается анализ предыдущего опыта работы в данном направлении. В разделе «Понятийный аппарат программы» представлены ключевые понятия, на которые основана программа и их определения. Эти понятия непосредственно связаны с педагогической идеей программы. В целевой установке программы педагогическая идея отражена ёмко и лаконично. А в разделе «Содержание программы» педагогическая идея раскрывается через описание методик, технологий, средств, форм работы, направленных на ее воплощение. В программном документе педагогическая идея описывается перед целью программы.

Следовательно, концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены. Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера).

Структурная модель смены

Структурная модель смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.

В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.

Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.

Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене.

Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.

Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике «Орлятские законы», совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.

Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа:

§ учебно-демонстрационный;

§ демонстрационно-закрепляющий.

На первом этапе происходит:

§ овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;

§ организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой.

§ корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.

На втором этапе происходит:

§ организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;

§ демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;

§ корректировка межличностной сферы взаимоотношений;

§ анализ поведения и деятельности воспитанников.

Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.

Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.

Виды игровых моделей смены

При разработке игровой модели смены необходимо помнить о ее разновидностях: сюжетно-ролевых моделях и имитационных (деловых) игровых моделях.

Содержательная модель смены

Программа развивающего лета должна содержать в себе всего три основных блока:

При компетентностном подходе в программе организации отдыха детей и их оздоровления должен соблюдаться принцип целостности к организации, т.е. каждый блок должен быть логически и содержательно связан друг с другом. Здесь пространство лагеря представляется как целостное и единое, имеющие внутри себя пунктирные границы между разными элементами. Ведущим и задающим элементом является содержательный блок. В нем сконцентрирована основная событийность. Творческий блок и блок здоровьясбережения находятся в зависимости от содержательного. Такая зависимость проявляется в том, что содержательная работа строится в рамках какого-либо содержательно-тематического направления, и, в свою очередь, два других блока должны соответствовать данному тематическому направлению, а в идеальном случае органически дополнять объемлющую тему.

Наиболее эффективными формами, которые позволяют обозначить содержание как задающее и образующее целостность всего лагеря, являются игры, основанные на интеллектуальной деятельности. К таким играм можно отнести имитационно-деятельностные, организационно-деятельностные, ролевые и иные игры, построенные на реальном практическом содержании.

Игровые формы обеспечивают и поддерживают интерес участников к происходящему на протяжении всего времени реализации программы, и важно сделать так, чтобы игровое пространство было единым и целостным, то есть событийность всех трех блоков – содержательного, здоровьесберегающего и творческого – разворачивалась в рамках общей игровой ситуации.

Ключевая задача здоровьесберегающего блока – включение участников в практики здорового образа жизни (регулярные занятия фитнесом, правильное питание, рациональные способы организации работы и отдыха и т.д.) и освоение ими технологий здоровьесбережения.

Творческий (культурный) блок программы представлен двумя отдельными направлениями: культурным, который в большей степени направлен на знакомство участников с актуальными культурными образцами и трендами, и творческим, направленным на овладение творческими формами как способом трансляции понимания какого-либо феномена / ситуации. Существует два формата организации этого блока программы. Первый вариант – вариативная культурная программа – знакомство с шедеврами мирового искусства (кино, живопись, танец и т.д.), организованная в формате презентации и обсуждения. При этом возможно как использование интерактивных и игровых технологий, так и встреча с экспертом в той или иной области, компетентным не только в подаче материала, но и в организации интересной и познавательной коммуникации для детей вокруг него.

Второй вариант – творческие вечера, когда участникам предлагается решить ту или иную образовательную задачу или элемент общей образовательной задачей с применением творческих форм и средств.

Содержательная модель смены – это представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.

Эмоционально-нравственная атмосфера лагерной смены во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.

Задачи:

–повышение уровня подготовленности детей к преодолению естественных препятствий в условиях туристских походов и соревнований по спортивному туризму;

–привитие навыков здорового образа жизни и систематическим занятиям физической культуры;

–привитие навыков общения с окружающей природой;

–организация интересного досуга.

Познавательная часть подпрограммы содержит основные темы для совершенствования знаний, умений и навыков по спортивному туризму, безопасной жизнедеятельности в природной среде, а также по изучению природы родного края, совершенствования физической подготовки.

Досугово-коммуникативная часть содержит описание тематических дней, включающих разнообразные формы работы с детьми: соревнования, игры, конкурсы, игры на местности, мероприятия, разработанные с учетом туристской специфики.

Для полной реализации подпрограммы необходимо подготовить следующие площадки:

1. Полигон для работы по технике пешеходного туризма;

2. Контрольно-комплексный маршрут;

3. Полигон для проведения итогового соревнования;

4. Полигон для организации вечернего мероприятия.

Организация мероприятий, выбор оптимальной нагрузки соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям детей.

 Важной частью подготовки ребят является участие в соревнованиях по спортивному туризму. Соревнования, мероприятия, походы планируются таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед участниками смены.

Подпрограмма может быть адаптирована к любой категории, разному возрасту и количеству детей в смене путём замены мероприятий, изменения сложности занятий с учетом возрастных особенностей детей.

Содержание подпрограммы

«Песня – в дорогу, узелки на память»

Организация путешествия

Основную часть организации берет на себя инструктор по туризму, но и ребят также можно организовать на подготовку к походу. Расфасовка и упаковка продуктов, приготовление снаряжения, укладка рюкзаков.

Туристский быт

Выбор места, для организации бивак. Установка палаток. Сбор и укладка дров. Выбор места для организации костра и оборудование его. Приготовление обеда. Организация места для приема пищи. Организация мытья рук и посуды. Сбор лагеря.

Преодоление препятствий

В походе инструктор по туризму отрабатывает с ребятами навыки преодоления препятствий, которые будут необходимы для итогового мероприятия. Переправа по параллельным периллам, переправа по бревну, преодоление заболоченного участка по гатям и жердям, преодоление заболоченного участка по кочкам и т.д.

Вязка узлов

За небольшой период времени можно научить ребят вязать 3 узла, которые наиболее часто применяются туристами, легко запоминаются, и также просты при вязке. Узел проводника, встречный, прямой.

Соревнование

На территории лагеря организуются этапы. Этапы – это те задания, которые ребята отрабатывали в походе и в течение оставшихся трех дней. Рекомендуется оборудовать 8 – 9 этапов. Начинать соревнования одновременно всеми отрядами, при прохождении с этапа на этап отряды используют маршрутный лист приготовленный организаторами заранее.

Результаты подводятся по номинациям, например: самый туристический отряд, самый задорный и т.д.

Конкурсы

Конкурс туристской газеты на тему: «У похода есть начало, а конца походу нет!». Перед конкурсом ребятам необходимо поставить цель, рассказать, какие рубрики содержит газета, какие будут критерии оценивания. Подведение итогов можно провести по номинациям. Интересно будет сравнить и мнение независимого жюри – это мнение самих ребят.

Конкурс туристкой песни «Песня по кругу». Организаторами заранее раздаются ребятам туристские песни. На итоговом вечере, желательно у костра, отряды исполняют песни. Поощряется инсценировка, музыкальное сопровождение, массовость.

В завершении подпрограммы проводятся итоговые соревнования, конкурс плакатов и вечер туристкой песни.

Сводная таблица тематических дней

День

Тематика дня и мероприятия

Теория

Практика

1.

У похода есть начало… (1,2 отряды)

Инструктаж по технике безопасности. Инструкция по правилам нахождения в походе.

Учебно-тренировочный выход. Отработка навыков преодоления препятствий в естественных условиях, вязка узлов, определение сторон горизонта, подвижные спортивные игры.

2.

У похода есть начало… (3,4 отряды)

Инструктаж по технике безопасности.

Инструкция по правилам нахождения в походе.

Учебно-тренировочный выход. Отработка навыков преодоления препятствий в естественных условиях, вязка узлов, определение сторон горизонта, подвижные спортивные игры

3.

У похода есть начало… (5,6 отряды)

Инструктаж по ТБ.

Инструкция по правилам нахождения в походе.

Учебно-тренировочный выход. Отработка навыков преодоления препятствий в естественных условиях, вязка узлов, определение сторон горизонта, подвижные спортивные игры

4.

У похода есть начало… (7,8 отряды)

Инструктаж по ТБ.

Инструкция по правилам нахождения в походе.

Учебно-тренировочный выход. Отработка навыков преодоления препятствий в естественных условиях, вязка узлов, определение сторон горизонта, подвижные спортивные игры

День туризма

 

Туризм – познание, отдых, спорт. Виды туризма. Техника безопасности в походе, туристское снаряжение, быт, гигиена туриста.

Укладка рюкзака, установка и снятие палатки, преодоление препятствий. Полоса препятствий «Турград». Посвящение в туристы (конкурс туристской песни «Песня по кругу», конкурс туристической газеты «У похода есть начало, а конца походу нет»)
       

 

Отряды в свободные от похода дни разучивают туристические песни и учатся вязке узлов, предложенные организаторами туристкой программы. После совершения похода отряды рисуют газету на тему: «У похода есть начало, а конца походу нет!».

Ожидаемые результаты

Проведенные мероприятия по туристической подготовке поспособствуют:

– приобретению знаний о правилах поведения на природе (не наносить ущерб природе: растительному и животному миру, уборка места проведения похода, правила сбора дров);

– приобретению знаний элементарных санитарно-гигиенических правилах в походе, в лесу, на прогулке (одежда в зависимости от погодных

условий, особенности одежды туриста, гигиена рук перед едой);

– первоначальному знакомству с туризмом (представления о пешеходном туризме, об элементарных естественных препятствиях и способах их преодоления и т.д.);

 – формированию представлений о здоровом образе жизни (туризм - как здоровый образ жизни, прогулки на свежем воздухе), укреплению здоровья детей.

Система тематических дней

Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется: идеей смены; содержанием смены; общечеловеческими ценностями; знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.

Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:

1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность.

2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:

§ по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;

§ по направленности: социально и личностно значимые; по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;

§ игровая деятельность;

§ организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;

§ познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;

§ организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.

3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря.

4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня.

5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.

Разработка тематического дня включает:

1. Определение названия дня.

2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки.

3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня.

4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня.

5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря.

6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня.

Познавательная сфера деятельности воспитанника формируется исходя из профиля смены (экологическая, историческая, экономическая, экологическая и т.п.) и включат в себя описание основных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок в течение лагерной смены.

Приведем пример организации тематических дней из программы «Азбука четырех вершин».

День, тематика дня Мероприятия
 «День экологии» - Зарядка, линейка, трудовой десант; - Работа кружков, студий, секций; - Однодневный туристский поход (1 и 2 отряд); - Выезд в Усть-Вымь (3 и 4 отряд); - Подготовка к конкурсу «Песня по кругу» и туристской газеты «У похода есть начало, а конца походу нет»; - Туристско - краеведческая игра «Рюкзачок», посвященная Году экологии в России; - Дискотека «Эко-сейшн»; - Вечерний огонек.
 «У похода есть начало…» - Зарядка, линейка, трудовой десант; - Работа кружков, студий, секций; - Однодневный туристский поход (3 и 4 отряд); - Выезд в Усть-Вымь (5 и 6 отряд); - Подготовка к конкурсу «Песня по кругу» и туристской газеты «У похода есть начало, а конца походу нет»; - Веселые старты; - Дискотека «Colordance»; - Вечерний огонек.
 «День спортивного ориентирования» - Зарядка, линейка, трудовой десант; - Работа кружков, студий, секций; - КТД «Путешествие в мир ориентирования»; - Игра «Угадайка»; - Маркированная трасса «Зеленый маршрут»; - Дискотека «Покоритель вершины»; - Вечерний огонек.
 «Странички истории России» - Зарядка, линейка, трудовой десант; - Работа кружков, студий, секций; - Занятие «Знакомство с основными событиями истории РФ»; - Квест «Дорогами Бессмертного полка»; - Дискотека «Ретро-дисктека»; - Вечерний огонек.

 

Законы жизнедеятельности

Одним из важных средств формирования положительной эмоционально- нравственной атмосферы в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувство ответственности.

Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо, чтобы дети принимали участие в их создании. Ибо люди придерживаются только тех законов, которые сами создают.

Законы могут быть разные:

§ законы-запреты (закон территории, закон реки);

§ законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);

§ режимные законы (закон ночного порядка, закон «ноль-ноль»);

§ законы предписания (закон «орлятского круга», закон творчества: «каждое дело творчески, иначе зачем», закон здорового образа жизни);

§ организационные законы (закон правой поднятой руки).

Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности и бывают продиктованы сюжетом смены, реальными событиями. У законов появляются свои авторы, которые остаются в истории лагеря.

Примеры законов лагеря:

Закон первый 0:0. Быть вовремя на всех мероприятиях, проводимых в лагере.

Закон второй – отрядный круг. Кадетский круг – это сердце, душа отряда. В кругу может говорить только один человек.

Закон третий «Мой взвод». Всегда и везде я буду стоять за честь кадетов своего взвода.

Закон четвертый – свобода слова. Каждый имеет право высказаться.

Закон пятый – поднятой руки: Если кто-то хочет высказать какую – либо мысль – он поднимает руку, ему дают право высказаться, его никто не перебивает.

Закон шестой – закон песни. Без песни ни дня, без песни ни шагу. В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

Закон седьмой – закон зелени в лагере. Надо защищать окружающую среду среди нас, беречь и не рвать зеленые насаждения.

Закон восьмой – закон воды. Вода не прощает лихачества, беззаботности, неосторожности. Поэтому строгий закон воды принимается без обсуждения. Купание без разрешения взрослых запрещается.

Закон девятый - закон здорового образа жизни. Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

Закон десятый - закон заботы о себе. Соблюдай безопасность жизнедеятельности.

Не важно, какое количество законов будет в вашем лагере, и как они будут сформулированы, главное, чтобы они были одинаково восприняты и выполнимы всеми — и детьми, и взрослыми (членами педагогического отряда и административно-хозяйственного коллектива). Только тогда станут действительным регулятором жизни лагерного коллектива.


Традиции

Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения. При помощи традиций утверждается эстетическая и нравственная атмосфера жизни коллектива.

В литературе выделяются следующие признаки традиций:

1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии коллектива.

2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. В любой традиции есть передача какого-то устоявшегося передового опыта. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.141 с.)