Чёткое произношение почти всех звуков родного языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чёткое произношение почти всех звуков родного языка.



Младшая группа.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 3-4 лет.

“В данной возрастной группе с детьми отрабатывают

Чёткое произношение почти всех звуков родного языка.

Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и

Сонорные (р, л) звуки, наиболее трудные для произношения ”.

Валентина Викторовна Гербова.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Коммуникация».

 

Развитие звуковой культуры речи.

 

Задачи.

& Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э), некоторые согласные звуки (п — 6 — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).

& Развивать моторику речедвигательного аппарата детей, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков.

& Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность.

& Формировать умение детей отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Перспективный план

«Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».

Месяц Звук Деятельность.

Январь

Н Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей.
М Игровое упражнение «Мышата». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.
П Игровое упражнение «Пингвинята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей.

Февраль

Б

Игровое упражнение «Музыка». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Речевая ситуация «У бабушки». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь" в предложениях. Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, память детей.
К Игровое упражнение «Котята». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей.
Г Игровое упражнение «Гуси». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.

Март

Т Игровое упражнение «Гвозди». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами.
Д Игровое упражнение «Дятел». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
  Игровое упражнение «Барабан». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
В Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами.

 

Месяц Звук Деятельность.

Апрель

Ф

Игровое упражнение «Ёжик». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.

С

Игровое упражнение «Степь». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Иголочка». Укреплять мускулатуру языка. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.
Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук С». Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "с", "сь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.

Май

З

Игровое упражнение «Зуделка». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «з». Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Речевая ситуация «Забава и Зина». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.
Ц Игровое упражнение «Лошадка». Задачи. Познакомить детей с упражнением «Лошадка». Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Упражнять детей в произнесении звука «ц», в изменении темпа речи. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.

 

Диагностическое задание. Игра «Что нарисовано на карточке» Задача. Выявить умение детей произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
Диагностическое задание. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота» Задачи. Выявить умение детей отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

 

 

Январь

 

Согласные звуки. Звук Н.

Игровое упражнение «Ниф, Наф, Нуф».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Варенье». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "н", "нь". Развивать внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Варенье"», «Ниф, Наф, Нуф».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».

— Дети, вы любите варенье? (ответы детей).

— Язычок вареньем понарошку угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы.

Педагог показывает, дети выполняют задание.

Хвостик язычок поднял,

губу верхнюю обнял.

Раз, два, три, четыре, пять,

очень весело играть.

Ох, и вкусное варенье,

жаль осталось на губе!

Что тут долго рассуждать,

губы надо облизать.

Повторить упражнение 5-6 раз

 

Согласные звуки. Звук М

Игровое упражнение «Мышата».

Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "м", "мь". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Варенье"», «Мышата».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Варенье"».

— Дети, Язычок вареньем угощает, губки облизать предлагает. Улыбнёмся, откроем рот. Закроем широким языком верхнюю губу. Слижем языком варенье с верхней и нижней губы. Педагог показывает, дети выполняют задание.

Хвостик язычок поднял,

губу верхнюю обнял.

Раз, два, три, четыре, пять,

очень весело играть.

Ох, и вкусное варенье,

жаль осталось на губе!

Что тут долго рассуждать,

губы надо облизать.

Повторить упражнение 5-6 раз

 

Согласные звуки. Звук П.

Игровое упражнение «Пингвинята».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Блинчик». Развивать артикуляционный аппарат детей. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Упражнять детей в чётком произношении звуков "п", "пь" в словах. Развивать внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Блинчик"», «Пингвинята».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».

— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно.

Педагог показывает, дети выполняют задание.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Широкий язык на губу положили,

в блинчик его превратили.

Широкий язык блин напоминает,

на окошке остывает.

Один, два, три, четыре, пять.

Отдыхаем! Блинчик убираем.

Повторить упражнение 5-6 раз

 

Согласные звуки. Звук Б.

 

Игровое упражнение «Музыка».

Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "б", "бь". Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Блинчик"», «Музыка».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».

— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно.

Педагог показывает, дети выполняют задание.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Широкий язык на губу положили,

в блинчик его превратили.

Широкий язык блин напоминает,

на окошке остывает.

Один, два, три, четыре, пять.

Отдыхаем! Блинчик убираем.

Повторить упражнение 5-6 раз

 

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Блинчик"».

— Дети, Язычок в блинчик играет, нас приглашает. Улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу и удерживаем его неподвижно.

Педагог показывает, дети выполняют задание.

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Широкий язык на губу положили,

в блинчик его превратили.

Широкий язык блин напоминает,

на окошке остывает.

Один, два, три, четыре, пять.

Отдыхаем! Блинчик убираем.

Повторить упражнение 5-6 раз

Вопросы к детям.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением из текста чистоговорки, чётко произносили звук «б». Если ребёнок отвечает одним словом, педагог сам произносит фразу и просит ребёнка повторить её.

— Дети, кто был у бабушки? (Был у бабушки баран).

— Что делал баран? (Бил он бойко в барабан).

— Кто плясал? (И плясали бабочки).

— Где плясали бабочки? (Под окном у бабушки).

Педагог ещё раз читает чистоговорку.

Был у бабушки баран.

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

— Дети, чистоговорку, пожалуйста, повторите, слова чётко говорите.

  Желающие дети читают чистоговорку, при необходимости педагог подсказывает слово, обращает внимание на чёткое произнесение звука «б».

— Очаровательно, дети! Чистоговорку читали, слова чётко повторяли.

 

 

Согласные звуки. Звук К.

 

Игровое упражнение «Котята».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Котёнок». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "к", "кь". Развивать внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Котёнок"», «Котята».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Котёнок"».

Язычок по улице гулял,

и котёнка увидал.

Котёнок молоко лакает,

язычок туда-сюда мелькает.

Мы в котят играем,

молоко лакаем.

— Дети, в котят вас превращаю, молока предлагаю. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язычок, и спрячем его. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

 

Согласные звуки. Звук Г.

 

Игровое упражнение «Гуси».

Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "г", "гь". Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Котёнок"», «Гуси».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Котёнок"».

Язычок по улице гулял,

и котёнка увидал.

Котёнок молоко лакает,

язычок туда-сюда мелькает.

Мы в котят играем,

молоко лакаем.

— Дети, в котят вас превращаю, молока предлагаю. Улыбнёмся, откроем рот. Покажем широкий язычок, и спрячем его. Педагог показывает, дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

 

Согласные звуки. Звук Т.

Игровое упражнение «Гвозди».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Гвозди». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «т», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Обогащать речь детей новыми словами.

Игровой материал: картинка «Упражнение "Гвозди"».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Гвозди"».

— Дети, что такое гвозди? (ответы детей).

— Гвозди – это железные палочки, с одной стороны острые, с другой стороны у гвоздя шляпка. Дети, чем забивают гвозди в стену? (ответы детей).

— Молоток – инструмент, которым ударяют по гвоздю. А вот нашему Язычку молоток не нужен. Язычок ремонт затевает, нас на помощь приглашает. Дети, а вы умеете забивать гвозди? (ответы детей).

— Только гвозди у нас не простые, а волшебные. Забивать гвозди мы будем нашим язычком.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «т» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).

Улыбнёмся, рот открываем,

упражнение начинаем.

Язычок широкий на помощь позвали.

за зубками бугорки отыскали.

По бугоркам языком ударяем.

словно гвозди забиваем.

Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.

Гвозди наши хороши,

ты работай, не спеши.

Т-т-т, т-т-т, т-т-т, т-т-т.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Повторить 2-3 раза. Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.

— Дети, большие гвозди забиваем, не спеша ударяем. Т. Т. Т.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.

— Дети, маленькие гвозди забиваем, быстро-быстро ударяем. Т-т-т-т-т-т-т-т.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «т», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.

— Восхитительно, дети! С Язычком поиграли, гвозди забивали.

 

 

Согласные звуки. Звук Д.

 

Игровое упражнение «Дятел».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Дятел». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной скоростью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.

Игровой материал: картинка «Упражнение "Дятел"».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Дятел"».

— Дети, дятел это кто? (ответы детей).

— Дятел – это птица. Язычок за дятлом наблюдает, песню дятла повторяет. Д-д-д. Д-д-д. Язычку, дети помогаем, песню дятла напеваем.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звук «д» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).

Улыбнёмся, рот открываем,

упражнение начинаем.

Язычок широкий на помощь позвали.

за зубками бугорки отыскали.

По бугоркам языком ударяем.

песню дятла повторяем.

Д-д-д, д-д-д, д-д-д, д-д-д.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Повторить 2-3 раза. Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.

— Дети, большой дятел не спеша ударяет, Язычок за ним повторяет. Д. Д. Д.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.

— Дети, маленький дятел быстро-быстро ударяет, Язычок за ним повторяет. Д-д-д-д-д-д.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», соблюдали ритм, скорость произнесения звука.

— Здóрово, дети! С Язычком поиграли, дятлу подражали.

 

Игровое упражнение «Барабан».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Барабан». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «д», в произнесении звука с разной громкостью. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.

Игровой материал: картинка «Упражнение "Барабан"».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Барабан"».

— Дети, барабан – это что? (ответы детей).

— Барабан – это музыкальный инструмент. Барабаны разные бывают, по-разному играют. Язычок на своём барабане играет, по бугоркам ударяет.

 (Улыбнёмся, откроем рот. Широким кончиком языка ударяем о бугорки верхних зубов с внутренней стороны. Звуки «да» произносим так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Подставим ко рту ладошку).

Улыбнёмся, рот открываем,

упражнение начинаем.

Язычок широкий на помощь позвали.

за зубками бугорки отыскали.

По бугоркам языком ударяем.

на барабане весело играем.

Да-да-да, да-да-да, да-да-да.

Звонко барабан наш играет,

да-да-да, да-да-да, повторяет.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Повторить 2-3 раза. Педагог контролирует, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.

— Дети, большой барабан громко играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог громко, сохраняли ритм звукоподражания.

— Дети, маленький барабан тихо играет, Язычок за ним повторяет. Да-да-да, да-да-да.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «д», произносили слог тихо, сохраняли ритм звукоподражания.

— Замечательно! Молодцы! С Язычком поиграли, барабану подражали.

 

 

 

Согласные звуки. Звук В.

Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук В».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Массаж языка». Развивать артикуляционный аппарат детей. Упражнять детей в чётком произношении звуков "в", "вь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Дети. Звук В».

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».

— Дети, Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл,

Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.

Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.

Вот он губы повстречал и с губами поиграл:

Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.

Язычок наш отдыхает, снова массаж языка повторяет.

Педагог показывает, затем объясняет упражнение.

— Дети, улыбнёмся, откроем рот. Положим широкий язык на нижнюю губу. По широкому языку постучим зубами. Затем удерживаем широкий язык в спокойном положении на нижней губе. Широкий язык пошлёпаем губами. Педагог показывает. Дети выполняют задание. Повторить 5 раз.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Дети. Звук В».

— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v У Вали валенки?

v У Вени ветка?

v У Вики венок?

v У Вовы вата?

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «в», произносили фразу с нужной интонацией.

— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v Валенки у Вали на ногах!

v Ветка у Вени в руке!

v Венок у Вики на голове!

v Вата у Вовы на ладошке!

 

— Великолепно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.

 

 

Апрель

 

Согласные звуки. Звук Ф.

 

Игровое упражнение «Ёжик».

Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звука "ф". Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Ёжик».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».

— Дети, Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл,

Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.

Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.

Вот он губы повстречал и с губами поиграл:

Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.

Язычок наш отдыхает, снова массаж языка повторяет.

Педагог показывает, Дети выполняют задание. Повторить 5 раз.

 

Педагог обращает внимание детей на картинку «Ёжик».

— Дети, в лесу жил ёжик по имени Фуф-ты. Он всё время пел песенку: Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети повторим песенку ёжика. Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу. Дети отвечают хором и поочерёдно.

— Дети, я о ёжике рассказ начинаю, вашей помощи ожидаю. Песенку ёжика повторяйте, рассказ мой украшайте.

Педагог рассказывает, останавливаясь, когда нужно вставить песенку ежа. Дети хором повторят песенку ежа.

— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине листок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).

— Маленький ёжик – четверо ножик, на спине грибок несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).

— Маленький ёжик – четверо ножик, яблоко несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).

— Маленький ёжик – четверо ножик, шишку несёт, песенку поёт. … (Фуф – ты, фуф – ты, фуф – ты, фу).

При необходимости педагог может повторить рассказ. Песенку ёжика дети повторяют поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф».

— Потрясающе! Дети, рассказ сочиняли, песенку ёжика правильно повторяли.

 

 

 

Речевая ситуация «Запомни и повтори. Звук Ф».

Задачи. Упражнять детей в чётком произношении звуков "ф", "фь" в словах и предложениях. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат детей, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Массаж языка"», «Дети. Звук Ф».

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Массаж языка"».

— Дети, Язычок гулять пошёл, молоточки он нашёл,

Молоточки застучали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш подковали: Та-та-та, та-та-та.

Язычок наш отдыхает, никуда не убегает.

Тихо, мирно он лежит, никуда он не спешит.

Вот он губы повстречал и с губами поиграл:

Пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя, пя-пя-пя.

Язычок наш отдыхает, снова массаж языка повторяет.

Педагог показывает. Дети выполняют задание. Повторить 5 раз.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Дети. Звук Ф».

— Дети, Язычок за детьми наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v У Фени фасоль?

v У Феди финики?

v У Федота фикус?

v У Фомы фиалка?

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.

— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v Фасоль у Фени!

v Финики у Феди!

v Фикус у Федота!

v Фиалка у Фомы!

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «ф», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.

 

— Превосходно, дети! С Язычком поиграли, предложения повторяли.

 

 

Согласные звуки. Звук С.

 

Игровое упражнение «Степь».

Задачи. Познакомить детей с упражнением «Иголочка». Укреплять мускулатуру языка. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Иголочка"», «».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».

— Дети, Язычок играет, иголочку изображает. Педагог показывает упражнение.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем три секунды. Убираем язычок, закрываем рот).

Дети, волшебство начинаем,

фокусы совершаем.

Широкий язык

на губу положили.

Затем в тонкую иголку

его превратили.

Иголочку всем показали,

Раз, два, три! Убираем.

Дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

 

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».

— Дети, Язычок играет, иголочку изображает. Педагог показывает упражнение.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем три секунды. Убираем язычок, закрываем рот).

Дети, волшебство начинаем,

фокусы совершаем.

Широкий язык

на губу положили.

Затем в тонкую иголку

его превратили.

Иголочку всем показали,

Раз, два, три! Убираем.

Дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Птицы. Звук С».

— Дети, Язычок за птицами наблюдает, удивительное замечает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с вопросительной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v У сокола соколята?

v У совы совята?

v У гуся гусята?

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.

— Отлично! Молодцы, дети! Язычок новые предложения предлагает, повторить приглашает. Предложение, пожалуйста, за Язычком повторите, интонацию сохраните.

Педагог произносит предложение с восклицательной интонацией, ставя логическое ударение на выделенные слова. Дети повторяют каждое предложение хором и поочерёдно.

v Соколята у сокола!

v Совята у совы!

v Гусята у гуся!

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «с», произносили фразу с нужной интонацией. При необходимости, педагог повторяет фразу и просит ребёнка произнести правильно.

 

— Отлично, дети!  С Язычком поиграли, предложения повторяли.

 

 

 

 

Май

 

Согласные звуки. Звук З.

 

Игровое упражнение «Зуделка».

Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «з». Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Иголочка"», «Зуделка». Волшебная палочка.

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».

— Дети, Язычок играет, иголочку изображает. Педагог показывает упражнение.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем три секунды. Убираем язычок, закрываем рот).

Дети, волшебство начинаем,

фокусы совершаем.

Широкий язык

на губу положили.

Затем в тонкую иголку

его превратили.

Иголочку всем показали,

Раз, два, три! Убираем.

Дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Зуделка».

Вот комар летит,

Он звенит, он зудит.

Ззззззззззззззззззззз.

Язычок в зубы упираем,

Звонко зудеть начинаем.

Ззззззззззззззззззззз.

 

— Дети, в комаров вас превращаю, зудеть предлагаю. Педагог взмахивает волшебной палочкой.

— Комары, звонко-звонко звените, долго – долго зудите. Дети все вместе зудят.

— Замечательно! Тише, тише, тишина! Комары по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя зудеть попрошу. Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук «з».

— Замечательно! Молодцы, дети! В зуделку играли, звонко звенеть не забывали.

 

 

 

Речевая ситуация «Забава и Зина».

Задачи. Упражнять детей в произнесении звука «з» в словах и предложении. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить с нужной интонацией. Обогащать речь детей новыми словами. Развивать артикуляционный аппарат, внимание и память детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Иголочка"», «Забава и Зина».

Разговор.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».

— Дети, Язычок играет, иголочку изображает. Педагог показывает упражнение.

(Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем три секунды. Убираем язычок, закрываем рот).

Дети, волшебство начинаем,

фокусы совершаем.

Широкий язык

на губу положили.

Затем в тонкую иголку

его превратили.

Иголочку всем показали,

Раз, два, три! Убираем.

Дети выполняют задание. Повторить 3-4 раза.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Забава и Зина».

— Дети, я хочу вас познакомить с двумя девочками. Зовут их Забава и Зина. У Забавы платье золотое, а у Зины – зелёное. У Забавы мимозы, а у Зины – козы. У Зины коза, зовут её Егоза.

Вопросы к детям.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопросы словами текста, чётко произносили звук «з». Дети отвечают поочерёдно. При необходимости педагог произносит полный ответ, а ребёнок повторяет.

— Дети, как зовут девочек? (Забава и Зина).

— Дети, какое платье у Забавы? (У Забавы платье золотое).

— Какое платье у Зины? (У Зины – зелёное).

— Дети, что растёт у Забавы? (У Забавы мимозы).

— Кто живёт у Зины? (У Зины – козы).

— Дети, как зовут козу Зины? (У Зины коза, зовут её Егоза).

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.28 с.)