Тема 6. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Публичное выступление в деловой и научной коммуникации.



Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере деловых коммуникаций наиболее часто используются такие жанры, как: доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

А.П. Панфилова выделяет следующие виды публичной речи: информационная, убеждающая, призывающая к действию, речь по специальному поводу.

Цель информационной речи — обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествование, описание, объяснение. Повествование — связный рассказ; описание — расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение — показывает, каков предмет в действии или каково его устройство.

Убеждающие речи — оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения. Вместе с тем, хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо положения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

Призывающая к действию речь должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно; направлено действие именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории.

Речи по специальному поводу обращены, как правило, гораздо более к чувству, чем к разуму. Они имеют четыре основные формы: протокольная (рамочная) речь — приветствие, благодарность; траурная речь; торжественная речь; речь в дружеском кругу.

Произнесение речей по специальному поводу для многих ораторов представляет трудности, вызванные тем, что: а) нужно выбрать ситуативно уместный момент; б) необходимо уловить основное настроение собравшихся и отразить это в речи; в) требуется выразить глубокие чувства простым языком; г) надо говорить как можно короче; д) сказанные слова, речь должны быть неповторимы; е) использование цитат допустимо, но коротких и с глубоким смыслом.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы компоненты публичного выступления в деловой и научной коммуникации?
2. В чем состоит адаптация публичного выступления к аудитории?

3. Каковы виды публичных выступлений в научной коммуникации?

4. Каковы виды публичных выступлений в деловой коммуникации?

5. Этапы подготовки публичного выступления.

6. Виды аргументации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как подготовить эффективное публичное выступление.

2. Учет особенностей аудитории

3. Использование в публичном выступлении средств речевой выразительности.

4. Виды при влечения внимания аудитории во время выступления.

5. Правила подготовки эффективной презентации.

 

Письменные домашние задания:

Составить план подготовки и проведения публичного выступления.

 

Групповая дискуссия:

1. Сформулируйте характеристики публичной речи.

2. Определите, в чем состоит сущность публичного выступления.

 

Тема 7. Деловые переговоры

 

Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю. Однако объектом широкого научного исследования переговоры становятся лишь во второй половине XX в., когда ис­кусству их ведения стали уделять особое внимание.

Переговоры — неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания пред­мета обсуждения, но и от владения техникой ведения перегово­ров (которая вряд ли может быть представлена в виде некоего ис­черпывающего набора готовых рецептов).

Переговоры как одна из разновидностей общения имеют ряд отличительных особенностей.

Важная особенность переговоров состоит в том, что они ведутся в условиях ситуации с разнородными интере­сами сторон, т. е. их интересы не являются абсолютно идентичны­ми или абсолютно противоположными. Сложное сочетание многообразных интересов делает участни­ков переговоров взаимозависимыми. Его участники ограничены в своих возможностях односторонним путем реализовать собствен­ные интересы. Взаимозависимость участников переговоров гово­рит о том, что их усилия направлены на совместный поиск реше­ния проблемы.

Итак, переговоры в деловом общении — это процесс взаимодействия сто­рон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит от ситу­ации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализовать интересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками.

Выделяют две основные стратегии ведения переговоров:

1) по­зиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения,

2) переговоры на основе взаимного учета интересов, что предполагает партнерский тип поведения сторон.

Тщательная подготовка к переговорам — это залог их успеш­ного проведения. Подготовительный период может начаться задолго до факти­ческого начала переговоров и включает два основных аспекта: организационный и содержательный.

Вне зависимости от темы предстоящих переговоров в ходе их подготовки стороны должны согласовать ряд вопросов процедурного характера.

-Выбор места и времени встречи.

- Определение повестки дня — Повестка дня выступает инструмен­том для регулирования хода переговоров (определяется круг вопросов для обсуждения, устанавливается порядок их обсуждения, решается вопрос о длительности выступ­лений оппонентов).

- Формирование состава участников переговоров. В этом случае необходимо решить такие вопросы, как: кто возглавит делегацию, каков будет ее количественный и персо­нальный состав. Содержательный аспект включает:

1) анализ проблемы и интересов сторон;

2) оценка возможных альтернатив переговорному соглашению;

3) определение переговорной позиции; Чаще всего участники переговоров подразумевают под позицией официально заявленную точку зрения, взгляд на проблему

4) разработка различных вариантов решения проблемы и форму­лирование соответствующих предложений

5) Содержательная сторона предварительной работы завершается подготовкой необходимых материалов справочного характера и документов (текстов выступлений, проектов предложений, пред полагаемых итоговых документов).

Проведенная участниками целенаправленная подготовка к пе­реговорам позволяет минимизировать риск их осложнений или срыва и рассчитывать на результативность предстоящего перего­ворного процесса. Не стоит забывать — «тот, кто хорошо подгото­вился к сражению, наполовину победил».

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяется метод деловых переговоров?

2. Какие основные стадии включают переговоры?

3. Что включает подготовка переговоров?

4. На какие этапы делятся собственно переговоры?

5.Что Вы знаете о тактических приемах, применяемых на переговорах?

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте, каково значение переговоров предпринимательской деятельности.

2. Охарактеризуйте возможные виды ведения переговоров.

3. Расскажите, как готовится место проведения переговоров.

4. Раскройте содержание техник ведения переговоров.

5. Объясните, каковы возможные итоги проведения переговоров, и как их оценивать.

 

Групповая дискуссия:

1. Манипуляции в деловом общении: характеристика, причины.

2. Этические правила нейтрализации манипуляций в переговорном процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.011 с.)