Тема 5. Деловые и научные коммуникации в организациях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Деловые и научные коммуникации в организациях



Общество, как и отдельные люди, имеет множество жизненно важных потребностей. Необходимость в удовлетворении фундаментальных потребностей приводит к появлению общественных структур: сообществ, организаций, учреждений, специализирующихся на удовлетворении жизненно важных общественных потребностей. Так рождаются социальные институты: общество остро нуждается в материальных благах и возникает институт материального производства; общество испытывает необходимость в защите от внешних врагов и рождается институт армии; в обществе возникает потребность в образованных людях и генерируется институт образования и т.д.

Таким образом, можно дать следующее определение явлению социального института. Социальный институт – это стандартизованная форма осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства путем удовлетворения какой-либо основной фундаментальной потребности.    «Под социальным институтом понимается объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей, объединение, обладающее внутренней структурой и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних». Можно дать более краткое определение: социальный институт – это исторически сложившееся устойчивое социальное взаимодействие, призванное удовлетворять те или иные потребности.

Однако наука, выполняя одну главную функцию и удовлетворяя фундаментальную потребность общества, несет в себе еще ряд функций, определяющихся главной функцией. Эти сопутствующие функции я буду называть подфункциями. Перечислим их и дадим краткую характеристику.

1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука дает знания, которые участвуют в формировании культуры и научного мировоззрения людей. Наличие такой функции опирается на необходимость в просвещенных, грамотных людях. Общество видит в науке авторитетную культурно-мировоззренческую силу, которая способна преодолеть невежество.

2. Интеллектуально-профессиональная функция. Ученые, работая в университетах и академиях, обеспечивают процесс воспроизводства науки и формируют интеллектуальный потенциал общества, подготавливая профессионалов, необходимых для работы в различных сферах деятельности современного общества. Одним из формальных критериев профессиональности является вознаграждение, которое получает ученый за свой труд. Рассматривая становление научной профессии, американские социологи Т. Парсонс и Н. Сторер отмечали, что одна из главных характеристик научной деятельности как профессии – это «наличие адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих, как минимум, членам научной профессии обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных знаний, – сложилась, главным образом, в последние сто лет и в настоящее время, по-видимому, прочно утвердилась».

3. Функция экспертизы. Общество активно использует квалификацию и опыт ученых-профессионалов в роли экспертов и научных консультантов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических проектов и принятии управленческих решений.

4. Экономико-практическая функция. Наука, начиная со второй половины XIX века, активно внедряется в промышленное производство, повышая экономическую эффективность практического процесса. С этого времени среди подфункций науки появляется еще одна, которую можно назвать экономико-практической.

5. Символические ресурсы, специфика которых – формирование в обществе атмосферы престижности и высокого статуса научной деятельности и профессии ученого. Символические ресурсы, в отличие от материальных и финансовых, довольно трудно поддаются критериальному анализу, так как практически невозможно вычленить какой-нибудь один или несколько четких критериев, по которым мы сможем однозначно оценить социальный статус научной деятельности. Но, тем не менее, символические ресурсы – это очень важный показатель реальной институционализации науки, ибо он показывает отношение общества к науке.

Таким образом, становление науки как социального института связано с развитием способности науки удовлетворять фундаментальную потребность общества в новых истинных, сущностных знаниях. Но такая способность науки только создает возможности ее институционализации. Действительное становление социального института науки начинается с предоставлением науке ресурсов для ее развития: материальных, финансовых, интеллектуальных, моральных, символических. Эти ресурсы позволяют науке реализовать свою основную функцию и четыре подфункции в различных организационных формах.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования?

2. Что такое референтная группа и какова ее роль в жизни коллектива?

3. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы?

4. В чем заключается неформальное лидерство в коллективе?

5. Каковы основные стили руководства?

6. Каковы современные теории конфликтов?

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте основные характеристики рабочей группы.

2. Характеризуйте демократический стиль руководства.

3. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными.

4. Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.

 

Групповая дискуссия:

1. Роль деловых коммуникаций в формировании организационной культуры.

2. Назовите наиболее типичные ошибки руководителя в отношениях с подчиненными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.005 с.)