Используемые для обзора литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Используемые для обзора литературы



№ п/п Смысловой компонент текста Клише научного стиля
1. Актуальность проблемы (темы) курсовой работы - В современной науке особую остроту принимает тема (проблема) <...> - Актуальна проблема <...> - Внимание ученых привлекают вопросы <...>
2. Перечисление работ, посвященных рассматриваемой проблеме (теме) - Существует обширная литература, посвященная данной теме. - Данному вопросу (теме, проблеме) посвящены следующие работы <...> - Эту проблему рассматривают такие авторы (исследователи), как <...>  
3. Описание основных подходов - Среди ученых, занимающихся <...> нет единства в рассмотрении <...> - Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы - Существуют три (две) основные точки зрения на <...> - Первый подход реализован в работах <...>, в основе второго подхода лежит концепция <...>, третий подход состоит в том, что <...>  
4. Изложение сущности различных точек зрения - Одна из точек зрения принадлежит <...> и заключается в <...> - Другой подход представлен в работах <...> и сводится к <...> - Сущность (суть) данной теории сводится к <...> - Согласно концепции (трактовке, мнению, точке зрения), <...>  
5. Сравнение точек зрения - Автор придерживается тех же взглядов, что и <...> - Позиция автора близка <...> - Автор является представителем школы <...> - Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу <...> - <...> объединяет авторов во взглядах на <...> - Точка зрения <...> коренным образом (значительно, незначительно, принципиально) отличается от взглядов <...> - Это диаметрально противоположно <...> - Если <...> утверждает <...>, то <...> считает, что <...>  
6. Отношение к рассматриваемым точкам зрения - Сложно согласиться (не согласиться) с <...>, в связи с <...> - Трудно принять точку зрения <...>, потому что <...> - Можно согласиться с<...>, т.к. <...> - Данная точка зрения интересна (оригинальна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы). - Нельзя не отметить достоинство <...>  
7. Мотивированный выбор точки зрения - Из всего изложенного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения<...> - Таким образом, можно остановиться на <...>, т.к. <...> - Мы принимаем точку зрения <...>, исходя из следующих соображений<...> - Наиболее убедительными представляются аргументы <...> - Описание результатов эксперимента <...> представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения <...>  

 

Использование данных литературных источников, необходимость анализа разработки исследуемой проблемы у различных авторов обуславливает важность применения в тексте курсовой работы различных форм чужой речи.

1. Употребление формы прямой речи свидетельствует о достоверности информации и оформляется с использованием кавычек. Например: А.Н. Леонтьев писал: «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий». Или: «Понятие деятельности, – отмечал А.Н. Леонтьев, – необходимо связывать с понятием мотива».

2. Использование формы косвенной речи удобно для краткого пересказа объемного высказывания. При этом текст оформляется в форме сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Например: П.Д. Павленок утверждает, что одной из главных задач теории социальной работы является определение ее места в системе научных дисциплин… Используя подобные формы передачи чужой информации, нужно быть внимательным, т.к. косвенная речь представляет собой обработку чужого высказывания, возможность подачи его в нужном автору направлении. Это может привести к сознательному или бессознательному искажению исходного текста, в связи с тем, что на первом месте оказывается не столько высказывание, сколько его понимание, а порой и трактовка автором курсовой работы.

Важным приемом при использовании прямой и косвенной речи является выбор слов, «вводящих» чужую информацию в текст. При этом могут использоваться как нейтральные глаголы (в настоящем или прошедшем времени): писал, говорил, отмечал, сообщал, свидетельствовал, указывает, подтверждает, замечает, фиксирует, концентрирует внимание, – так и конструкции, отражающие ту или иную оценку автором курсовой работы приводимой информации: справедливо отмечено, небезынтересной является мысль, как точно указал... и т.д. (см. выше: табл. 2). Использование оценочных суждений в гораздо более выгодном свете представляет автора курсовой работы, т.к. отражает его аналитические способности.

3. К косвенной речи близок пересказ чужого высказывания с отсылкой к источнику информации в форме вводных конструкций. Например: По мнению Л.Г. Гусляковой в настоящее время отсутствует общепринятая модель построения и изложения теории социальной работы.

В ходе изложения чужой информации возникает необходимость пояснения какого-либо утверждения, термина или понятия, а также указания на источник. Для этого применяются различные виды сносок.

· Сноски с использованием подстрочника, в котором указываются автор, название, выходные данные книги, а также страница. Например: «Деятельность имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную» [2]. Подобным образом можно оформлять пояснения какого-либо термина или отсылку к работам, более подробно освещающим тот или иной вопрос. Например: О дним из результатов семейного воспитания является усвоение ребенком той или иной гендерной роли [3]. При этом может применяться постраничная или сплошная нумерация.

· Сноски с использованием квадратных скобок. Данный вид сносок отсылает читателя к списку литературы и с помощью цифр указывает номер источника в списке литературы (первая цифра) и страницу (вторая цифра) – [5, с. 98]. Подобные сноски в различных случаях оформляются по-разному, например:

а). В случае прямого цитирования конкретного предложения, фразы, высказывания и т.п., содержащихся в источнике: [6, с. 72];

б). При перечислении нескольких источников: [6; 10; 12; 21], а также [5, с. 39; 10, с. 12; 15, с. 6];

в). Когда приводится некая идея, мысль и т.п., характеризующая позицию того или иного автора, но без цитирования: [См.: 7, с. 21–22];

г). В случае цитирования какого-либо автора, когда цитируемая мысль изложена в работе другого автора (учебнике, учебном пособии и т.п.): [Цит. по: 9, с. 80];

Традиционная форма научного текста предполагает максимальную отстраненность изложения от личности автора. Это достигается путем подачи собственно авторской информации с помощью различных синтаксических конструкций, придающих тексту большую объективность.

Ø Использование безличных и неопределенно-личных конструкций с краткими страдательными причастиями придает тексту отстраненность. Например: Было проведено исследование... Или: В результате эксперимента выявлено...

Ø Ведение изложения от третьего лица сосредоточивает внимание на сообщаемой информации: Синтаксис научного текста отличается обилием сложных предложений. При этом следует учитывать, что подобное изложение может быть авторизовано за счет включения таких слов, как следует подчеркнуть, необходимо заметить и др.

Ø Использование в тексте формы первого лица придает информации элемент достоверности и в то же время подчеркивает субъективность изложения или оценки. Для минимизации эффекта субъективности в современных научных текстах практически не употребляются глаголы и местоимения в форме первого лица единственного числа. Вместо них используются конструкции во множественном числе (например, мы полагаем, по нашему мнению, нам представляется) либо личное местоимение вообще опускается, что акцентирует внимание непосредственно на действии (предполагаем, отмечаем тот факт..., в приведенном отрывке обращаем внимание на....).

В любой научной работе (и в курсовой, в частности), как правило, наблюдаются чередование и разнообразные комбинации форм изложения, причем одна является организующей, играющей роль рамки, а другие носят подчинительный характер. Использование подобных форм, с одной стороны, соответствует неписаным требованиям академического этикета: создает впечатление, что автор выступает как представитель ученого сообщества, определенной научной школы, направления. С другой стороны, это отражает современную ситуацию в науке, характеризующуюся нарастающими тенденциями к интеграции, коллегиальности в творчестве.

Учитывая, что в основе исследовательской деятельности лежат такие общие методы научного познания как анализ, синтез, сравнение, обобщение, в курсовой работе должны быть отражены результаты применения этих методов.

Анализ – мысленное расчленение объектов, предметов, явлений на составляющие части, выделение в них отдельных признаков. Например: Проведенное наблюдение позволило выделить следующие характерные признаки данного явления: <...>

Синтез – мысленное соединение в целое частей объекта, предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Например: Данные аспекты позволяют рассматривать анализируемое явление как <...>

Сравнение – установление сходства или различия предметов по главным или второстепенным признакам. Например: Как все живое, человек органично принадлежит природе Земли и Космосу.

Обобщение – объединение отдельных предметов в некотором понятии. Например: конкретный человек, семья, население территории, производственный коллектив, службы, сообщества, сферы образования, здравоохранения, благотворительные организации являются объектами деятельности социального работника..

Часто при сборе первичных данных используют следующие методы: опрос (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов.

Анкетирование – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на получение информации от респондентов.

Интервьюирование – способ получения информации с помощью устного опроса.

Наблюдение – метод сбора информации, при котором проводится непосредственная регистрация происходящих событий.

Анализ документов – качественно-количественное исследование документов. 

Интеллектуальный характер научного познания обусловливает такую важную особенность изложения, как логичность. Она выражается в предварительном продумывании сообщения, в монологическом характере и строгой последовательности изложения. При этом важно помнить, что существуют различные приемы подачи материала: дедукция, индукция, аналогия.

Дедукция – от общих положений к частным фактам.

Индукция – от частного (анализ фактов, примеров) к общему выводу.

Аналогия – умозаключение о принадлежности предмету (явлению) определенного признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом (явлением).

Стилистические требования к курсовой работе

 

Курсовая работа представляет собой письменное научное исследование, в котором логика изложения материала и отбор языковых средств осуществляются в соответствии с темой и отчетливо осознаваемой целью. Язык, стиль, общая манера подачи содержания формируют представление об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента.

Студенческая письменная работа, являясь научным произведением, должна соответствовать требованиям жанра и писаться в стилистике научного текста. «Письменная речь более развернута..., – отмечал  А.А. Леонтьев, – это вызвано, в частности тем, что она заведомо предполагает отсутствие «обратной связи» от собеседника. Кроме того, в письменной речи не могут быть использованы в принципе такие дополнительные речевые средства, как интонация, мимика и т.д., отсюда гораздо большая структурная сложность письменной речи по сравнению с устной» [9, с. 253–254].

Письменная научная речь строится согласно определенным правилам и подчинена решению основной задачи – предельно ясно и четко донести до читателя сообщаемую информацию. Это достигается формально-логическим способом изложения: обобщенность и отвлеченность используемых языковых средств, логичность и объективность изложения, минимум эмоциональной окрашенности, отсутствие художественных приемов подачи материала. Использование подобных средств позволяет достичь целостности текста, все части которого становятся объединенными единой логической связью, поскольку преследуют общую цель – обосновать и доказать ряд теоретических положений.

Научный текст отличает прагматическое построение, в связи с чем, важным требованием к изложению является точность. Точность достигается соответствующим отбором языковых средств, обладающих качеством однозначности и способностью наилучшим образом отразить сущность понятий, а в синтаксическом плане – использованием таких конструкций, которые сжато и экономно позволяют достичь максимальной полноты изложения, когда «словам тесно, а мыслям просторно».

Лексика научной речи своеобразна. Ее структуру можно представить следующим образом. Основу, или ядро, составляет специальная терминология (20%). Далее – близкий по функции пласт общенаучных слов (30%).  И затем – общеупотребительная лексика, в количественном отношении составляющая не менее половины всех слов.

К общеупотребительной лексике относятся слова общелитературного языка. Данный пласт, сохраняя специфику научной речи, не позволяет ей «оторваться» от национального языка. Из общеупотребительной лексики язык науки отбирает, в первую очередь, слова с обобщенным и отвлеченным значением. Например: Познавательная активность ребенка проявляется в его интеллектуальной инициативе. (Практически каждое слово обозначает общее понятие: активность вообще, инициатива вообще). Нередко научная речь приспосабливает ресурсы общелитературного языка к своим задачам, в частности, используя существительные в единственном числе как общие понятия (в приведенном примере ребенок не конкретный, а вообще).

Общенаучная лексика – непосредственная часть метаязыка науки – необходима для описания научных явлений и объектов. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами. Например: операция, вопрос, задача, гипотеза, исследование, явление, процесс, базироваться, абстрактный и др. В общенаучной лексике выделяются существительные, выполняющие функцию абстрактных понятий, и отглагольные существительные, выражающие процессуальный характер описываемого: исследование, рассмотрение, подтверждение и т.д. Владение общенаучной лексикой является своеобразным показателем уровня научной культуры студента.

Третий пласт лексики научного стиля составляет специальная терминология: «…освоение науки идет, прежде всего, через овладение ее понятийно-категориальным аппаратом» [14, с. 14].

Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. Одной из основных особенностей термина является то, что в его основе лежит научно построенная дефиниция; это придает термину строгость, четкость, исчерпанность значения благодаря точному раскрытию всех необходимых компонентов понятия. Для курсовых работ по теории и технологии социальной работы актуальным является использование социальной, социально-педагогической, социально-психологической и т.д. терминологии и фразеологии: реабилитация, детская беспризорность, гендерная роль, гештальттерапия, профессиональная деформация личности, стандартизация социальных услуг, маргинал, социальный диагноз,  социальная защита и т.д.

Используя термины, необходимо следить,

во-первых, за точным пониманием дефиниции: порой, когда студент часто слышит термин, не уточняя значения, у него складывается впечатление (нередко ложное) его понимания; это приводит к некорректному или неверному употреблению термина;

во-вторых, за тем, чтобы значение термина соответствовало принятому в данной дисциплине употреблению: нередки случаи, когда одно и то же слово используется в качестве термина в нескольких смежных научных дисциплинах, и при этом в него вкладываются отличающиеся друг от друга значения. Например, слово «личность» представляет собой термин философии, психологии, педагогики, социологии, социальной работы причем его смысловые границы в данных науках различны. В связи с этим возможны случаи искажений смысла работы из-за того, что используемый термин наделяется значением, которое в него вкладывается другой дисциплиной.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. В современной научной речи в качестве средств связи, как правило, используются традиционные, устоявшиеся речевые формулы (таблица 4)[4].

Таблица 4

 

Речевые клише, используемые в научном стиле

В качестве средств связи

№ п/п Значение Речевые клише
1. Последовательность развития мысли   Вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.
2. Противоречивые отношения Однако, между тем, в то время как, тем не менее, впрочем и др.  
3. Причинно-следственные связи Следовательно, отсюда следует, что; поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и др.  
4. Переход от одной мысли к другой, рубрикация текста   Прежде чем перейти к..., обратимся к...; рассмотрим подробнее; следует остановиться и др.
5. Итог, вывод Итак, таким образом, подводя итог, следует отметить, в заключение отметим, все изложенное выше позволяет сделать вывод..., в заключение изложенного и др.  

 

Значительными особенностями отличается синтаксис научного текста. Необходимость доказывать, аргументировать излагаемые мысли, обнаруживать причины и следствия анализируемых явлений обусловливает преимущественное употребление сложных синтаксических конструкций. Например: Субкультура создается чаще всего единомышленниками, которые стремятся выделиться из окружающей среды, более или менее агрессивно обособиться в обществе. Или: Именно закон является ключевым элементом теории, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемых объектов во всей его целостности и конкретности.   Именно сложные, в особенности сложноподчиненные предложения способны адекватно передавать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственные связи, занимающие важнейшее место в научном тексте.

Использование студентом в курсовой работе сложносочиненных и сложноподчиненных предложений является одним из показателей культуры научной речи и профессионализма исследователя. Однако при этом следует избегать слишком длинных, запутанных и громоздких синтаксических конструкций, снижающих точность и ясность изложения.

Для письменных научных работ характерно строгое соблюдение языковых норм. Приведем примеры норм научной речи, которые наиболее часто вызывают у студентов трудности.

1. Слова, близкие по значению, часто требуют постановки зависимых от них слов в формах различных падежей. Например: Сделанные выводы опираются на работы  Л.С. Выготского / Данные утверждения базируются на работах Л.С. Выготского. Следует различать медицинскую реабилитацию и социально-педагогическую. / Следует отличать медицинскую реабилитацию от социально-педагогической.

2. Частыми ошибками является использование формы одного падежа существительного в сочетаниях со словами, требующими разных падежей. Например, неверным является сочетание «подбор и наблюдение за фактами». Сравни: «подбор фактов и наблюдение за ними». Однако верным является вариант «чтение и анализ литературы».

3. Речевым недочетом научной работы является частое использование таких слов, как где-то (в значении приблизительно), порядка (в значении немногим больше, немногим меньше). Например, в исследовании приняли участие где-то 125 человек, проанализировано порядка 220 анкет. Более приемлемыми являются варианты: в исследовании приняли участие чуть более 125 человек; проанализировано не менее 220 анкет.

4. При отборе языковых средств необходимо обращать внимание на правильное использование слов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению (паронимов). Например, представить отчет, факты (т.е., предъявить), но предоставить льготы (дать возможность воспользоваться); эффектное вступление (т.е., производящее сильное впечатление, эффект), но эффективный метод (действенный, приводящий к нужным результатам ); психические процессы (относящиеся к психике), но психологический подход (подход, характерный для психологии как науки).

5. В курсовой работе нужно избегать слов, оборотов и выражений, имеющих слишком неопределенный смысл или выступающих в качестве слов-манипуляторов. Например, часто бывает, что за туманными выражениями «вполне очевидно», «всем известно» скрывается неумение автора внятно аргументировать то, что кажется ему столь очевидным или известным.

Точность и ясность текста курсовой работы достигается вдумчивым употреблением слов и терминов. Так, не стоит без необходимости использовать слова иностранного происхождения при наличии в языке русского эквивалента. Запутанные синтаксические конструкции, витиеватые канцелярские обороты, неоправданное употребление иностранной лексики, многословие, смысловое дублирование, тавтологии делают текст непонятным, придавая ему не научный, а наукообразный характер и порой лишь прикрывая бедность мыслей или недостаточную компетентность автора. Подобный подход снижает впечатление от работы.

 

Требования к оформлению курсовой работы

Важным этапом работы над курсовым исследованием является его письменное оформление, к которому также предъявляются определенные требования.

Первая страница курсовой работы – титульный лист (не нумеруется). Титульный лист должен содержать следующие сведения:

- Название министерства,  учебного заведения, факультета, кафедры, на которой писалась работа;

- название темы курсовой работы;

- сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, курс, форма обучения, подпись);

- сведения о научном руководителе (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, подпись);

- сведения о зав.кафедрой (фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, подпись);

- сведения о допуске курсовой работы  к защите (дата допуска);

- указание города (Москва) и года написания работы (Приложение 1).

Вторая страница – оглавление (план) курсовой работы. При его оформлении следует помнить, что введение и заключение не имеют названия, однако части курсовой работы обязательно должны быть озаглавлены. После каждого заголовка необходимо указать страницу, с которой начинается изложение материала (Приложение 2).

Список литературы располагается за заключением и оформляется в соответствии с установившимися требованиями к оформлению библиографии (Приложение 3). Обычно список литературы в курсовой работе строится по алфавитному принципу и включает как монографии, так и книги, написанные коллективом авторов, статьи из сборников, газет и журналов, материалы конференций, нормативные документы, статьи из словарей и энциклопедий (Приложение 4).

Материалы из Internet располагаются в конце списка литературы с указанием сайта.

Список литературы к курсовой работе должен содержать не менее 20 наименований.

Завершают текст курсовой работы приложения. Приложения включают материалы, использованные автором в курсовой работе: бланки анкет, тестов, обработанные по ним данные; различные положения, инструкции; иллюстративный материал. Следует помнить, что приложения должны «работать», т.е. в тексте на них обязательно должны быть ссылки.

Каждое приложение нумеруется (например, Приложение 3) и имеет название.

К оформлению самого текста курсовой работы также предъявляются определенные требования:

1) курсовая работа представляется в печатном виде на сброшюрованных стандартных листах бумаги формата А4;

2) текст печатается на одной стороне листа 14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала;

3) поля оставляются слева страницы шириной 3 см, справа – 1 см, сверху и снизу по 2 см;

4) страницы должны быть пронумерованы, номер ставится посередине или в правом верхнем углу страницы, курсовая работа имеет сквозную нумерацию (включая приложения);

5) заголовки печатаются по центру страницы;

6) главы нумеруются римскими цифрами, параграфы - арабскими цифрами;

7) таблицы, графики, схемы, гистограммы в тексте должны иметь заголовок и быть пронумерованы;

8) наиболее важные идеи, утверждения, формулировки можно подчеркнуть или напечатать жирным шрифтом;

9) общий объем курсовой работы должен составлять 25–30 печатных страниц;

10) текст курсовой работы должен быть тщательно вычитан, проверен, все ошибки исправлены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.253 (0.074 с.)