Тема 8. Виртуальные коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Виртуальные коммуникации.



Виртуальная коммуникация – это коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера, при котором создается особая модель реальности, характеризующаяся эффектом присутствия человека в ней и позволяющая действовать с воображаемыми и реальными объектами.

Виртуальная коммуникация как опосредованное общение осуществляется при помощи компьютера через электронную сеть Интернет. Существует несколько подходов к описанию феномена «электронная сеть Интернет». Всемирная паутина, или World Wide Web (WWW), рассматривается как информационная технология, как психосоциологический феномен, как сообщество, как фольклор, как универсальная база данных. Данное понятие представляется как особая сфера коммуникации. Следует проанализировать виртуальное общение в терминах, свойственных вербальной коммуникации.

В литературе разграничиваются следующие понятия: участники виртуальной коммуникации, цели, сфера, способ и среда.

Участником общения может стать любой желающий из любой точки земного шара, имеющий навыки работы с компьютером. Коммуникант вступает во взаимодействие с большим количеством людей, которых он лично не знает, однако формирует представление о них на основе однократного впечатления от речевого поведения. Особые условия виртуального общения и присущие ему способы языкового выражения способствуют установлению дружеских и доверительных отношений «на равных». Типы таких знакомств весьма разнообразны, и уровень межличностного взаимопонимания может быть различным: от узнавания речевого стиля и имиджа при повторном участии обоих коммуникантов в полемике до дискутирования с собеседником как с незнакомцем. Этот достаточно широкий круг общения требует особых предпосылок при завязывании контакта. Партнеры не обязаны разделять ценности внутреннего мира друг друга, они ведут себя в соответствии с усредненными нормами поведения. На данном уровне общения участники, прежде всего, обмениваются информацией о мире, окрашенной субъективным отношением к происходящему. Человек выступает здесь не как личность во всем богатстве своих уникальных характеристик, а как представитель определенного психологического типа. Благодаря отсутствию непосредственного восприятия собеседника происходит «приписывание познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому-то «классу лиц».

Сфера общения при виртуальной коммуникации имеет ряд особенностей. Под этим термином понимается внешняя обстановка, включающая социально значимое место, время и вытекающие отсюда способы ролевого поведения коммуникантов. В.И. Карасик рассматривает общение с позиций принадлежности коммуникантов к той или иной социальной группе или применительно к той или иной типичной речеповеденческой ситуации и выделяет два типа взаимодействия: институциональное и личностное общение. Под институциональным дискурсом понимается «речевое взаимодействие представителей социальных групп или институтов, друг с другом, с людьми, реализующими свои статусно-ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов». Виды институционального общения выделяются на основании тематики и фиксированных ролей участников коммуникации. Статусно-ориентированное общение реализуется в Интернет-конференциях, направленных на рассмотрение наиболее значимых вопросов и проблем в различных областях знания: науке, философии, юриспруденции, экономике, медицине и т.д. На обсуждение выносятся актуальные для каждой сферы деятельности темы, которые могут вызвать широкий резонанс со стороны пользователей. Личностно-ориентированное общение включает переписку личного содержания, когда участник отправляет свое сообщение определенному лицу. Это, как правило, строго конфиденциальная информация, передаваемая от одного пользователя другому по электронной почте. Существуют также письма, рассылаемые по имеющимся адресам всем пользователям от имени той или иной фирмы. Они содержат сообщения рекламного характера или информацию об услугах, оказываемых данной компанией.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит специфика виртуальных коммуникаций?

2. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях?

3. В чем значение виртуальных коммуникаций в научной среде?

4. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?

5.  в чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных коммуникаций?

6.  Какова роль электронных библиотек в научных коммуникациях?

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика деловых и научных- коммуникаций в период глобализации.

2. Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.

3. Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.

4. Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.

5. Роль блогов, социальных сетей в деловых и научных коммуникациях

 

Тематика рефератов:

1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде.

2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде.

3. Предмет, задачи и функции коммуникологии.

4. Методологические основания коммуникологии.

5. Достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций.

 

 

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса в вузе. Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

При изучении дисциплины «Деловые и научные коммуникации» организация самостоятельной работы представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Основные формы самостоятельной работы обучающихся на аудиторных занятиях:

- Лекция: экспресс-опрос по конкретным вопросам заявленной темы, тестовый контроль знаний, опрос обучающихся в различной форме;

- Практическое занятие: прием и разбор домашних заданий; прием и защита письменных (индивидуальных) заданий, рефератов, тестов.

Основные формы внеаудиторной самостоятельной работы:

- Подготовка к лекциям и практическим занятиям;

- Реферирование статей, отдельных разделов монографий;

- Изучение учебников, учебных пособий, интернет-источников;

- Выполнение индивидуальных и тестовых заданий;

- Написание тематических рефератов на проблемные темы;

- Участие обучающихся в составлении тестов.

Творческая, в том числе научно-исследовательская работа: использовать полученные знания, умения и навыки для формирования собственной позиции (написание тезисов, статей, докладов для участия в студенческих научных мероприятиях).

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В процессе изучения дисциплины «Деловые и научные коммуникации» реализуются следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений обучающихся;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения тем курса;

- самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета.

 

2. Требования, предъявляемые к написанию рефератов:

 

Общие положения

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

 

Цель

Реферат как форма промежуточной аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала обучающегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.

 

Требования к реферату

Автор реферата должен раскрыть заявленную тему, продемонстрировать умения проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.

1. При подготовке реферата использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

2. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.

После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№ произведения по списку, стр.].

3. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.

4. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам данного вида.

5. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, страниц.

Требования к оформлению реферата

- Требования к оформлению: стандартный шрифт содержания - Times New Roman.

Размер - 14 пт. Интервал полуторный. Отступы – 1,25. Поля: верхнее поле – 10-30 мм, нижнее – 20-30 мм, правое – 15 мм, левое – 20-25 мм.

- Выравнивание текста по ширине.

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом,

курсив, подчеркивание.

- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно выделять жирным шрифтом. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.

- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.

- Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».

- Номер страницы на титульном листе не проставляется!

- Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.

Оформление литературы:

Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- фамилия и инициалы автора;

- наименование;

- издательство;

- место издания;

- год издания;

- страницы.

В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Критерии оценки реферата:

- Актуальность темы

- Соответствие содержания теме

- Глубина проработки материала

- Правильность и полнота использования источников

- Соответствие оформления реферата стандартом.

 

На «отлично»:

1. присутствие всех вышеперечисленных требований;

2. знание изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;

3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственная точка зрения, аргументы и комментарии, выводы;

4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, по теме реферата;

 

На «хорошо»:

1. мелкие замечания по оформлению реферата;

2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.

 

На «удовлетворительно»:

1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;

2. неполный список литературы и источников;

3. затруднения в изложении, аргументировании.

 

Содержание реферата

1. Титульный лист - должен содержать наименование учреждения, в котором выполнялся реферат, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. руководителя, год написания, тема, наименование кафедры.

2. В реферате в обязательном порядке должно быть представлено:

Введение (не более 2-3 стр.), где отражены: цели и задачи работы; основной замысел

Основная часть (10-15 стр.), обусловлена задачами исследования.

Заключение (заключительные выводы: 1,5-2 стр.).

3. Список литературы.

4. Приложения (таблицы, графики, схемы – при необходимости).

 

III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ УСТНОГО ЗАЧЕТА

1. Сущность и назначение дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

2. Охарактеризуйте особенности научной коммуникации.

3. Классификация видов коммуникации.

4. Коммуникационные барьеры.

5. Основная тактика при прохождении собеседования.

6. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством.

7. Охарактеризуйте правила общения по телефону и другим электронным средствам связи.

8. Правила ведения деловой беседы. Речевой этикет.

9. Охарактеризуйте особенности публичного выступления.

10. Охарактеризуйте требования к деловой письменной речи.

11. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы.

12. Охарактеризуйте стили руководства и типы отношений в системе «руководитель - подчиненный».

13. Охарактеризуйте роль руководителя в становлении коллектива.

14. Современные теории конфликтов.

15. Охарактеризуйте межличностные конфликты и способы их предотвращения.

16. Подготовка и проведение переговоров. Охарактеризуйте тактику ведения переговоров.

17. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними.

18. Стратегия поведения при конфликте.

19.Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения.

20. Охарактеризуйте ролевое поведение в деловом общении.

21. Охарактеризуйте основные схемы восприятия.

22. Назовите ошибки восприятия и пути их преодоления.

23. Проблема самоподачи в деловых отношениях.

24. Назначение делового этикета.

25. Национальные особенности в деловых коммуникациях.

26. Электронная коммуникация. Сущность, особенности и функции электронной коммуникации.

27. Эффективное слушание.

28. Эффективное собеседование.

29. Охарактеризуйте роль этики в деловых коммуникациях.

 

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Папкова, О. В. Деловые коммуникации: Учебник / Папкова О.В. - Москва:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.:. - ISBN 978-5-16-100641-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/566178

2. Пивоваров, А. М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: учеб. пособие / А.М. Пивоваров. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 145 с. — (Высшее образование: Магистратура). — https://doi.org/10.12737/22228. - ISBN 978-5-16-102244-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/672802   

3. Научные коммуникации: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 204 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08934-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/426757

Дополнительная литература:

1. Стратегия сложных переговоров: учеб. пособие / А.Г. Рыбкин, О.К. Эмих. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 260 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b309d10b97501. 55398051. - ISBN 978-5-16-106416-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/952392

2. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / под науч. ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 328 с. - ISBN 978-5-9765-1310-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1034255

3. Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09922-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/428947

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Деловые и научные коммуникации»

тема: ___________________________

Выполнил:

Студент группы: ______________

факультета___________________

ФИО ________________________

 

Проверил:

_____________________________

 

Воронеж 20____

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.076 с.)