Деловые и научные коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деловые и научные коммуникации



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

ДЕЛОВЫЕ И НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Методические указания

для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы

для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика,

направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 
ВОРОНЕЖ -2020


 


Кожевникова И.Г. Деловые и научные коммуникации. Методические указания для подготовки к практическим занятиям, организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит/ И.Г. Кожевникова. – Воронеж: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. - 35 с.

 

 

Методические указания для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению по направлению подготовки 38.04.01 Экономика направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит направлены на формирование у обучающихся представления о культуре деловой речи и способах достижения эффективности речевой коммуникации в деловой сфере, ознакомление с основами психологии и этики делового общения, актуальными для формирования навыков деловой и научной коммуникации, а так же анализ речевой ситуации, построение речи (устной или письменной) в соответствии с выбранным функциональным стилем. Методические указания включают в себя практические материалы для проведения занятий по курсу «Деловые и научные коммуникации», рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации и материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

 

Сведения об авторе:

Кожевникова И.Г. – д.филол.н., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

         

 

Переутверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № 10 от «23» мая 2020 г.

 

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Методическим советом Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, протокол № 5 от 26.05.2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение………………………………………………………………... 4
I. Планы практических занятий и методические рекомендации по темам дисциплин………………………………………………………. 6
II. Самостоятельная работа обучающихся………………………………. 23
III. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену………... 27
IV. Рекомендуемая литература……………………………………………. 28
  Приложение 1…………………………………………………………... 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный менеджер, руководитель-лидер, предприниматель обязательно должен владеть знаниями которые помогут понимать, а значит прогнозировать поведение деловых партнеров и других окружающих людей. Применение таких знаний на практике помогут наладить и поддержать длительные деловые отношения.

Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от эффективности деловых коммуникаций.

Деловые и научные коммуникации – являются самыми массовыми видами общения людей в обществе, и рассматриваются, как процесс, направленный на достижение определенных интересов и целей в профессиональной сфере деятельности.

Культура деловых и научных коммуникаций способствуют установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между руководителями и подчиненными, коллегами, партнерами и конкурентами, во многом определяя будут ли эти отношения успешно реализовываться в общих интересах или станут малосодержательными, или совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания, т.е. насколько они будут эффективны.

Особенностью деловых и научных коммуникаций является подчиненность установленным правилам и ограничения, т.е. регламентированность. Эти правила определяются типом и формой делового общения, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, национально-культурными традициями и конечно общественными нормами поведения.

Деловая и научная коммуникация возникают в определенной ситуации и оказываются зависимой от нее. Конкретная ситуация обладает характерными особенностями, она зависит и от количества участников, от уровня их знаний и психологических характеристик, и от характера поставленных целей. Характерные особенности деловых и научных коммуникаций, позволяют выделить несколько форм проявления деловой коммуникации, таких как: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация.

Существенным фактором деловой и научной коммуникации являются интересы и цели, преследуемые собеседниками, расклад которых во многих случаях приводит к конфликту и необходимости его разрешения. Ключом разрешения конфликта интересов становится убеждение, осуществляемое разными средствами на разных уровнях.

Для осуществления эффективной коммуникации, необходимо знание всех компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность.

Под коммуникативной компетентностью специалиста следует понимать определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который необходим, чтобы успешно выполнять свою социально-профессиональную роль.

Определив уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других. Коммуникативная компетентность должна рассматриваться в контексте конкретной ситуации, организации, коллектива, рабочего места.

 

 

I. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

 

Коммуникация представляет собой специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания, а также пути сообщения. Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. Понятие коммуникации характеризует отношения между людьми, точнее, их связи в процессе совместной деятельности. Без коммуникаций невозможна совместная деятельность людей, как и управление совместной деятельностью.

Деловые коммуникации — это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности. В рассматриваемой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого. Основные задачи деловой коммуникации — продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.

Деловые коммуникации предполагают реализацию следующих условий:

• обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;

• предметно-целевое содержание коммуникации;

• соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета;

• взаимозависимость всех участников деловой коммуникации и в достижении конечного результата, и при реализации личных намерений;

• коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, манипулирование, камуфляж);

• формальные ограничения.

Научная коммуникация представляет собой особым образом упорядоченную систему социальных взаимодействий, направленных на поиск, накопление и распространение научных знаний об окружающей действительности, осуществляемых посредством различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации.

Состояние научной коммуникации определяет жизнеспособность научного сообщества, эффективность профессионального общения ее участников. Структура научных коммуникаций включает следующие компоненты:

а) непосредственные связи - личные беседы, очные научные дискуссии, устные доклады (личные сети);

б) связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации, - публикации книг, научных журналов, реферативных журналов (опосредованные сети);

в) смешанные связи - научные конференции, научно-технические выставки (интерактивные сети).

По характеру связей научные коммуникации могут осуществляться в форме официальных и неофициальных контактов, быть адресными и безадресными, формальными и неформальными, межличностными и безличными, непосредственными и опосредованными.

Начиная с XVII в., в Европе формируются практики научной коммуникации, основанной на личных связях и закрепляемой личными встречами, обменом письмами. Именно сети личной коммуникации легли в основу формирования социальных структур в науке. Личная коммуникация, разрастаясь, институционализировалась в «научные общества» XIX в., которые способствовали быстрому распространению писем с использованием периодической печати и системы бюллетеней.

Следующим этапом развития системы научной коммуникации стало развитие сети специализированных журналов, начавшееся в конце XIX в. В ХХ в. произошло утверждение позиций научного журнала как легитимного источника научных знаний и мнений. Развитие сетей, опосредованных техническими средствами тиражирования информации обусловлено развитием средств научных коммуникаций (от обычной письменности – к механизированным, электрифицированным, электронным средствам коммуникации). В последние десятилетия ХХ в., в начале ХХI века все виды и формы научной коммуникации стремительно эволюционировали. Рост объема научной информации, сверхбыстрая передача информации по всему миру посредством глобальной системы коммуникации - Интернета, привели к сокращению информационных расстояний, к формированию интерактивных сетей научной коммуникации.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом курса «Деловые и научные коммуникации»?

2. Какие научные дисциплины исследуют проблемы делового общения?

3. Почему знание основ делового общения необходимо для успешной трудовой и
научной деятельности?

4. Каковы основные правила делового общения?

5. Какова специфика деловых коммуникаций?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Проанализируйте понятие «деловые и научные коммуникации».

2. Раскройте сущность понятия «коммуникация».

3. Про анализируйте специфику научных коммуникаций.

4. Охарактеризуйте основные проблемы курса «Деловые и научные коммуникации».

5. Объясните сущность научных коммуникаций.
6. Перечислите правила коммуникации

 

Тематика рефератов:

1. Специфика деловой коммуникации в различных культурах.

2.Классические концепции коммуникации (Л.Уорд, Г. Тард, Ф. Теннис)

3.Неклассические концепции коммуникации (Ю. Хабермас, Н. Луман, П. Бурдье).

4.Взаимосвязь национальной ментальности и корпоративной культуры.

5.Инновационные формы научной коммуникации.
6. Коммуникология как наука.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова психическая структура личности?

2. Кто такие экстраверты и интроверты и как они проявляют себя в деловом общении?

3. Что такое самоподача в деловых отношениях? Из каких составляющих она складывается?

4. Что такое социально-психологические стереотипы?

5. Что такое личный план развития?

6. Каковы критерии проверки собственного делового и научного потенциала?

 

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснуйте необходимость знания психологических качеств людей в деловом общении.

2. Характеризуйте основные механизмы психологической защиты в рамках трудового коллектива.

3. Назовите эффективные принципы построена работы в коллективе с экстравертами и интровертами.

4. Объясните, каковы психологические механизмы защиты.

5. Назовите существующие критерии проверки собственного делового и научного потенциала, и примените их по отношению к себе.

 

Письменные домашние задания:

Вы получили приглашение на международный симпозиум, и собираетесь принять в нем участие. Какие коммуникационные проблемы могут возникнуть у Вас в этой связи?

Заполните следующую таблицу.

 

Виды коммуникационных проблем

Барьеры Возможные причины Практическое следствие (в чем может проявиться)
1. Смысловые    
2. Организационные    
3. Индивидуальные    
4. Культурные    
5. Экономические    
6. Технологические    

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается основное противоречие нравственного сознания в предпринимательской деятельности?

2. В чем заключается позиция делового прагматизма?

3. Как деловая этика может способствовать повышению эффективности производства?

4. В чем состоит сущность делового этикета?

5. Каких норм этикета Вы будете придерживаться при общении с начальником?

6. Каковы правила речевого этикета?

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте сущность и назначение этики деловых отношений.

2. Докажите важность таких моральных норм как честность и обязательность для успешного бизнеса.

3. Объясните сущность правил этикета для говорящего и слушающего.

4. Объясните разницу между светским и деловым этикетом

5. Раскройте, каковы универсальные этические нормы и принципы деловых и научных коммуникаций.

 

Тема 7. Деловые переговоры

 

Переговоры как особая форма социального взаимодействия имеют давнюю историю. Однако объектом широкого научного исследования переговоры становятся лишь во второй половине XX в., когда ис­кусству их ведения стали уделять особое внимание.

Переговоры — неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания пред­мета обсуждения, но и от владения техникой ведения перегово­ров (которая вряд ли может быть представлена в виде некоего ис­черпывающего набора готовых рецептов).

Переговоры как одна из разновидностей общения имеют ряд отличительных особенностей.

Важная особенность переговоров состоит в том, что они ведутся в условиях ситуации с разнородными интере­сами сторон, т. е. их интересы не являются абсолютно идентичны­ми или абсолютно противоположными. Сложное сочетание многообразных интересов делает участни­ков переговоров взаимозависимыми. Его участники ограничены в своих возможностях односторонним путем реализовать собствен­ные интересы. Взаимозависимость участников переговоров гово­рит о том, что их усилия направлены на совместный поиск реше­ния проблемы.

Итак, переговоры в деловом общении — это процесс взаимодействия сто­рон с целью достижения согласованного и устраивающего их решения.

Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит от ситу­ации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализовать интересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками.

Выделяют две основные стратегии ведения переговоров:

1) по­зиционный торг, ориентированный на конфронтационный тип поведения,

2) переговоры на основе взаимного учета интересов, что предполагает партнерский тип поведения сторон.

Тщательная подготовка к переговорам — это залог их успеш­ного проведения. Подготовительный период может начаться задолго до факти­ческого начала переговоров и включает два основных аспекта: организационный и содержательный.

Вне зависимости от темы предстоящих переговоров в ходе их подготовки стороны должны согласовать ряд вопросов процедурного характера.

-Выбор места и времени встречи.

- Определение повестки дня — Повестка дня выступает инструмен­том для регулирования хода переговоров (определяется круг вопросов для обсуждения, устанавливается порядок их обсуждения, решается вопрос о длительности выступ­лений оппонентов).

- Формирование состава участников переговоров. В этом случае необходимо решить такие вопросы, как: кто возглавит делегацию, каков будет ее количественный и персо­нальный состав. Содержательный аспект включает:

1) анализ проблемы и интересов сторон;

2) оценка возможных альтернатив переговорному соглашению;

3) определение переговорной позиции; Чаще всего участники переговоров подразумевают под позицией официально заявленную точку зрения, взгляд на проблему

4) разработка различных вариантов решения проблемы и форму­лирование соответствующих предложений

5) Содержательная сторона предварительной работы завершается подготовкой необходимых материалов справочного характера и документов (текстов выступлений, проектов предложений, пред полагаемых итоговых документов).

Проведенная участниками целенаправленная подготовка к пе­реговорам позволяет минимизировать риск их осложнений или срыва и рассчитывать на результативность предстоящего перего­ворного процесса. Не стоит забывать — «тот, кто хорошо подгото­вился к сражению, наполовину победил».

Вопросы для самопроверки:

1. В каких случаях применяется метод деловых переговоров?

2. Какие основные стадии включают переговоры?

3. Что включает подготовка переговоров?

4. На какие этапы делятся собственно переговоры?

5.Что Вы знаете о тактических приемах, применяемых на переговорах?

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте, каково значение переговоров предпринимательской деятельности.

2. Охарактеризуйте возможные виды ведения переговоров.

3. Расскажите, как готовится место проведения переговоров.

4. Раскройте содержание техник ведения переговоров.

5. Объясните, каковы возможные итоги проведения переговоров, и как их оценивать.

 

Групповая дискуссия:

1. Манипуляции в деловом общении: характеристика, причины.

2. Этические правила нейтрализации манипуляций в переговорном процессе.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем состоит специфика виртуальных коммуникаций?

2. В чем значение виртуальных коммуникаций в деловых отношениях?

3. В чем значение виртуальных коммуникаций в научной среде?

4. Какова роль интернет-конференций в виртуальных коммуникациях?

5.  в чем состоят эпистемологические и социологические аспекты виртуальных научных коммуникаций?

6.  Какова роль электронных библиотек в научных коммуникациях?

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика деловых и научных- коммуникаций в период глобализации.

2. Интернет-совещания, их роль в деловых коммуникациях.

3. Роль виртуальных коммуникаций в развитии науки.

4. Значение веб-сайтов и Интернет-форумов в науке.

5. Роль блогов, социальных сетей в деловых и научных коммуникациях

 

Тематика рефератов:

1. Особенности виртуальных коммуникаций в научной среде.

2. Особенности виртуальных коммуникаций в деловой среде.

3. Предмет, задачи и функции коммуникологии.

4. Методологические основания коммуникологии.

5. Достоинства и ограничения Интернет-коммуникаций.

 

 

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся:

Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составляющих учебного процесса в вузе. Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности обучающегося в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

При изучении дисциплины «Деловые и научные коммуникации» организация самостоятельной работы представляет единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Основные формы самостоятельной работы обучающихся на аудиторных занятиях:

- Лекция: экспресс-опрос по конкретным вопросам заявленной темы, тестовый контроль знаний, опрос обучающихся в различной форме;

- Практическое занятие: прием и разбор домашних заданий; прием и защита письменных (индивидуальных) заданий, рефератов, тестов.

Основные формы внеаудиторной самостоятельной работы:

- Подготовка к лекциям и практическим занятиям;

- Реферирование статей, отдельных разделов монографий;

- Изучение учебников, учебных пособий, интернет-источников;

- Выполнение индивидуальных и тестовых заданий;

- Написание тематических рефератов на проблемные темы;

- Участие обучающихся в составлении тестов.

Творческая, в том числе научно-исследовательская работа: использовать полученные знания, умения и навыки для формирования собственной позиции (написание тезисов, статей, докладов для участия в студенческих научных мероприятиях).

Результативность самостоятельной работы обучающихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля. В процессе изучения дисциплины «Деловые и научные коммуникации» реализуются следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений обучающихся;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения тем курса;

- самоконтроль, осуществляемый обучающимся в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета.

 

2. Требования, предъявляемые к написанию рефератов:

 

Общие положения

Реферат – это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

 

Цель

Реферат как форма промежуточной аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала обучающегося, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.

 

Требования к реферату

Автор реферата должен раскрыть заявленную тему, продемонстрировать умения проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.

1. При подготовке реферата использовать только тот материал, который отражает сущность темы.

2. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.

После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№ произведения по списку, стр.].

3. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.

4. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам данного вида.

5. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, страниц.

Требования к оформлению реферата

- Требования к оформлению: стандартный шрифт содержания - Times New Roman.

Размер - 14 пт. Интервал полуторный. Отступы – 1,25. Поля: верхнее поле – 10-30 мм, нижнее – 20-30 мм, правое – 15 мм, левое – 20-25 мм.

- Выравнивание текста по ширине.

- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом,

курсив, подчеркивание.

- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно выделять жирным шрифтом. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.

- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.

- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.

- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.

- Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».

- Номер страницы на титульном листе не проставляется!

- Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.

Оформление литературы:

Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- фамилия и инициалы автора;

- наименование;

- издательство;

- место издания;

- год издания;

- страницы.

В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Критерии оценки реферата:

- Актуальность темы

- Соответствие содержания теме

- Глубина проработки материала

- Правильность и полнота использования источников

- Соответствие оформления реферата стандартом.

 

На «отлично»:

1. присутствие всех вышеперечисленных требований;

2. знание изложенного в реферате материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы;

3. присутствие личной заинтересованности в раскрываемой теме, собственная точка зрения, аргументы и комментарии, выводы;

4. умение свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы, по теме реферата;

 

На «хорошо»:

1. мелкие замечания по оформлению реферата;

2. незначительные трудности по одному из перечисленных выше требований.

 

На «удовлетворительно»:

1. тема реферата раскрыта недостаточно полно;

2. неполный список литературы и источников;

3. затруднения в изложении, аргументировании.

 

Содержание реферата

1. Титульный лист - должен содержать наименование учреждения, в котором выполнялся реферат, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. руководителя, год написания, тема, наименование кафедры.

2. В реферате в обязательном порядке должно быть представлено:

Введение (не более 2-3 стр.), где отражены: цели и задачи работы; основной замысел

Основная часть (10-15 стр.), обусловлена задачами исследования.

Заключение (заключительные выводы: 1,5-2 стр.).

3. Список литературы.

4. Приложения (таблицы, графики, схемы – при необходимости).

 

III. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ УСТНОГО ЗАЧЕТА

1. Сущность и назначение дисциплины «Деловые и научные коммуникации».

2. Охарактеризуйте особенности научной коммуникации.

3. Классификация видов коммуникации.

4. Коммуникационные барьеры.

5. Основная тактика при прохождении собеседования.

6. Отношения с коллегами, подчиненными, руководством.

7. Охарактеризуйте правила общения по телефону и другим электронным средствам связи.

8. Правила ведения деловой беседы. Речевой этикет.

9. Охарактеризуйте особенности публичного выступления.

10. Охарактеризуйте требования к деловой письменной речи.

11. Понятие рабочей группы. Профессиональная зрелость рабочей группы.

12. Охарактеризуйте стили руководства и типы отношений в системе «руководитель - подчиненный».

13. Охарактеризуйте роль руководителя в становлении коллектива.

14. Современные теории конфликтов.

15. Охарактеризуйте межличностные конфликты и способы их предотвращения.

16. Подготовка и проведение переговоров. Охарактеризуйте тактику ведения переговоров.

17. Психологические типы деловых собеседников и тактика поведения с ними.

18. Стратегия поведения при конфликте.

19.Социальные стереотипы, их роль в организации делового общения.

20. Охарактеризуйте ролевое поведение в деловом общении.

21. Охарактеризуйте основные схемы восприятия.

22. Назовите ошибки восприятия и пути их преодоления.

23. Проблема самоподачи в деловых отношениях.

24. Назначение делового этикета.

25. Национальные особенности в деловых коммуникациях.

26. Электронная коммуникация. Сущность, особенности и функции электронной коммуникации.

27. Эффективное слушание.

28. Эффективное собеседование.

29. Охарактеризуйте роль этики в деловых коммуникациях.

 

IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Папкова, О. В. Деловые коммуникации: Учебник / Папкова О.В. - Москва:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.:. - ISBN 978-5-16-100641-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/566178

2. Пивоваров, А. М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: учеб. пособие / А.М. Пивоваров. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 145 с. — (Высшее образование: Магистратура). — https://doi.org/10.12737/22228. - ISBN 978-5-16-102244-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/672802   

3. Научные коммуникации: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 204 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08934-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/426757

Дополнительная литература:

1. Стратегия сложных переговоров: учеб. пособие / А.Г. Рыбкин, О.К. Эмих. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 260 с. — (Высшее образование: Магистратура). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b309d10b97501. 55398051. - ISBN 978-5-16-106416-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/952392

2. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография / под науч. ред. Т.Н. Колокольцевой, О.В. Лутовиновой. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 328 с. - ISBN 978-5-9765-1310-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1034255

3. Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов / Н. В. Войтик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09922-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/428947

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Деловые и научные коммуникации»

тема: ___________________________

Выполнил:

Студент группы: ______________

факультета___________________

ФИО ________________________

 

Проверил:

_____________________________

 

Воронеж 20____

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

ДЕЛОВЫЕ И НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Методические указания

для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы

для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика,

направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

 
ВОРОНЕЖ -2020


 


Кожевникова И.Г. Деловые и научные коммуникации. Методические указания для подготовки к практическим занятиям, организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит/ И.Г. Кожевникова. – Воронеж: Воронежский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2020. - 35 с.

 

 

Методические указания для подготовки к практическим занятиям и организации самостоятельной работы для обучающихся по направлению по направлению подготовки 38.04.01 Экономика направленности (профиля) Бухгалтерский учет, анализ и аудит направлены на формирование у обучающихся представления о культуре деловой речи и способах достижения эффективности речевой коммуникации в деловой сфере, ознакомление с основами психологии и этики делового общения, актуальными для формирования навыков деловой и научной коммуникации, а так же анализ речевой ситуации, построение речи (устной или письменной) в соответствии с выбранным функциональным стилем. Методические указания включают в себя практические материалы для проведения занятий по курсу «Деловые и научные коммуникации», рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации и материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

 

 

Сведения об авторе:

Кожевникова И.Г. – д.филол.н., доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

 

         

 

Переутверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин протокол № 10 от «23» мая 2020 г.

 

Рекомендовано к использованию в учебном процессе Методическим советом Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, протокол № 5 от 26.05.2020 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение………………………………………………………………... 4
I. Планы практических занятий и методические рекомендации по темам дисциплин………………………………………………………. 6
II. Самостоятельная работа обучающихся………………………………. 23
III. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену………... 27
IV. Рекомендуемая литература……………………………………………. 28
  Приложение 1…………………………………………………………... 29

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный менеджер, руководитель-лидер, предприниматель обязательно должен владеть знаниями которые помогут понимать, а значит прогнозировать поведение деловых партнеров и других окружающих людей. Применение таких знаний на практике помогут наладить и поддержать длительные деловые отношения.

Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от эффективности деловых коммуникаций.

Деловые и научные коммуникации – являются самыми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.315 с.)