Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Живое и мертвое в экологическом дискурсе
Различие живого и мертвого имеет свою историю и логику (как ни странно). Кажущееся очевидным и с детства понятным (сказки с участием живой и мертвой воды), вместе с тем, оказывается исторически и метафизически проблематизированным. В самом деле, что, собственно, считать живым, а что мертвым в окружающем нас и окружаемом нами мире, да и в нас самих тоже? Как соотносится живое и мертвое и как должно ему соотноситься? Жесткое повседневное различие – неизгладимый оттиск антропоцентричной матрицы западноевропейской просвещенческой культуры. Человек – суть высший носитель, выразитель и критерий жизни. Природа наделена жизнью лишь в силу предварения и сопутствия, содействия человеку. А так, в целом, она безжизненна и пугает нас растворением в своем лоне анонимного круговращения, перспектива посмертного биоэнергетического участия в котором нас не слишком-то утешает. Кризис антропоцентристского установления в философии и культуре ХХ века ведет к пересечению и разносу живого и мертвого по всем линиям охвата. Мари Биша – известный французский физиолог и паталогоанатом, правда, еще на рубеже 18 и 19 веков наметил понимание относительного единства живого и мертвого или отсутствие непроходимой границы между жизнью и смертью. Мы существуем в жизнесмертном пространстве и сами являемся носителями живого и мертвого (причем, одновременно), являемся агентами жизнеумирания. Здесь становится существенным идущее от Биша различение живого на органическое и животное. Для жизни органической характерна непрерывность – для животной, напротив, прерывность (например, в виде сна, обморока и других остановок двигательной активности). Очевидно, и мертвое можно различить по линии расхождения органического (непрерывного) и животного (прерывного), обозначив, например, первое состояние как состояние естественного и непрерывного разложения органического, а второе состояние как состояние насильственного консервирования. Ситуация взаимодействия двух типов живого и двух типов мертвого получается таковой, что лишь насильственная смерть и по отношению лишь к животной жизни обладает статусом прерывности и финальности. Остальные сочетания сохраняют длительность и взаимопринадлежность. Так, наступление насильственной смерти не означает еще значительное время конца органической жизни, а естественная смерть, будучи сама по себе длительностью, предполагает длительность и обеих форм жизни, т.е. совместную жизне-смертную длительность.
Так смерть проникает на территорию жизни, постепенно становясь предметом широких и далеко идущих философско-антропологических, символических, семиологических и других интерпретаций. Бесшумные и невидимые машины Танатоса, прессингуя по всему полю человеческого и социального, начинают работать на разрушение сильных сцеплений единиц пространства и времени, превращая линейно-гомогенное время в полифонически-шизоидное, а центрированное и иерархизированное пространство в плюралистический ковер автаркичных смыслов, языков, практик. И в этом смысле, т.е. и в смысле изначальной принадлежности жизни, а не только внешнего по отношению к ней нашествия, «работа» смерти может быть понята в модусе насилия. Событие смерти происходит не в силу усталости, изношенности ничем не сдерживаемой изнутри жизни, а в силу насильственного вторжения смерти или, точнее, уже всегда ее деятельно-разрушительного в ней (жизни) присутствия. В событии смерти не жизнь уходит, а приходит или возобладает смерть. Но приходит без экзистенциального напряжения, разрушительного надрыва, величественного пафоса неизбежного и прочих предикаций традиционной смерти. Парадоксальным образом смерть, помысленная в контуре своей насильственной модели, оборачивается естественно-нейтральным событием, событием событий, значением в собственном очищенном виде. Экологический дискурс, в котором фигурируют понятия живого и мертвого, имеет жесткий и безусловный ценностный приоритет живого по отношению к мертвому. В этом смысле он классически антропоцентричен, ибо живая окружающая среда как ценность фигурирует не сама по себе, а лишь по отношению к человеку и для человека. Вместе с тем, учитывая проблематичность жесткого различения и расхождения живого и мертвого, экологический дискурс должен быть фундирован более глубоким и тонким пониманием соотношения и взаимодействия живого и мертвого. В частности, например, необходимо достичь понимания, что абсолютным негативом обладает не одна из сторон оппозиции – мертвое, а нарушение, срыв естественного, ритмичного взаимодействия, взаимопревращения живого и мертвого – т.е. болезненное и противоестественное. (Болезнь и смерть не совпадают в своем развертывании...)
В заключение – один показательный пример. Один из объектов пристального внимания современных практических экологов является кладбище, особенно городское кладбище – как некое топографическое единство живого и мертвого (место встречи и фрондирования: на кладбища ходят, чтобы удостовериться, что еще живы). Кладбище – очень важный с различных точек зрения объект, и существует целая история взаимоотношения кладбища и города. В соответствии с двумя типами мертвого, кладбище функционирует либо как экологический механизм, либо как склад готовой продукции (в предельном случае – пирамида и мавзолей). Как известно, процесс распада имеет два основных этапа: 1) расщепление белков под воздействием микроорганизмов и 2) тление при воздействии поступающего с поверхности кислорода. Последнее зависит от характера грунта. В крупнозернистом грунте процесс тления гораздо эффективнее и динамичней. В глиносодержащем и влагоустойчивом грунте, а следовательно, при дефиците воздуха, процесс тления может вообще не происходить, что ведет к так называемому омылению трупов (в сухом воздухопроницаемом грунте, но при подавлении действия микроорганизмов (биоты) может произойти мумификация). К сожалению, российские кладбища, как правило, функционируют в экстенсивном режиме складирования готовой продукции. Современные кладбища-гиганты (Домодедовское в – Москве, Южное – в Санкт-Петербурге) располагаются на сырых глинистых почвах, работают с превышением допустимой концентрации биомассы. Что произойдет с такими гигантскими накоплениями омыленной органики со временем? Экологические последствия непредсказуемы и вызывают оправданную тревогу. Задевается здесь также и этический аспект проблемы. Безграмотное кладбищенское хозяйствование ведет к кощунственному надругательству над телами усопших. Известный собиратель автоэпитафий Валерий Савчук находит одну примечательную и в нашем контексте удивительно точную автоэпитафию одного из современных петербургских писателей: «Не залежаться бы». И все это происходит в том числе и из-за непродуманного и стереотипного повседневного представления об абсолютной чуждости, разнородности живого и мертвого, расторженности их единства в нашей ментальности.
Ирина Дудина
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.) |