Индексный анализ динамики затрат и себестоимости продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индексный анализ динамики затрат и себестоимости продукции



Одной из важнейших задач статистики является изучение динамики и выполнения бизнес-плана снижения себестоимости продукции. Для этой цели исчисляют индивидуальные и общие индексы.

Индивидуальные индексы:

1) планового задания по изменению себестоимости: iz = Z п / Zo %;

2) фактического изменения себестоимости: iz = Z 1 / Zo %;

3) выполнения или реализации плана: iz = Z п / Zo %.

Разница между числителем и знаменателем характеризует экономию или перерасход в затратах от изменения себестоимости.

В целом по отрасли или предприятию рассчитываются общие индексы.

1. Плановое задание изменения себестоимости: Iz =∑ Z п q п /∑ Z 0 q п, где qn – плановый объем продукции.

2. Отчетный индекс себестоимости: Iz = ∑ z 1 q 1 / ∑ z 0 q 1, где q1– отчетный объем продукции.

3. Общий индекс выполнения плана изменения себестоимости:

а) при плановом объеме продукции: Iz = ∑ z 1 q п / ∑ z п q п;

б) при отчетном объеме продукции: Iz = ∑ z 1 q 1 / ∑ z п q 1.

Разница между числителем и знаменателем показывает экономию (в последнем случае сверхплановую) или перерасход в затратах за счет изменения себестоимости.

При анализе динамики себестоимости продукции изучается не только как изменилась себестоимость 1 ц продукции, но и как это изменение повлияло на размер общей суммы производственных затрат.

Общий индекс затрат определяется отношением отчетных затрат к базисным, а абсолютный прирост – разницей между ними: I з = ∑ z 1 q 1 / ∑ z 0 q 0.

Изменение себестоимости отдельного вида продукции в группе предприятий характеризуется индексами средней себестоимости продукции () - переменного состава. В процессе анализа этот индекс, как и любой индекс среднего уровня, может быть разложен на индекс себестоимости (фиксированного состава)  и индекс структуры по общей схеме:

.

Постатейный анализ себестоимости 1ц продукции показывает, на какие статьи затрат нужно обратить внимание, чтобы добиться сокращения затрат.

Уровень себестоимости 1 ц продукции рассчитывается отношением общей суммы затрат по данному продукту к объему произведенной продукции:

Z зерна = (∑ Z · q (тыс. руб.) / S (га)) / (∑У· S (ц) )/ S (га) =

= (∑ Z · q (тыс. руб./ га)  / (∑У· S (ц) )/ S (ц/га)

Это основные факторы, формирующие уровень себестоимости.

В крестьянских хозяйствах себестоимость не определяется, поскольку нет категории заработной платы для членов хозяйств, и широко используются средства и предметы труда собственного производства, не приобретающие товарной формы. Поэтому себестоимость можно установить расчётным путём.

Показатели валовой продукции, дохода, прибыли

Валовая продукция (ВП)– сумма произведенных в течение года первичных продуктов земледелия и животноводства в стоимостной оценке.   В её состав входят готовая продукция, полуфабрикаты, выполненные на сторону работы и услуги, незавершенное производство. Ее объем определяется за какой-либо период времени – месяц, квартал, год. Валовая продукция определяется в постоянных и текущих ценах.

Валовая продукция сельского хозяйства — сложная категория. Она характеризуется следующей системой показателей.

Валовой оборот (ВО) – сумма валовой продукции взаимосвязанных отраслей — растениеводства и животноводства (характеризует общие размеры производства, но допускает повторный счет продукции, произведенной и вновь потребленной в данном году (семена, корма, навоз и др.).

Конечная продукция (КП) – это валовой оборот за вычетом стоимости продукции, вновь потребленной на производство (величина, которая может быть использована для реализации, оплаты труда, непроизводственного потребления и накопления).

Реализованная продукция (РП) – фактически отгруженная и отпущенная с предъявлением покупателю расчетных документов. Ее объем определяется по полной себестоимости и фактической выручке.

Уровень товарности – процентное отношение реализованной продукции к валовой.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) – валовой оборот в текущих ценах за вычетом материальных затрат (промежуточного потребления) (характеризует вновь созданную живым трудом стоимость, а также стоимость основных фондов, перенесенную на продукт в размере амортизации).

Валовой доход (ВД) – валовой оборот за вычетом материальных затрат и суммы амортизации или как сумма оплаты труда с отчислениями и прибыли. Представляет собой чистую продукцию, которую распределяют на фонды: потребления, накопления и отчисления в бюджет.

Чистый доход (ЧД) – чистая продукция за вычетом оплаты труда с отчислениями (разница между стоимостью валовой продукции и её себестоимостью), например, оплата налогов в бюджет, формирование фондов потребления и накопления.

Прибыль (Пр) реализованная часть произведенного чистого дохода. Включает основную часть – прибыль от реализации (выручка от реализации минус полная себестоимость плюс прибыль от внереализационных результатов. Характеризует конечные результаты торгово-производственного процесса. Основной финансовый показатель.

В статистике финансов предприятий рассчитывают прибыль: балансовую от реализации продукции (работ, услуг), валовую и чистую.

Балансовая прибыль (Прб) – финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и др. имущества предприятия плюс доходы за вычетом убытков от внереализационных мероприятий.

Прибыль от реализации продукции определяется как разность между выручкой от продажи (без НДС, акцизов для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию.

Валовая прибыль в отличие от балансовой в состав внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени, перечисляемые в бюджет и внебюджетные фонды.

Чистая прибыль – прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды и резервы вышестоящей организации.

Наряду с абсолютными показателями объема прибыли широко применяется относительный показатель – рентабельность. В статистике различают рентабельность: общую, реализованной продукции и капитала.

Общая – определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ, нематериальных активов, материальных оборотных фондов;

От реализации – отношение суммы прибыли (убытка) к полной себестоимости реализованной продукции (отражает эффективность текущих затрат)

Капитала – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости инвестированного капитала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.87.152 (0.009 с.)