График выполнения курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

График выполнения курсовой работы



(вариант)

№ п/п Содержание работы Сроки
1.  Выбор и осмысление темы  
2. Составление предварительного плана курсовой работы, определение ее структуры  
3. Разработка методологического аппарата исследования (обоснование актуальности темы, определение научной проблемы, объекта и предмета, цели и задач исследования)  
4. Библиографический поиск по проблематике исследования  
5. 4. Изучение и анализ литературных источников и социальной практики  
6. Уточнение и детализация плана  
7. 5. Представление научному руководителю введения и первой части  
8. 6. Представление научному руководителю второй части и заключения  
9. 7. Окончательное оформление работы и представление ее к защите  
10. Получение отзыва научного руководителя  
11. Защита курсовой работы  

Выбор и разработка темы исследования является первым и ответственным моментом в подготовке курсовой работы. Студент знакомится с предложенной кафедрой тематикой курсовых работ, решает, что в данном списке его интересует, связано с его формирующимися профессиональными интересами и, возможно, с уже имеющимся эмпирическим опытом.

Ежегодно тематика курсовых работ пересматривается кафедрой и обновляется в соответствии с актуальными социальными потребностями общества. Студент может предложить собственную тему, основой которой будут выполненные ранее рефераты, доклады, сообщения на студенческих конференциях, заседаниях научного кружка и семинарах. Одним из важных критериев правильности выбора темы является ее актуальность (теоретическая и практическая значимость). Выбрав тему, студент вместе с научным руководителем составляет индивидуальный график выполнения курсовой работы, который утверждается на заседании кафедры.

Следующий важный шаг – осмысление и разработка темы. Выбранная тема может оказаться довольно широкой, что не позволит в достаточной степени раскрыть ее в рамках курсовой работы. Современные пособия по неориторике предлагают использовать различные техники, помогающие сузить тему и определить необходимый объем материала.

1. Составление списка идей. Сформулируйте тему; составьте список всех идей, приходящих вам в голову; оцените идеи; выберите лучшую идею.

2. Техника ключевого слова. «Превратите» свою тему в ключевое слово; «разветвите» его; оцените «ветви», выберите одну из них; составьте текст по выбранной «ветви» (схема 2).

Схема 2

Вариант использования техники ключевого слова

                                                                               Индивидуальная работа

     
 

Работа с семьей                                                            с ребенком (подростком)

 

Трагедия семьи                                          Личная трагедия человека

     
 

НАРКОМАНИЯ

         
   

Распространение наркотиков                                   Наркоманы как потенциально опасные граждане

Распространение в школах      Выгодный бизнес

         
   

                                                                                         Наркотики и преступность

 

Наркотики и дети                   Наркотики и политика

     
 

Наркомания как социальная проблема

Роль педагогов в                         Роль общества в

профилактике                    профилактике наркомании

наркомании                                                            

3.Техника вопросов. Сформулируйте тему. Поставьте к ней вопросы: что?, где?, когда?, зачем?, как?

Например:

- Что за явление рассматривается?

- Где мы встречаемся с этим явлением?

- Когда возникает проблема в связи с данным явлением?

- Зачем необходимо что-то делать?

- Как решать проблему?

Ответы на эти вопросы составят текст-резюме и помогут создать логико-понятийную схему терминологической системы работы.

4. Определение понятийного поля. Сформулируйте тему, определите основные термины и понятия, необходимые вам для раскрытия данной темы, уточните их значение по словарям (при наличии разных толкований выберите то, которое будете использовать в работе); размышляйте над темой в рамках определившегося понятийного поля.

Следующим этапом исследования является библиографический поиск. Студент осуществляет его самостоятельно, естественно, консультируясь со своим научным руководителем. Важное место в работе над курсовой принадлежит справочным изданиям: энциклопедиям, справочникам, словарям. Для уточнения содержания понятий используют терминологические словари, энциклопедии[1]. Ознакомившись с представленной библиографией, научный руководитель может указать на устаревшие или в данном случае малополезные литературные источники, отметить наиболее важные работы, которые должны быть изучены в первую очередь, дополнить список не попавшими в поле зрения студента публикациями.

Взяв источник, необходимо сразу зафиксировать его внешние данные: автор, название, место и год издания, количество страниц. Все эти сведения находятся на обороте титульного листа и должны быть известны студенту. Работа с книгой начинается, как правило, с первичного обзора: сначала нужно просмотреть оглавление (отметив при этом нужные части), затем познакомиться с предисловием или послесловием, введением. Существуют различные виды работы с литературными источниками:

- конспектирование;

- цитирование;

- ответы на заранее поставленные вопросы;

- выделение ключевых слов;

- обзор и т.д.

Для поиска необходимой информации возможно использование Интернет-сайтов, в частности, Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru/.), Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru/.), Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге (http://www.nlr.ru/.), а также:  

Ø http://www.gdezakon.ru/ (Собрание кодексов и другого законодательства)

Ø http://diss.rsl.ru/ (Электронная библиотека диссертаций Российской Государственной Библиотеки)

Ø http://orel.rsl.ru/ (Открытая Русская Электронная Библиотека)

и др.

Структура курсовой работы

 

Любое научное исследование имеет определенную структуру. В письменных научных работах выделяют, как правило, обложка, титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если в них имеется надобность).

Подобной структуры студент придерживается и при написании курсовой работы, делая на этой основе первый набросок плана. План впоследствии может корректироваться, шлифоваться, но следует помнить, что пункты плана курсовой работы должны отражать задачи исследования и не выходить за рамки темы.

Обложка курсовой работы должна содержать:

• полное наименование министерства, вуза;

• название темы курсовой работы;

• название вида документа: курсовая работа;

• наименование места и год выполнения. Образец обложки приведен в Приложении 3.

 

Титульный лист курсовой работы (проекта) должен содержать следующие сведения:

• полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры;

• название темы курсовой работы (проекта);

• название вида документа (курсовая работа);

• сведения об исполнителе (Ф.И.О. студента, номер группы, подпись);

• сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, ученое зва­ние, подпись);

• сведения о зав. кафедрой (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, под­пись);

• сведения о допуске курсовой работы  к защите (дата допуска);

• наименование места и года выполнения.
Образец титульного листа приведен в Приложении 4.

 

  Оглавление должно содержать перечень структурных элементов курсо­вой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их ме­сторасположение в тексте, в том числе:

 

- введение;

- параграфы, пункты, подпункты;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Образец оглавления приведен в Приложении 5.

 

Во введении к курсовой работе автор обосновывает ее актуальность, социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике, определяет цель, задачи,  объект и предмет исследования, методы сбора и обработки информации. На этой основе формулируются задачи, которые могут быть решены с помощью методов, применяемых студентом в своей работе. Тема, объект, предмет, цель и задачи исследования должны быть сформулированы в единой логике.

Обосновывая тему исследования, студент кратко описывает состояние исследуемых социальных фактов и явлений в обществе по данным литературных источников. Выявляется круг малоосвещенных или требующих уточнения вопросов.

Актуальность темы определяетсяналичием научной проблемы, ее социальной значимостью, противоречиями в научных подходах к теории, методологии и технологии социальной работы.

Среди требований, предъявляемых к выполнению курсовой работы по теории и технологии социальной работе, – четкая формулировка объекта и предмета исследования.

Объектом исследования, как правило, является часть научного знания или практики, с которой студент имеет дело. Он представляет собой процесс или явление действительности, которое подвергается исследователем изучению и анализу. Объект может находиться в области социального знания, социального развития, социальной практики.

Встречаются факты, когда в курсовой работе в качестве объекта исследования представлена определенная категория людей (детей, подростков, родителей и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект – это очень широкая сфера и она указывает только на то, с кем планирует работать дипломник, но не на то, что он хочет исследовать. Дети, подростки, пожилые и пр. являются объектом социальной деятельности специалиста. Объект исследования и объект практической деятельности – это не одно и то же.

Под предметом исследования следует понимать сторону, аспект, точку зрения, «проекцию», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта, а также то, относительно чего исследователь обязуется получить новое знание. Исходя из этого, важна конкретность и точность в определении предмета, чтобы «принадлежность» его к объекту исследования не вызывала сомнения.

Например, объект и предмет исследования по следующим темам можно сформулировать:

а) по теме «Информационно-компьютерные технологии в социальной  реабилитации лиц с нарушениями зрения»:

объект исследования – процесс социальной  реабилитации инвалидов по зрению;

предмет исследования – возможности информационно-компьютерных технологий и их использование в социальной  реабилитации лиц с нарушениями зрении;

Исходя из темы курсовой работы, ее объекта и предмета, студент приступает к определению цели и задач исследования.

Цель исследования – это формулировка планируемого научного результата: им может быть теоретическое обоснование, сравнительный анализ объектов, процессов, явлений социальной  науки и практики, использование тех или иных ее методов, форм, средств, выявление условий повышения ее эффективности. На этом этапе нередки ошибки, связанные с подменой научных целей практическими. Так, например, некорректны формулировки типа: «цель курсовой работы – совершенствование деятельности …» или «цель … – повышение эффективности…». Более точно было бы сформулировать так: «цель курсовой работы – определить условия совершенствования деятельности…» или «цель… – разработать рекомендации…» или «цель… - систематизировать знания…». Цель формулируется кратко и точно, отражая, к какому конечному результату стремится студент.

Задачи исследования конкретизируют его цель. По своей сущности задачи представляют собой детализированную структуру поэтапного раскрытия исследуемого явления; последовательность деятельности по достижению цели исследования. Типичные варианты формулирования задач: «разработать», «обосновать», «выявить», «раскрыть», «уточнить понимание», «определить», «обобщить», «осуществить», «провести анализ», «охарактеризовать», «систематизировать».

Задачи курсовых работ могут предусматривать решение следующих вопросов:

1) выявить и охарактеризовать теоретические аспекты (рассматриваемых понятий и явлений);

2) изучить, проанализировать и выявить характерные особенности проявления (структурные компоненты) исследуемого социального явления, процесса;

3) раскрыть особенности применения частной социальной технологии.

4) Систематизировать и обобщить имеющуюся информацию

5) Логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.

Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из двух-трех параграфов (вопросов), раскрывающих тему. Каждый параграф заканчивается выводом и предложением, определяющим перспективу следующего параграфа.  Такой вывод может быть в одно–два предложения. Например: «Таким образом, рассмотрено содержание и структура социализации подростка. Необходимо раскрыть…». Более полное изложение выводов в каждом параграфе (вопросе) нецелесообразно. В этом случае они будут дублировать заключение курсовой работы.

Материал каждого параграфа начинают излагать с новой страницы, однако возможно, что материал одного параграфа будет продолжен другим на той же странице.

0бязательным структурным элементом основной части курсовой рабо­ты (проекта) является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенной теме, со­держащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основ­ные требования:

 

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- логичность структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, четкость и лаконичность изложения.

 

Заключение завершает текст курсовой работы. Это своеобразное подведение итогов, так называемое резюме, вытекающее из содержания курсовой работы. В нем раскрывается значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжа­том виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В "Заключении" не допускается повторения содержания введения и основной час­ти, в частности выводов, сделанных по главам.

Выводы излагаются в общей логической последовательности, раскрывающей результат исследования. Формулировки должны быть краткими и конкретными, вытекающими из проведенного исследования. Языковые клише научного стиля, используемые при подготовке заключения курсовой работы, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.90.54 (0.058 с.)