Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Деловые и научные коммуникации в организациях
Общество, как и отдельные люди, имеет множество жизненно важных потребностей. Необходимость в удовлетворении фундаментальных потребностей приводит к появлению общественных структур: сообществ, организаций, учреждений, специализирующихся на удовлетворении жизненно важных общественных потребностей. Так рождаются социальные институты: общество остро нуждается в материальных благах и возникает институт материального производства; общество испытывает необходимость в защите от внешних врагов и рождается институт армии; в обществе возникает потребность в образованных людях и генерируется институт образования и т.д. Таким образом, можно дать следующее определение явлению социального института. Социальный институт – это стандартизованная форма осуществления социальной функции для поддержания общественного воспроизводства путем удовлетворения какой-либо основной фундаментальной потребности. «Под социальным институтом понимается объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей, объединение, обладающее внутренней структурой и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних». Можно дать более краткое определение: социальный институт – это исторически сложившееся устойчивое социальное взаимодействие, призванное удовлетворять те или иные потребности. Однако наука, выполняя одну главную функцию и удовлетворяя фундаментальную потребность общества, несет в себе еще ряд функций, определяющихся главной функцией. Эти сопутствующие функции я буду называть подфункциями. Перечислим их и дадим краткую характеристику. 1. Культурно-мировоззренческая функция. Наука дает знания, которые участвуют в формировании культуры и научного мировоззрения людей. Наличие такой функции опирается на необходимость в просвещенных, грамотных людях. Общество видит в науке авторитетную культурно-мировоззренческую силу, которая способна преодолеть невежество. 2. Интеллектуально-профессиональная функция. Ученые, работая в университетах и академиях, обеспечивают процесс воспроизводства науки и формируют интеллектуальный потенциал общества, подготавливая профессионалов, необходимых для работы в различных сферах деятельности современного общества. Одним из формальных критериев профессиональности является вознаграждение, которое получает ученый за свой труд. Рассматривая становление научной профессии, американские социологи Т. Парсонс и Н. Сторер отмечали, что одна из главных характеристик научной деятельности как профессии – это «наличие адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих, как минимум, членам научной профессии обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных знаний, – сложилась, главным образом, в последние сто лет и в настоящее время, по-видимому, прочно утвердилась».
3. Функция экспертизы. Общество активно использует квалификацию и опыт ученых-профессионалов в роли экспертов и научных консультантов при подготовке и реализации различных социальных, экономических, культурных, политических проектов и принятии управленческих решений. 4. Экономико-практическая функция. Наука, начиная со второй половины XIX века, активно внедряется в промышленное производство, повышая экономическую эффективность практического процесса. С этого времени среди подфункций науки появляется еще одна, которую можно назвать экономико-практической. 5. Символические ресурсы, специфика которых – формирование в обществе атмосферы престижности и высокого статуса научной деятельности и профессии ученого. Символические ресурсы, в отличие от материальных и финансовых, довольно трудно поддаются критериальному анализу, так как практически невозможно вычленить какой-нибудь один или несколько четких критериев, по которым мы сможем однозначно оценить социальный статус научной деятельности. Но, тем не менее, символические ресурсы – это очень важный показатель реальной институционализации науки, ибо он показывает отношение общества к науке. Таким образом, становление науки как социального института связано с развитием способности науки удовлетворять фундаментальную потребность общества в новых истинных, сущностных знаниях. Но такая способность науки только создает возможности ее институционализации. Действительное становление социального института науки начинается с предоставлением науке ресурсов для ее развития: материальных, финансовых, интеллектуальных, моральных, символических. Эти ресурсы позволяют науке реализовать свою основную функцию и четыре подфункции в различных организационных формах.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие стадии проходит рабочая группа в процессе своего формирования? 2. Что такое референтная группа и какова ее роль в жизни коллектива? 3. Каковы показатели профессиональной зрелости рабочей группы? 4. В чем заключается неформальное лидерство в коллективе? 5. Каковы основные стили руководства? 6. Каковы современные теории конфликтов? Вопросы для обсуждения: 1. Дайте основные характеристики рабочей группы. 2. Характеризуйте демократический стиль руководства. 3. Объясните сущность неформальных отношений между руководителем и подчиненными. 4. Проанализируйте основные методы решения конфликтов в коллективе.
Групповая дискуссия: 1. Роль деловых коммуникаций в формировании организационной культуры. 2. Назовите наиболее типичные ошибки руководителя в отношениях с подчиненными.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.005 с.) |