Будущих социальных работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будущих социальных работников



 

Курсовые работы являются одним из важнейших видов учебной деятельности студентов и средством формирования творческой личности будущего социального работника. В соответствии с учебным планом Российского государственного социального университета, для направления подготовки  – «Социальная работа» предусмотрены курсовые работы по следующим дисциплинам: «Теория социальной работы», «Технология социальной работы».

Цель курсовой работы – способствовать приобретению и закреплению навыков научно-исследовательской деятельности, необходимых для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы – дипломной работы.  

Основные задачи, которые решаются в процессе выполнения студентом курсовых работ:

а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания, полученные студентом в ходе изучения учебной дисциплины;

б) закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками;

в) приобрести и закрепить навыки исследовательской работы, использования различных методов познания и преобразования явления, процесса;

г) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

д) выработать навыки публичной защиты результатов, полученных в ходе исследования (изучения) каких-либо явлений или процессов;

е) подготовиться к более ответственной задаче – выбору темы, разработке и защите дипломной работы.              

Предшествующими этапами развития научно-исследовательских умений и навыков студентов являются:

- написание рефератов на основе анализа литературных источников социальной тематики. В ходе этой работы у студента вырабатываются критический подход к оценке литературных источников, навыки отбора и обобщения фактического материала;

- подготовка докладов на студенческих конференциях;

- участие в работе студенческих научных кружков;

- подготовка научных студенческих работ и представление их на факультетский и общеуниверситетский конкурсы.

Частью курсовой работы могут быть доклады, выполняемые студентами в процессе изучения общепрофессиональных  дисциплин. Данные виды учебно-научной деятельности направлены на формирование логико-композиционных умений; умения раскрыть содержание проблемы, необходимой для выступления (название темы, определить цель, ключевые понятия, идеи, составить план), подобрать языковые средства и способы убеждения, адекватные ситуации, цели, адресату; эффективно использовать профессиональные знания; моделировать выступление; логически и эмоционально излагать информацию и т.д.

  Особенности курсовых работ в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования.

 В ходе изучения дисциплины «Теория социальной работы» развитие научно-исследовательских умений проходит в двух направлениях: с одной стороны, идет освоение умений научно-теоретического характера, с другой, ставится новая задача – практического овладения конкретными научно-исследовательскими методиками.

По дисциплине «Теория социальной работы» студенты выполняют теоретические курсовые работы. Их назначение - закрепление и углубление теоретических знаний о сущности, содержании и проявлении методологии и теории социальной работы, изучаемых по учебному курсу. Курсовая работа выполняется на основе анализа и обобщения преимущественно литературных, научных и других информационных источников. Она должна продемонстрировать уровень усвоения изученного материала, степень владения технологией работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информации. В работе должен присутствовать  сравнительный анализ объектов, процессов, явлений, характеристика сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими объектами и явлениями. Важно  наличие собственной позиции в оценке полученной информации, полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования, подготовка аргументированных выводов и предложений,

В процессе выполнения курсовой работы у студентов расширяется научно-теоретический кругозор по избранной проблеме, происходит дальнейшее овладение приемами и методами научного исследования, познания исследуемого явления или процесса, его сущности, содержания, факторов и условий, влияющих на развитие, а также особенностей проявления.

   Также, в ходе выполнения курсовой работы по теории социальной работы у студента наряду с формированием научно-теоретических знаний начинают складываться и практические умения. Практическое овладение отдельными методиками социального исследования способствует активному освоению определенного «исследовательского фонда», ориентировке в научных методах, что создает основу для решения научно-исследовательских задач при написании курсовой работы по технологии социальной работы. Тематика курсовых работ по теории социальной работы определяется кафедрой теории и методологии социальной работы.

На 4-м курсе выполняется курсовая работа по «Технологии социальной работы». Ее основное назначение – помочь студенту в закреплении и углублении знаний по технологии и методике практической деятельности социального работника.

    Курсовая работа по технологии социальной работе наряду с аналитическим обзором должна содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования. Целью данной курсовой работы является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования. Ее задачи – овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования; обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций. Курсовая работа должна содержать объяснение полученных эмпирических данных.

 При их разработке необходимы не только теоретические знания по существу понимания технологии практической деятельности, но и реальный опыт специалистов. Такой опыт изучается и излагается в курсовой работе на основе личных наблюдений за практической деятельностью специалистов, а также, если есть возможность, то осмысления личного участия в практической социально технологической деятельности. В подобных курсовых работах могут иметь место и практические рекомендации, вытекающие из раскрытого опыта практической деятельности по решению частной проблемы.

Курсовые работы могут быть выполнены также на основе анализа и обобщения положительного социально-технологического опыта решения определенной социальной проблемы по отношению к определенной категории людей – объекту социальной работы (эмпирическая курсовая работа).

Таким образом, выделяем два вида курсовых работ: теоретическую и эмпирическую  (схема 1).

 

Схема 1

 

 

 

Виды курсовых работ

 

Независимо от вида, курсовая работа должна обязательно содержать анализ литературных источников по выбранной теме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.113.136 (0.011 с.)